Природа-чудесница
методическая разработка (5 класс) по теме

Внеклассное  мероприятие экологической направленности для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda-chudesnica.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Природа – чудесница»

Оформление: щит с изображением леса, поля, реки, на переднем плане дети.

                        Плакаты с изречением о природе:

  1. «Сохраняй чистоту вод, заботься о реках, колодцах и родниках».
  2. «Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением».
  3. «Защити всё живое».
  4. «Учись понимать природу, стань её другом и защитником».

Звучит музыка «Край родной».

Вед.: * Планета, на которой мы живём, называется «Земля». Слово «Земля» на латинском языке означает «светлая, светящаяся, прозрачно-голубая», поэтому наше планету ещё называют «Голубая планета Земля».

* А ведь действительно, ничего нет ценнее чистого воздуха, чистой реки, чистого леса, зеленого чистого поля. Из них то и состоит наша планета.

* Так же нашу планету называют «большим домом человечества». И это, действительно, очень большой дом. На нашей планете живёт более 5 миллиардов человек разных национальностей.

* И у каждого человека есть своя Родина – место, где он родился,  провел свое детство. Очень проникновенно сказала о Родине наша местная поэтесса, учительница из Сергиевки Н.Пашкина:

Светлеет даль и проступает взгорье,

Уходит прочь ночная темнота

И оживает  в утреннем просторе

В рассветный час земная красота!

Вдали река белеет лентой узкой

И переходит в голубую нить

Мне без земли раздольной этой, русской,

В краю чужом, я знаю, не прожить!

 * Чтобы любить свой край, его нужно ещё и хорошо знать.  И на сегодняшнем  нашем празднике Природы, который будет проходить  в виде игры-путешествия по станциям, мы выясним, хорошо ли вы знаете свой край.

Всего у нас с вами будет 6 станций:

  1. «Лесная»;
  2. «Луговая»;
  3. «Речная»;
  4. «Музыкальная»;
  5. «Загадка»;
  6. «Спортивная».

1 станция – станция «Лесная».

* Трудно найти человека, который бы не любил лес. Лес красив во все времена года – и ранней весной, когда появляются первые цветы, а деревья одеваются нежной зеленью; и жарким летом, когда он дарит нам свою прохладу и тишину; и осенью, когда от его великолепия  захватывает дух; и снежной зимой, когда он стоит строгий и торжественный. И первая станция так и будет называться «Лесная». На этой станции вам нужно будет ответить на вопросы, которые вы можете взять у судьи. Также выполнить одно практическое  задание, которое вам даст судья (правильно определить какому дереву принадлежат листья).

Вопросы:

  1. О каком дереве говорят:  «Стоит дерево – цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – тьмы свет, третье – дряхлых пеленанье, четвертое – людям колодец?».
  2. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними?  /потому что они моложе/.
  3. Древесина, какого дерева очень прочная и устойчива против гниения?
  4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле? /мало или совсем нет света/
  5. Что можно использовать в лесу для заварки чая?  /земляника, малина, зверобой, смородина, костяника, мята/
  6. Какой лес шумит, а какой шелестит?  /хвойный – шумит, лиственный – шелестит/
  7. Что будет с планетой Земля, если исчезнут все леса? /превратится в безжизненную луну/
  8. Сколько лет понадобится ели, чтобы переодеться полностью, т.е. чтобы сменить старые иглы на новые?  /9 лет/
  9. Какие медоносные деревья вы знаете?  /ольха, ива, клен, груша, яблоня, липа, белая акация/
  10. Из какого растения в сказке Андерсена принцесса Элиза, чтобы спасти своих братьев, сплела рубашки?  /из крапивы/
  11. Из какого растения русские варят щи, делают мешки, в Европе делали ткани и сита для процеживания меда и просеивания муки, рыболовы Камчатки плели сети, на Сахалине изготовляли рыболовные снасти, веревки, канаты, шпагаты, грубые ткани?  /из крапивы/
  12. Про какое растение говорят, что он второй хлеб?  /картофель/
  13. Какому из сорных растений Америки суждено было стать очень важной сельскохозяйственной культурой в Европе, которое в Европу было завезено как цветок, похожий на солнце?  / подсолнух/
  14. Цветами, какого ныне распространенного растения, царские особы украшали свои костюмы?  /картофеля/
  15. Какое растение помогает долгое время, сохранить свежесть рыбы рыбаку и которое практически у него всегда под рукой?   /крапива/

Вед.:  Следующая станция «Загадка».

          Уже по названию станции вы понимаете, что за задания вы должны выполнять. Загадки, говорят, ум точат. И появились они тоже в связи с охотой в лесу. В далекие времена люди верили в волшебную силу леса. А в лесу водится много всякой нечисти – это и ведьмы, и лесовики, и русалки, и лешие. И вот, чтобы никто и ничто не помешало охоте, люди стали говорить загадками, т.е так, чтобы было непонятно всей лесной нечисти. Например, «Шел я по топ-топу. Навстречу мне барах-тах-та. Если бы не мух-тах-та, заломала бы меня барах-тах-та». В переводе это означает – «Шел я по лесу. Навстречу мне медведь. Если бы не собака Мухта, заломал бы медведь охотнику позвоночник.»

Загадки:

  1. Шли  плотники без топоров, срубили избу без углов   /муравьи/.
  2. В красном тельце -  каменное сердце  /вишня/.
  3. Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя   /болото/.
  4. Сани бегут, оглобли стоят /река, берега/.
  5. В темной темнице

      Красные девицы

      Без нитки, без спиц

      Вяжут вязеницы     /соты, улей, пчелы/

6.   Весной зеленели

      Летом загорали

      Осенью надели

      Красные кораллы      /рябина/.

7.   Весной веселит,

      Летом холодит

      Осенью питает,

      Зимой согревает      /дерево/.

8.   Все паны поскидали кафтаны

      Один пан не снял кафтан      /хвойное дерево/

9.   Я на розу не похожа.

      У моего цветка берёт

      Пчёлка самый вкусный мёд /липа/

10. Два братца в воду глядятся

      В век не сойдутся    /берега/

11. На бору, на яру

      Стоит мужичок

      Красный колпачок     /мухомор/

12. Малые детки

      Сидят на ветке

      Как подрастут –

      На землю спрыгнут     /орехи, желуди/

13. Стоит Егорка

      В красной ермолке

      Кто не пройдет –

      Всяк поклон отдает    /земляника/

Задание 2.

      * Люди издавна наблюдали за явлениями природы (дождь, снег, гром, молнии, ветер),  а наблюдая, делали выводы: каким по приметам будет год, день, месяц. До сих пор вы слышите, как бабушки говорят, какой будет  год – плохой или хороший, урожайный или нет. В этом конкурсе команды должны написать на листочках приметы. Какая команда больше знает примет. А также команды должны разгадать кроссворд или составить кроссворд со словом ПРИРОДА.

         Пока команды работают, мы поиграем с болельщиками. С ними мы будем проводить конкурс «Эрудит». В конце игры мы выявим эрудита, который будет награжден.

Вопросы для «Эрудита»:

  1. Какое растение было первым хлебом в Европе и Азии, известное по археологическим раскопкам?  /ячмень/
  2. Какой природный строительный материал нашего района вы знаете?  /песок, глина, мел/
  3. Про какое растение говорится в этом стихотворении?

      «А блестящие початки

      Налилися сладким соком

      Засверкали из подсохших,

      Разорвавшихся покровов…»    /кукуруза/

  1.  А как ещё называли кукурузу?   /мамалыга, маис/
  2.  Х.Колумб записал у себя в дневнике:  «Впервые видел зерно, называемое маисом. Это растение играет большую роль в питании человека и животных».  О каком растении писал Колумб?   /кукуруза/

Вед.:  Станция «Речная».

          Вода питает Землю. Все знают, что без воды нет жизни. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете Речной мир, его обитателей, его растительный мир. На столе перед командами карточки-задания, на которых напечатаны вопросы. Какая команда быстрее и правильнее ответит на вопросы, та и выиграет.

Вопросы:

  1. Какие реки протекают по нашему району?   /Баланда, Терса, Щелкан, Медведица/
  2. Назовите имеющиеся у нас озёра?  /Бобровое, Подгорное, Тростовое, Лебяжье/
  3. Назовите примерно глубину наших рек и озер?  /озера – 1-3 м, реки – 0,5-1,5 м –средняя глубина, в омутах глубже/
  4. Назвать обитателей рек и водоёмов.  /Бобры, лебеди, журавли, цапли, норки, ондатра, гуси, утки, чайка/.
  5. Назвать имеющихся у нас рыб.   /Щука, окунь, карп, ёрш, сом, толстолобик, язь, подлещик/.
  6. Назвать водную растительность.  /Ряска, водоросли, кувшинка, лилия, камыши/

Вед.:  Пока команды работают, вопросы для эрудитов:

  1. Для чего вдоль реки сажают деревья? /чтобы не размывало берега/
  2. Какие деревья растут вдоль реки? /ольха, ива, ветла, черемуха – эти деревья очищают воду/
  3. Какое земноводное очищает воду? /лягушка-жерлянка/

Шуточные вопросы:

  1. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются  /лилии, кувшинки/.
  2. Для чего рыбе хвост?  /это руль/
  3. В воде играет – на земле умирает?  /рыба/
  4. Кто поёт воздушными пузырями?   /лягушки/

Вед.: А теперь практическое задание. Нужно не касаясь руками, а держа удочку в одной  руке – поймать рыбу и правильно назвать пойманную рыбу.

Станция «Музыкальная».

Вед.: Петь любят все. И есть очень много песен о природе. А вот знаете ли вы их, мы сейчас проверим. Команда может петь вместе с болельщиками.

  1.  Какая из команд знает больше песен о природе.
  2. Сейчас будут проигрываться отрывки мелодий песен. Кто быстрее и правильно назовет  название песни.
  3. А сейчас, какая команда назовет больше слов, связанных с природой, где была бы музыкальная нота.  / Например, река, мимоза, фасоль, подорожник и т.д./

Болельщики – песенный конкурс.

Вед.: А сейчас жюри подскажет нам, какая команда лидирует. Пусть остальные команды не обижаются, у них еще есть шанс.

Станция «Луговая».

Вед.: Луг – это зеленая трава.  Луг – это разнообразие цветов.  Луг – это бабочки, стрекозы, птицы, насекомые. И если ляжешь в траву, увидишь удивительный мир: вот  снующие туда-сюда муравьи, а это гудящие над пахучим цветком  пчелы и толстые шершни, а это состязающиеся в прыжках кузнечики, а это птицы, приглашающие спать – и это все луг.

Вопросы на быстроту /какая из команд быстрее ответит/:

  1. Лист какого лугового растения заменит бинт и йод? /подорожник/
  2. Какой цветок называют «горящим цветком?»  /адонис/
  3. Назовите луговую птицу, которая всех укладывает спать?  /перепелка/
  4. Какое растение обещает убить зверя?  /зверобой/
  5. Какие цветы варят и едят? /розу, цветную капусту/
  6. Какое лекарственное растение появляется ранней весной и притом без листьев? /мать - и – мачеха/
  7. Какой зверек работает под землей 14 часов в сутки?   /крот/
  8.  Убивает ли зверей трава «зверобой»?  /нет – это лекарственное растение/
  9. Жадный и вороватый зверек из отряда грызунов?   /хомяк/
  10. Про какое насекомое говорят:»совсем как человечек, коленками назад»?  /кузнечик/
  11. Какое насекомое стало героиней сказки Чуковского?  /муха/
  12. Какая пташка первой встречает солнце? /зарянка/
  13. Про какую птицу говорят, что она приносит весну?  /жаворонок/

Вед.:  А сейчас команды должны взять листы, на которых наклеены полевые растения, определить их и подписать. А мы пока опять займемся поисками самого умного эрудита.

Вопросы для эрудитов:

  1. По некоторым растениям на лугу можно определить какие элементы содержатся в почве  /где растут фиалки – содержится хром/
  2. какие растения отпугивают и убивают насекомых?  /молочай, тысячелистник, полынь/

Ну вот, мы и добрались до станции «Спортивная».

Первое наше задание такое:

  1. Вы должны перебраться через болото. Вот эти колечки из бумаги – болотные кочки. Они  расположены на определенном расстоянии друг от друга. Какая команда быстрее переберется через это болото.

Второе задание:

  1. Перейти реку туда и обратно с ношей на голове дело нешуточное. Та команда, которая пройдет и не уронит узел ни разу – та и победительница.

Третье задание:

  1.  Какая команда быстрее переберется через овраг или пропасть на доске /положить на два куба доску/.

Вед.: Ну вот, мы и побывали на всех станциях. Сейчас слово за жюри.

          Пока жюри подводит итоги, мне хотелось бы прочитать вам стихи поэта Н.Куленко:

          Я в лес вхожу. Какая благодать!

          Спадает с сердца каменная глыба.

          И хочется всевышнему сказать:

          «О, Господи! За все тебе спасибо!

          За тишину спасибо, за покой.

          За родничок, что из-под дуба бьется,

          За то, что есть на свете край такой,

          Который просто Родиной зовется!»

Вед.: А сейчас слово для жюри.

Подведение  итогов, награждение.

Вед.: Природа  нам не жалеет ничего

          Даря свои бесценные дары

          А требует взамен лишь одного –

          Чтоб люди были только к ней добры!

До свидания, ребята, и помните наш наказ на всю жизнь!

«Что? Где? Когда?».

/Познавательная игра./

   Для игры дети должны почитать научно-познавательную литературу по теме «Мир растений и животных».

В игре принимают участие 4 команды.

Для разминки даются вопросы,  какая команда больше наберет очков, та первой начинает игру.

Вопросы.

  1. Какому животному посвящено целых два памятника? /Лягушке. На лягушках проводилось больше всего медицинских опытов. Они помогли сделать очень много важных открытий. Первый памятник в Сорбоне – Франция, второй в Токио – Япония./
  2. Какие насекомые видят красный цвет? /бабочки/
  3. Почему муравьи не боятся морозов? /В их организме на холоде образуется защитное вещество – глицерин(10% от общего веса). Этого количества достаточно, чтобы спасти их от мороза./
  4. Что делают некоторые животные, чтобы спасти своих детенышей от рахита?  /Применяют солнечные ванны. Например, лиса и барсук выносят детенышей из нор и держат на солнце, переворачивая с одного бока на другой./
  5. Какие растения появляются в тундре весной первыми, а осенью дольше других сохраняют зелень? /Морошка. Бывает, что она и под снег уходит зеленой./
  6. Есть в тундре птица, которая три раза в год меняет наряд. Кто она?  /Белая куропатка. Зимой -  белая, только брови ярко-красные; весной грудь и шея -  рыже-красные, а летом – пестрая./
  7. Какое животное может почесать свое ухо языком?  /Родственник жирафа – окапи. Длина языка 1,5 метра./
  8. Как вы считаете, зебра – это белое животное с черными полосами или черное с белыми полосами?  /Белое животное с черными полосами./
  9. Рыба с кукушкиными повадками. Возможно ли это?  /Да, к ним относятся плотвички, красноперки и другие карповые рыбки. Они откладывают свою икру в гнездо судака./

Блиц – вопросы:

  1. Какое растение называют цветиком солнца?  /подсолнух/
  2. Кто видит ушами?  /летучая мышь/
  3. Где у кузнечика уши?  /на передних ногах/

***********

  1. Все знают полосатых тигров. А бывают ли тигры другого цвета?  /да, белые/
  2. Молоко какого животного самое жирное?  /у кита, более 50% жира/
  3. Одному из животных  поставлен памятник в честь истребления. Кому?  /волку/

***********

  1. Другое название дикой розы?  /шиповник/
  2. Какая нить самая прочная в мире?  /паутина/
  3. Кого называют инженерами животного царства?   /бобров/

Вопросы:

  1. Как узнать, сколько лет рыбе?  /По чешуе. На каждой чешуйке есть кольца, как на деревьях. Подсчитав число колец, можно определить возраст. Например, белуга живет иногда до 100 лет, горбуша – 2 года./
  2. Какие большие птицы, живущие в нашей стране, занесены в Красную книгу? / Большие белые журавли – стерхи./
  3. Какой птице жители Бостона воздвигли в главном парке памятник?  /воробью – победителю гусениц./
  4. Древесина какого дерева крепка, как дуб?  /Груши./
  5. Говорят, что быка раздражает красный цвет. Так ли это?  /Быка раздражает само движение полотна, а какого она цвета неважно./
  6. У какого животного два языка?  / У лемура./
  7. Люди избегают встречи с такой рыбой, как электрический скат. Почему?  /Их  электрические органы производят серию электрических зарядов, опасных для жизни человека./
  8. Эта птица, как бы, напоминает писаря прежних времен, заложившего гусиное перо за ухо. Что это за птица?  /Секретарь./
  9. Летают ли рыбы? И если да, то почему?  / Ради собственного спасения. Когда рыбу преследует хищник, она внезапно выскакивает из воды и пролетает некоторое расстояние. От быстро плавающих врагов так гораздо легче спастись./
  10. Хамелеон прославился тем, что меняет свою окраску. Но он не единственное животное, которое может таким образом приспосабливаться. Некоторые рыбы тоже могут приближать свою окраску к цвету того места, где они находятся. Назовите хотя бы одну.  /Камбала./
  11. В некоторых тропических странах для ловли морских черепах используют рыб. Каким образом?  /с помощью рыбы – прилипалы. На хвост ей прикрепляют кольцо с длинной веревкой. Когда лодка подходит совсем близко к обнаруженной черепахе, рыбу бросают, и она прочно прилипает к ее панцирю./
  12. Могут ли рыбы говорить? /Говорить, как люди не могут, а вот каркать, хрюкать и издавать разные другие звуки – да, могут./
  13. Кто чемпион среди рыб по плаванию?  / Меч-рыба – 130км/ч, но только на коротких дистанциях (спринтер)./  
  14. Верно ли, что у рыбы могут быть только  два глаза?  /Нет. У берегов Южной Америки обитает единственная в своем роде рыба – у нее 4 глаза вместо двух. Эту рыбу называют четырехглазка./
  15. Какое насекомое видит вокруг себя, не двигая головой?   /Богомол – глаза круглые, состоят из мелких глазков, прижатых друг к другу. Эти глазки направлены во все стороны./
  16. Каким насекомым не нужны глаза?  / Это термиты или еще их называют «белые муравьи». Они едят дерево, очень прожорливы./
  17. Есть такое выражение – «муравьиные коровы». Кто это и почему их так называют?  /Это тля. Они сосут из растений соки, при этом выделяют на брюшке сладкую капельку – падь. Муравей-пастух слизывает эту капельку, наполняет зобик и бежит в муравейник, кормит голодных муравьев./
  18. Какому насекомому и за какие заслуги поставлен памятник?  /Кактусовому вредителю – кактобластику. Он способен в течение 1 года дать 500 тысяч гусениц, уничтожающих кактус./
  19. Пауков называют добрыми нашими соседями. Почему?   /Охотятся на вредных насекомых – мух, гусениц, комаров, бабочек./
  20. Существуют ли противопожарные деревья? Если да, то назовите хотя бы одно или два.  / Эвкалипт, баобаб, секвойя./