Химико-техническая эстафета «Металлы – основа промышленности»
методическая разработка по теме

Булатова Татьяна Витальевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия:Химико-техническая эстафета «Металлы – основа промышленности»

Цель: развивать интерес учащихся к предметам «химия» и «материаловедение», творческие способности учащихся, расширять кругозор учащихся, используя межпредметные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка
внеклассного мероприятия:
Химико-техническая эстафета
«Металлы – основа
промышленности»


Химико- техническая эстафета: «Металлы - основа промышленности»

Цель: развивать интерес учащихся к предметам «химия» и «материаловедение», творческие способности учащихся, расширять кругозор учащихся, используя межпредметные связи.

Ход мероприятия:

I        Вступительное слово преподавателя:

а) называет цель мероприятия,

б) объясняет ход мероприятия, его организацию.

В )Зачитывает девиз: «Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей». (1556 г. Георг Агрикола - немецкий ученый, впервые обобщивший опыт горно-металлургического производства.)         (Слайд 1)

II        Проведение мероприятия по «этапам»

1) Устная разминка:

-какое положение занимают металлы в периодической системе?

-каких элементов больше: металлов или неметаллов?

-какие физические свойства характерны для всех металлов?

2)»Угадай металл» (химические загадки.)

а)        Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер - переходный! (алюминий)

б)        Меня любит человек.

Мною назван целый век.

Я блестяща и рыжа.

Очень в сплавах хороша! (медь)

в)Какой металл болеет «чумкой» ?

г)        Какой тугоплавкий металл входит в состав современных кораблей и танков? Он очень пластичен: из 200 г его можно вытянуть проволоку длиной в 80 км (вольфрам)

д)        Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тысячи лет до н.э. Металл используется для получения типографических сплавов, изготовления пуль и дроби (свинец)

е)        о каком металле идет речь: «трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой метал, который был бы так связан с прошлым, настоящим, будущим человечества». (железо)

3. «Найди ошибку» (слайд 3)

Даны схемы.

Какая из двух схем написана неверно?

A) Be

Са

+4)2)2

+20)2)8)9)1

Б) Na

Al

 +11)2)8)1

+13)1)9)3

4. «Распознай своё» (слайд 4)

«Распознай своё»

А) Щелочные металлы: натрий, серебро, калий, литий, ртуть, рубидий.

_____________________________

Б) Щелочноземельные металлы: магний, цинк, стронций, ртуть, кальций, барий.

5. Работаем с минералами.

На столах находятся коллекции минералов. Подберите образцы, содержащие а)железо, б) медь.

A) Zn+HCI

Б) Fe+H2S04

Fe+CuS04

CuO+ h2so4

ZnO+HCI

NaOH+ H2S04

Ca(OH)2+HCI

Na+H20

7. Параллельно проводим «Литературную минутку»

Представитель каждой группы делает сообщение об одном из металлов, (слайд 6)

От 0,05 до 0,3% углерода - хорошо прокатывается

От 0,3 до 0,45% - делают валы и оси

От 0,5 до 0,7% - конструкционные

От 0,7 до 1,3% - инструментальные

8.        Занимательные опыты (химические свойства металлов)

Вопрос: какими свойствами обладают металлы?

а)        Взаимодействие с неметаллами (слайд 7)

б)        взаимодействие натрия с водой,

в)        опыт« золотой нож «

г)        взаимодействие кислоты с содой.
Дайте объяснение увиденным опытам.

9.        Заполните таблицу:

Металл, сплав

Инструменты, детали

Стали

Медь

Алюминий

Чугун

10. На столах находятся образцы инструментов и деталей. Дайте пояснение, на каком свойстве металлов основано их применение?

11. «Третий лишний»

В каждой строчке есть « третий лишний». Найдите его и объясните причину его несоответствия.

а)        чугун, сталь, бронза,

б)        магний, алюминий, калий,

в) резец, фреза, сверло

г)червячная передача, ременная передача, цепная передача

III. Подведение итогов мероприятия

а)        предлагает учащимся проанализировать мероприятие, отметив, что нового они узнали,
необходимы ли такие мероприятия, высказать мнение о работе своей группы.

б)        Жюри проводит подсчет баллов.

В) преподаватель предлагает учащимся выделить самого активного участника, г) вручаются небольшие призы.

Доклады

  1. Древнеримский ученый Плиний Старший писал в своей «Естественной истории»: «Железные рудокопи доставляют человеку превосходнейшее и зловреднейшее орудие. Ибо сим орудием прорезываем мы землю, сажаем кустарники, обрабатываем плодовые сады и, обрезая дикие лозы с виноградом .понуждаем их каждый год юнеть. Сим орудием выстраиваем дома, разбиваем камни и употребляем железо на все подобные надобности. Но тем же самым железом производим брани, битвы и грабежи и употребляем оное не только вблизи, но и мещем окрыленное вдаль, то из бойниц, то из мощных рук, то в виде оперенных стрел».
  2. Этот металл можно назвать фундаментом цивилизации. Наш век можно по - прежнему называть железным веком, т. К. и ныне на основе железа изготавливается не менее 90% всех конструкционных материалов. Первым железом, с которым познакомился человек, было метеоритное. Выплавлять его из руд научились много позже. Были времена, когда железо ценилось дороже золота, например, в «Одиссее» Гомера рассказывается, что победителю игр в награду вручали кусок золота и кусок железа. Железо сегодня - это гидроэлектростанции, каркасы зданий, кружева мостов, трубопроводы для воды, нефти, газа, автомобили, трактора, железные дороги. Это сердцевина всей индустрии —металлообрабатывающие станки, без которых не построить ни автомобиля, ни телевизора, ни космического корабля. Чистое железо, подобно золоту, не окисляется на воздухе. Однако оно не прочно. Все изделия, которые называются обычно железными, на самом деле изготовлены из стали и чугуна, т.е. из сплавов железа с углеродом. Напомню. Если углерода в железе от 0,05% до 0,3% ,то сталь хорошо прокатывается в листы, гнется, легко сваривается и режется огнем, но почти принимает закалки. Из стали , i которой от 0,3% до 0,45% углерода .делают, например, валы и оси, от 0,5% до 0,7% -рельсы. Такие стали называют конструкционными. Те же стали ,0которые содержат от 0,7% до 1,3% углерода, носят название инструментальных. Они прекрасно закаливаются, становясь необычайно твердыми. Если углерода больше 2%, это уже не сталь, а чугун. Чугуны имеют очень много применений : из них отливают станины станков, корпуса двигателей. Так как чугун очень хорошо заполняет литейную форму, из него отливают ограды парков всевозможные скульптуры.

Доклад 3

Первый летающий

Такое название получил алюминий. Он самый распространенный металл в природе. Алюминий - хороший проводник тепла и электричества. Поэлектропроводности он уступает только серебру, меди, золоту. Если же сравнить удельную электропроводность, то алюминий окажется на первом месте, он ведь гораздо легче этих металлов. Чтобы сделать алюминий конструкционным материалом, необходимо было создать достаточно прочные его сплавы. Первым эту задачу выполнил немецкий исследователь Альфред Вильм. Получив патент, он его продал фирме в городе Дюрене. Полученный сплав получил название «дуралюмин» или «дюраль». Многие алюминиевые сплавы по прочности не уступают среднелегированным сталям, некоторые же из них сохраняют прочность даже при очень низких температурах. Алюминий и его сплавы продолжают оставаться главными в авиастроении. 3/4 доли всех материалов, из которых сделаны самолеты .приходятся на сплавы алюминия. В нефтяной, газовой, химической промышленности из алюминиевых сплавов делают цистерны, трубопроводы, резервуары. Это объясняется тем, что алюминий не искрит, поэтому хранение легковоспламеняющихся веществ в алюминиевых резервуарах совершенно безопасно. Широко алюминий используется в электротехнике: из него изготавливают провода, кабели, шины. Сплавы алюминия .например, магналии обладают высокой коррозийной стойкостью, пластичностью, хорошей свариваемостью. Из них получают фасонные отливки, листы, проволоку, заклепки. Американские ученые и инженеры составили список изделий из алюминия и его сплавов. В списке оказалось более двух тысяч наименований!

Задание

баллы

Группа А

Группа Б

1. Устные вопросы

0,5б за каждый

2. Загадки:

А) алюминий, б) медь, в) олово, г) вольфрам, д) свинец, е) железо

0,5б за каждый

3. Схемы:

Са

+20)2)8)8)2


       AI

+13)2)8)3

4. Распознай своё:

А) натрий, калий, литий, рубидий

Б) стронций, кальций, барий

Продолжи уравнение

А) Zn+HCI ZnCI2+H2

Fe+CuS04 FeS04+Cu

ZnO + HClZnCl2+H2O

Ca(OH)2+HCI CaCI2+H20


Б) Fe+H2S04 FeS04+ H2

CuO+ H2S04 CuS04+H20

NaOH+ H2S04Na2S04+2H20

Na+H202NaOH+H2

6. Литературная минутка

7. Объяснение опытов

1 б за каждый

8. Минералы

0,56

9.

10.
Заполните таблицу

11.Третий лишний:

А) бронза

Б) калий

в) резец, фреза, сверло

г)червячная передача, ременная передача, цепная передача

0,56 за каждый

Задание 3:

Какая из двух схем написана не верно?

A) Be

Са

+4)2)2

+20)2)8)9)1

Б) Na

Al

 +11)2)8)1

+13)1)9)3

Задание 4:

«Распознай своё»

А) Щелочные металлы: натрий, серебро, калий, литий, ртуть, рубидий.

____________________________

Б) Щелочноземельные металлы: магний, цинк, стропций, ртуть, кальций, барий.


Задание 6:

Продолжите уравнения:

A) Zn+HCI

Б) Fe+H2S04

Fe+CuS04

CuO+ h2so4

ZnO+HCI

NaOH+ H2S04

Ca(OH)2+HCI

Na+H20

Задание 8:

Металл, сплав

Инструменты, детали

Стали

Медь

Алюминий

Чугун