Кружок "Поиск"
рабочая программа (7 класс) по теме

Плеханова Наталия Николаевна

программа кружка Поиск

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_poisk.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

,,,                                Глава 1.   Пояснительная записка.

      Проблема  патриотического воспитания является приоритетной и одной из самых актуальных в воспитании юного гражданина России. Гражданское воспитание и образование формирует у подростка качества, необходимые для того, чтобы адаптироваться в социальной среде.

       Краеведческий клуб «Поиск» должен помочь найти молодежи необходимую духовную и нравственную опору в жизни.

       Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо территории, провидимое на научной основе. Краеведение всесторонне  изучает малые  территории, для нас – это Урал, Челябинская область, Катав – Ивановский район, городское поселение Юрюзань.

       Объектами изучения является культурное развитие района, его историческое прошлое, природные условия  и т.д. Изучая краеведение мы используем данные многих наук: истории , географии, этнографии, топонимики, литературы и т.д.

       Организуя встречи с интересными людьми, земляками, совершая походы по родному краю, ребята знакомятся с Малой Родиной, её достижениями, героическим прошлым.

      Ведь любовь к Родине начинается с любви к родителям, родной школе, к улице, на которой живет молодой человек. А у нас есть чем и кем гордиться!

       Главная цель программы – воспитание гражданственности и патриотизма.

       Формы работы – встречи, экскурсии, выходы к памятным местам. Всё это фотографируется , создаются слайдфильмы  и презентации.

        Краеведческий клуб «Поиск» позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы воспитательной работы. В итоге ребята смогут собрать богатейший материал для музея или краеведческого уголка, выставки. Занятия кружка в основном носят практический характер. Лишь небольшая часть проводится в виде бесед, лекций. Используются такие виды деятельности: поисковая и краеведческая работа – дети записывают воспоминания ветеранов, собирают материал о топонимике, находят интересные легенды.

         Программа рассчитана на детей 10-14 лет.

        Срок реализации программы 3 года:

    - первый год обучения – 144 часа в год;

    - второй год обучения – 144 час в год;

    - третий год обучения – 144 час в год;

       Занятия проводятся  по 2 часа в неделю.

    В первый год обучения требуется приложить много усилий, которые направлены прежде всего на создание сплоченного коллектива. Предпочтение отдается таким формам занятий как: игра, конкурс, викторина, экскурсия. На втором и третьем этапах  занятия проходят  уже в  таких формах как: лекции, дискуссии, интервью, участие в исследовательских проектах типа «Старые фотографии рассказали», в конференциях «Отечество», « Уральская слободка», «Наследие», «Интеллектуалы 21 века» и т.д.

                     Глава 2. Педагогические задачи.

Цель программы:

      - воспитание патриотизма;

      - формирование активной жизненной позиции;

      - социализация обучающихся.

Задачи:

     - ознакомить  с историей Малой Родины;

     - воспитать гордость и уважение к «Родине своего сердца» - Малой Родине;

     - знакомить с историческим прошлым родного края, наших земляков;

     - способствовать формированию общей культуры обучающихся, их гражданской позиции;

     - развить навыки общения подростков между собой и взрослыми.

 

Ожидаемые результаты:

     По окончании обучения, учащиеся должны знать:

      - историю Малой Родины, ее улиц, памятные места;

      - топонимику родных мест;

      - легенды южного Урала;

      - имена знатных земляков;

      - приемы поисковой и оформительской работы;

      - приемы общения

    Должны уметь:

      - рассказывать об истории родного города  Юрюзани;

      - объяснять топонимы Юрюзани и окрестностей;

      - проводить экскурсии по памятным местам города;

      - рассказывать легенды Урала;

      - собирать и оформлять краеведческий материал;

      - подготовить и защитить отчетную работу по теме.

                   Глава 3. Учебно –тематический план.

                                                    Клуб «Поиск»

                                             Первый год обучения

     №/п

     

         Название тем


Всего часов


   Теория


  Практика

1.

Вводное занятие

          2

         2

2.

Моя Малая Родина -Юрюзань

         34

         4

         30

3.

Топонимика Юрюзани и окрестностей

         20

        10

         10

4.

Легенды и сказания о родном крае

         16

        12

          4

5.

Встречи с интересными людьми

         22

           

          22

6.

Просмотр и обсуждение фильмов о родном крае

         10

           

         10

7.

Вахта Памяти « Ко дню Победы »

         8

          8

8.

Туристскими маршрутами(походы и экскурсии)

         20

          2

         18

9.

Оформление альбомов, выставок. Создание слайдфильмов.

         10

10.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

            2

           2

                                Итого часов:           144                     30                  

                                             Второй год обучения

№/п

     

         Название тем


Всего часов


   Теория


  Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Моя Малая Родина -Юрюзань

20

10

10

3.

Топонимика Урала

20

10

10

4.

Легенды Урала

10

4

6

5.

Встречи с интересными людьми

10

2

8

6.

Просмотр и обсуждение фильмов об Урале

8

8

7.

Вахта Памяти

6

6

8.

 Туристскими маршрутами

40

4

36

9.

Оформление альбомов, выставок

26

26

10.

Заключительное занятие

2

2

                                  Итого                   144                     32                        112

                                        Третий год обучения

№/п

     

         Название тем


Всего часов


   Теория


  Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Моя Малая Родина -Юрюзань

18

4

14

3.

Топонимика Урала

18

8

10

4.

Легенды  старогоУрала

10

6

4

5.

Встречи с интересными людьми

10

2

8

6.

Просмотр и обсуждение фильмов об Урале. Создание фильмотеки

20

4

16

7.

Вахта Памяти

4

4

8.

 Туристскими маршрутами

40

4

36

9.

Оформление альбомов, выставок

20

20

10.

Заключительное занятие

2

2

                                  Итого                   144                     30                        114

                         Глава 4. Содержание программы.

                                  Первый год обучения.

  1. Вводное занятие:

- знакомство с детьми;

- вводный инструктаж;

- цели и задачи занятий;

- анкетирование «Знаю ли я свою малую Родину?»;

    2. Моя Малая родина:

- история основания Юрюзани;

- заочная экскурсия по городу;

- знакомство с достопримечательными  и историческими местами Юрюзани;

- история улиц города; когда появились и как назывались раньше;

- памятники и мемориальные доски;

- Юрюзань вчера и сегодня;

- разработка новых экскурсионных маршрутов по городу;

- просмотр и обсуждение фильмов и слайдфильмов о Юрюзани;

- создание новых слайдфильмов «Моя Малая Родина»;

- оформление выставки;

- создание альбомов и слайдпроектов;

- викторина и конкурсы знатоков;

     3.Топонимика Юрюзани и окрестностей:.

- топонимика Юрюзани и окрестностей;

- оронимы, название гор,

- гидронимы (название рек, озер, водоемов);

- названия районов города;

- народные топонимы;

- забытые топонимы;

- составление топонимических словарей;

- конкурс следопытов;

    4. Легенды и сказания:

- легенды об Урале;

- легенды о реках и озерах;

- легенды о горах и хребтах;

- легенды о богатстве недр;

- легенды о самоцветах;

- легенды об умельцах знатных;

- знаменитые сказочники: Бажов П.П., Власова С.К., Черепанов С.А. и др.;

- подготовить зарисовки к любимым уральским сказкам;

   5. Встречи с интересными людьми:

- встреча с участниками Великой Отечественной Войны;

- встреча с детьми Великой Отечественной Войны;

- встреча с тружениками тыла;

- встреча с почетными гражданами Юрюзани;

   6. Просмотр и обсуждение видеофильмов:

- моя Родина – Урал;

- Аркаим;

- туристскими тропами Катав-Ивановского района;

- Серпиевский пещерный град;

- все чудеса Урала;

   7. Туристскими маршрутами:

 - походы и экскурсии по родному краю;

   8. Оформление альбомов и выставок.

   9. Вахта Памяти к 67-летию Победы: 

- уборка территории у парков;

- возложение цветов, гирлянд;

   10. Заключительное занятии:

- подведение итогов;

- награждение лучших;

                                          Второй год обучения.

 

   1.Вводное занятие:

- «Вспомним прошедшее лето»;

- задачи на новый учебный год;

    2. Моя Малая родина:

- составление интересных экскурсионных маршрутов;

- проведение экскурсий;

- конкурсы экскурсоводов;

   3. Топонимика Урала:

- сбор новых топонимов;

- составление словарей;

   4. Легенды о родном крае:

- придумать новые легенды об Урале, о богатстве недр;

- выпуск книг  с легендами ребят;

   5. Встречи с интересными людьми:

- интервьюирование;

- создание презентаций, слайд и видеофильмов о замечательных земляках;

  6. Просмотр и обсуждение видеофильмов:

- создание проектов «Моя Малая Родина», «Уголок России - отчий дом» и др.;

   7. Туристскими маршрутами:

- походы по родному краю;

- разработка новых маршрутов походов;

   8. Оформление альбомов и выставок:

- создание фотоальбома «Моя Малая Родина», «Природа родного края»;

- выставка фотографий;

     9. Вахта Памяти:

- уборка территории у памятников;

- косметический ремонт памятников;

- возложение цветов, гирлянд;

     10. Заключительное занятие:

- подведение итогов;

- награждение  лучших;

                                         

                                           

                                         Третий год обучения.

     1. Вводное занятие:

- беседа « Что ты сделал хорошего», «Делать людям хорошее – хорошеть самому;

- организационные вопросы;

- план работы на год;

      2. Моя Малая родина:

- экскурсии в Челябинск, Тургояк,  Миасс, Остров Веры, Златоуст, Серпиевский пещерный град;

      3. Топонимика:

- написание исследовательских работ;

- проведение викторин в школах города;

     4. Легенды о родном крае:

- выступление ребят в школах города по теме;

     5. Встречи с интересными людьми:

- написание рефератов « У войны не женское лицо», «Медаль за бой. Медаль за труд из одного металла льют», «Детство                        войны»;

     6. Просмотр и обсуждение видеофильмов:

- сценарий – необходимое условие создания фильма;

- сценарий литературный и режиссерский;

-просмотр и обсуждение фильмов и проектов с краеведами школ;

     7.Туристскими тропами:

- инструктаж предпоходный;

- подготовка инструкторов-походников;

- разработка маршрутов выходного дня;

     8. Оформление альбомов и выставок:

- создание уголка, музея краеведа;

     9. Вахта Памяти:

- сбор материалов по памятникам;

    10. Заключительное занятие: 

- чаепитие;

- подведение итогов;

- награждение «Лучший краевед»

            Глава 5. Методическое обеспечение программы.

   

     Для решения поставленных задач программы нужно соответствующее методическое обеспечение.

      Формы занятий : индивидуальные;

                                       групповые;

                                       коллективные

     Главный критерий – эффективность образовательного процесса, базирующегося  на личностном подходе к каждому ребенку. Немаловажно разнообразие форм занятий:   -экскурсии;

                                                   -лекции;

                                                   -игры;

                                                   -походы;

                                                   -встречи;

                                                   -диспуты;

                                                   -беседы.

    Походы сплачивают коллектив, игры повышают интерес к содержанию обучения и проводятся для закрепления знаний и создания эмоционального настроя.

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

                                                    - словесные;

                                                    - наглядные;

                                                    - практические

    Словесные методы – основные методы в обучении детей, к ним относятся рассказ, объяснение, беседа.

    Наглядные методы также важны в обучении, это фотографии, книги, слайд и видеофильмы.

    А так как материал  лучше всего закрепляется на практике, необходимы и практические методы.

   

        Подведение итогов: - отчетные работы;

                                           - конкурсы;

                                           - анкетирование;

                                           - викторины;

                                           - походы;

                                           - экскурсии.

         Техническое оснащение: телевизор, компьютер, мультимедиа, фотоаппарат.

          Дидактический материал: тесты, наглядные пособия (альбомы, раскладушки, фотографии), слайд и видеофильмы, методические разработки и сценарии.

                        Список использованной литературы

  1. Бажов П.П. «Сказы», Чел., 1980
  2. Виноградов Н.Б. «Страницы древней истории Южного Урала», Чел., 1997
  3. Виноградов Н.Б. «Историческое краеведение», Абрис, 2004
  4. Гитис М.С. « Познай свой край. Занимательная география», Абрис, 2006
  5. Гитис М.С. «Познай свой край. Челябинская область», кратк. справочник.; Абрис, 2006
  6. Григорьева Е.В. «Природа Южного Урала», Чел., 2002
  7. Капитонова Н.А. «Литературное краеведение»,Абрис, 2008
  8. Корецкая Т.Л. «Земля уральская», Чел., 2004
  9. Кругляшова В.П. «Предания и легенды Урала»,Свердловск, 1991
  10. Климов А.М. «Урал – земля золотая», Чел., 1959
  11.  Кириллова И.А. «Легенды южного Урала», «Аркаим», 2008
  12. Моисеев А.П. «Топонимическое краеведение»,Абрис, 2008
  13. Романова А.С. «Азбука гражданина», М., 1980
  14. Слукин В.Н. «Тайны уральских подземелий»,Екатер., 2005
  15. Таранина Т.И. «Недра Челябинской области»,Абрис, 2009
  16. Четин В.Е. «Очерки истории Челябинской области», Чел., 1991