Сценарий итоговой беседы-викторины, посвященной дню освобождения г. Зернограда от немецко-фашистских захватчиков "Память в граните"
методическая разработка по теме

Березовская Валентина Ильинична

Беседа содержит описание основных памятников и мемориалов города Зернограда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_v_granite.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая беседа-викторина «Память в граните»

«Посвящается всем, кто погиб,

И  всем кто дожил…

Всем кто не утратил память…

Всем, кому дорога та Победа..

Всем…»

Цели:

  1. Формировать положительную нравственную оценку  таких человеческих качеств, как самоотверженность, целеустремленность, воля к победе, патриотизм.
  2. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего родного края, ветеранам ВОВ.
  3. Побуждать подростков к изучению истории России, родного края.
  4. Помочь детям в социализации,  привлечь к участию в патриотических организациях и социально-значимых  мероприятиях.

Подготовительная работа с обучающимися, воспитанниками:

  1. Разделить воспитанников на группы:
  1. 1 группа – готовит рассказ об участии в ВОВ наших земляков узнает кому из них присвоено звание Героя Советского Союза, какие памятники и памятные знаки установлены в Зерноградском поселении в честь их заслуг, когда и где они установлены
  2. 2 группа – готовит рассказ об освобождении Зерноградского поселения от немецко-фашистских захватчиков, узнает какими частями 28-й армии оно было освобождено, какие памятники и памятные знаки установлены в нашем поселении в честь воинов-освободителей, когда и где они установлены
  3. 3 группа – готовит рассказ о деятельности городской подпольной организации во время фашистской оккупации, какие памятники и памятные знаки установлены подпольщикам, когда и где они установлены.
  4. 4 группа – готовит рассказ о жизни Вити Новицкого в г. Зернограде, учебе в школе,  об участии в боевых действиях под Керчью и в Новороссийске во время ВОВ, его героической смерти.
  5. 5 группа – готовит презентацию памятников и памятных мест Зерноградского поселения.
  1. По итогам работы воспитанников провести беседу  «Во имя Победы» о Зерноградском районе в годы ВОВ.

Оборудование:

  1. Плакат с названием беседы.
  2. Плакаты с изображением памятников истории и культуры.
  3. Табличка «Жюри»
  4. Призы: грамоты, значки, звезды и медали
  5. ТСО: ПК, магнитофон.

Музыкальное оформление:

Песни военных лет:  «Песня 28 армии», «Давным-давно была война», «Седина», «Артиллерия бьет».

План беседы-викторины:

  1. Вступительное слово.
  2. Викторина
  1. «Кто прав?»
  2. «Зерноград в годы ВОВ»
  3. «Знаешь ли ты историю родного края  в памятниках».
  1. Выявление и награждение победителей викторины. Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Выступление гостей.

Ход беседы:

Слайд 1-9 Кадры военной хроники.

Звучит «Песня 28 армии»,  отрывок из песни «Давным-давно была война». Давным-давно была война.

Давным-давно прошла она.

Для тех,  кто жив она была когда-то,

Но помним мы, как в пламя шли.

И как страну для вас спасли солдаты.         

1. Вступительное слово

Ведущий: Здравствуйте,  ребята и уважаемые взрослые! Мы пригласили вас принять участие в беседе-викторине «Память в граните». Памятники истории и культуры – это немые свидетели ярких и важнейших событий в жизни народа. Ведь именно в память о наиболее важных событиях в истории Родины, в честь тех, кто отдал свои жизни, защищая ее от захватчиков, или совершал трудовые и ратные подвиги во славу ее, наш народ сооружает памятники, устанавливает мемориальные доски, называет именами этих людей улицы, учреждения, населенные пункты.

Слайд 10 На экране памятник «Наступление»

Чтец 1:         Война. Как давно это было…

                Все меньше окопных солдат.

                Все больше имен на могилах

                С короткими строчками дат.

Чтец 2:         Но воплощен в металле и граните

                Подвигов народных след живой.

                Изучайте, в памяти храните

                Все о памятниках родины родной.

Ведущий: А вот как вы изучаете памятники и памятные места Зерноградского района, насколько полно храните в своей памяти сведения о них и покажет  викторина.

2. ВИКТОРИНЫ

  1. Викторина «КТО ПРАВ?»

Входят знатоки.

Сегодня к нам  пришли знатоки истории. Сейчас мы с вами станем свидетелями интересной дискуссии между ними. Они будут высказывать свои мнения, а ваша задача быстро определять кто из них прав. Но хочу вас предупредить, чтобы проверить ваши знания, они не всегда будут говорить правду. Жюри будет фиксировать первый правильный ответ и вручать звезду.

Представляю вашему вниманию жюри:

Забегайлов Григорий Иванович. Ветеран Великой Отечественной войны.  Председатель Зерноградского Совета ветеранов. В 1942 г. в неполные 17 лет ушел добровольцем на фронт. Прошел боевой путь  от Кавказа  до Чехословакии. Майор милиции  запаса.

Бережная Любовь Иосифовна – заведующая районным краеведческим музеем. Почетный гражданин города Зернограда.

Данилова Марина Павловна – руководитель школьного музея «Боевой славы».

Помогать жюри будут Рустам Шафиев и Серенко Константин, участники поисковой группы. Слушайте внимательно. Желаю вам удачи.

  1. 1

1 знаток:   Давным-давно была война, но не забыты подвиги защитников Родины. По всей нашей необъятной стране сооружены памятники, установлены мемориальные доски, названы улицы и поселения именами тех, кто защитил нас от фашистской чумы. И   Зерноградский район не стал исключением. Я посетил все 156 памятников и памятных мест.

2 знаток: Да, что ты! Было 156, а теперь 170. Я точно знаю!

3 знаток: Ничего подобного! Я сам считал – их 160!

Ведущий: Ребята разрешите спор знатоков. Кто из них прав?

За правильные ответы помощники вручают звезду. Прав 2-й знаток.

ответ (на 1 января 2012 года на территории Зерноградского района установлено 170  памятников, памятных знаков и мемориальных досок.

Продолжайте беседу, уважаемые знатоки.

  1. 2

Знаток 1: Сколько славных страниц в нашей истории! Сколько героических подвигов совершено! Сколько жизней отдано за свободу родины! В Зернограде на пл. Победы, воздвигнут памятник всем воинам, погибшим при освобождении города в 1943 году. Скульптор В.Д. Батяй и Х.М.Анонян  вложили всю души в этот памятник.

Знаток 2: Скажете тоже! Его создал сам Церетели!

Знаток 3: Нет вы оба не правы! Скульптором этого прекрасного памятника является Носов.

Ведущий: Кто из знатоков прав в этот раз?

Идет выявление победителей этого конкурса. Прав 1 знаток.

Слайд 11 На экране высвечивается изображение памятника «Наступление». Сооружен в 1970 году. Скульпторы - Батяй В.Д. и Х.М.Анонян.

Ведущий: Продолжайте дискуссию, уважаемые знатоки.

  1. 3

Знаток 2 : Да, знатоки, есть имена, которые забыть невозможно. Перед ними бессильно время. Я помню Ваганова Александра Васильевича. Он удостоен звания героя Советского Союза дважды.

Знаток 1: Что ты?! Это Боричевский Артем Иванович.

Знаток 3: Нет, я устал вас слушать! Вы оба ошибаетесь! Это же Лелюшенко Дмитрий Данилович. В поселке Донском есть музей, посвященный ему. А в городе Ростове-на-Дону установлен бюст в честь нашего прославленного земляка. В Зернограде именем Дмитрия Даниловича Лелюшенко названа одна из улиц.

Ведущий: Ребята, как вы считаете, кто из знатоков прав.

Идет выявление победителей этого конкурса. Прав 3 знаток.

Слайд 5 На экране высвечивается портрет Д.Д. Лелюшенко.

Продолжаем нашу дискуссию.

  1. 4

Знаток 1: Вы помните, знатоки, в дни оккупации в Зернограде была создана подпольная группа. Много вреда подпольщики успели нанести фашистам, но многие из них были расстреляны 22 февраля 1943 года. В западной части городского парка воздвигнут памятник патриотам.

Знаток 2: Мне не забыть этой страшной даты – 22 января 1943 года! И по ныне каждый год 22-23 января обучающиеся  школ города возлагают цветы и венки у памятного знака на месте расстрела участников подпольной группы.

Знаток 3: Не спорьте! Это было 30 января. Я помню, какой страшный мороз был в этот день – застыла вся природа.

Ведущий: Ребята, как вы считаете, кто из знатоков прав.

Идет выявление победителей этого конкурса. Прав 2 знаток.

Слайд 13 На экране высвечивается памятный знак, установленный  на месте расстрела зерноградских подпольщиков.

  1. 5

Знаток 3: Я только что вспомнил, кто возглавлял подпольную группу! Это был Павел Колодин. Его имя теперь носит одна из улиц Зернограда. На ней находится железнодорожная станция.

Знаток 1: Это был бесстрашный человек! Только на улице Павла Колодина расположена автостанция. Я там бываю часто.

Знаток 2: Ничего подобного! Улица Павла Колодина пересекается с улицей Ленина.

Ведущий: Ребята, как вы считаете, кто из знатоков прав на этот раз?

Идет выявление победителей этого конкурса. Прав каждый  знаток.

Слайд 14. На экране высвечивается портрет Павла Колодина.

Знаток 1: Я вижу в этом зале собралось много знатоков истории Зернограда и Зерноградского района.

Знаток 2: А вот сейчас мы это проверим!

Знаток 3: Проверим, проверим!

Ведущий: За 1 правильный ответ вы получаете звезду. Слушайте вопросы знатоков.

  1. 6

Знаток 1: Сколько памятников и мемориальных досок расположено на территории Зерноградского  поселения (58)

  1. 7

Знаток 2: Где установлен памятник «Воин с гирляндой»?  Кому он посвящен?

Слайд 15  Высвечивается памятник «Воин с гирляндой»

Памятник  установлен на одной из братских могил в центре городского мемориального кладбища, посвящен воинам-освободителям, умершим от ран в феврале 1943 года.

  1. 8

Знаток 3: Как называется памятник воинам, погибшим при освобождении Зернограда, расположенный на пл. Победы? («Наступление»)

Знаток 1: Молодцы, ребята!

Ведущий: Спасибо, знатоки!

  1. Викторина «ЗЕРНОГРАД В ГОДЫ ВОВ».

Ведущий: А теперь я вам предлагаю ответить на вопросы  викторины «Зерноград в годы ВОВ». Оценивается только первый правильный ответ.

Вопросы:

1.        Назовите дату оккупации Зернограда немецкими захватчиками. (29 июля 1942 года.)

2.        Назовите дату освобождения Зернограда от оккупантов. (30 января 1943 года.)

Слайд 16 На экране высвечивается памятник «Наступление»

 

3.        В каком году была сооружена скульптурная композиция «Наступление»? Где она расположена? Кто ее автор? (В 1975 году на пл. Победы. Автором является В.Д. Батяй, Х.М. Анонян)

4.        Что показал автор в этой композиции? (В композиции показан героизм бойцов и командиров Советской Армии, неудержимое стремление к победе. Уставшие, прошедшие с боями не одну сотню километров, воины полны решимости идти вперед. В их суровых мужественных лицах мы узнаем дорогие нам черты не вернувшихся с войны отцов, братьев, товарищей. За плечами воинов – глыба-народ, родная земля, дающая силы героям в борьбе с ненавистными немецко-фашистскими захватчиками).

5.        У подножия памятника «Наступление»  вечный огонь, что он олицетворяет? (Вечный огонь – символ бессмертия и славы).

6.        Рядом с вечным огнем лежит плита-гробница со списком воинов, погибших при освобождении Зернограда и захороненных на пл. Победы. Сколько в этом списке фамилий? (Более 3 180)

7.        Кому из юных патриотов Дона поставлен памятник в Зернограде? Когда? За какой подвиг?

Слайд 17 Высвечивается памятник Вите Новицкому

(Вите Новицкому в 1996 году. 2 года учился Витя в МОУ СОШ № 2, затем переехал в г. Новороссийск. На военном корабле принимал участие в боях под Керчью. Был ранен. В сентябре 1942 года во время ожесточенного боя за Новороссийск Витя с тремя бойцами из 3-х этажного дома пулеметным огнем не позволял фашистам прорваться к центру города. Все его товарищи были убиты, он один всё строчил и строчил из пулемета, и даже залпы вражеских орудий не могли испугать шестиклассника. Немцам всё же удалось захватить здание, Витя был схвачен, зверски избит, облит спиртом. Горящим факелом он падал со второго этажа. Так погиб юный герой.)

8.        В начале беседы мы прослушали «Песню 28 армии».  Какими частями 28-й Армии был освобожден наш город? Кто возглавлял боевые действия по освобождению Зернограда?

Слайд 18 Высвечивыается мемориальная доска

(Город был освобожден частями 28 Армии: 34-й Гвардейской стрелковой дивизии, 6-й танковой бригадой, 248-й стрелковой дивизией, 152-й, 159-й стрелковыми бригадами. Командир 34-й Гвардейской стрелковой дивизии  генерал-майор Губаревич Иосиф Иванович).

9.        Какие улицы в Зернограде названы в честь воинов-освободителей и подпольщиков города? (Улицы г. Зернограда, названные в честь воинов-освободителей и зерноградских подпольщиков: ул. им. Колодина, ул. им. Губаревича, ул. им. Долбина, ул. им. Дьяконенко).

10.        Назовите дважды героя Советского Союза – нашего земляка, уроженца хутора Ново-Кузнецовка. (Дмитрий Данилович Лелюшенко.)

11.        Какие улицы Зернограда носят имена героев Советского Союза, наших земляков? (Улицы г. Зернограда, названные в честь Героев Советского Союза, наших земляков: ул. им. Лелюшенко, ул. им. Боричевского ул. им. Лубяного.)

12.        Какие праздники учреждены в честь признания заслуг воинов Советской Армии? (День Победы. День защитника Отечества).

Ведущий: Пока жюри  подводит  итоги викторин «Кто прав?», «Зерноград в годы ВОВ», мы проведем конкурс «Домашнее задание». Напомню, каждый класс должен был подготовить стихотворение или номер художественной самодеятельности. Выступление оценивается медалью.

Слово для подведения итогов конкурсов предоставляется жюри.

  1. викторина «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ИСТОРИЮ РОДНОГО КРАЯ В ПАМЯТНИКАХ»

Ведущий: А теперь  викторина «Знаешь ли ты историю родного края в памятниках»

Вопросы:

  1. В Ростове-на-Дону один из памятников установлен в честь дважды героя Советского Союза, нашего земляка. (Лелюшенко Дмитрий Данилович)
  2. В 1996 году в Зернограде сооружен  памятник в честь пионера-героя. Назовите имя этого пионера. Где расположен памятник? (Витя Новицкий. Около МОУ СОШ № 2)
  3. Как называется памятник, расположенный около военного комиссариата Зернограда, посвященный Героям Советского Союза Зерноградского района. (Аллея Героев)

Слайд 19 Высвечивыается памятник «Аллея героев»

  1. Назовите фамилии Героев Советского Союза.
  1. Генерал армии, один из виднейших полководцев Великой Отечественной войны, дважды Герой советского Союза ДМИТРИЙ ДАНИЛОВИЧ ЛЕЛЮШЕНКО
  2. АРТЕМ ИВАНОВИЧ БОРИЧЕВСКИЙ, зерноградец, Герой Советского Союза.
  3. Уроженец хутора Ленинка, прославленный артиллерист, Герой Советского союза БРИЛЕВ ТИМОФЕЙ ЕФИМОВИЧ.
  4. Зерноградец, отважный танкист, Герой Советского Союза АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ВАГАНОВ.
  5. Уроженец хутора Октябрьский командующий армией, генерал-лейтенант ФИЛИПП ДАНИЛОВИЧ ГОРЕЛЕНКО
  6. Начальник Конного завода № 157, командир кавалерийского полка, Герой Советского Союза ИВАН ИВАНОВИЧ ЛОБОДИН.
  7. Один из основателей Зернограда, мужественный танкист, Герой Советского Союза ИВАН АНДРЕЕВИЧ ЛУБЯНОЙ.
  8. Уроженец станицы Мечетинской КАЛЮЖНЫЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ
  9. Зерноградец САМОХВАЛОВ ИОСИФ ИВАНОВИЧ
  10. Уроженец станицы Мечетинской, гвардии младший лейтенант, разведчик ВЕРХОШАНСКИЙ ГЕННАДИЙ ДМИТРИЕВИЧ
  11. СУЛЕВ ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ – учился в Мечетинской школе в 1939 году,  летчик
  12. РЕЗЕНКОВ КИРИЛЛ ФИЛИППОВИЧ – старший сержант, с 1946 года жил в ОПХ  «Экспериментальное»

Слайд 20 Фамилии Героев советского Союза

Слайд 21 Высвечивается изображение 3-х памятников

  1. Вы видите изображения трех памятников. Что их объединяет? (Все они посвящены воинам, погибшим при освобождении Зернограда)
  2. Где расположены эти памятники? (х. Каменный, пл. Победы в Зернограде,  ОПХ «Экспериментальное»)

Слайд 22 Высвечивается памятник и памятный знак

  1. Что объединяет этот памятник и памятный знак, изображенные на фотографиях? (Они посвящены Зерноградским патриотам-подпольщикам, расстрелянным 22-23 января 1943 года)
  2. Где они расположены? (Оба расположены в городском парке)

Слайд 23 Высвечивается изображение 4-х памятников

  1. Вы видите изображения 4 памятников. Что их объединяет? (Они посвящены не вернувшимся с войны зерноградцам)
  2. Где расположены эти памятники? (ВНИПТИМЭСХ, завод «Гидроагрегат», ОПХ «Экспериментальное», х. Каменный»)

Звучит песня «Артиллерия бьет» 3 куплет.

Что узнают потомки…?

Им покажут в музеях:

Кусочки войны.

Без патронов стволы.

И без хлеба котомки.

Только кровь наших ран

Не увидят они.

Ведущий: Действительно! Памятники и музеи – это ведь не только память о прошлом, но и неугасимая боль в людских сердцах. Она призывает всех вас, ребята, свято храните мир и счастье людей на земле. Помните, какой дорогой ценой достается мир, если война развязана. Вспомните, Великую Отечественную войну, Афганистан, Чечню. И когда придет ваше время решать вопросы войны и мира – будьте всегда за мир!

Звучит песня «Седина» 3 куплет

Беспокойна земля-

Где-то слышится гром на планете…

И теперь сыновья,

Как когда-то отцы, за отчизну в ответе!

Чтец 1:         Застыли на курганах обелиски,

                И памятники охраняют тишину.

                Они пусть не заменят наших близких,

                Отдавших жизни в прошлую войну.

Чтец 2:        Но на лицо холодного гранита,

                Кладя цветы, для тех, кто здесь лежит,

                Мы говорим: «Ничто не позабыто –

                Никто из павших нами не забыт!»

Ведущий: Каждый год с 1 апреля по 1 мая по нашей стране проходит месячник охраны и пропаганды памятников истории и культуры. Наша школа всегда принимает активное участие в городских и районных акциях:

«Памятное место»- ребята убирают братские могилы и неухоженные могилы.

 «Вахта памяти» - принимают участие в митингах, автопробегах по местам боевой славы.

«Помоги ветерану» - оказывают помощь пожилым людям на дому.

Пусть каждый из вас всегда бережно относится к памятникам, памятным местам нашей Отчизны. Всегда помните о тех, кто не вернулся с войны.

Звучит песня «Давным-давно была война» последний куплет.

Но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по 20 лет,

Пусть знают, что глядят им вслед солдаты.

3.Подведение итогов. Рефлексия.

Ведущий: Слово предоставляется жюри для подведения итогов викторины и награждения наиболее активных ее участников.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий: Какие чувства вызвала у вас беседа-викторина?

Примерные ответы детей:

  1. Вызвала чувства гордости за своих земляков и освободителей Зерноградского поселения.
  2. Восхищение мужеством Вити Новицкого,  участников нашей подпольной группы, воинов-освободителей.

Ведущий: Нужно ли на вспоминать далекие годы ВОВ?

Примерные ответы детей:

  1. Нужно знать историю своего родного края.
  2. Наш народ мужественно отстаивал свою свободу и независимость. Это нельзя забывать.
  3. Мы должны заботиться о памятниках и памятных местах своего города, своей страны. Знать историю их возникновения.
  4. За некоторыми памятниками нет надлежащего ухода. Это обидно.

4. Выступление гостей.

Список литературы

  1. Демешина Е.И., Хмелевский К.А. История Донского края.  Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1983. – 112 с.
  2. Зайдинер В.И., Забегайлов Г.И. Город в степи. Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1971. –  68 с.
  3. Зайдинер В.И., Забегайлов Г.И. Зерноград. Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1979. –  96 с.
  4. Зайдинер В.И., Ковынева С.А. Во имя Победы. Ростов-на-Дону: «Терра», 2005 – 448 с.
  5. Луговая И.А.Пьедесталы памяти. Памятники г. Зернограда и Зерноградского района. МУК «Зерноградская межпоселенческая центральная библиотека». Зерноград. 2010. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий линейки - памяти, посвященной Дню освобождения Красногвардейского района от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий линейки - памяти, посвященной Дню освобождения Красногвардейского района от немецко-фашистских захватчиков...

Вечер памяти, посвященный Дню освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков.

Вечер памяти, посвященный Дню освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков....

Общешкольная линейка , посвященная Дню освобождения Крыловского района от немецко-фашистских захватчиков.

Цели:  - способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего    поколения;           -  воспитывать в детях чувство г...

Сценарий мероприятия, посвящённого 70-й годовщине освобождения г. Богучара от немецко-фашистских захватчиков.

Сценарий мероприятия, посвящённого 70-й годовщине освобождения г. Богучара от немецко-фашистских захватчиков. Использован текст реквиема Г. Собко....

Открытое мероприятие (историко-литературная композиция), посвященное дню освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков "Кубанцы и Кубань в Великой Отечественной войне"

Открытое мероприятие (историко-литературная композиция), посвященное дню освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков "Кубанцы и Кубань в Великой Отечественной войне"...

Митинг, посвященный Дню Освобождения города Брянска от немецко-фашистских захватчиков.

Вашему вниманию предлагается сценарий митинга, посвященного 17 Сентября....

Сценарий мероприятия, посвящённого 76-й годовщине освобождения Угранского района от немецко-фашистских захватчиков: «Мы помним! Мы гордимся!»

Сценарий мероприятия, посвящённого 76-й годовщине освобождения Угранского района от немецко-фашистских захватчиков: «Мы помним! Мы гордимся!»...