«Семья, как много в этом слове»
классный час по теме

Кириченко Светлана Георгиевна

 

Задачи: - формировать уважение к членам семьи;- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_mnogo_v_etom_slove.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

                                          «Семья, как много в этом слове»

Подготовила:

Кириченко Светлана Георгиевна

МКОУ « Осыпнобугорская СОШ»

Задачи: - формировать уважение к членам семьи;- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня 1 сентября – День Знаний. И сегодня мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

- А как Вы понимаете это слово «семья»?

- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?(говорят дети класса, а можно выдержки из сочинений)Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях.У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

-А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?

- Что для этого необходимо? (- чувства!)

-Какие? (-любовь!)

(Обращаю внимание на доску, где записаны слова К.Ушинского: В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.

- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?

(-Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)

Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение - уже взрослого человека

- ЛЮБИТЬ ДРУГОГО (мать, любимую).Именно материнское чувство - трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.(одна из учениц чтение стихотворения «Берегите матерей»)

Стихотворение

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «мать готова отдать

Свою ласку, нежность, душу»

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет на встречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.(А.Ремизов)

Чувства к родителям - сына к матери, сына к отцу и дочери также - все это довольно разные чувства. Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.

-Какие они прививают вам чувства?( дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)

Итак, как видим родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной.

И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)

Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность - это слова- синонимы.

Гегель утверждал: «Обязанности человека делятся на четыре рода:

1) на обязанности перед самим собой;

2) перед семьей;

3) перед государством;

4) перед другими людьми вообще.»

(Чтение арабской сказки «Долг» - жур.кл.рук.№3-2004, стр.127)

 ( Обсуждение текста по вопросам)

-А выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?(отвечают дети)

Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.

Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей:

Заповеди:

· свято храни честь своей семьи;

· люби свою семью и делай её лучше;

· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

· подари родителям радость;

· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.

-Нужно ли разрешать конфликты?

-Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации?

Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).

Ситуация №2Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. (Каждая группа предлагает свой вариант ответа)

- Видите у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам

- Какие качества делают семью единой, крепкой, а какие способствуют её разрушению?(Работа в группах: на альбомном листе изобразить эти качества. )

-Что получилось?

-Как видим, семья-это маленькое солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память)

Литература:

1) Журнал «Воспитание школьника», №4-2007, стр.37 Ст. «Формирование толерантного поведения в семье.»

2) Журнал «Классный руководитель», №1-2007, стр. 57 Ст. «Давайте понимать друг друга»

3) Журнал «Классный руководитель», №5-2003, стр.34 Ст. «Я и семья»

4) Журнал «Классный руководитель», №3-2004 Ст. «Я в мире и мир во мне.»

        

Классный час на тему: «Семья- это семь я»

Форма проведения: Игра-путешествие по семейным островкам.

Цели и задачи классного часа:

 1. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека.

 2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.

 3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.

 4. Укреплять привязанность к членам своей семьи.

 5. Сформировать представление о важности каждого члена семьи.

 6. Научить детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи.

 7. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться в обществе.

Оборудование:

 острова с названиями, галоши, большое яйцо, флажки разных цветов, поделки-подарки для команд, чемодан с инструментами, костюм цыплёнка, зарисовки моря на стулья.

 пословицы:

 На что и клад, когда в семье лад.

 Вся семья вместе, так и душа на месте.

 Мой дом, моя крепость.

 В гостях хорошо, а дома лучше.

Подготовительный этап:

 1. Классный руководитель предварительно дает детям задание  - нарисовать рисунки семьи, принести фото на тему «Моя семья»

 2. Выучить стихотворения, песни о маме, папе, сестрах, бабушках и.т.д. (можно сочинить самим)

 3. Пригласить на праздник родителей, бабушек, дедушек и др. членов семьи.

 4. Попросить их подготовить небольшие выступления.

Ход классного часа.

Звучит песня "Маленькая страна".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

 Там мама, пап, дед и баба, братик или сестра.

 Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

 Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

 Там, где родился я и вырос,

 Где любят все меня.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча посвящена всем вам. Приветствуем всех, кто пришёл на наш совместный праздник «7я».

Ведущий 2:  

Всё начинается с семьи :

 Призывный крик ребёнка в колыбели

Ведущий 1:

И мудрой старины докучливые стрелы:

 Всё начинается с семьи:

Ведущий 2: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

Сценка "Цыплёнок"

Ведущая: Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится странное постукивание. (Подходит к большому плоскостному яйцу). Может быть из этого яйца? Сейчас проверим. (Стучит по яйцу). Из яйца слышится: ПИ-ПИ-ПИ!

Ведущая: Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок. (Развязывает бант, яйцо раскалывается на две половинки, из него выходит цыплёнок).

Цыплёнок: (протягивая руки к ведущей и прижимаясь) Ма-ма!

В: Нет, цыплёнок, я не твоя мама.

Ц: А где моя мама? Где моя семья?

В: Ты потерял свою семью?

Ц: А что такое семья?

В: Ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыплёнку, что такое семья.

Когда появилось слово "семья"?

 Когда-то о нём не слыхала Земля:

 Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 - Сейчас я тебе семь вопросов задам -

 Кто деток родит мне, богиня моя?

 И Ева тихонько ответила: "Я".

 - Кто их воспитает, царица моя?

 И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

 И Ева всё так же ответила: "Я".

 - Кто платье сошьёт, постирает бельё,

 Меня приласкает, украсит жильё?

 "Я, я - тихо молвила Ева, - я, я", -

 сказала она чудесных семь "я".

 Вот так на Земле появилась Семья.

Тайны слова "семья".

В: В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же как я. И сегодня на нашем мероприятии мы приветствуем семью Советовых,  где  7 членов семьи, и действительно  все они чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.

 Семья - это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции.

 - Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие на огромном корабле.

 Нам предстоит сегодня бороздить океаны и моря, чтобы побывать на островах "Моя семья" в поисках "семейных сокровищ".

 Посмотрите на карту! Сколько здесь островков! И каждый островок - это тайна, которую мы сегодня во время нашего путешествия должны раскрыть. На каждом островке нас ждут интересные встречи, рассказы и конечно же сюрпризы.

 Звучит запись шума моря.

 Пусть вам откроется чудесная картина:

 Набрав ветра в тугие паруса,

 Плывет по курсу наша бригантина,

 Чтоб находить на свете чудеса.

 (Импровизированный корабль отправляется в путешествие, останавливается около каждого островка. )

 Дорогие ребята! Мы подплываем к острову "Нежность". Посмотрите, кто нас здесь встречает? Узнали? Ну конечно, это наши мамы: мама Гукова Романа Ирина Николаевна и мама  Советова Вани Татьяна Юрьевна.

Ученик:

Обойди весь мир вокруг,

 Только знай заранее:

 Не найдёшь теплее рук,

 И нежнее маминых.

Не найдёшь на свете глаз

 Ласковей и строже.

 Мама каждому из нас

 Всех людей дороже.

Сто путей, сто дорог

 Обойди по свету.

 Мама - самый лучший друг!

 Лучше мамы нету!

 Учитель:

 Мама! Какое великое слово! Мать дает жизнь своему ребенку. Мать волнуется и печалится, чтобы ребенок ее был здоров, сыт, счастлив. Мать - это окно в мир! Она помогает ребенку понять красоту мира. У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют все. В ее сердце никогда не гаснет любовь!

Блицопрос для мам.

Сценка «Димкин проект»

Что является сокровищем семьи? Что является главным в семье?

Работа с пословицей.

 Учитель:

 Ребята! Наш корабль отправляется дальше. Давайте попрощаемся с мамами, пожелаем им удачи, а нас ждут на другом острове.

 (звучит запись шума моря)

Ведущий:

 Мы на острове "Мужество". Здесь нас встречают папы.

Стихотворение "Отцовские руки".

Отцовские руки, отцовские руки.

 Они никогда не страдают от скуки.

 Им в день выходной не бывает покоя.

 Знакомо тяжёлое им и большое.

 Рабочие руки в мозолях, бугристые.

 Рабочие и ослепительно чистые.

 Всё делают так хорошо и умело:

 Как в поговорке в них спорится дело!

Ведущий: Действительно, папа может многое!

 Отца в русских народных сказках называли "батюшкой" и "солнышком" Он сильный, надежный, мужественный. Он - глава семьи, поэтому он - добытчик и кормилец. Многие мальчики хотят быть похожими на своего отца, стараются брать с него пример.

Исполнение песни.( Советов А.)

Игра «Что у папы в чемодане?» ( проводит Гуков А.)

Что является сокровищем семьи? Что является главным в семье?

Работа с пословицей.

(звучит запись шума моря)

Ведущий:

 Мы подплываем к острову "Мудрость". Ребята, как вы думаете, кто ждет нас на этом прекрасном островке? Угадали! Здесь живут наши бабушки и дедушки.

Ученик:

У мамы - работа,

У папы - работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

"Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает...

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки - не дом.

Ученик читает стихотворение "Дедушка".

Такая у деда растет борода,

 Что я на нее удивляюсь всегда.

 "С ним, - мама сказала, -

 Не будешь в беде:

 У дедушки много ума в бороде".

 И правда: попросят родные совет,

 Погладит он бороду - скажет ответ.

 Завидую дедушке я иногда,

 Скорей бы росла у меня борода!

Ведущий:

 Добрый день, бабушки и дедушки! Мы у вас в гостях и очень хотим, чтобы вы нам рассказали о своей жизни.

 (воспоминания бабушек и дедушек)

Ведущий:

 -Как вы понимаете выражение "Много ума в бороде? (ответы детей)

 Верно, человек, уже много проживший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет. Наши бабушки и дедушки очень мудрые люди, поэтому, когда вам нужен совет, смело обращайтесь к ним. Давайте поблагодарим наших бабушек и дедушек за их ответы и мы приготовили для них музыкальный подарок.

Танец и песня  «Выходной»

Работа с пословицей.

Что является сокровищем семьи? Что является главным в семье?

 (вновь звучит запись шума моря)

Ведущий:

 Внимание! Внимание! Впереди остров "Радость". Если вас спросить, кто вам доставляет огромную радость, то вы, без сомненья, скажете - это брат или сестра. Счастлив тот ребенок, у которого есть братья или сестры. Брат - это самый лучший друг, а сестра - самая верная подруга. Их тепло, поддержка, совет, помощь будут сопровождать каждого из вас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны. Цените это!

На этом острове нас встречают братья Советовых и их сестрёнка Настя.

Рассказ Советова А. о заслуженных медалях.

Беседа с Советовым В. о хоккее.

Конкурс «На коньках»

Что является сокровищем семьи? Что является главным в семье?

Ребята 2-го класса приготовили для вас и для вех гостей музыкальный подарок

Исполнение песни…

 Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что оно надолго останется в вашей памяти

Рефлексия.

Работа с залом, обсуждение темы:

Что является сокровищем семьи? Что является главным в семье?

 - Вот и закончился наш урок . Каждый из вас сегодня узнал много интересного о своей семье и будет всегда помнить о том, что семья - это самое главное в жизни человека. Ее надо беречь, дорожить ее традициями и обычаями, любить своих родителей, уважать старших.

Музыкальный подарок в исполнении Базиной К. «Моя семья»

1

2

3

4

5

Категория: Мои файлы | Добавил: repjewka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

классный час "Семья! Как много в этом слове..."

Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....

Семья...как много в этом слове

Классный час 1 сентября День семьи...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час на тему: «Семья, как много в этом слове»

воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основедуховности и единства народа;формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,любят ...

Семья-как много в этом слове

Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения...