ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов
рабочая программа (11 класс) по теме

Спесивцева Ольга Анатольевна

 

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativ.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

РАССМОТРЕНО

 на заседании МО

Протокол №_____

от «___»_____201_г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УР _____Щербинина Н.А.

  «___»_____201_г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

________Л.ААрзамазова

«____»______201_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по БИОЛОГИИ

в рамках реализации

индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору

«Закономерности развития жизни»

для учащихся 11- х классов

( 35 часов)

Разработчик:

Спесивцева О.А., учитель биологии,

высшая квалификационная категория.

г.Вилючинск

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс является реализацией индивидуальной образовательной траекторией по выбору и разработан в рамках Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей и интересов старшеклассников, на расширение и углубление базового курса общей биологии и ориентирован на подготовку учащихся к прохождению аттестации в форме ЕГЭ.

Основополагающая идея: изучение закономерностей существования биологических систем связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование), носящих общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.

Цель курса: помочь учащимся выстроить индивидуальную траекторию подготовки к итоговой аттестации путем обобщения и систематизации теоретических знаний, практических умений и навыков в области биологии.

Задачи:

  1. повторение объемного теоретического материала в ходе краткого изложения основ биологии;
  2. приобретение навыка решения тестовых заданий;
  3. формирование умений использования знаний в повседневной жизни;
  4. организация познавательной деятельности учащихся;
  5. развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки;
  6. воспитание бережного отношения к своему здоровью, снятие эмоционального напряжения перед экзаменом по биологии.

Методы:

  1. работа с опорными конспектами и схемами;
  2. применение ИКТ;
  3. поиск аргументов и контраргументов для ответа на вопрос;
  4. работа с текстом;
  5. выполнение тренировочных заданий, тестов, решение расчетных и экспериментальных задач;
  6. проблемное изложение материала
  7. индивидуальные консультации;
  8. методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения проблем, метод анализа конкретных ситуаций.

Организация учебного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  1. урочная
  2. внеурочная (самостоятельное выполнение практикумов)

Регламент занятий: 35 ч, академический час (45 мин).

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в следующих формах:

  1. текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование, практикумы), посещаемость, активность работы на занятиях;
  2. входной и итоговый контроль в форме выполнения теста.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Биология – наука о жизни на Земле

1

Клетка как биологическая система

4

Организм как биологическая система

8

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

9

Человек и его здоровье

6

Надорганизменные системы.

Эволюция органического мира.

7

ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1.  Клетка как биологическая система

Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.  Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой  природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика  клеток растений, животных, бактерий, грибов  Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена.  Фотосинтез, его значение, Световые и темповые  реакции фотосинтеза,  их взаимосвязь. Энергетический  и  пластический обмен. Биосинтез белка  и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма  и  размеры) и  функции. Особенности соматических  и  половых  клеток. Жизненный  цикл  клетки: интерфаза  и  митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.  

Тема 2.  Организм как биологическая система.

Разнообразие организмов: одноклеточные и  многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция.  Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности  человека.  Роль мейоза  и оплодотворения в обеспечении  постоянства  числа хромосом  в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений  и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Основные генетические понятия   Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Mono- и дигибридиое скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система.  Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы  Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнология.

Тема 3.Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

 Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.

Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.  Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания  и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.

Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность  Общая характеристика  царства  Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и  их биологическое значение  Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.

Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Тип хордовые, классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Тема  4.  Человек и его здоровье.

Анатомия и физиология человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

Строение и функции пищеварительной системы. Строение и функции дыхательной системы. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека.

Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма  как основа  его целостности, связи со средой. Нервная система. Общий план строения, функции. Эндокринная система.

Органы чувств (анализаторы). Строение  и функции органов зрения и слуха. Особенности психики человека. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание,  память, эмоции, речь, мышление.

Тема 5.  Надорганизменные системы.

Эволюция органического мира. Вид, его критерии и структура.  Популяция  структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция. Развитие эволюционных идей. Значение работ  К. Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование.  Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора  в эволюции.  Исследования С.С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции.  Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Результаты эволюции: приспособленность организмов  к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой  природы  Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Среда обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы.

Фотопериодизм. Экосистема (биогеоценоз), се компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема.Проблемы устойчивого развития экосистемы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

раздела

Тема занятия

Форма

работы

Дата

 проведения

Биология – наука о жизни на Земле

Биология как наука, этапы развития, методы. Значение в жизни современного человека.

Лекция, тестирование

Клетка как биологическая система

Клетка как биологическая система. Строение клетки.

Лабораторная работа «Строение клетки», работа с текстом

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.

Работа с опорными конспектами и схемами

Биосинтез белка

Решение расчетных задач

Митоз и мейоз как способы деления клетки.

Сравнение способов деления клеток

Организм как биологическая система

Разнообразие организмов. Вирусы.

Тестирование, работа над ошибками

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа

Онтогенез и присущие ему закономерности

Тестирование,

работа над ошибками

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Исследовательская работа «Взаимодействие генов»

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Тестирование,

работа над ошибками

Решение генетических задач

Практическая работа

Изменчивость и ее виды

Тестирование,

работа над ошибками

Селекция и ее задачи. Методы селекции. Биотехнология.

Лекция

Составление сводной таблицы «Методы селекции животных, растений, микроорганизмов»

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа

Бактерии, особенности организации, роль в природе и в жизни человека

Тестирование,

работа над ошибками

Грибы: общая характеристика, многообразие; лишайники.

Тестирование,

работа над ошибками

Растения: общая характеристика, особенности организации и жизнедеятельности

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа

Растения:многообразие

Тестирование,работа над ошибками

Животные: общая характеристика, роль в природе и в жизни человека

Тестирование,

работа над ошибками

Животные беспозвоночные: общая характеристика, многообразие

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа

Животные позвоночные: общая характеристика, многообразие

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа

Многообразие жизни на Земле

Тестирование

Человек и его здоровье

Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека

Исследовательская работа «Особенности структурной организации организма человека»

Строение систем органов человека и особенности их функционирования

Тестирование,

работа над ошибками

Внутренняя среда организма, гомеостаз. Иммунитет.

Лекция, составление опорного конспекта

Обмен веществ и Е в организме человека, роль витаминов и ферментов

Беседа с использованием опорных схем , тестирование

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Беседа с использованием опорных схем; тестирование

Высшая нервная деятельность. Анализаторы.

Презентация «ВНД», работа с информационным блоком

Надорганизменные системы.

Эволюция органического мира.

Вид, критерии, структура. Многообразие видов. Охрана редких видов.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа

Эволюция – развитие жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Исследовательская работа «основные ароморфозы в эволюции растений и животных»

Доказательства эволюции живой природы. Макроэволюция. Направления и пути эволюции.

Беседа с использованием опорных схем; тестирование

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.

Презентация «Антропогенез»

тестирование

Среда обитания организмов. Экосистемы.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа

Круговорот веществ в экосистеме. Агроэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Проблемы устойчивого развития экосистемы

Тестирование,

работа над ошибками

Итоговое тестирование

Тестирование

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

Знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;  строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику;  характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,  строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анастасова Л.А. Способы решения задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8  2002.
  2. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1989.
  3. Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.: Просвещение. 2002.
  4. Инге–Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа. 2004.
  5. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. отличник ЕГЭ. Биология/ФИПИ. – М.: Интеллект-центр, 2010
  6. Пименов А.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004
  7. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Общая биология. 9 – 11 кл. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по биологии "Физиология человека" 8 класс

Программа факультативного курса по биологии: "Физиология человека" 8 класс включает занятия, расширяющие и дополняющие курс биологии. Программа включает планирование курса, ведущие понятия, практическ...

Программа факультативного курса по биологии, 8 класс

Программа факультативного курса "Экология человека" для учащихся 8 класса...

Программа факультативного курса по биологии «Мир животных» 7 класс

Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли ж...

Программа факультативного курса по биологии 11 класс

Программа факультатива разработана для учащихся 11 «Б»класса и  имеет естественно- научную направленность.Предлагаемый курс раcчитан 35 часов (1 час в неделю), он поддерживает и углубляет базовые...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.

Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов

Важным моментом в воспитании подростков является и то, что часто из хороших и добрых побуждений мы стараемся как можно быстрее приобщить их к высшим нравственным идеалам. Но при этом не всегда учитыва...