Внеклассное мероприятие "Сороки"
классный час по теме

Бородина Ольга Леонидовна

 

Цели:

  • пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом
  • дать представление о народном толковании прихода весны
  • развитие фантазии и интеллекта у детей
  • показать взаимосвязь воспитательной работы с дополнительным образованием

Задачи:

  • познакомить с основными приметами прихода весны
  • объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Сороки", "жаворонки",
  • создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях
  • приобщить к традициям народного фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_prazdnika_soroki.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа»

Подготовила и провела вожатая: Бородина Ольга Леонидовна.

2012 г.

Цели: 

  1. пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом
  2. дать представление о народном толковании прихода весны
  3. развитие фантазии и интеллекта у детей
  4. показать взаимосвязь воспитательной работы с дополнительным образованием

Задачи: 

  1. познакомить с основными приметами прихода весны
  2. объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Сороки", "жаворонки",
  3. создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях
  4. приобщить к традициям народного фольклора

Оформление зала: 

  1. выставка детских рисунков на весеннюю тему
  2. выставка детских поделок из природного материала
  3. пословицы и приметы, связанные с темой "Сороки"

На доске  название праздника, поговорки:

  1. На Сороки день с ночью меряются.
  2. Зима кончается – весна начинается.
  3. Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
  4. Увидел скворца – весна у крыльца
  5. Сколько проталинков – столько и жаворонков. 

Рецепт “Жаворонки”.

2-3 яйца, 1 столовая ложка масла, 2 ложки воды,1 ложка сахара. Соль по вкусу, мука. Сделать не очень крутое тесто, вылепить из него форму птички, вместо глаза вставить перец, смазать яйцом. Обсыпать цветным маком. Испечь в духовке.

Ход мероприятия

Вожатая. Очень часто за событиями

                   И за сутолокой дней.

                   Старины своей не помним.

                   Забываем мы о ней.

                   Хоть и более привычны

                  Нам полеты на Луну,

                 Вспомним русские обычаи,

                  Вспомним нашу старину.                      

Ведущая. Наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем интересному весеннему празднику – дню птиц.  Жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Благополучие крестьянской семьи зависело от того, вовремя ли провели сев, успели ли вовремя укрыть сено от дождя, убрать осенью урожай. Земледельцы внимательно следили за ветрами и облаками, туманами и росами, за поведением животных и птиц.

Дня весеннего равноденствия ждали всю долгую зиму и встречали его праздничными обрядами. 22 марта церковь отмечает день памяти сорока мучеников.  Давайте послушаем  сообщение об этом празднике.  (Информация о православном празднике). Приложение 1.

  А в  народе этот день называется «сороки». Считалось, что с этого дня до наступления тепла остается сорок утренних морозов.  Сорок дней, начиная с этого, хозяйки выбрасывали из окна хлебные кусочки со словами:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

На сороки обычно ходили «окликать весну» – на высоком открытом месте пели протяжные, зазывные песни-веснянки, «гукали».

Сейчас мы с вами попробуем исполнить веснянку. Сначала нам надо «прочистить голоса». Теперь попробуем гукнуть: Гу!

После запева, по мановению палочки, надо всем вместе громко и протяжно крикнуть: Гу!

Благослови, мати,

Весну заклинати.

Рано, рано,

Весну заклинати. Гу!

Весну заклинати,

Зиму провожати.

Рано, рано,

Зиму провожати. Гу!

Зимочку в возочку,

Летечко в челночку.

Рано, рано,

Летечко в челночку. Гу!

На сороки обычно пекли «жаворонков», «куличков», «чувилек», отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы,  украшали различными лентами, а затем что есть силы кричали «заклички»: (Дети по очереди выходят с жаворонком и поют заклички)

1. Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

2. Жаворонки, жаворонки,

Катитеся колесом,

Ваши дети за лесом

Связаны поясом.

3.  «Весна красна,

На чем пришла?»

- «На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

- «А мы весну ждали,

Клочки допрядали».

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето!»

4. Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

5. Весна красна,

На чем пришла?

На кнутике,

На хомутике,

На овсяном пучке,

На пшеничном колоске.

6. Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Красну вёсну

Принесите!

Зиму холодну

Унесите!

Галки, галки,

Принесите по палке!

Голубочки, голубочки,

Принесите по клубочку!

Кукушки, кукушки,

Принесите по мотушке!

Синицы, синицы,

Принесите по спице!

Канарейки, канарейки,

Принесите по швейке!

Чечетки, чечетки,

Принесите по щетке!

Птичек съедали, а часть их оставляли на ветвях, на овинах и сараях. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки. Выходит Весна.

Весна. Зовут меня весною – я девушка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели веселые грачи

Дети: Весна красная, долгожданная!
Где же ты так долго бродила?

Весна: С зимой лютою повстречалася,
Растопила ее сердце хладное,
Напоила землю-матушку
!

Весна:   Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко — животинушка в поле,
Другое угодьюшко — с сошкою в поле,
Третье угодьюшко — пчелки в полете,
Да еще угодьица — миру на здоровьица!

Ведущая. Весну мы с вами позвали. В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Сорок сороков птиц на Сороки прилетают. Ежегодно 22 марта  мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. Сейчас  мы поближе познакомимся с миром пернатых.

– Скажите, какая наука изучает птиц? (Орнитология.)

– Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.

1-й.  Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

2-й. Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

3-й. На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

4-й. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

5-й учащийся.

Все на улицу скорей –
Надо торопиться!
Из-за гор, из-за морей
Прилетели птицы.
После зимней тишины,
После стужи зимней
Наши гости в честь весны
Распевают гимны.

Ведущая.  Сейчас, мы с вами узнаем, как хорошо знают мир пернатых наши обучающиеся. Я приглашаю 2 команды. Команда «Соловьиная трель» и команда «Первая ласточка». Оценивать наши конкурсы будет жюри в составе:

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Первый конкурс «Разминка»

В качестве разминки предлагается ответить на ряд вопросов. Тот, кто первым угадает, о чем идет речь, должен позвонить в колокольчик и назвать ответ, пояснив, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать.

За правильный ответ вы получите по одному баллу.

1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).

2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).

4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

6. Так называют влюбленных. (Голубки).

7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).

9. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

10. Так называют плохую мать. (Кукушка).

11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).

12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

Второй конкурс «Жили у бабуси два веселых гуся»


По названию конкурсы вы, наверное, догадались. Что этот конкурс музыкальный. Вам надо будет называть песни о птицах или песни, в которой упоминаются птицы (надеюсь, что вы заранее их вспомнили). Команды по очереди исполняют по 1 куплету «птичьей» песни, не повторяясь. Если команда не сможет назвать песню до удара гонга, то она проигрывает. Побеждает та команда, которая знает больше всего песен. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

Третий конкурс «Птица счастья завтрашнего дня»


Ребята, кто из вас знает, какие художники рисовали птиц? Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет судья на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.

Порядок рисования:  клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.

Четвертый конкурс «Птица с характером»


Следующий конкурс – артистический. Сначала давайте все попробуем изобразить веселых, оживленных птичек. А теперь хищных, высматривающих добычу. Теперь прошу освободить середину зала и выбрать по одному добровольцу от каждой команды. В дальнейшем все смогут попробовать себя в актерском мастерстве, так как заданий будет несколько.

Есть такая очень известная книга немецкого натуралиста Брэма «Жизнь животных». Там он не только описывает внешний вид животных и птиц, но и рассказывает об их поведении, наделяя их характерами. Сейчас я буду медленно читать описание птиц, а наши участники будут в это время изображать читаемое жестами, движениями, звуками, вживаясь в образ.

Судейское жюри оценивает актерскую работу и  самые яркие образы.

Характеры птиц (По Брэму)

1. Горихвостка. Горихвостка – веселая, подвижная и деятельная птичка. Она проворна и легка, ловко прыгает и летает и превосходно кувыркается в воздухе; полет ее столь искусен, что она может ловить добычу на лету и часто догоняет и проглатывает в воздухе летающих насекомых. Пение ее неблагозвучно и часто прерывается неприятным трещанием. Горихвостки иногда заводят знакомства с другими птицами, иногда переходящие в дружбу.

2. Ворон. Полет ворона очень красив; при быстром полете он несется почти по прямой линии, сильно ударяя крыльями; часто он долго парит, описывая красивые круги. По земле он ходит со смешной важностью; сидя на ветке, держится или горизонтально, или совершенно прямо. Ворон часто нападает на животных. Ворует вещи и еду и прячет краденое. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова. Тот, кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.

3. Вертишейка. Это ленивая, довольно неуклюжая птица, двигающаяся лишь тогда, когда это очень необходимо; в ней вовсе не замечается неутомимости и резвости других дятлов. Птичка эта выказывает необыкновенную способность вертеть шеей. Все необыкновенное ее раздражает, заставляет строить гримасы, которые тем страннее, чем больше она бывает испугана. Она вытягивает шею, нахохливает головные перья и распускает хвост веером; или же она вытягивает все туловище, наклоняется вперед, закрывает глаза и испускает странное глухое воркотание. Не подлежит никакому сомнению, что этим вертишейка хочет напугать своего врага.

4. Деревенская ласточка. Ласточка – чрезвычайно живая, резвая. Смелая птичка, всегда очень нарядная. Веселое расположение духа у нее нарушается только очень дурной погодой и недостатком пищи. Она летает быстрее, разнообразнее и ловчее других птиц: парит, бросается с быстротой молнии то вбок, то вверх, то вниз, вдруг почти падает до земли – и все это проделывает с изумительной ловкостью. Для отдыха она выбирает выдающиеся пункты, удобные для прилета и отлета: здесь греется она на солнце, поправляет и приглаживает свое оперение и поет.

5. Выпь. Выпь отличается плотным телом, длинной, но толстой шеей, широкими крыльями. В искусстве принимать странные позы она превосходит даже цапель. Если она хочет обмануть, то садится на пятки и вытягивает вверх туловище, шею, голову и клюв, так что они образуют одну прямую линию, и птица становится похожа на что угодно, только не на птицу: ее легко принять тогда за старый острый кол. Леность, равнодушие и медлительность, трусость и подозрительность, хитрость и коварство, злобность и лукавство составляют отличительные черты ее нрава. Крик ее очень странен он похож на рев быка, который ночью слышится на расстоянии 2-3 верст и возбуждает страх у суеверных людей.

6. Жаворонки. Жаворонки хорошо ходят по земле, хотя и полет их замечателен своим разнообразием. Спеша, они летят чрезвычайно быстро; во время же пения они, вспархивая, разом взвиваются к небу, описывая большую спираль; оттуда они спускаются сначала медленно, а затем вдруг, сложив крылья, как камень, падают на землю. Органы внешних чувств у жаворонков развиты хорошо, понятливость же, напротив, довольно слаба. Большинство жаворонков хорошие певцы, песни их чрезвычайно разнообразны.

7. Чайка. По внешности чайки – привлекательные птицы, отличающиеся изящными движениями и красивой гордой осанкой. Ходят они довольно скоро, хорошо плавают и продолжительно и долго летают. В нырянии они тоже довольно искусны. Зато голос их не может быть назван приятным, так как состоит из громких каркающих и трескучих звуков. Чайки – умные и понятливые птицы, замечающие все происходящее кругом. Они храбры и смело вступают в бой с врагами; друг с другом живут довольно мирно, но завистливы и недоверчивы. Обиженная или раненая чайка сообщает о своем несчастье всем подругам, и они сообща дают отпор опасности.

8. Журавль. Все движения журавля изящны; все проявления его довольно высоко развитых способностей привлекают внимание. Крупная, подвижная и смышленая птица прекрасно осознает свои достоинства и выражает это в самых разнообразных поступках. Ходит она грациозно и мерно, с сознанием своей красоты, без труда поднимается на воздух, немногими широкими ударами сильных крыльев достигает желаемой высоты и летит ровно и неторопливо, но быстро и энергично. Когда придет журавлю охота, он забавляется веселыми прыжками, шаловливыми движениями, странными позами; играя, поднимает с земли щепки и камешки, бросает на воздух и ловит их снова; танцует, прыгает, быстро бегает взад и вперед и самыми разнообразными движениями выражает свою жизнерадостность.

Пятый конкурс «Узнаю я их по голосам»


А сейчас вашему вниманию предлагаются звуковые конкурсы.

Задание 1. Чей это голос? Угадать голос птицы. (презентация «Голоса птиц»)

Птица №1 - кукушка

Птица №2 – ласточка

Птица №3 – дрозд

Птица №4  - иволга

Птица №5 – жаворонок

Птица №6 – соловей

Птица №7 – сова

Птица №8 – цапля

Птица №9 – сойка

Птица №10 – снегирь

Птица №11 – клест

Птица № 12 – чиж

Шестой конкурс «Птичьи премудрости»


В этом конкурсе каждому человеку из команды дается задание собрать пословицы о птицах. В конверте находятся  четыре разрезанных на части пословицы, каждая из которых набрана на листе определенного цвета.

1. Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Ранние пташки росу пьют, поздние слезы льют.

2. Человек без родины, что соловей без песни.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

С курами ложись, с петухами вставай.

Всякая птица своим носом сыта.

Седьмой конкурс «Весенний ветер»


Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Перед вами листы с названиями птиц, попробуйте расставить их в правильном порядке.

За 1 правильно угаданную птицу  1 балл.

ГВОХОРИСТКА

ОКВАСНЯ

КОСТАЧАЛ

СУХЫЛА

СОНОБУД

ПАЛЯЦ

ГИРЬНЕС

НЕЛЕШУКАЗ

НЕКОПАЧ

МОРДОКОЗИ

ТЕРИШВЕЙКА

ВЕЛОСОЙ

ДОЗОЙОК

ИСТРИСВЕЛЬ

ЦЕРКВОС

КОЗЛАРЕВА

ЛАКВАС

ВКОНОРОЖА

                 УЩИПАХ

ЗЛОПОПЕНЬ

ЛОВИГА

ШНУРОК

ФАНЗА

НОРОВ

НУЛЬ

КАГАЛ

Презентация «Весенний ветер»

Вожатая. Пока наши участники работают, давайте мы с вами проверим, что вы знаете о птицах?.  (Приложение 2. )

Восьмой конкурс «Отчего? Почему?»


Задание-викторина. Вопросы задаются  командам по очереди, если команда  затрудняется дать ответ, то отвечает вторая команда. Если команды не дадут ответа, ответить могут зрители.

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)

3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

4. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка. Она ловит на дне насекомых, червей и даже мальков рыб.)

5. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)

6. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)

8. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)

9. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

10. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)

11. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)

12. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)

Восьмой конкурс «Предсказания оракула»


Как известно, для того, чтобы хорошо делать предсказания. надо быть не только хорошим психологом, но и хорошо разбираться в приметах. Надеюсь, что вы знакомы с народными приметами, связанными с поведением птиц. Тогда займемся предсказаниями. Подсказка: имеется 4 варианта ответа: тепло, холодно, дождь и вёдро (ясная погода). Задания будут даваться командам  по очереди. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Какая будет погода, если соловей поет всю ночь, а синицы оживленно щебечут? (Ясная)

2. Какая будет погода, если ласточки летают над водой, а чайки много купаются? (Дождь)

3. Какая будет погода, если  петух часто кукарекает, а гуси и утки ведут себя очень оживленно? (Дождь)

4. Какая будет погода, если  птицы рано улетают на юг, а воробьи собирают пух и перья?

(Холод)

5.  Какая будет погода, если голубь стоит в луже, а  ворона кричит в сторону юга? (Тепло)

6. Какая будет погода, если ворона кричит в сторону севера. А домашняя птица прячет голову под крыло? (Холод)

7. Какая будет погода, если зяблик беспокоится и тенькает, а соловей замолкает? (Дождь)

8. Какая будет погода, если птицы садятся на землю, а голуби воркуют? (ясная теплая погода)

Девятый конкурс «Легендарные птицы»

Презентация «Легендарные птицы»

 В народе о птицах слагали легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь. Конкурс «Легендарные птицы».  Отвечает та команда, участник которой первым позвонит в колокольчик.
1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)
2. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. (Клест)
3. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Кукушка)

4. Как известно, эти птицы «спасли Рим». Произошло это, согласно приданию, следующим образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только эти птицы, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготанием римских воинов. Дело в том, что они — птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности. С тех пор в Риме они  пользовались особым почетом. (Гуси)

5. Символ учительства, олицетворяющий самопожертвование ради будущего поколения. (Пеликан)

6. Эта птица у многих народов  считается символом семейного счастья и  благополучия. (Аист)

Весна. Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда.
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора –
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.

Вожатая. А сейчас, предоставляем слово жюри.

Приложения.

Приложение 1.

Иным путём идут святые

К высокой цели неземной.

И, побеждая зло любовью,

Как Божьи ратники-борцы,

Родные мученики кровью

Стяжают славные венцы.

(С.С. Бехтеев)

ХРИСТИАНСКИЕ МУЧЕНИКИ

  Злые люди, которые ненавидели Христа, стали ненавидеть и тех, кто верил в Него – христиан. Их осуждали на мучения и смерть. Но вера в Бога помогла им оставаться добрыми и мужественными, даруя им надежду на небесную радость.

  Жили в то время воины, которые открыто называли себя христианами. От них требовали признать богов-идолов. Но они не согласились. Тогда их оставили стоять без одежды в ледяных водах Севастийского озера. Чтобы удобнее склонить их к предательству, на берегу озера топили баню. Воинам предлагали согреться в ней. Но для этого следовало отречься от христианской веры.

  Всю ночь стояли воины-мученики во льду. Вдруг охранявший их страж увидел сорок венцов, опускавшихся с небес на страдальцев. В это время один из них не выдержал холода, отказался от Христа и побежал греться в баню. Тогда стражник воскликнул:

 - Да не будет этого, чтобы пропал у Царя Небесного хоть один венец!

  Он громко объявил всем, что верит в Иисуса Христа, вошёл в ледяную воду озера и вместе с воинами принял мученическую смерть. А тот воин, который оказался малодушным и побежал греться, растаял в бане, как лёд.  

С приходом весны - жизнь просыпается, становится тепло. Вся природа пробуждается. Но ещё не закончился Великий пост – это время покаяния. Пост Бог называет духовной весной. Душа очищается от греховности. Мороз сковывает всё, так и грех сковывает человека.

С приближением весны становится тепло, происходит прилёт птиц в родные края.

Поэтому сложилась такая старая традиция у православных христиан встречать пернатых на Сорок мучеников, печь куличики в виде птичек.

Приложение 2.

ВОПРОСЫ:

1. У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (у водоплавающих)

2. Какие птицы «улетели в космос» и превратились в созвездия? (лебедь, орел, голубь, ворон).

3. Где синицы вьют гнезда? (в дуплах)

4. Когда гуси бывают особенно злыми? (когда у них появляются гусята)

5. Как гуси защищают детей от непогоды? (прячут под крыльями)

6. Любимое лакомство аистов? (лягушки).

7. Какие птицы подбрасывают яйца в чужие гнезда? (кукушки)

8. Какая птица самая большая в мире? (страус)

9. Почему ласточка перед дождем летает низко? (ловит насекомых, которые перед дождем спускаются ниже, т. к. крылышки у них промокают)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

11. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)

12. Кто кукует у кукушки - самка или самец? (самец)

13. Какие птицы не высиживают, а «выстаивают» своих птенцов? (пингвины)

14. Что для птиц страшнее: голод или холод?( голод)

15. Дышит ли птенец в яйце? (да)

16. Какие птицы не летают? (страусы, пингвины, киви)

17. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на ветку? (стриж).