ХИМИЧЕСКАЯ ИГРА «ДУЭЛЬ ЭРУДИТОВ»
методическая разработка (10 класс) по теме

Гудкова Наталья Александровна

Цель игры - привлечение внимания учащихся  к замечательной науке химии,  к науке,  которая всегда была востребована в России. Имена Ломоносова, Менделеева, Бутлерова, Зинина вписаны в сокровищницу мировой химической науки. Участвуя в игре, ученики получат возможность почувствовать себя учеными, проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХИМИЧЕСКАЯ ИГРА «ДУЭЛЬ ЭРУДИТОВ»

для учащихся 9-11-х классов МБОУ «Лицей №23» и «Лицей №39»,

разработчики учитель химии МБОУ «Лицей №39» Н.А. Гудкова и учитель химии МБОУ «Лицей №23»  Т.Н. Иванова

Цели турнира:

  1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.
  2. Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы.
  3. Активизировать поиск информации и ее анализ.
  4. Развивать творческое мышление учащихся.

Вступительное слово

Мы хотим положить начало традиции – проведению ежегодных химических турниров между двумя общеобразовательными учреждениями Озерска, лицеями 23 и 39, изучающими химию углубленно. Сегодня соревнуются 2 команды – учащиеся 9, 10 и 11 классов. В каждой команде 7 человек. В игре 8 конкурсов.

Сегодняшней игрой нам хочется привлечь ваше внимание к замечательной науке химии,  к науке,  которая всегда была востребована в России. Имена Ломоносова, Менделеева, Бутлерова, Зинина вписаны в сокровищницу мировой химической науки.

Сегодня у вас будет возможность почувствовать себя учеными, проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление.

В начале игры  представляем наше достопочтенное и многоуважаемое жюри.

Содержание турнира

  1. Конкурс «Приветствие и домашнее задание».

Во время приветствия каждая команда должна представить свое название, девиз, эмблему, домашнее задание: презентацию по теме «Ода химии».

Оценивание (максимум):

за название - 1 балл,

за девиз - 1 балл,

за эмблему - 1 балл,

за домашнее задание- 5 баллов.

Регламент домашнего задания – 3 минуты.

Рекомендация для оценивания домашнего задания: убедительность,   эстетичность презентации, соблюдение регламента.

  1. Экологический конкурс.

Ведущий. Предложите проект решения экологической катастрофы (слайд «Катастрофа Черного моря»). В сентябре 1927 года жители Крыма наблюдали как, в буквальном смысле, Черное море горит. Столбы дыма поднимались на высоту 500-800 метров. Одновременно на побережье ощущался запах тухлых яиц. Именно из-за этого газа, который в изобилии находится на глубине 100 метров от поверхности воды, гибнет Черное море, превращается в мертвое. О каком газе идет речь? Задание: предложите свой проект спасения Черного моря. Каждой команде предлагаем реактивы, которые, возможно, помогут вас в решении этой проблемы. Идеи кратко изложить на листе бумаги для жюри. Три минуты на обсуждение.

Капитаны вытягивают жребий, определяющий очередность выступления.

            Оценивание (максимум):5 баллов.

Ведущий. На сегодняшний день существует два проекта. Первый - проект Мюллера – захоронение отходов, содержащих тяжелые металлы на глубине 2000 м. Второй – проект Клименко – создание прибора мезатрона для разложения сероводорода на водород и серу под действием мощного электрического разряда. Оба проекта имеют положительные и отрицательные стороны и ждут своих доработчиков.

Во время обсуждения – проведение демонстрационных химических опытов.

  1. Конкурс «Беру патент».

Предлагаем вам изобретательские задачи, на которые уже взяты патенты. Попробуйте предложить свое решение, взять свой патент. На обсуждение каждой задачи – одна минута. Отвечает команда, которая первая поднимет флажок. Вторая команда имеет возможность дополнить ответ первой.

Задача №1. (На слайде текст.) Улавливание паров металлической ртути из воздуха производственных помещений – важная санитарно-гигиеническая задача. Предложите способы решения проблемы. (Возможные ответы: серой. использование фильтров, водный раствор перманганата калия.)

Задача №2. (На слайде текст.) Для получения тепло- и звукоизоляционных полимерных материалов их необходимо вспенивать, т.е. изготавливать пенопласты. Это материалы, в которых в массе твердого полимера имеется большое количество пузырьков. Для этого используют пенообразователи, которые разлагаются  с выделением газа. Предложите вещества, которые, по вашему мнению, можно использовать в качестве пенообразователей. (Ответ: карбонат аммония, гидрокарбонат аммония, гидрокарбонат натрия, нитрит аммония, карбонат кальция.)

Оценивание: за каждый правильный вариант - 1 балл.

  1. Конкурс капитанов.

Пантомима «Рассеянный лаборант».

Найдите ошибку в технике безопасности при работе с химическими веществами.

Капитанам выдаются листки и ручки. Они пишут ответы и отдают жюри.

Оценивание: за каждое увиденное нарушение - 1 балл.

  1. Конкурс «Черный ящик».

Презентация «Виды Санкт-Петербурга» (2 минуты).

В черном ящике находится минерал, который широко использовался для отделки соборов и дворцов Санкт-Петербурга. Это известный уральский минерал, которого в недрах земли практически не осталось. Что это за минерал? Вам дается одна минута на обсуждение. Через минуту листок с ответом сдаем жюри.  (Ответ: малахит.)

Оценивание: 1 балл.

  1. Конкурс «Определите вещества».

На экране представлены пять образцов разных веществ. Они пронумерованы. Командам выдаются аналогичные образцы.

В течение одной минуты визуально определите вещества. (Ответ: мел, малахит, мрамор, пирит, кварц). Через минуту листок с ответом сдаем жюри.

Оценивание: за каждый правильный вариант - 1 балл.

  1. Конкурс «Старая рукопись».

В архиве нашли старую рукопись, но она оказалась испорченной. Во многих местах трудно было разобрать текст. Восстановите записи в течение 3 минут.

Команда 1.

  1. Ca +O2 → …
  2. Zn + … → ZnCl2
  3. Cu(OH)2 → CuO + …
  4. H2O2 → H2O + …
  5. CuSO4 + NaOH → H2O + …
  6. P + O2 → …

Команда 2.

  1. Zn +O2 → …
  2. K + … → KBr
  3. Fe(OH)2 → FeO + …
  4. H2O → H2 + …
  5. Fe SO4 + K OH → H2O + …
  6. Al + O2 → …

Оценивание: за каждую правильно написанную реакцию - 1 балл.

  1. Конкурс для болельщиков.

№1. Представляем танец «Типы химических реакций». Задание: определите показанные типы реакций. (Ответы: реакции соединения, обмена, замещения).

№2. Три космонавта высадились на неизвестной планете с заданием определить состав атмосферы. Они взяли с собой три предмета – яблоко, известковую воду и малахитовую шкатулку. Яблоко не почернело. Известковая вода не помутнела. Нагрели малахитовую шкатулку. Образовался осадок черного цвета, который на глазах стал красного цвета. (Ответ: водород).

Выступление жюри с заключительным словом. Подведение итогов.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химическая игра «ДУЭЛЬ ЭРУДИТОВ» для учащихся 9-11-ых классов МБОУ «Лицей №23» МБОУ « Лицей №39 »

Слайд 2

Конкурс «Приветствие и домашнее задание»

Слайд 3

Экологический конкурс

Слайд 4

Катастрофа Чёрного моря

Слайд 5

В сентябре 1927 года жители Крыма наблюдали как, в буквальном смысле, Черное море горит. Столбы дыма поднимались на высоту 500-800 метров. Одновременно на побережье ощущался запах тухлых яиц. Именно из-за этого газа, который в изобилии находится на глубине 100 метров от поверхности воды, гибнет Черное море, превращается в мертвое. О каком газе идет речь?

Слайд 6

Конкурс «Беру патент»

Слайд 7

Задача №1. Улавливание паров металлической ртути из воздуха производственных помещений – важная санитарно-гигиеническая задача. Предложите способы решения проблемы.

Слайд 8

Задача №2. Для получения тепло- и звукоизоляционных полимерных материалов их необходимо вспенивать, т.е. изготавливать пенопласты. Это материалы, в которых в массе твердого полимера имеется большое количество пузырьков. Для этого используют пенообразователи, которые разлагаются с выделением газа. Предложите вещества, которые, по вашему мнению, можно использовать в качестве пенообразователей.

Слайд 9

Конкурс капитанов

Слайд 10

Найдите ошибку в технике безопасности при работе с химическими веществами .

Слайд 11

Конкурс «Черный ящик»

Слайд 12

В черном ящике находится минерал, который широко использовался для отделки соборов и дворцов Санкт-Петербурга. Это известный уральский минерал, которого в недрах земли практически не осталось. Что это за минерал?

Слайд 13

Конкурс «Определите вещества»

Слайд 14

1 2 3 5 4

Слайд 15

Конкурс «Старая рукопись»

Слайд 16

В архиве нашли старую рукопись, но она оказалась испорченной. Во многих местах трудно было разобрать текст. Восстановите записи в течение 3 минут.

Слайд 17

Конкурс для болельщиков

Слайд 18

Типы химических реакций. Задание : определите показанные типы реакций.

Слайд 19

Три космонавта высадились на неизвестной планете с заданием определить состав атмосферы.

Слайд 20

Они взяли три предмета .

Слайд 21

Яблоко не почернело.

Слайд 22

Известковая вода не помутнела.

Слайд 23

Нагрели малахитовую шкатулку. Образовался осадок черного цвета, который на глазах стал красного цвета.

Слайд 24

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Состязание эрудитов"

Цели игры: фронтальное повторение учебного материала по математике;повышение познавательной активности  учащихся;развитие культуры общения;развитие познавательного  интереса;В игре участвуют...

Биолого-химическая игра "Кто хочет стать эрудитом?"

8 классВнеклассное мероприятиеИгра, в которой есть задания и вопросы как по химии, так и по биологии...Межпредметные связи........

Интеллектуальная игра "Битва эрудитов" для учащихся 5-6 классов

Границы использования представленного материала достаточно широки. Можно рекомендовать использование разработки не только  учителям в урочное и внеурочное время, но и педагогам дополнительного об...

Игра "Битва эрудитов"

Презентация к интеллектуальной игре для 5-6 классов....

Интеллектуальная игра "Дуэль эрудитов"- 2014

Интеллектуальная игра "Дуэль эрудитов" предназначена для учащихся 9-11 классов, изучающих химию углубленно....

Дуэль эрудитов

Презентация для внеклассного мероприятия по химии...

Номенклатура химических соединений для эрудита

Химические вещества (названия) и их физические свойства...