Разработка сценария мероприятия для летней тематической площадки: творческая мастерская "Оригами"
методическая разработка по теме

Сценарий мероприятия творчесая мастерская "Оригами" разработана для летней тематической площадки "Детство" в МБОУ СОШ 5 г. Белореченска. Возраст детей: 6-14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_origami.docx261.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                                                                             

Разработка сценария мероприятия для летней тематической площадки:

творческая мастерская

«Оригами»

                                      Разработала: 

учитель ИЗО МБОУ СОШ 5

г. Белореченска

Грибова С. В.

     

2013 г.

Цель мероприятия:  приучить детей к коллективной деятельности; научить выполнять поделку оригами; воспитывать толерантное отношение к культуре Японии;

развивать творческие способности детей.

Материалы: бумага, ножницы, клей,  презентация.

Оборудование: мультимедиа, экран, компьютер.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня мы отправляемся в  творческую мастерскую, где вы научитесь выполнять поделки в технике оригами.

1 слайд

Что такое оригами?

Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» - спрашивают они. А ведь каждый из нас складывал из обычного тетрадного листа самолетик, пускал самолетик и кораблик по весенним ручейкам, делал пилотку из газеты, чтобы защититься от солнца, и даже не подозревал, что это самое настоящее оригами. 

2-3 слайд

Это искусство родилось в Японии. В «Японских хрониках» говорится, что его начало восходит к 610-му году. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

4 слайд

Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.  Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

5 слайд

В Японии до сих пор изготавливают бумажные амулеты – «гофу», а для защиты от злых духов делают бумажные обереги в виде метелок – «харам-гуси».

6 слайд

Позже, в XIV-XVI вв. оригами перестало иметь только религиозное применение, умение изготовлять разнообразные бумажные фигурки проникло сначала в императорский дворец, а затем стало неотъемлемой частью японской аристократической элиты. Человек считался плохо воспитанным, если он не умел складывать оригами.

7 слайд

Мастера оригами придумывали различные истории, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников — легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом.

8 слайд

Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

9 слайд

В XVII – XVIII вв. оригами приобрело всенародную популярность, стало любимым время провождением людей. Например, когда записки складывали в виде журавлика, цветка или какой-нибудь другой фигуры, это служило знаком дружбы и любви. Бумажные формы иногда могли больше рассказать о чувствах человека, чем любые слова. Искусство оригами стало передаваться из поколения в поколение, через многие века дошло до наших дней и сейчас распространилось по всему миру.

10,11,12,13 слайд

В Европу оригами пришло в XIX в. параллельно и в других странах возникли самостоятельные школы складывания фигурок, например, в Испании  «пахарит». Пахарита по-испански означает «птичка». Изображение этой фигурки служит символом Центра оригами в Испании. Но все же испанцы чаще использовали для складывания плотную ткань, из которой получали предметы гардероба: воротнички, чепцы для женщин-монахинь и сестер милосердия. Во Франции искусство оригами впервые стало использоваться в сценическом жанре.

14-15 слайд

Большой вклад в распространение и популяризацию оригами внес японский мастер Акира Йошизава. Он изобрел много новых видов фигурок, написал две книги по оригами, его заслугой так же стало изобретение специальных чертежей, с помощью которых можно изготовить любую фигуру.

16 слайд

В России с искусством оригами была знакома и царская семья. Преподаватель английского языка Чарльз Сидней Гиббс, обучавший наследника престола, смог заинтересовать мальчика при помощи различных бумажных фигурок. Таким образом, скучный урок превратился в веселое, интересное занятие.

17 слайд

Лев Толстой тоже был знаком с оригами и очень ценил это искусство. Он отмечал, что совместное творчество сближает людей, делает их более открытыми для общения.

18 слайд

Поделки оригами уникальны тем, что при их изготовлении не применяются ножницы и клей, а требуется только рук и фантазия автора. Именно отличает оригами от других видов творчества, например, аппликации. Важнейшим моментом является то, что оригами складывается из целого листа без разрезов. Из одного и тоже квадрата можно сложить тысячи и тысячи самых разных моделей. В настоящее время все большее развитие получает модульное оригами, когда фигурки состоят из нескольких самостоятельных фигурок – модулей. Оригами – это своеобразный мир фантазии и изобретательности. Фигурки оригами объемные, особую привлекательность им предает игра света и тени на боковых гранях.  Еще одна отличительная черта – оригами не полые фигуры, весь внутренний объем заполнен бумажными складками, этим оригами отличается от скульптуры.

19 слайд

Основой для изготовления оригами является квадратный лист бумаги. Почему же именно квадрат? На востоке к квадрату всегда относился особым образом, считали его практически магической фигурой. Например, всерьез считали, что Земля имеет квадратную форму. Квадрат был основой всего, символом единства и пустоты. Вспомним  хотя бы такую игру, пришедшую к нам с Востока, как шахматы, основной которой является квадратная доска, расчерченная еще 64 квадрата. Все иероглифы также могут быть вписаны в квадрат. Поэтому и фигуры оригами имеют квадратную основу – это дань древней истории и многовековой культуре.

20 слайд

Модели оригами очень разнообразны, они различаются по сложности складывания, по размерам. Настоящие мастера складывают фигурки размером с наперсток и величиной в человеческий рост, делая при этом тысячи складок. Тематика оригами тоже ничем не ограничена. Это могут быть растения, предметы обихода, дома, автомобили, вымышленные персонажи…

Из чего делают оригами?      

21-22 слайд

Для изготовления оригами чаще всего используют специальные наборы цветной бумаги, которая одинаково окрашена с обеих сторон. Она имеет форму квадрата со стороной 15-20 см. такая бумага достаточно мягкая, нее удобно складывать  фигурки. Но иногда используется и бумага, окрашенная с одной стороны. Оригами также можно складывать из обычных салфеток. Они применяются, когда необходимо, чтобы фигурка выглядела нежно, почти воздушно (например, при изготовлении бумажных цветов).  Но существенным недостатком салфеток является то, что они легко  рвутся и плохо сохраняют намеченные складки.

 Другим, не совсем обычным материалом для изготовления оригами является оберточная бумага. Она очень плотная, не рвется при работе, но вместе с тем достаточно тонкая. Оберточная бумага бывает самых разных размеров. Единственным ее недостатком является однообразный серый цвет.

Оригами можно складывать и из обычной бумаги для оргтехники, которая найдется в любом офисе, из нее получается неплохие фигурки. Существует технология мокрого складывания оригами, когда бумажные складки слегка увлажняются.

Еще некоторые умельцы стали складывать оригами из тонкого металлического листа. Лучше всего для этой цели подходит мягкая сталь. Такие оригами по сравнению с бумажными моделями необычны, смотрятся по-другому.

23 слайд

Давайте с вами попробуем сделать оригами.  Эта модель модульного оригами лебедя является наиболее простой в своем классе. Чтобы сделать белого лебедя Вам потребуются крупные или даже двойные модули. Используйте листочки бумаги размером 4,5x9 см, то при складывании модуля его внутренние части увеличатся в размере, и сам модуль станет толще. Этот лебедь будет отличным подарком и впишется в любой интерьер на самое видное место.

24 слайд

Как сложить треугольный модуль оригами

Согни прямоугольник пополам.

Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе.

Согни края к середине.

Переверни.

Подними края вверх.

Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.

Разогни.

Снова сложи маленькие треугольники по намеченным линиям и подними края вверх.

Согни пополам.

Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.

Задача детей – изготовить модули оригами

25 слайд

Коллективное изготовление поделок в технике оригами.

1. Возьмите 3 модуля и расположите их, как показано на рисунке.

2. Уголки двух модулей вставьте в кармашки третьего модуля.

3. Возьмите еще 2 модуля и присоедините их таким же образом к первой группе.

26 слайд

4. Соединяя модули по этому принципу, выполните кольцо из двух рядов: внутреннего и внешнего. Каждый ряд состоит из 30 модулей. Соединяйте модули последовательно, придерживая получающуюся цепочку руками. Последним модулем замкните концы цепочки в кольцо.

5. Возьмите 30 модулей и выполните третий ряд. Обратите внимание на то, что в кармашки каждого модуля вставляются уголки двух разных модулей.

6. Точно так же выполните четвертый и пятый ряды, состоящие из 30 модулей каждый.

7. Теперь, взявшись пальцами за края заготовки, выполните движение, как будто хотите вывернуть кольцо наизнанку. Должна получиться форма, представленная на фото (вид сверху и снизу).

8. Выполните шестой ряд из 30 модулей. Теперь надевать модули нужно сверху. Проверьте, чтобы модули располагались так же, как в предыдущих рядах.

9. С седьмого ряда начните делать крылья. Выберите одну пару уголков от двух соседних модулей. Это будет место прикреплении шеи. Влево и вправо от этой пары сделайте по ряду из 12 модулей.

То есть седьмой ряд состоит из 24 модулей и имеет два промежутка.

10 . Продолжайте делать крылья, уменьшая каждый следующий ряд на два модуля: в восьмом ряду — 22 модуля (двa раза по 11), в девятом — 20 модулей, в десятом — 18 модулей. При этом промежуток, предназначенный для шеи, должен расширяться.

11. В одиннадцатом ряду — 16, в двенадцатом — 14 модулей.

27 слайд

12. Далее тринадцатый ряд - 12 модулей, четырнадцатый ряд — 10 модулей, пятнадцатый ряд — 8 модулей.

13. Теперь для шестнадцатою ряда — б модулей, для семнадцатого — 4, для восемнадцатого — 2. Крылья готовы. Придайте им форму, чтобы они были выпуклыми снизу и немного отгибались сверху.

14. Выполните хвостик, состоящий из пяти рядов. Точно так жe уменьшайте количество модулей на один в каждой ряду. На хвостик потребуется 15 модулей.

15. Чтобы сделать шею, модули нужно соединять другим способом. Возьмите красный модуль и вставьте

в два его кармашка два уголка белого модуля. Если вы не хотите, чтобы клюв у лебедя был раздвоенным, лучше заранее склеить уголки красного модуля.

16. Таким же образом последовательно присоедините еще 6 модулей. Старайтесь сразу придавать шее нужную форму.

17. Далее присоедините 24 модуля. Не забывайте про изгиб шеи.

18. Укрепите шею на двух уголках между крыльями. Пo желанию добавьте детали — глазки, бантик.

19. Сделайте подставку в виде двух колец. В одном кольце — 36, в другом — 40 модулей. Соединяйте модули таким же образом, как при выполнении шеи. Кольца можно склеить и приклеить лебедя к полученной подставке.

Анализ коллективно изготовленных работ.

Учитель: Вот и завершилось наше творчество  в чудесной мастерской «Оригами».

Интернет-ресурсы:

http://stranamasterov.ru/node/1471

http://origamka.ru/modulnoe-origami/38-raduzhnyy-lebed.html

http://stranamasterov.ru/node/15473

http://festival.1september.ru/articles/619500/

http://biblioteka89.blogspot.ru/p/blog-page_880.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сценария мероприятия для летней тематической площадки: игра-путешествие "Мой город"

Сценарий мероприятия "Мой город" разработан для летней тематической площадки "Детство" в МБОУ СОШ 5 г. Белореченска. Возраст детей: 6-14 лет....

Разработка сценария мероприятия "Загадки лета" для летней тематической площадки.

Сценарий мероприятия "Загадки лета" разработан для летней тематической площадки "Детство" в МБОУ СОШ 5 г. Белореченска. Возраст детей: 6-14 лет....

План работы летней тематической площадки

В предлагаемом материале даётся подробный план работы летней тематической площадки "Тимуровцы" по направлению "Социально-полезная деятельность"...

Летняя тематическая площадка

Программа по летней тематической площадке по английскому язык во 2 классе. Рассчитана на 10 занятий. Составлена к учебнику Spotlight....

Сценарий игры для летней школьной площадки или школьного лагеря "Поимка шпиона"

Чем занять детей на летней площадке? У нас в школе это время всегда проходит очень интересно. Игры, квесты, интересные творческие задания... Детям нравится не просто найти что-то спрятанное, а узнать,...

Программа летней досуговой площадки "Творческая мастерская"

Досуговая площадка открыта в МОУ ЦДТ "Горизонт" в летний период в июле месяце и работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 09.00 до 13.00....

ПРОГРАММА летней тематической площадки «Интересное в мире точных наук»

ПРОГРАММАлетней тематической площадки «Интересное в мире точных наук»...