Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.
статья на тему

Маковская Анна Владимировна

 

"Социально значимой может оказаться любая инициатива, а социально полезной, как правило, альтруистическая . Это, конечно , касается и преподавательской деятельности. От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели. Урок может быть проведен в виде пленэра или музейной практики, работы на интерактивной доске или графическом планшете, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_grazhdanstvennosti_na_u.izo_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к  ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

Учитель ИЗО МБОУ «СОШ №1»

Маковская А.В.

                                                                     

Кашира2013

                                                                   Воспитание гражданина ради славы

                                                                   Отечества должно быть во главе воспитания.

                                                                                                                     М.В.Ломоносов.

   Стоит ли листать страницы старых книг, всматриваться в полотна давно минувших лет, в лики, смотрящие на нас с потемневших от времени фресок, в орнамент, оставленный кем-то на камне? Зачем сохранять предметы старины ,украшенные замысловатым рисунком, прялки, сундучки, расписные ложки , домотканые полотенца, расшитые птицами и барсами, лобовые доски, резные наличники, бревенчатые избы?..

    Человек не может жить без прошлого ,он сын своего времени и своей страны, в его судьбе сплетаются воедино былое, настоящее и будущее .И  чтобы уловить луч , направленный вперед, ему надо оглянуться назад и найти в отшумевших веках поддержку и ответы на загадки современности.

   Духовность, культура и традиции нашей  необъятной родины начинаются с семьи, родственников, друзей, школы, социума ,но похожи они на огромное ветвистое дерево ,уходящее своими корнями в толщу столетий ,в безграничный и неисчерпаемый мир древней Руси. В нем полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, значительность его мыслей. Бесконечные заснеженные просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осенняя листва, весенние половодья — все невероятно родное, домашнее, нерасторжимо связанное с народным искусством, с чистым золотом народной поэзии.

  Знание этнокультурных традиции, к которым человек принадлежит по своему происхождению,  является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.  Понятие «гражданственность»,  зачастую является синонимом понятия «любовь к Родине», и это, в первую очередь, проявление ответственного отношения человека, осознающего не только свои права, но и обязанности  к другим людям и обществу в целом.

     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине, не просто была красивым, звучным сочетанием, а определяла внутреннюю сущность человека? Как воспитать истинного гражданина своей страны, как сохранить  нравственное здоровье нашего общества, его долголетие?

  Будущее страны, всего народа,  всецело зависит от потомков, от будущего поколения. А чтобы они выросли достойными гражданами, гордились своим Отечеством , любили его не на словах , а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. У России великое прошлое , и будущее должно быть великим и героическим.

  Конечно ,воспитание Человека начинается с семьи и окружающего социума, а потом уже следуют образование в дошкольных заведениях, школах, техникумах, институтах... И поэтому реформы образовательной сферы  целиком направлены на «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования».

  Введение системы ФГОС в обучающий процесс с реализацией программ внеклассной деятельности, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей .Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире конечно реализуется в процессе изучения таких предметов , как «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры

России», «Изобразительное искусство». Данные программы составлены в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.

    Инновация в преподавании предметов  школьного общего и внеурочного занятия заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение того или иного предмета.

    Особое место можно отвести предмету «Изобразительное искусство» .Культура, мораль и нравственность – это управляющие, долгоживущие параметры порядка, которые «держат» социум ,именно они лежат в основе  грамоты изобразительного искусства, независимо от того, с применением они классических или инновационных техник преподавания. Введение внеурочной деятельности в начальной и средней школе позволило ввести в деятельность декоративно-прикладное искусство и элементы дизайна. Возможность внесения арт-терапевтических методик в трудовой процесс поможет обучить воспитанников приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния, что обеспечит личностный рост и творческое самовыражение. Проектная деятельность изостудии способствует расширению кругозора учеников по темам, близких к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изученным темам.

   Социально значимой может оказаться любая инициатива, а социально полезной, как правило, альтруистическая. Это, конечно , касается и преподавательской деятельности. От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели. Урок может быть проведен в виде пленэра или музейной практики, работы на интерактивной доске или графическом планшете, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах.

  Расширение возможностей сотрудничества  школы с культурными центрами выводит работу педагога и воспитанников на более значимый уровень, а технические возможности позволяют участвовать в общественной жизни не только своего города, края, но и своей страны.  

   Совместная работа ученических коллективов (изостудий, классов и т.д) по созданию ребятами творческих отчетов-выставок ,мастер-классов, семинаров с Домами культуры, Экологическими центрами, музеями, музыкальными школами, библиотеками ,фондами ,   является не только показом их достижений сверстникам, но и проявлением общественно значимой работы .Огромный вклад в просветительскую деятельность вносит содействие Благочинных церквей, берущих на себя содействие в проведении традиционных православных праздников.

       В течении всего учебного года ребята также могут принимать участие в ряде городских, межрегиональных ,Всероссийских и международных выставках-конкурсах. Это подводит их к социальной ответственности – осознанной общественной обязанности; добровольно и свободно исполняемому гражданскому долгу.

      Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей , воспитывает истинного гражданина , любящего и ценящего не только свою малую Родину, но и всю свою необъятную страну .Но для успешности этих трудов нужен положительный отклик государства, общества и семьи.

     Так стоит ли  листать страницы старых книг?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры...

Воспитание гражданственности школьника через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в законе РФ "Об образовании". Воспитание гражданственности является одним из основных принципов госу...

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

Несколько десятилетий в стране пропагандировался атеизм, был исключен из образовательных программ духовно-нравственный компонент. Этому компоненту в дореволюционной системе воспитания и образования от...

Воспитание любви к книге как фактор формирования духовно – нравственной культуры школьника.

С давних времён в нашей стране  России сложился культ книги и словапревративший чтение в главную форму воспитания, национальную культурную традицию. В своей школе мы проводим большую просвет...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...