От детской игрушки - до изобретения.
план-конспект занятия на тему

Шустова Наталья Владимировна

Практическое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnorama_konkurs_pedagogov_izobretenie.doc350.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие

«От детской игрушки  - до изобретения»

Актуальность и социальная значимость занятия

Стимулирование предпринимательской и социальной инициативы в школьной   среде, привлечение учеников  в сферу бизнеса и социальной жизни региона, а также вовлечение их в инновационную деятельность.

Практическое занятие – своеобразный конкурс, позволяющий учащимся не только представлять свой творческий потенциал в виде идей и проектов, но и позиционировать себя, как перспективного специалиста для современных предприятий, для будущих работодателей.

Цели

Показать учащимся, что развитие видов способностей: инициативы, творчества, от детской игрушки – до изобретения, самостоятельность – это одно из главных требований жизни в современном обществе.

Задачи

Воспитывать интерес к изобретательству; развивать способности, необходимые для любого вида творчества: фантазию, воображение, предвидение, умение принимать нестандартные решения, выбрать профессию по душе.

Участники проекта

Ученики 5-6 классов школы.

Ход подготовки мероприятия

  1. Предложить учащимся следующие задания:

1-е задание.  «Конструктор». Составьте задачи-игры с набором «Конструктор», «Лего». Предложите свои правила игры.

Подумайте, как из этого набора деталей сделать самую высокую башню, самый длинный мост.

2-е задание.  «Придумай сам».

Попробуйте изобрести новый «Конструктор» из «подсобных средств» (карандашей, линеек, пустых спичечных коробков, скрепок, бумаги и т.д.). Покажите, что можно из него построить.

3-е задание.  «Наши игрушки».

Принесите детские игрушки и поясните: на каких из них можно продемонстрировать какое – либо физическое явление, закон, математические закономерности и.т.п. Где в современной технике уже применяется принцип действия вашей игрушки или ее устройства?

Придумайте фантастическое изобретение, которое подсказала вам игрушка.

Усовершенствуйте игрушку (сделайте ее, например, более смешной или более подвижной). Придайте ей фантастический облик. Измените ее назначение.

План занятия

  1. Вступительное слово учителя.

С детства нас окружают игрушки: куклы, машины, мишки, пушистые собачки, кубики и более сложные, с батарейками, дистанционным управлением, электронные. У каждого из вас есть любимая игрушка и сейчас. Она не только развлекает, помогает отвлечься от учебных занятий, найти общее дело с друзьями, но и развивает вашу фантазию, воображение, побуждает к творчеству, а , может быть, а выбору будущей профессии. Расскажите о своих игрушках. Чем они вам дороги?

Учащиеся показывают принесенные игрушки и рассказывают о них.

Мы считаем, что игрушка – это просто детская забава. А может ли простая игрушка помочь изобретателю?

Вот такую идею строительства легкого и очень мобильного моста подсказала игрушка «скачущий лягушонок». Лягушонка приводит в действие небольшая резиновая трубочка, свернутая в рулон и распрямляющаяся в момент нажатия на резиновую грушу. То же происходит и с «Тещиным языком». Конструкцию такого типа можно использовать при строительстве пешеходных мостов через небольшие речки. Только вместо воздуха в резиновую оболочку закачивают быстротвердеющую пену. Когда она застынет, мост готов. При необходимости можно снова сделать наполнитель жидким, откачать его, скрутить мост в трубочку и легко перенести на новое место.

Пусть заговорят и наши игрушки, расскажут нам о том, как они устроены, на каких физических законах основано их действие, какие новые идеи они могут подсказать изобретателям.

  1. Далее занятие проходит в виде творческих конкурсов между ребятами или командами на самого лучшего знатока техники и физики. Победителям вручают призы (это могут быть самодельные медали, нарисованные грамоты с шуточными текстами и др.)
  2. В заключение обсуждается предложение об открытии классного или общешкольного музея занимательной науки и техники (начать работу можно со сбора коллекции детских игрушек, в основе устройства которых лежат физические законы, оригинальные идеи).

Используемая материально-техническая и ресурсная база

1. Компьютер                                                              

2. Мультимедийный проектор

3. Доска                                                        

4. Фотоаппарат                                                             

5. Бумага                                                                              

6. Игрушки                                                                          

7. Канцелярские принадлежности                                  

Оценка результатов практикума

Преподаватель оценивает влияние проведенного практикума  на личность ребенка, его способности, воображение, развитие творческого потенциала и т. п. Результаты анализа классный руководитель должен использовать в дальнейшей индивидуальной воспитательной работе с учащимися класса. Это важно на старшем этапе обучения в школе. Выбрать профессию сложно, а такие практикумы помогают в выборе будущей работы.

В анализе классного часа могут участвовать и сами школьники, которым были доверены подготовка или проведение внеклассного общения.

    Критерии и показатели эффективности занятия

  1. Участие каждого ученика в процессе подготовки практикума.
  2. Активность каждого школьника в общении и взаимодействии между собой, в      группах и парах при проведении мероприятия.
  3. Познавательная ценность практикума (анализируется самими школьниками в рефлексии: что нового, полезного, интересного было для каждого, кем я хочу стать).
  4. Эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности товарищей.
  5. Положительная самооценка учениками занятия.
  6. Влияние мероприятия  на позитив в выборе профессии.
  7. Мониторинг после проведения занятия говорит о том, что учащиеся начинают свою мыслительную деятельность по выбору профессии более осознанно.

       Список использованной литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 2010
  2. Козловский Е. Знания, сообразительность – на поверку// Воспитание школьников. – 2011. - № 3.- С. 76, 77.
  3. Линькова Н. П. откуда берутся изобретатели. – М., 2012
  4. Петрова А.С. Классный час об изобретениях. – В., 2012
  5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская игрушка «Слинки» в физических опытах и задачах

Работа содержит экспериментальные задачи с использованием детской игрушки "Слинки" и их решения....

Презентация"Детские игрушки"

В помощь логопеду по лексической теме разработана презентация "Детские игрушки". На слайдах: словарь прилагательных, глаголов, 4-ый лишний, образование существительных с уменьшительно-ласкательным зна...

Презентация "День детских изобретений "

Существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий уже используются в нашей повседневной жизни и большинство открытий, сделанных детьми, прочно вошл...

Гендерное разделение в детских игрушках

Девочкам - куклы, мальчикам - машинки....

Международный день детских изобретений

Существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий уже используются в нашей повседневной жизни и большинство открытий, сделанных детьми, прочно вошл...

День детских изобретений

Расширить представление детей о науке, познакомить с юными изобретателями и их работами....

Консультация для родителей «Безопасность детской игрушки»

Консультация для родителей «Безопасность детской игрушки»...