Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 1 класса
рабочая программа по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для обучающихся 1 класса, предполагающая проведение предмета 1 раз в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Доноведение" | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Количество недельных часов – 1 ч. Количество часов в год – 33 часов.
Уровень рабочей программы – базовый.
Данная программа составлена на основе программы созданной коллективом авторов под руководством Е. Ю. Сухаревской.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Содержание программы:
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (1ч)
Родной край.
Природа Донского края (21ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа (4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии (5ч)
«Краски осени», «Зимний узор», «Весна красна», «Летние забавы», «У водоёма».
Обобщающий урок (1 час).
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса.
Знать:
- название области, в которой они живут;
- символы Ростовской области;
- какие бывают времена года;
- как называются все месяца в году;
- какие сезонные изменения происходят в природе нашего края;
- чем могут заниматься люди в разные времена года в нашей области;
- как меняется жизнь животных и птиц в течение года;
- что растет в саду, огороде, лугах и полях летом и осенью;
- что растет вдоль водоемов;
- историю Донского края;
- обряды и праздники чтимые на Дону;
- знать правила поведения в школе.
Уметь:
- раскрашивать картинки;
- декламировать стихи;
- разгадывать кроссворд;
- рисовать животных и птиц;
- составлять рассказ по теме и картинке;
- отгадывать загадки;
- делать поделки из природного материала;
- выбирать наиболее безопасный путь в школу;
- ориентироваться по географической карте.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Уроки | Контроль знаний | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Я и окружающий мир | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Природа Донского края | 21 | 10 | 2,5 | 8,5 |
4 | Человек и природа | 4 | 1 | 1 | 2 |
5 | Экскурсии | 5 | 0,5 | 4,5 | |
6 | Обобщающий урок | 1 | 1 | ||
Всего часов | 33 | 13,5 | 3,5 | 16 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ДОНОВЕДЕНИЕ».
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во уроков | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. Измерители | Информационное сопровождение | |
по плану | факт | |||||||||
1. | Вводный урок. Мы теперь не просто дети. | 06. 09. | 1 | Изучение нового материала. | Беседа. | Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. Раскрашивание картинки на с. 3. | Знать: какие изменения произошли в их жизни с приходом в школу. Уметь: объяснить как изменилась их жизнь с поступлением в 1 класс. | Раскрашивание картинки на с. 3. | Презентация «Первоклассник» | |
2. | Родимый край. | 13. 09. | 1 | Изучение нового материала. | Беседа. | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (С. 5) Раскрашивание картинкина с 4.Составление рассказа по картинке. | Знать: где они живут. Чем прекрасен наш край, чем знаменит. Уметь: объяснять почему наш край так называется. | Раскрашивание картинки. | Просмотр презентации. | |
3. | Времена года. | 20. 09. | 1 | Освоение новой темы. | Беседа. | Времена года. Разгадывание кроссворда на с 6. Раскрашивание картинки на с. 6. | Знать: времена года. Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд. | Кроссворд. | Картинки с временами года. | |
4. | Осень. Осенние месяцы. | 27. 09. | 1 | Изучение нового материала. | Беседа. | Разгадывание кроссворда (с. 7). Чтение учителем (с. 8) ( страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (с. 7). | Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд. | Кроссворд. Картинки. | Картинки с осенним пейзажем. | |
5. | Экскурсия «Краски осени». | 04. 10. | 1 | Закрепление материала. | Экскурсия. | Беседа об осенних изменениях в природе родного хутора. Декламированиестихотворений об осени. Сбор природного материала. | Знать: как изменилась местность вокруг с приходом осени. | Экскурсия. | ||
6. | Осенние изменения в природе. | 11. 10. | 1 | Закрепление материала. | Беседа. | Раскрашивание картинки (с. 9). Беседа об осенних изменениях в природе. Осенние месяцы. | Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем правильно называть осенние изменения в природе. | Картинки. | Картинки с осенним пейзажем. | |
7. | Растения осенью. | 18. 10. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал еще одно дерево»? Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделок из природного материала (плодов деревьев). | Знать: какие изменения происходят в природе в начале осени; какие существуют дикорастущие и культурные растения. Уметь: объяснить, с чем это связано; отличать дикорастущие растения от культурных. | Раскрашивание картинок. Изготовление поделок. | Картинки, поделки. Презентация «Растения осенью». | |
8. | Листья желтые летят… | 25. 10. | 1 | Закрепление материала. | Беседа. | Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. | Знать: в какой цветовой гамме бывают листья осенью. Уметь: раскрашивать листья красками. | Раскрашивание листьев. | Природный материал. | |
9. | Занятия людей осенью. | 08. 11. | 1 | Закрепление материала. | Беседа. | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа покартинке. | Знать: чем могут заниматься люди осенью. Уметь: составлять рассказ по картинке. | Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. | Презентация «Занятия людей осенью». | |
10. | Что растет в огороде и в саду? | 15.11. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. | Знать: что растет в наших полях. Уметь: сочинять рассказ по картинкам. | Разгадывание кроссворда. | Презентация «Что растет в огороде и в саду». | |
11. | Что растет в поле? | 22.11. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.) | Знать: что растет в поле. Уметь: изготавливать подделки из природного материала. | Изготовление поделок. | Презентация Что растет в поле | |
12. | Жизнь животных осенью. | 29. 11. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких). | Знать: какие изменения происходят в жизни животных осенью. Уметь: отгадывать загадки. | Разгадывание загадок. | Презентация | |
13. | Осень в моем краю. | 06.12. | 1 | Закрепление материала. | Беседа. | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке. | Знать: какие изменения произошли в нашем краю. | Составление рассказа. | ||
14. | Экскурсия «Зимний узор». | 13. 12. | 1 | Освоение новой темы. | Экскурсия. | Экскурсия по хутору. Что происходит в нашем крае с приходом зимы. | Знать: какие изменения происходят зимой с природой нашего хутора. | Экскурсия. | ||
15. | Зимняя сказка. | 20. 12. | 1 | ИНМ | Комбинированный урок. | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. | Знать: какие есть зимние месяцы. Уметь: сочинять рассказ. | Фронтальный опрос. | Сказка «12 месяцев». | |
16. | Зимние изменения в природе. | 27. 12. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. | Знать: признаки зимы. Уметь: сочинять рассказы. | Фронтальный опрос. | Презентация «Зимушка, Зима». | |
17. | Жизнь животных зимой. | 17. 01. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. | Знать: как меняется жизнь животных с приходом зимы. Уметь: сочинять рассказы. | Составление рассказа. | Презентация. | |
18 | Живой уголок. | 24. 01. | 1 | Изучение нового материала | Комбинированный урок. | Составление рассказа о своих любимых домашних животных. Разгадывание кроссворда. | Уметь: сочинять рассказ. | Составление рассказа. | ||
19. | Занятия людей зимой. | 31. 01. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. | Знать: чем могут заниматься люди зимой. Уметь: составлять рассказ по картинке. | Составление рассказа | Презентация. | |
20. | Весна. Весенние месяцы. | 07. 02. | 1 | Освоение новой темы. | Комбинированный урок. | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | Знать: что это за время года – весна. Уметь: раскрашивать картинки, выразительно читать. | Раскрашивание картинок. | Презентация | |
21. | Экскурсия «Весна красна». | 14. 02. | 1 | Закрепление материала. | Экскурсия. | Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне. | Знать: какие изменения происходят в природе весной. Уметь: объяснить почему это происходит. | Фронтальный опорос. | ||
22. | Весенние изменения в природе. | 28. 02. | 1 | Закрепление материала. | Беседа. | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение. | Знать: какие изменения происходят в природе весной. Уметь: составлять рассказ. | Составление рассказов. | Презентация. | |
23. | Растения весной. | 07. 02. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. | Знать: что происходит с растениями весной. | Раскрашивание картинок. | Презентация. | |
24. | Жизнь животных весной. | 14. 03. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц. Раскрашивание картинок. | Знать: как меняется жизнь животных с приходом весны. Уметь: рисовать птиц. | Конкурс рисунков. | Презентация. | |
25. | Занятия людей весной. | 21. 03. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | Знать: чем занимаются люди весной. Уметь: составлять рассказ. | Составление рассказа. | Презентация. | |
26 | Экскурсия «Летние забавы» | 04. 04. | 1 | Закрепление материала. | Экскурсия. | Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете. Сбор природного материала. | Знать: какие изменения происходят в природе с приходом лета. Уметь: рассказывать стихи о лете. | Конкурс чтецов. | ||
27. | Летние изменения в природе. | 11. 04. | 1 | Освоение новой темы. | Экскурсия. | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | Знать: как меняется природа с наступлением лета; знать летние месяцы. Уметь: раскрашивать картинки. | Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки. | Презентация. | |
28. | Что растет на лугу? | 18. 04. | 1 | Закрепление материала. | Комбинированный урок. | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. | Знать: что растет в наших полях, огородах и садах летом. Уметь: разгадывать кроссворд. | Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки. | Презентация. | |
29. | Экскурсия на водоем. | 25. 04. | 1 | Закрепление материала. | Экскурсия. | Беседа водоёмах края. Рисование. | Знать: какая река протекает в районе где мы живем. Что примечательного в нашей реке Сал. | Конкурс рисунков. | ||
30. | Что растет у водоема? | 05. 05. | 1 | Закрепление материала. | Беседа. | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. | Знать: какие растения растут у водоема; как вести себя у водоема. Уметь: применять полученные знания на практике. | Конкурс рисунков. | Презентация. | |
31. | Жизнь животных летом. | 16. 05. | 1 | Закрепление материала. | Экскурсия. | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | Знать: как меняется жизнь животных летом. Уметь: рисовать животных и птиц; сочинять рассказ. | Конкурс рисунков и сочинений. | ||
32. | Занятия людей летом. | 23. 05. | 1 | ИНМ | Комбинированный урок | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | Знать: чем могут заниматься люди летом. Какие сельскохозяйственные работы проводят летом. Уметь: составлять рассказ, раскрашивать картинку. | Составление рассказа, раскрашивание картинок. | Презентация. | |
33. | Обобщающий урок. | 30. 05. | 1 | Закрепление материала. | Беседа. | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. | Знать: сезонные изменения природы. Уметь: выделять главное из изученного. | Раскрашивание картинок. | ||
Всего часов: | 33 |
- Доноведение: Рабочая тетрадь (1 класс). – Ростов-на-Дону.: «Издательство Баро-Пресс», 2011.
- М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону.: «Издательство Баро-Пресс», 2011.
- Медиаресурсы: CDДоноведение. - Ростов-на-Дону.: «Издательство Баро-Пресс», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...