Материалы к 9 Мая.
материал на тему

Череповская Светлана Анатольевна

Данные материалы помогут в организации и проведении уроков, вечера-памяти, линеки, посвященных 9 Мая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К непосредственной подготовке нападения на Советский Союз германское командование приступило в конце июля 1940 г. Конечную цель агрессии Гитлер определил следующим образом: «Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».

Между Германией и Россией был заключён договор о ненападении сроком на 10 лет. И хотя советская военная разведка предупреждала о наступающей угрозе, правительство страны не могло поверить в вероломство Гитлера. Точную дату нападения Германии на Советский Союз сообщил в Москву разведчик Р. Зорге.

Под давлением Г. Жукова И. Сталин разрешил отправить войскам директиву, в которой приказывалось занять огневые рубежи, рассредоточить и замаскировать авиацию, привести в боеготовность подразделения. Директива была направлена в войска после полуночи, уже 22 июня. Однако было поздно. На рассвете фашистская авиация начала бомбардировку советских городов и населённых пунктов, затем открыла огонь артиллерия.

Советская армия оказалась неготовой к обороне. Советские войска в первые же недели боёв были разрознены на части немецкими танковыми клиньями, остались без снабжения и потеряли связь друг с другом.

Но победа советских войск под Москвой в 1941 г. развеяла миф о непобедимости гитлеровских войск. Самой впечатляющей победой после Сталинграда (1943 г.) был прорыв блокады Ленинграда (1944 г.). Из блокады были вырваны советские люди - ленинградцы, всё это время героически защищавшие свой город. А 9 мая 1945 г. в 2 часа ночи по московскому времени диктор И. Левитан сообщил от имени командования о капитуляции фашистской Германии. Закончились четыре долгих года, 1418 дней и ночей, Отечественной войны, полных потерь, лишений, горя.

24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы на Красной площади. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, принимал парад маршал Г.К. Жуков. Марш сводных полков всех фронтов и Военно-морского флота замыкала колонна солдат и офицеров, нёсших опущенные фашистские знамёна. Знамёна кидали к подножию мавзолея на Красной площади.

В этот день радость и скорбь - рядом. Нет в России семьи, которую война обошла бы стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто трудился в тылу для победы нашей страны, тех, кто погиб на территории, оккупированной фашистской армией, кто умер от голода и пыток в концлагерях и фашистских застенках, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Наши соотечественники стояли до последнего - в Бресте и Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли - и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины и подростки строили танки и самолёты, железные дороги и мосты, пахали и сеяли. Вот почему День Победы - действительно всенародный праздник.

Традиции празднования Дня Победы

Праздник введён в 1945 г., однако с 1947 г. долгое время фактически не отмечался: впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия. В том же юбилейном, 1965 г. День Победы стал нерабочим. После распада СССР некоторое время парады в День Победы не проводились, возобновили эту традицию в 1995 г.

С каждым годом ветеранов войны становится всё меньше. Но те, кто жив, собираются в День Победы на центральных площадях городов, встречаются с однополчанами, поминают павших товарищей. В этот день принято бывать на местах боёв, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложение венков и цветов, митинги, торжественное прохождение воинских частей.

Война, которую мы называем Великой Отечественной, имеет ещё одно название - Вторая мировая, поскольку в ней участвовало много стран. Эта война, которая унесла десятки миллионов жизней, была одной из самых страшных в современной истории человече

ЛИНЕЙКА ПАМЯТИ «ОНИ ДОШЛИ С ПОБЕДОЙ ДО РЕЙХСТАГА»

УЧАСТНИКИ: дети в возрасте от 6 до 14 лет

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на линейке памяти «Они дошли с победой до Рейхстага»

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

ВЕДУЩИЙ: 22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия.
Война не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы в городах нашей великой Родины – России называли их именами.

ВЕДУЩИЙ: В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады…

Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальным кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по сёлам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…

ВЕДУЩИЙ: Каждый приближал Победу как мог. Кто-то равняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них?

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые как мел.
-Где твоя мама, мальчик?
-Дома.
-А где твой дом, сынок?
-Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!

ВЕДУЩИЙ: После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941-го по январь 1944-го, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250г хлеба, а служащим и детям по 125г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

ВЕДУЩАЯ: Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи…
Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда,
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
«Женя умерла 28 декабря в 12.00ч утра 1941г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3ч дня 1942г.»
«Лёка умер 17 марта в 5ч утра 1942г.»
«Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».

ВЕДУЩИЙ: Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 года.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»

ВЕДУЩИЙ: Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
ВЕДУЩИЙ: 1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, нет ей конца и края. Но победа пришла.

/звучит фонограмма первого куплета и припева песни «День Победы»

ВЕДУЩИЙ: День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню! А когда пришли – изумились! Тихо… Как тихо стало на земле! Оказывается, ещё поют птицы и распускаются деревья…Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И в этом есть великая правда. Потому что о войне надо говорить не только по праздникам.

Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе, посвященного 9 Мая.

История моей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Цель: развитие у школьников  активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.
Война... От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. Итого 2600 километров.
Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолетом - четыре часа, а перебежками по-пластунски - четыре долгих года.
Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: "Ни шагу назад, за нами Москва!"
Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.
Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. Мы будем помнить об этом подвиге. Мы вечно будем чтить память всех, выстоявших в те годы, отдавших свои жизни за Победу.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.


Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
Но от имени жизни повторяю:
Вечная слава! Вечная слава героям!

(Песня).

1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.
Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.
Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война. Но мы выстояли, мы смогли победить и дух наш не был сломлен. Едино встал против врага великий народ.
Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо - живым!

Реализация домашнего задания(Рассказ о тех, кто воевал)

1 группа: Ашаров М., Череповская А., Сирк И.

(Туксин, Сеньков, Борщенко)

2 группа: Шипунова О., Савина Н., Сергаев Д.

(Череповская, Мальцева, Попцева)

3 группа: Попцева Н., Мальцева А., Борщенко Д.

(Шипунова, Выборнова)

4 группа: Кондрат К., Туксин К., Рунц Н.

(Феоктистова, Лапко)
Учитель: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!

Минута молчания.

Учитель: Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!

(Песня).



Предварительный просмотр:

Неделя русского языка и литературы, истории.

«ОНИ ДОШЛИ С ПОБЕДОЙ ДО РЕЙХСТАГА…»

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Цель: развитие у школьников  активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Дата

Класс

Мероприятие

Ответственный

1.

6.05.

«Всенародный подвиг» (Урок истории №4)

Горев С. В.

2.

6.05.

«Всенародный подвиг» (Урок истории №6)

Горев С. В.

3.

6.05

РР Чтобы помнили (Урок- экскурсия )

Лалетина Т. Н.

4.

7. 05.

6 А

История моей семьи в годы ВОв (Урок литературы №6)

Череповская С. А.

5.

8.05

Герои ВОв (Урок английского языка №4»

Елькина Н. М.

6.

8.05

10А

Они сражались за Родину… (Урок литературы №4)

Горбылева Е. В.

7.

8. 05

11 А

10А

10Б

Просмотр документального фильма об Освенциме.

Горбылева Е. В.

Череповская С. А.

8.

10.05.

«Этих дней не смолкнет слава». (Классный час №6)

Мельчугова М. В.

9.

11.05

Дорогами войны (урок литературы №2)

Лалетина Т. Н.

10.

8.05



Дети блокадного Ленинграда (Урок литературы №1,2,3)

Никитина М. А.

11.

8.05

Торжественная линейка, посвященная 9 Мая «Они дошли с победой до Рейхстага…»

Горбылева Е. В.

Лалетина Т. Н.

Никитина М. А.

Череповская С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...