Работа школьной библиотеки по развитию интереса к чтению обучающихся.
статья по теме

Черниевская Вера Васильевна

Привитие интереса к чтению  путем библиотечного обслуживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школьной библиотеки в развитии читательской культуры обучающихся.

       Основной задачей школьной библиотеки является привитие любви к книге и воспитание культуры чтения. Культура чтения – это умение ориентироваться в книжном мире, быстро и продуктивно усваивать содержание книг; совокупность интереса и любви к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах работы с ней;  умение читать книгу с максимальной пользой; умение понимать значение книги в жизни людей, ее места среди других видов массовой информации. В понятие культуры чтения художественной литературы входит любовь к искусству слова, наслаждение чтением. Важным признаком культуры чтения является художественный вкус, способность отличать подлинное искусство от посредственных произведений.  Библиотека служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры, литературного вкуса.
     Несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура сохраняет свое значение.  Если учащиеся не будут читать, а вместо раскрытой книги устремят свой взгляд в монитор компьютера, исчезнут живой диалог, живое общение. Во всем должна быть мера. Использование готовых материалов, предлагаемых компьютерными программами, лишает детей умения фантазировать, способности воображать. Читая в первый раз книгу, каждый из нас включает свое собственное воображение и в нем, в этом волшебном персональном театре, человек проигрывает все то, что читает. Так рождается творческая, душевно богатая личность, так пополняется и богатеет словарный запас читателя.
  Только то общество, которое читает, является обществом, которое мыслит.
      Книга входит в жизнь ребенка с раннего детства. Ещё не умея читать, ребёнок, слушая сказки и рассказы, пытается сопереживать героям, повторяет их слова. С. Маршак говорил, что есть талант (он спрятан в каждом), его дано открыть, вырастить и воспитать. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, поступков, характеров, книга учит воспитывать человечность.

      Для школьной библиотеки преимущественным становиться:

      - идти от ребенка, от его дарований, склонностей, потребностей;

      - изучать личность ребенка-читателя;

      - помогать адаптации ребенка к современной жизни в информационном обществе;

      - видеть в ребенке человека, осваивающего информационный мир.

      Главный принцип библиотеки – «К полезному – через интересное». Библиотекарь старается делать все, чтобы книги стали для ребят сначала источником интересного, а постепенно источником образовательной информации. Трудно обучить детей грамотности, технике чтения, но ёще труднее воспитать увлеченного, творческого читателя.

      Научившись читать, уже с первого класса приходят в библиотеку. Создать дружескую атмосферу в наших отношениях. В игровой форме я провожу «Знакомство с библиотекой». Дети с интересом узнаю правила пользования библиотекой, рассматривают книжные выставки, отвечают на вопросы викторины.

      Библиотекарь является посредником между книгой и читателем. Я стараюсь предложить детям книги их любимой тематики: сказки, книги о животных, о природе.

      Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, индивидуальные и групповые беседы о прочитанном произведении, обсуждение книг, литературные праздники, викторины, игры.

      Книжные выставки экспонируются в течение определенного периода времени. Через них раскрывается фонд школьной библиотеки по отдельным темам, которые наиболее актуальны. Для малышей – это «Путешествие в сказку», «С любовью к природе». Для учащихся средних и старших классов: «Для пытливых и любознательных», «За здоровый образ жизни», «Из глубины веков». Некоторые выставки посвящены юбилею писателя или одной книги.

      В рекомендательных беседах с детьми библиотекарь старается посоветовать и выбрать ту книгу, которую ребенок может воспринять соответственно своему возрасту. Мы рассматриваем иллюстрации, читаем аннотацию к книге. При возвращении книги с читателем проводится индивидуальная беседа о прочитанном. Он высказывает своё отношение к поступкам того или иного героя. Эта беседа продлевает воздействие произведения на читателя, на его чувства и сознание.

      В духовный мир читателя младшей возрастной группы должно войти самое ценное, то, что соответствует уровню его умственного, эмоционального, эстетического развития, способствующее его дальнейшему развитию.

      Основными произведениями, читаемыми учащимися среднего звена, является литература фантастической и  приключенческой тематики.

      Старшеклассники интересуются поэзией, произведениями, связанными с актуальными проблемами жизни. Многие читатели среднего и старшего школьного возраста увлечены чтением развлекательных жанров, пропагандирующих жестокость, насилие. Поэтому основной задачей библиотеки является пропаганда произведений классической литературы.

      Определяя интерес к чтению у учащихся, я провожу анкетирование. В анкетах дети откровенно отвечают на несложные вопросы: «Какие книги любишь читать? С кем ты читаешь дома?».

      Существует такое понятие как «необходимое чтение». Ребенок приходит в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя: написать доклад или реферат, найти ту или иную информацию. Библиотекарь старается найти и предоставить читателю как можно больше источников. Задача библиотеки – научить каждого школьника читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающие возможности. Чтение есть важнейший элемент непрерывного образования и развития человека. Это важно для него самого. Благодаря чтению сохраняется преемственность в языковой культуре народа, сохраняется «великий и могучий», единый для всех русский язык и создаются условия для его развития благодаря многообразию индивидуальных стилей речи, проявлению специфики языковой личности человека – и взрослого, и растущего.

      Разборчивость в выборе и чтении книг воспитывается у детей с раннего детства, поэтому постоянно ребенка надо подталкивать к прочтению истинно хороших книг.