Проект создания дискуссионного клуба
проект (10 класс) на тему

Галемская Наталья Валерьевна

Создание дискуссионного клуба с целью расширения возможностей патриотического воспитания и социализации выпускников на основе материалов школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №37 города Белово»

Дискуссионный клуб «Мы»

проект

Автор: Галемская Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания

   

Сроки осуществления:

ноябь 2010-июль 2011 гг.

Белово 2010

Содержание

  1. Паспорт проекта……….……………………………… ……3
  2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния

проблемы…………………………………………..……………5

  1. Новизна материала…………………………………………..8
  2. Цели и задачи проекта………………………………………9
  3. Краткое описание проекта по этапам…………………… .10
  4. Ожидаемые результаты……………………………………11
  5. Промежуточные результаты………………………………13
  6. Целевые группы проекта …………………………………14
  7. Объем и содержание работ…………………………..……15

10.Формы представления результатов………………………17

11. Список литературы……………………………………….18

12. Приложения……………………………………………….19

        

Паспорт проекта

Наименование Проекта

Дискуссионный клуб «Мы»

Разработчики Проекта

Галемская Наталья Валерьевна - учитель истории и обществознания, Шевелева Людмила Михайловна, заместитель директора по УВР

Цель Проекта

Создание дискуссионного клуба с целью расширения возможностей патриотического воспитания и социализации выпускников на основе материалов школьного музея

Задачи

  1. Содействовать формированию чувства патриотизма, активной гражданской позиции, росту правовой культуры обучающихся.
  2. Повысить мотивацию обучающихся  к изучению предметов обществоведческого цикла.
  3. Сформировать умения обучающихся находить и оценивать информацию, использовать ее при доказательстве собственной точки зрения,  выдвигать гипотезу, грамотно оппонировать собеседнику, умение вести дискуссию.
  4. Выработать потребность обучающихся в постоянном самосовершенствовании, самоутверждении.
  5. Создать банк материалов и презентаций по темам дискуссий для их использования во внеклассной работе участниками образовательного процесса.
  6. Способствовать преемственности между средней и высшей школой, дальнейшей социализации выпускников.

Сроки реализации

Срок реализации проекта:  ноябрь 2010-июль 2011 гг.

Этапы реализации

Проекта

1 этап – ноябрь 2010 – декабрь 2010, подготовительный

2 этап – декабрь 2010 – июнь 2011, основной

3 этап – июль 2011, итоговый

Перечень основных мероприятий

  1. Подготовка и разработка Проекта.
  2. Составление плана работы дискуссионного клуба «Мы».
  3. Теоретическая подготовка обучающихся к участию в  дискуссионных формах работы.
  4. Практическая подготовка обучающихся к участию в  дискуссионных формах работы.
  5. Создание  банка мультимедийных  материалов с целью использования их во внеурочной деятельности участниками  образовательного процесса.

Исполнители Проекта

Галемская Наталья Валерьевна - учитель истории и обществознания

Ожидаемые результаты Проекта

1. Повышение  качества обучения по истории, обществознанию, праву  на основе участия обучающихся в работе дискуссионного клуба: - абсолютная успеваемость 100%; - качественная успеваемость 65% и выше.

2. Поступление в вузы по профильному направлению >55% .

3. Участие в научно-практических конференциях различного уровня, социально-значимых проектах.

4. Сформированность умений вести дискуссию, выдвигать гипотезу, доказательно излагать собственную точку зрения, оппонировать собеседнику.

5. Создание банка мультимедийных материалов: презентации  дискуссий, альманахи «С чего начинается Родина?», «Подвиг воинов-интернационалистов»

6.  Выпуск методических рекомендаций «Дискуссионные формы работы», Памятки участнику дискуссии.

Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

  Современное состояние общества обусловило растущую потребность государства в подготовке образованного, нравственного человека, обладающего развитым чувством ответственности за судьбу страны и способного возродить общество и духовность нации. Одним из условий подготовки такого человека в школе является воспитание патриотизма и гражданственности. На это направлены основные положения Проекта «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников «Гражданин и патриот»», где сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России.

К поиску новых подходов в обучении и воспитании учителя обращает и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой указывается на необходимость изменения методов обучения, повышение значимости тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации. На решение этих задач направлена и «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего (полного) образования».

Анализ воспитательно-образовательного процесса в школе показал, что сложившиеся подходы в обучении и воспитании недостаточно ориентированы на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан и патриотов своей Родины. Обучающиеся затрудняются: критически мыслить, быстро и качественно проводить информационный анализ, разрешать сложные ситуации, не всегда терпимы к инакомыслию и толерантны, имеют недостаточные знания для  гражданского поведения и проявления патриотизма.

Неотложного решения требует и то, что в век информатизации большинство старшеклассников свое свободное время предпочитает проводить за  компьютером, исключая речевое общение; имеют низкую мотивацию к учению, недостаточный уровень обученности по школьным предметам. (Приложение 1)

Об этом свидетельствует и анализ результатов ЕГЭ по обществознанию и истории, который выявил, что выпускники испытывают затруднения при выполнении заданий части «С», требующих сформированности умений анализировать,  давать оценку событиям и явлениям, доказывать свою точку зрения, приводить аргументы «за» и «против». (Приложение 2) Данные требования к ЗУНам изложены в Программах по обществознанию и истории. Одной из причин затруднения выпускников, возможно, является недостаточная практическая отработка ЗУНов из-за временных рамок урока.

Большое значение в воспитании патриота и гражданина своей страны имеет укрепление связи прошлого и настоящего. На базе школы более 20 лет функционирует музей боевой славы имени М.А. Красильниковой, неоднократный победитель областных смотров-конкурсов. Считаем, что гармоничный синтез образовательного процесса и культурной музейной среды будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, обучению и развитию обучающихся.

Указанные обстоятельства обусловили инициативу создания проекта «Дискуссионный клуб «Мы»». 57% старшеклассников поддержали идею проекта. (Приложение 1)

Основополагающей идеей проекта станет взаимосвязь дискуссионных форм работы и реализации инициируемых в ходе дискуссий социально-значимых проектов, которые, с одной стороны, будут основаны на использовании материалов школьного музея, с другой стороны – пополнять его фонд.  

Данный проект будет реализовывать, в том числе, и  идею Программы развития нашего образовательного учреждения – победителя областного конкурса «10 лучших школ Кузбасса» (2008 г.) - «Создание модели школы в условиях профильного обучения на период до 2011 года». Условия для этого в школе существуют - это  классы предпрофильной и профильной направленности.

Реализация проекта предполагает:

  • создание условий для формирования патриотизма, гражданственности, духовности, нравственности как ценностей;
  • развитие личностных качеств обучающегося;
  • расширение возможностей практической отработки ЗУНов обучающимися в процессе внеурочной деятельности через дискуссионные формы работы;
  • специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения продукта: в виде решения или инициирования социально-значимого проекта;
  • содействие успешной социализации выпускников;
  • повышение качества обучения;
  • возможность заменить свободное времяпрепровождение на интересное, более продолжительное по времени, общение.

Задача школы – формирование основ гражданского самосознания и патриотизма - продиктована временем. Сегодня только человек, умеющий мыслить, грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения, инициативный,  целеустремленный, самостоятельный в приобретении знаний, добьется поставленных целей. Поэтому дискуссионные формы работы рассматриваются как

  • способ самоорганизации труда и самообразования,
  • один из способов саморазвития и самореализации,
  • возможность личностно-ориентированного подхода в организации учебного процесса,
  • источник дополнительной информации по предметам обществоведческого цикла,
  • источник становления самостоятельно мыслящей личности,
  • расширение возможностей патриотического воспитания.

SWOT – анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Школа располагает необходимыми ресурсами для организации работы дискуссионного клуба (квалифицированные кадры, 3 компьютерных класса, Интернет, 3 мультимедийных комплекса, 4 интерактивных доски, богатый библиотечный фонд, медиатека кабинета истории).

2.С 1984 года функционирует школьный музей (победитель областных смотров), располагающий богатым краеведческим материалом. Фонды музея используются при подготовке к дискуссиям и написании исследовательских работ.

3.Опыт школы по организации клубной деятельности (Евроклуб, литературный салон).

4.С 2007 г. в школе открыты классы профильной направленности.

5.Функционирует проблемная группа учителей «Проблемы профильного обучения».

1.Недостаточный уровень сформированности информационных умений у обучающегося.

2.Отдаленность поселка от крупных библиотек, музеев.

3.Отсутствие на уроке возможности для дальнейшей практической отработки первичных умений.



Возможности

Ограничения и риски

1.Выявление и вовлечение в сотрудничество родителей, социальных партнеров.

2.Сотрудничество с учителями-предметниками, ВУЗами, средствами массовой информации, Советом ветеранов пгт Грамотеино, юристами, представителями молодежных организаций города, музеями, молодежным парламентом пгт Грамотеино.

3. Совершенствование инфраструктуры школьного музея имени М.А.Красильниковой.

1.Незаинтересованность части родителей и детей (дефицит свободного времени, неумение взять на себя ответственность за результат).

2. Финансовые сложности у большинства родителей в обеспечении экскурсий, поездок в музеи и т.д.

Новизна материала

Новизна проекта заключается в апробации дискуссионного клуба,  как формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся в классах предпрофильной и профильной направленности. Дискуссионный клуб даст возможность обучающимся обсудить проблемы, поднятые на уроке, и найти решение через деятельность социально-значимых проектов, содержание исследовательских работ.

Участниками заседаний могут быть не только обучающиеся  профильных классов,  но и учащиеся других классов, студенты факультета Политических наук и социологии КемГУ (выпускники школы), учителя, юристы, психологи, работники музеев, ветераны войн; представители духовенства, молодежных организаций, средств массовой информации, поселкового Молодежного парламента, муниципальной власти.

Дискуссионный клуб -  новая форма совместной внеклассной деятельности обучающихся и взрослых в нашей школе. Особенностью будет являться то, что впервые важные направления – гражданское становление, патриотическое воспитание и социализация личности - будут идти рядом. Главное, что в результате старшеклассники создадут новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта.

Цели и задачи проекта

Цель: создание дискуссионного клуба с целью расширения возможностей патриотического воспитания и социализации выпускников на основе материалов школьного музея

Задачи:

  1. Содействовать формированию чувства патриотизма, активной гражданской позиции, росту правовой культуры обучающихся.
  2. Повысить мотивацию обучающихся  к изучению предметов обществоведческого цикла.
  3. Сформировать умения обучающихся находить и оценивать информацию, использовать ее при доказательстве собственной точки зрения,  выдвигать гипотезу, грамотно оппонировать собеседнику, умение вести дискуссию.
  4. Выработать потребность обучающихся в постоянном самосовершенствовании, самоутверждении.
  5. Создать банк материалов и презентаций по темам дискуссий для их использования во внеклассной работе участниками образовательного процесса.

6. Способствовать преемственности между средней и высшей школой, дальнейшей социализации выпускников.

Краткое описание проекта по этапам

Реализация проекта предполагает поэтапное выполнение намеченных мероприятий.

Первый этап (ноябрь 2010 г. – декабрь 2010 г.) – подготовительный. 

Главное направление деятельности - организационное. На этом этапе начинается формирование интереса  обучающихся к проекту, выявление мотивированных обучающихся и проведение познавательно-просветительской работы. После анализа обученности и  заинтересованности обучающихся, выявления проблем - определение цели и задач проекта, формирование инициативной группы – участников  проекта. Организация методической и психологической подготовки. Выявление и обучение лидеров, развитие у них коммуникативных навыков и ораторских способностей. Итог работы на данном этапе – создание методических рекомендаций «Дискуссионные формы работы», Памятки участнику дискуссии.

Второй этап  (декабрь 2010 г. - июнь 2011 г.) - практический. 

Проведение школьной конференции, утверждение Положения о дискуссионном клубе (Приложение 3), избрание Совета клуба, составление плана работы клуба. (Приложение 4).

Применение разных дискуссионных форм в практической деятельности, инициирование и реализация социально-значимых проектов, вовлечение обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Выбор форм и сроков промежуточного мониторинга. Создание исполнителями проекта рабочих материалов, планирование и  внедрение проекта во внеклассную работу.

Итогом работы станут: создание социально-воспитательной среды школы, интеграция учебной и внеучебной работы; банк данных по темам заседаний, увеличение количества участников заседаний и расширение связи с общественностью, выпуск альманахов «С чего начинается Родина?», «Подвиг воинов–интернационалистов», пополнение фонда музея материалами и экспонатами, исследовательские работы обучающихся.

    Третий этап ( июль  2011г. ) - обобщающий.

Проведение участниками проекта анкетирования, социологических опросов, бесед с целью сбора информации о степени эффективности проводимой работы, обработка и анализ результатов проекта.

Предполагается, что реализация проекта в полном объёме приведет к повышению качества обучения, будет способствовать формированию чувства патриотизма, обеспечит высокий уровень гражданской компетенции, выработает потребность в самообразовании и самосовершенствовании, повысит  информационную и гражданскую культуру выпускника, способного адаптироваться в изменяющемся информационном пространстве, решит проблему профилизации.

 Опыт, полученный в ходе реализации проекта, будет обобщен и распространен. Продолжение проекта заключается в дальнейшем функционировании школьного дискуссионного клуба. Таким образом, старшеклассники будут иметь возможность для проявления чувства патриотизма, гражданского самосознания через участие в дискуссионных формах работы, социально-значимых проектах; место для встреч, дискуссий, обмена мнениями. В результате старшеклассники создадут новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта.

Ожидаемые результаты

критерии

показатели

качество знаний

 100 % - ная сдача ЕГЭ, средний показатель: 65 и более баллов

успешность поступления в ВУЗы по профилю

поступление в вузы по профильному направлению - 55% и более

эмоционально-ценностный

- интерес обучающихся к изучению предметов обществоведческого цикла;

- потребность обучающихся в продолжении образования – 100%;

- проявление интереса к участию в работе школьного музея

деятельностный

- умение обучающихся находить, оценивать, анализировать информацию;

- умение, видеть, ставить и решать проблемы;

- участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах,

- инициирование и реализация социально-значимых проектов

количество участников клуба

- рост количества участников клуба

Для определения степени сформированности чувства патриотизма и уровня гражданского самосознания старшеклассников можно использовать приемы и методы: педагогическое наблюдение, анкетный опрос, методику неоконченного предложения, методику В.С.Мухиной «Если бы у меня была волшебная палочка…», интервью, методику «Недописанный тезис», результаты участия в научно-исследовательских конференциях, социально-значимых проектах, отзывы обучающихся, родителей, представителей общественности.

Промежуточные результаты (март 2010 г.)

   Предполагается, что организация внеклассной работы через деятельность клуба необходима и будет способствовать формированию патриотизма, гражданскому становлению личности старшеклассников и повысит  мотивацию к изучению предметов обществоведческого цикла.

Основными промежуточными результатами станут:

  1. Создание нормативно-правовой базы дискуссионного клуба.
  2. Разработка методических рекомендации «Дискуссионные формы работы», Памятки участнику дискуссии.
  3. Проведение вводного заседания дискуссионного клуба                       «…гражданином быть обязан».
  4. Повышение интереса отдельных старшеклассников к урочной и внеурочной деятельности по предметам обществоведческого цикла.
  5. Формирование положительных отзывов родителей об участии детей в работе дискуссионного клуба.
  6. Инициирование и участие в социально-значимых проектах, участие в конкурсах и получение грантов, позволящих совершентвовать инфраструктуру школьного музея, укреплять материально-техническую базу школы.

Целевые группы проекта

        Проект рассчитан на обучающихся 9-11 классов предпрофильной и профильной направленности. Старшеклассники через проект приобретут достаточные знания и навыки для проявления патриотизма и гражданственности, потребность высказаться по актуальным вопросам социально-экономической и духовной жизни страны, разделить мнение и время с единомышленниками.


Объем и содержание работ

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители и соисполнители

Сроки реализации

Организационная деятельность

Обоснование актуальности выбранной темы, формирование проблемы, определение целей, задач проекта

Компьютерный класс, Интернет

Исполнитель проекта – Галемская Н. В., учитель истории и обществознания,

руководитель школьного музея боевой и трудовой славы им. М.Красильниковой Бернацкая Г.С.

Ноябрь 2010 г.

Распределение функциональных обязанностей участников проекта

Использование  диагностик: анкетирование, социологический опрос

В течение срока реализации проекта

Практическая деятельность






















Теоретическое изучение проблемы

Компьютерные классы,  Интернет, мультимедийный комплекс,  медиатека, библиотечный фонд школы, школьный музей
















 

Инициативная группа учащихся социально-гуманитарного профиля

Январь - июнь 2011- гг.

Практическое применение изученного

Исполнитель проекта

Планирование проведения заседаний дискуссионного клуба (Приложение 4)

Реализация социально-значимых проектов «С чего начинается Родина», «Подвиг воинов-интернационалистов»

Соисполнители:

учителя школы, обучающиеся

Создание банка материалов по темам заседаний

Исполнитель проекта

Анализ промежуточных результатов

Инициативная группа учащихся социально-гуманитарного профиля, исполнитель проекта, Галемская Н.В.

Март 2011 г.

Обобщающая деятельность

Мониторинг полученных результатов

Диагностические методики

Соисполнители: учителя школы, психолог, творческая группа обучающихся

Июль 2011 г.

Проведение итогового заседания с приглашением родителей, общественности поселка, СМИ

Исполнитель проекта, Галемская Н.В.

Презентация опыта работы по реализации проекта на школьной конференции


Формы представления результатов

Результатом деятельности проекта станут:

  • методические рекомендации «Дискуссионные формы работы», памятка участнику дискуссии;
  • альманах «С чего начинается Родина?»;
  • альманах «Подвиг воинов-интернационалистов»;
  • исследовательские работы;
  • презентации, банк материалов по темам заседаний;
  • аналитические отчеты по этапам проекта;
  • освещение работы над проектом на сайте школы, СМИ.

Список литературы

  1. Беспалько, В.П. Элементы теории управления процессом обучения. [Текст] / В.П. Беспалько – М., 2000.
  2. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. [Текст] / М. В. Кларин. – М., 1989.
  3. Единый государственный экзамен: Обществознание: сборник аналитических материалов. [Текст] // Э.Н. Вольфсон,   – Кемерово: ГУ ОЦМКО, 2009. – 38 с.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект. [Текст]  // Вестник образования. – 2009. – сентябрь № 17. – С. 9-31.
  5. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. – Москва, 2007, - №1. – С.3-8.
  6. Мудрик, А.В. О показателях социализированности. [Текст] / А.В. Мудрик  //Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2009. - №7. – С. 120-122.
  7. Пахомов, В.Г. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин» [Текст]   /В.Г. Пахомов. – Самара: НТИ, 2005. – 156с.
  8. Фришман, И.И. Рекомендации – инструментарий организатора дискуссии по проблемам общественной активности юных граждан [Текст] / И.И. Фришман   // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2009. - №7. – С. 85-99.
  9. Хвалевко, Н.Г. Управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования  [Текст] / Н.Г. Хвалевко,  – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2005. – 24с.

    Приложение 1

Мониторинг мотивации к изучению обществоведения

на начало 2010-2011 уч. г.

Результаты анкетирования обучающихся

на начало 2010-2011 уч. г.

                                                                               Приложение 2

Итоги выполнения части «С» по уровню сложности ЕГЭ – 2010

по обществознанию в Кемеровской области [2]

Соотношение заданий по уровню сложности части «С» ЕГЭ – 2010 по обществознанию в Кемеровской области [2]

  Приложение 3

Принято

Гражданский форум

Протокол №1

от __________г.

Положение

о дискуссионном клубе «Мы»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37 города Белово»

1. Общие положения.

1. Дискуссионный клуб является добровольным формированием обучающихся.

2. Дискуссионный клуб – особое социально-педагогическое формирование единомышленников, объединившихся для реализации индивидуальных и социальных потребностей.

3. Клуб является одним из основных компонентов системы патриотического воспитания в школе.

4. Деятельность Клуба регламентируется следующими нормативными документами:

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Устав школы.

5. Клуб обеспечивает целенаправленную деятельность по патриотическому и гражданскому воспитанию, социализации старшеклассников.

6. Клуб осуществляет планирование, организацию и проведение социально-значимой деятельности.

2. Цели и задачи, предмет деятельности Клуба.

2.1. Основные цели и задачи:

- содействие естественному стремлению обучающихся к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение познавательных и образовательных интересов обучающихся;

- социальное становление подрастающего поколения, приобретение практического опыта, который усилит      социальную компетенцию и предрасположенность к социально значимой деятельности старшеклассников;

- развитие политической грамотности, гражданской инициативы, гражданской ответственности обучающихся;

- содействие занятости детей и подростков в свободное время.

2.2. Предмет деятельности Клуба – гражданское и патриотическое  воспитание, социализация обучающихся.

3. Принципы деятельности Клуба. Его права.

3.1. Деятельность Клуба основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления.

3.2. Клуб имеет право:

- вести дискуссии;

- инициировать социально-значимые проекты;

- распространять информацию о своей деятельности;

-представлять интересы своей школы и ее обучающихся в органах местного самоуправления.

4. Члены клуба. Их обязанности и права.

4.1. Членом Клуба может быть обучающийся 9-11 классов, педагоги школы.

4.2. Права членов Клуба.

Член Клуба имеет право:

- участвовать в обсуждении и вносить предложения по вопросам деятельности Клуба;

- участвовать в подготовке и проведении дискуссий, социально-значимых проектов.

4.3. Обязанности членов Клуба.

Член Клуба обязан проявлять:

- патриотизм, гражданскую позицию и духовно-нравственные качества;

- активность, творческий подход и ответственное отношение к порученному делу.

5. Структура управления Клуба.

5.1. Высшим органом управления Клуба является Совет  Клуба.

5.2. В состав Совета Клуба входит: президент, 1 заместитель президента, секретарь (избирается на заседании Совета), члены Совета.

5.3. Совет Клуба:

- направляет и координирует деятельность Клуба;

- осуществляет связь с другими Клубами, объединениями.

6. Документация Клуба:

- план работы Клуба;

- план работы Совета Клуба;

- протоколы заседаний Совета клуба.

  Приложение 4

План работы дискуссионного клуба «Мы» 

на 2010-2011 учебный год

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Школьная конференция

Ноябрь, май

Инициативная группа

2

Заседания Совета клуба

раз в месяц

Президент клуба

3

Заседание №1

Дискуссия «…  гражданином быть обязан.» (Презентация, эссе)

Декабрь

Совет клуба

4

Инициирование социально-значимого проекта по созданию альманахов «С чего начинается Родина?», «Подвиг воинов-интернационалистов»

Январь - июнь

Совет клуба

5

Заседание №2

Дискуссия «Патриотами рождаются или становятся?» Право 10 кл. Тема «

» (Написание исследовательских работ к научно-практической конференции «Первые шаги» по номинациям: краеведение, история, право )

Февраль

Совет клуба

6

Заседание №3

Дискуссия «Альтруизм. Вы – за?» Обществознание 10 кл. Тема «Личность. Межличностные отношения»

Участие в социально-значимых акциях: «Ветеран рядом», «Рука в руке»

Апрель - май

Совет клуба

6

Подведение итогов работы над проектом

Июль

Совет клуба

                                                                                       Приложение 5

Дискуссия: «… гражданином быть обязан»

Цель: формирование патриотизма и гражданского самосознания старшеклассников.

Задача: формировать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия.

Участники дискуссии: обучающиеся классов предпрофильной и профильной направленности, председатель Молодежного парламента пгт Грамотеино.

Оборудование занятия: мультимедийный проектор, презентация

Место проведения: учебный кабинет

I. Во вступительном слове учителя приводятся данные Института социологии РАН: часто отождествляют себя с россиянами – 35% респондентов, 50% - иногда, 15% - имеют отрицательную гражданскую идентичность. Многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, то есть не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый 6-й относится к своей стране негативно. (Проект «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников «Гражданин и патриот»»).  

II. Тезис для обсуждения: «… гражданином быть обязан»

Ход занятия

1-й этап. Выступление 2-х обучающихся («за» и «против»)

2-й этап. Публичный спор в форме мини-дебатов. Обмен взглядами по  проблеме. Формирование собственного мнения, собственной позиции.

В течение 7 мин. участникам, объединенным в две команды, дается возможность обсудить тему, готовя аргументацию как «за», так и «против» заявленного тезиса. По жребию определяется, какой из команд предстоит отстаивать позиции утверждающей стороны, а какой — отрицающей стороны. В течение еще 5 мин. команды готовятся к выступлению. Утверждающая команда готовит 5-7 аргументов в пользу данной позиции. Каждый новый аргумент представляет один человек, приводя к данному аргументу все возможные свидетельства и доказательства. Отрицающая — готовится отвергать аргументы утверждающей, пытаясь их спрогнозировать.

Представитель команды «За», начиная дискуссию, в течение 1-2 минут представляет свой аргумент, после чего команда «Против» имеет минуту на обдумывание своего контраргумента (в то же время команда «За» готовит следующий аргумент). В течение 1-2 минут представитель команды «Против» приводит свой контраргумент и доказательства на аргумент оппонента. После этого выступает следующий представитель команды «За» с новым аргументом. И так далее.

III. Принятие решения по проблеме в форме «Свободный микрофон», руководствуясь правилом 2-х минут выступления.

IV. Заключительное слово ведущего.

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего.» А. Салтыков-Щедрин.

  Приложение 6

Примерные тезисы для обсуждения на заседаниях дискуссионного клуба

  1. «Сталь закаляется в огне, человек – в борьбе с трудностями»
  2. «Человек крепче камня, но нежнее розы»
  3. «Пока горя не увидел, счастья не поймешь»
  4. «Рабом стать легко, человеком – трудно»
  5. «Самое трудное для человека – узнать себя»
  6. «В рай есть дорога, да никто туда не идет; ворота тюрьмы крепко закрыты, а люди стучатся»
  7. «Небо не рождает людей, которые ни на что не нужны»
  8. «Реки и горы изменить легко, характер человека – трудно»
  9. «Если рядом красильня – запачканы три соседних дома, если рядом винная лавка - … (продолжите предложение)» (заканчивается китайская пословица так: разорены три соседних дома)
  10. «Были бы деньги, а здоровье – купим»
  11.  «Может ли преступление быть безнаказанным?»
  12. «Лучше виновного простить, чем невиновного наказать»
  13. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить»
  14. «Виновен ли человек, если не знал о законе при его нарушении?»

  32%

42%

30%

43%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

 10 "А"

 физ-хим

10 "Б"

соц-

эконом

10 "В"

физ-мат

10 "Г"

соц-гум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссионный клуб в школе.

Одна из современных педагогических технологий -проведение дискуссий. О создании дискусионного клуба, первых шагах этот материал.Сценарий одного из заседаний клуба....

Создание дискуссионного клуба "альянс" на базе МКОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный

Для чего нужен дискуссионный клуб?  Во-первых, клуб создаётся для того, чтобы люди могли свободно общаться на равных. Ведь некоторые индивиды ущемляют других людей при разговоре, не дают полность...

Программа дискуссионного клуба "СКРИЖАЛИ"

Дискуссия - одна из интерактивных форм деятельности учителя и обучающихся в школе. В то же время дискуссию можно рассматривать как основное ядро в формировании духовно-нравственной личности. Дис...

план работы дискуссионного клуба "Дебаты"

Эта программа расчитана на учеников 9-х классов. Имеет форму факультатива....

Социальный проект "Создание волонтерского клуба "Росток""

Волонтерский клуб "Росток" - объединение детей на базе школьной детской организации "Республика детства". Основное направление работы - концерты в Доме престарелых, акции по сбору вещей, посещение пен...

Реализация социального проекта "Дискуссионный клуб"

Реализация социального проекта "Дискуссионный клуб" как средство формирования толерантности подростков...

Урок - защита проектов "Дискуссионный клуб "Что есть красота?" для учащихся 11 класса

Конспект нестандартного урока- защиты творческих проектов для учащихся 11 класса по технлогии...