Конспект собрания для родителей учащихся 3-7 классов
методическая разработка на тему

Татаринова Татьяна Владимировна

 

Цель:

Сотрудничество семьи и школы в воспитании у детей и подростков интереса к чтению.

 

Задачи:

 - помочь родителям наметить стратегию воспитания интереса к чтению;

 - оказать помощь родителям в формировании хорошего читательского вкуса у детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_dlya_roditeley_uchashchikhsya_3-7_klassov.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект собрания для родителей учащихся 3-7 классов

«Воспитание интереса к чтению».

подготовила

учитель русского языка и литературы

Татаринова Татьяна Владимировна

г. Козьмодемьянск

 2013

Конспект собрания для родителей учащихся 3-7 классов

Тема собрания:  «Воспитание интереса к чтению».

Цель:

Сотрудничество семьи и школы в воспитании у детей и подростков интереса к чтению.

Задачи:

 - помочь родителям наметить стратегию воспитания интереса к чтению;

 - оказать помощь родителям в формировании хорошего читательского вкуса у детей и подростков.

Подготовительная работа:

 - проведение сочинения «Почему я люблю читать?», « Я не люблю читать, потому что…», «Моя любимая книга» (тему выбирает сам учащийся);

- анкетирование « Мой ребенок и книга» (для родителей), Книга в моей семье» ( для обучающихся);

 - анализ читательских формуляров;

- подготовка обзора книг, имеющихся в школьной библиотеке.

Оборудование:

 - проектор;

- выставка новинок литературы «Чтение – вот лучшее учение!»;

 - выставка сочинений.

На экране проектора слова:

«Книги – особый мир, чистый, добрый, среди которого мы можем жить и быть счастливыми».

Цицерон

«Книга – это духовное завещание одного поколения другому».

А. Грин

Выступление ведущего:

Здравствуйте, дорогие родители!

Сегодня мы с вами поговорим о воспитании интереса к чтению.  Прошу вас обратить внимание на экран. Не правда ли, интересные высказывания великих людей о книге? Читая их, сразу же задумываешься невольно, а  мы с вами умеем ли наших детей ввести в мир книги, достойно передать духовное завещание. Чтобы не быть голословной, хочу предложить вам анализ читательских формуляров, который проведет библиотекарь школы.

Анализ читательских формуляров учащихся 3-7 классов:

проводит библиотекарь школы, отмечает лучших, анализирует литературу, которую читают дети.

Ведущий:

        На уроках русского языка мы  с учащимися писали сочинения. Ребятам были предложены следующие темы: «Почему я люблю читать?», « Я не люблю читать, потому что…», «Моя любимая книга».

        90% учащихся начальной школы, 84% пятиклассников выбрали  первую и вторую темы; из учащихся 6 класса – 41% предпочли также  первую  и вторую  темы,  59% - 3 тему;  7 класс-  28% выбрали первую и вторую темы, 72 % - третью тему.

(На экране демонстрируются выдержки из отдельных сочинений).

При подготовке собрания мы проводили анкету среди учащихся, которая показала, что интерес к чтению падает в соответствии с возрастом. Как ни парадоксально, анализ анкет показала, что обучающихся, которые не любят читать, значительно больше.

Выборочное анкетирование родителей выявило следующее: 11% называют 2-3 последних книги, которые читают дети, большинство (59%) родителей не знают, что читают их дети, 30% никогда не видели своего ребенка за чтением художественной литературы; 64% родителей не читают книги, 15% читают газеты и журналы, 21 % любят читать и читают.

 Итак , дорогие папы и мамы, проблема, в общем, очевидна. Большинство современных  детей читать не любят.

Давайте признаем этот факт, как данность и примем аксиому, что они, наши с вами дети, в отличие от нас познают мир иначе.

Каждый ребенок, едва родившись,  попадает в огромное информационное пространство – вокруг него говорливые родственники, обсуждающие соседей, либо очередную тему программы «Что говорят?», круглосуточно работающий телевизор, «компьютерные» спины родителей и много всего остального прочего, с помощью чего малыш  адаптируется к этому миру.

Думаю, все со мной согласятся, что интернет и телевидение в любом случае зрелищнее книги, и никуда от этого не денешься. Спорить не будем. А что зрелищнее, то более «настоящее». Происходит это потому, что в игру (и в фильм, и в мультфильм) мы больше вовлечены. Там нас могут догнать или даже убить или нам нужно срочно выполнить важное задание — спасти весь мир. Книги же  требуют воображения, причем собственного, без привязки к уже готовому образу, который за нас кто-то создал.

Что уж говорить про нас с вами? Нередко сейчас встретишь такую семейную идиллию:  вечер… мама и папа сидят на диване.. в обнимку… часто даже не с друг с другом, а со своими планшетами, ноутбуками (у кого, на  что хватило денежных средств) напротив телевизора, а в соседней комнате ребенок играет в «Танчики», «Контрстрайк» или в лучшем случае, примостившись рядом калачиком,  вместе с родителями, со своим телефоном «торчит» в «В Контакте» или «Одноклассниках». Хорошо, правда?! Ну, мы же семья?!

При этом, ведя себя подобным образом, мы все же задаемся вопросом: «Отчего  мое чадо не привлекает серьезная литература? Может с ним что-то не так?»

 «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, – уверена психолог Елена Смирнова. – Тревога действительно оправдана, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

Да, чтение - неотъемлемая часть жизни. Чтение художественной литературы способствует развитию усидчивости, внимательности, формированию орфографической зоркости, что повышает грамотность. Книги обогащают, расширяют кругозор детей и подростков, «делают» ярче внутренний мир, воспитывают душу и  помогают вырастить настоящего человека.

 «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», - подтверждает и психолог Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться, вообще, чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него - и оставили наконец в покое.

Поэтому, во-первых, давайте,  формулировку «как заставить ребенка читать» поменяем на «как сделать так, чтобы ребенок захотел читать». Все, что делается из-под палки, ничего хорошего не приносит. Ваши дети должны быть заинтересованы и увлечены чтением, а не делать это потому, что «так мама велела».

Поэтому, прежде чем говорить и способах того, как привить  любовь к чтению, давайте договоримся, что чтение не должно быть наказанием, обязанностью или же условием. Последнее поясним: ни в коем случае не должно быть такого: «если прочитаешь столько-то страниц, то сможешь идти и делать то-то, или тогда я куплю тебе это, или я подарю тебе что-то».

Итак, мы с вами определились, договорились и самое главное сами поверили в то, что книга сама по себе может быть и должна быть наградой.

Давайте сами, прежде всего, поменяем свое отношение к чтению. Да-да… Хочешь чтобы ребенок читал, читай сам! Вслух или даже не вслух, но чтобы вас видели с книгой. Опять же дети видят наши, повторюсь, «компьютерные» спины и быстро понимают, что мы говорим одно, а делаем другое.

Вопросы родителям:

- Кто из вас читает хотя бы раз в неделю что-то помимо новостей в «Яндексе» или  «Рамблере»?

-  Кто два и более раза в неделю берет в руки книгу или какие-либо периодические издания?

- Что  вы читаете?

Оглашение результатов анкетирования для родителей.

Ведущий:

 - Отлично! Да, согласна, не хватает времени. Много важных забот и неотложных дел? Да, много… Быт. Сил после работы хватает только на то, чтобы поесть, посмотреть сериал или новости и лечь спать. Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот. Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них это игры, разговоры, рисование, телевизор и тому подобные занятия. Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным. Давайте будем честными сами перед собой. Если чтение не привлекательно для вас, то почему оно должно быть привлекательным для ваших детей?

         Если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но более менее регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать. Пример -  основа всякого воспитания. По-другому никак и точка.

        Конечно, среди нас есть родители, которые все-таки находят время для чтения, но ребенок, тем не менее, интереса к чтению не проявляет. Почему так происходит? Что предпринять в этом случае? как убедить ребенка читать?

Причин равнодушного отношения к чтению, как и способов на самом деле множество, благо фантазия человека, живущего в России, не знает предела.  Голь на выдумки хитра! Это, конечно, шутка, но давайте попробуем обобщить наш с вами опыт.

Очень сильный конкурент книге - это компьютер. Как бы его ни использовали: для просмотра мультфильмов, для игр или даже для образовательных программ. В любом случае, ребенок имеет шанс «подвиснуть» у компьютера надолго. Нередко это съедает все его свободное время. Как шутят над собой жители онлайн-пространства: «Я так медленно иду спать, что со стороны может показаться, что я сижу в интернете...»  Вот он, извечный русский вопрос: «Что делать?»

Как прорваться от компьютера к книге? Как можно использовать компьютер, чтобы он был полезен? Или как через компьютер привить любовь к книге?

 Безусловно, детство слишком «дорогое» время, чтобы тратить его на компьютер, но можно попробовать использовать компьютер для прослушивания аудиокниг. Пока ребенок слушает, лучше занять ему чем-то руки (конструктором, карандашами, красками и т.д.) Потом, возможно, ребенок захочет прочитать книгу. Тем более сказка короче толстой книги. Если получится заинтересовать, это будет уже кое-что. Если книга будет слушаться хорошо, можно останавливать запись и просить ребенка дочитать главу самостоятельно, вначале понемногу, а там как пойдет. У мамы всегда найдутся уловки. Есть целые сайты, где тысячи звуковых книг.

Часто пробудить любовь к чтению помогает удачно найденная книга, с которой все и начинается. Одна единственная. А дальше он уже сам хочет читать еще и еще. У каждого она, понятно, своя.

Секрет тут в том, что если какая-то книга идет плохо или ребенок теряет к ней интерес, надо не «добивать» ее до конца, мучая ребенка, а подсовывать вторую, третью, четвертую, пятую, десятую, пока «та самая книга» не будет найдена и не совершит чуда. Ориентируйтесь  на вкусы и предпочтения ребенка. Например, захотел ребенок щенка, купите книгу, рассказывающую о породах собак, способах дрессировки и т.д.

Не пытайтесь все и всегда разъяснить сами и не уходите от ответов - ищите их вместе в книгах. Вам в помощь будут как художественные произведения, так и детские энциклопедии. Пусть ребенок осознает, что книга является источником знаний и информации самого разного рода.

        Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. Все это тоже чтение, и его надо уважать, оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет.

Современные подростки пристально следят за модой, в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность. Попробуйте поиграть на этих нотках души вашего чада.

Ходите вместе в книжные магазины. Выбирайте те магазины, где книги стоят на полках, где их можно взять в руки, полистать, посмотреть содержание. Следите за тем, чтобы в книгах не было насилия, чрезмерной мистики. Это неблагоприятно сказывается на неустойчивой психике ребенка, поэтому он может неосознанно перестать интересоваться книгами вообще. Покупайте ту книгу, которая понравилась  вашему ребенку.

Чтение – не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать – самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя.  Давайте признаем право  ребенка на выбор, пусть он сам решает, а наше с вами дело ему в этом помочь, направить.

Есть более верный способ, который открыли и постоянно «переоткрывают»  родители - это читать вместе с ребенком.

Данный способ чудесно описывает психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?»:

«Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но некоторые родители продолжают это делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу, Сразу замечу, что на вопрос: «Как долго надо читать вместе с ребенком, уже научившимся складывать буквы в слова?» — однозначно ответить нельзя. Дело в том, что скорость автоматизации чтения у всех детей разная (это связано с индивидуальными особенностями их головного мозга). Поэтому важно в трудный период освоения чтения помочь ребенку увлечься содержанием книги.

На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына:

«Вова не очень любил книги, читал он медленно, ленился. А из-за того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Он забирался в кровать и ждал, когда я закончу свои домашние дела.

Читали — и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!». А мне самой интересно... Тогда договаривались твердо: еще пять минут — и все. Конечно, он ждал с нетерпением следующего вечера. А иногда и не дожидался, дочитывал рассказ до, конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне говорил: «Прочти обязательно!» Я, конечно, старалась прочитать, чтобы вместе вечером новый рассказ начать. Так постепенно он начал брать книгу в руки, и теперь, бывает, его не оторвешь!».

Вывод прост: чтение, умноженное на маму или папу больше, чем просто чтение.

Не говорите ребенку: «Ты уже взрослый, читай сам». Если ребенок просит почитать вас вслух, не отказывайте ему!

Чтобы приучить ребенка читать самостоятельно, прочитайте ему несколько глав, а потом попросите ребенка дочитать оставшуюся страничку. С каждым разом увеличивайте объем текста, который он должен прочитать сам. Но не перестарайтесь. Делайте всё очень постепенно и разумно.

Маленькая и вполне очевидная хитрость – остановить чтение на самом интересном месте. Причины: вы устали, нужно приготовить обед, постирать, сходить в магазин, позвонить подруге – все, что угодно. Книга остается в распоряжении ребенка. Любопытство и нетерпение непременно возьмут верх, и ребенок пусть и не сразу, но начнет  читать сам.

Вы можете читать по очереди с дочерью или сыном, можете превратить чтение в игру, читая по ролям, можете брать книги с игровыми элементами-заданиями, которые вовлекают ребенка в процесс чтения, делая его непосредственным участником событий.

Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте его мнение о событиях и персонажах. Задавайте вопросы, интересуйтесь, как бы он поступил на месте того или иного героя. Общайтесь с ребенком на тему прочитанного.

Не покупайте диски с фильмами, снятыми по тем книгам, которые вы планируете для чтения. Пусть каждая книга, которую держит ребенок в своих руках, несет элемент загадки, сюрприза. Диск можно купить потом, если ребенок сам попросит об этом, после того, как прочтет книгу.

        Обратить внимание на все эти довольно простые советы стоит как можно раньше,  Именно мы  должны сделать книгу для ребенка привлекательной тайной. Наши дети должны понимать, что учатся читать для себя, а не для мамы с папой, именно тогда они полюбят книги и увидят в них целый мир открытий и возможностей.

        

- А сейчас давайте предоставим слово нашему библиотекарю, который расскажет нам о  книжной выставке «Чтение – вот лучшее учение».

Выступление библиотекаря: обзор выставки «Чтение – вот лучшее учение», рассказ о библиотечном фонде.

Заключительное слово ведущего:

Итак, что делать, если все ваши ухищрения терпят фиаско? Просто успокойтесь… Как поется в знаменитой песне: «Take it easy!»

Вспомните себя в детстве, свое отношение к чтению…Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать.

Главное, помнить, что ребенок – это отдельная личность, со своими интересами и пристрастиями, это не робот и не надо стремиться  вырастить вундеркинда, «проглатывающего» сотни страниц в день.

На свете нет уверенности - есть только возможности. И самая важная  наша с вами задача - предоставить ребенку возможности для развития. Давайте, просто  вместе, общими усилиями, постараемся сделать все, что от нас с вами зависит!

Любите своих детей!

Ведущий совместно с библиотекарем раздает памятки для родителей.

Список использованной литературы


1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: «АСТ», 2011.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://mdoy66.blogspot.ru/p/blog-page_4215.html

Приложение №1

Анкета для учащихся «Книга в моей семье».

  1. Есть ли в вашем доме домашняя библиотека?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Что ты любишь читать?
  1. Книги;
  2. Журналы;
  3. Газеты;
  4. Ничего;
  5. Иное _____________________________________________.

(укажите свой вариант)

  1. Читают ли твои родители?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Не знаю.

  1. Читаете ли вы вместе с родителями?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Посещаете ли вы библиотеку?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Какие книги ты предпочитаешь?
  1. Фантастику;
  2. Детективы;
  3. Исторические;
  4. Сказки;
  5. Никакие.

  1. Обсуждаете ли  вы с родителями прочитанное?
  1. Да;
  2. Нет.

Приложение №2

Анкета для  родителей « Мой ребенок и книга».

  1. Есть ли в вашем доме домашняя библиотека?
  1.  Да;
  2. Нет.

  1. Вы ходите с ребенком в детскую библиотеку?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Вы читаете своему  ребенку книги?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Выписываете ли вы журналы, газеты?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Что вы предпочитаете читать?
  1. Книги;
  2. Газеты;
  3. Журналы;
  4. Ничего;
  5. Иное _____________________________________________.

(укажите свой вариант)

  1. Делитесь ли вы своими впечатлениями, мыслями после прочтения книги?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Вы покупаете книги для ребенка?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Знаете ли  вы, что читает ваш ребенок?
  1. Да;
  2. Нет.

  1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок читал?
  1. Да;
  2. Нет.

Приложение №3

Памятка для родителей.

  1. Поменяйте свое отношение к чтению. Формулировку «как заставить ребенка читать» поменять на «как сделать так, чтобы ребенок захотел читать».Чтение не должно быть наказанием, обязанностью или же условием. Книга сама по себе должна быть наградой.

  1. Хочешь, чтобы ребенок читал, читай сам! Если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но более менее регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни. Пример -  основа воспитания.

  1. Не противопоставляйте книгу современным «гаджетам». Попробуйте использовать компьютер для прослушивания аудиокниг. Пока ребенок слушает, лучше занять ему чем-то руки (конструктором, карандашами, красками и т.д.) Потом, возможно, ребенок захочет прочитать книгу. Если книга будет слушаться хорошо, можно останавливать запись и просить ребенка дочитать главу самостоятельно, вначале понемногу, а там как пойдет.

  1. При выборе книги ориентируйтесь на вкусы и предпочтения ребенка. Если какая-то книга идет плохо или ребенок теряет к ней интерес, надо не «добивать» ее до конца, мучая ребенка, а подсовывать вторую, третью, четвертую, пятую, десятую, пока «та самая книга» не будет найдена и не совершит чуда.. Например, захотел ребенок щенка, купите книгу, рассказывающую о породах собак, способах дрессировки и т.д.

  1. Не пытайтесь все и всегда разъяснить сами и не уходите от ответов - ищите их вместе в книгах. Пусть ребенок осознает, что книга является источником знаний и информации самого разного рода.

  1. Ходите вместе в книжные магазины. Выбирайте те магазины, где книги стоят на полках, где их можно взять в руки, полистать, посмотреть содержание.

  1. Читайте вместе с детьми! Если ребенок просит почитать вас вслух, не отказывайте ему! Прочитайте ему несколько глав, а потом попросите ребенка дочитать оставшуюся страничку или останавливайте чтение на самом интересном месте. Причины: вы устали, нужно приготовить обед, постирать, сходить в магазин, позвонить подруге – все, что угодно. Любопытство и нетерпение непременно возьмут верх, и ребенок пусть и не сразу, но начнет  читать сам.С каждым разом увеличивайте объем текста, который он должен прочитать сам. Делайте всё очень постепенно и разумно.

  1.  Обсуждайте с ребенком прочитанное.

  1. Не покупайте диски с фильмами, снятыми по тем книгам, которые вы планируете для чтения. Пусть каждая книга, которую держит ребенок в своих руках, несет элемент загадки, сюрприза. Диск можно купить потом, если ребенок сам попросит об этом, после того, как прочтет книгу.

  1.  Не давите на детей! Любите своих деток!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей учащихся 7-8 классов "Здоровые дети - здоровое общество".

На собрании обсуждались факторы риска для здоровья современных детей, родителям даны основные рекомендации по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни....

Конспект собрания для родителей учащихся 3-7 классов

- помочь родителям наметить стратегию воспитания интереса к чтению; - оказать помощь родителям в формировании хорошего читательского вкуса у детей и подростков...

Тематическое собрание по профилактике вредных привычек у подростков для родителей учащихся 5-11 классов.

Материалы родительского собрания по профилактике вредных привычек у подростков для родителей учащихся 5-11 классов. Анкета для родителей....

Методическая разработка тематического родительского собрания для родителей учащихся 7-8 классов, направленного на профилактику негативного рискованного поведения подростков «ДОРОГА К ЖИЗНИ»

Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я». Без...

Тематика родительских собраний для родителей учащихся 6 класса

Тематика родительских собраний в 6 «В» классе МБОУ лицея №7...

Конспект родительского собрания для родителей учащихся 6-7 класса на тему «Нравственные уроки моей семьи»

Нравственность — это склад души, выражающийся в страстях и поступках.АристотельЗадачи: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать культуру общен...