Занятие по равитию коммуникативных навыков "Азбука общения"
план-конспект занятия по теме

Качесова Вероника Игоревна

 

 Цель:

обучать  детей вежливому общению, способствовать нравственному развитию личности.

 

Задачи:

- познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых слов»;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь детей;

- воспитывать культуру общения, формировать уважительное и доброжелательное  отношение к людям;

- продолжать работу над обогащением словарного запаса детей,  развивать диалоговую речь.

 

Оборудование: оформление доски, материал для диагностики, цветные лепестки, тетрадные листы, ручки, магниты, сундучок. Карточки с названиями улиц, аудиозапись.

 

 

ХОД РАБОТЫ:

1.  Ребята, хочу наше сегодняшнее занятие начать с беседы о том , что такое  по вашему  общение?

Играет ли оно какую-либо роль в   жизни людей?

Конечно, умение общаться и понимать других людей  играет очень важную роль в развитии  любого человека. Сегодня мы будем говорить об общении и посмотрим, умеем ли мы с вами правильно общаться.

Хочу прочитать стихотворение, а вы объясните, о чём оно, по вашему мнению.

В жизни по-разному можно жить,

Можно в беде, а можно в радости.

.Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости…

А можно так:

Встать на рассвете

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

 И подарить его людям!!!!!

(Анализ стихотворения)

А какое общение мы назовём правильным, позитивным?

В котором люди уважают друг друга, честны и вежливы.

2. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в город «Вежливого общения». Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. знаток.   Быть вежливым означает знать как себя вести.

 Но прежде чем мы туда отправимся, я предлагаю нарядить вот это дерево листиками.  Но листочки должны быть такого цвета, какого у нас с вами в группе атмосфера, какие у нас отношения между мальчиками, между вами, проще говоря. Если вы обзываетесь, иногда ругаетесь, обижает вас кто-то, тогда ваш листочек будет такого же цвета, как ваше настроения в момент оскорбления. Пока я это деревце спрячу…

2.2. Итак, мы отправляемся в город Вежливого общения. А, скажите мне, пожалуйста, что есть в любом городе? У каждого из вас есть адрес, что там указано (город такой то, улица…), да, в любом городе есть улицы .И в нашем городе тоже есть улицы. 

И первая улица, куда мы с вами попали – Это улица ХОРОШИХ МАНЕР.

-Ребята, как вы думаете, в чём проявляются  в нашем с вами общении хорошие манеры?

-Я думаю всё верно, но что я обычно говорю вам, когда вы друг друга обижаете? А это слово называется вежливым?

-Подумайте и ответьте, может ли доброе слово помочь в трудной ситуации? Как?

  • Вставьте нужное слово:

     Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и смотрел в окно, в автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и ска зал: «Садитесь, ...!» Женщина вежливо поблагодарила мальчи ка, сказав ему: «...» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «...» (Пожалуйста, спасибо, извините.)

  • Обсуждение ситуаций.

1.  Таня сидела в маршрутке, она все время вертелась, болтала ногами, ее соседка отодвинулась, она боялась, что Таня испачкает ногами ей пальто.

—Девочка, сиди спокойно, пожалуйста, так вести себя нельзя, — сказала старушка, которая сидела напротив.

— А что я сделала? — спросила Таня. — Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

—  Можно ли назвать Таню воспитанной девочкой, не смотря на то, что использовала в своей речи вежливые слова?

2.  Петя и Юра спешили в буфет. Навстречу им шла Анна Сергеевна с другой учительницей. Мальчики пробежали мимо них и крикнули: «Здравствуйте, Анна Сергеевна!»

Что им ответила учительница, они не услышали. А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться, и почему-то посмотрела в сторону Юры и Пети.

—  Как вы думаете: почему?

  3.  Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сей час часов?»

—  При этом он допустил три ошибки. Какие?

 4. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «У нас во дворе очень невежливый мальчик. Он зовет меня Валькой».

Мама спросила: «А ты как его называешь?»

«А я его вообще никак не называю. Я его окликаю: "Эй, ты!"»

—  Права ли Галя, что жалуется маме?

2.3 Игра «Перевёртыши».

Вам нужно найти ошибки в правилах.

  • Подавая свои вещи гардеробщице, ни в коем случае не перебрасывай курточку или плащ за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый зритель, у гардеробщицы разовьются прекрасные мускулы.
  • Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.
  • Если твое место в середине зала, не торопись занимать его. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда ты будешь проходить, им придется встать. Такая зарядка очень полезна для здоровья.
  • Как только ты устроился на месте, начинай хлопать. Ведь просто несправедливо, что ты готов, а представление или фильм еще не начался.
  • Не забудь: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка или реплики актеров...
  • Купи в буфете шоколад, но сразу не ешь. Иди в зал и разверни тогда, когда певец или музыкант выйдет на сцену. Знаешь, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку! Обязательно звонко шурши фольгой.
  • Не будь эгоистом. Если тебе известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажи самое главное соседям. Они будут так благодарны!
  • Помни, что долго сидеть неподвижно очень вредно для организма. Поэтому больше двигайся: поворачивайся, наклоняйся, упирайся ногами в спинку переднего сиденья, спихивай руки соседей с подлокотников.
  • Обязательно во время представления или показа фильма несколько раз выйди из зала и прогуляйся по фойе. Вернувшись, не забудь громко узнать у друга, что происходило за время твоего отсутствия.

 3.    Я поняла, что вы все знаете хорошие манеры, а те, кто не знал, сегодня узнал и запомнил.  А мы заворачиваем на следующую улицу, которая называется –улица ДОБРЫХ ДЕЛ.

3.1. Анализ стихотворения.

Предлагаю послушать стихотворение С.Носова «Ёжик».

Сережа очень нелюдим

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть напрасный труд

Его не зря Ежом зовут

Девчонки просят : - Ежик, дай перочинный ножик!

А Коля крикнет всех смеша:

-Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем -сидит.

Не говорит не с кем.

-Сережа взять в кино билет?

- А он сердито буркнет : - нет.

-А на коньках пойдешь кататься?

-Нет, мама будет волноваться.

И вот уже под новый год, узнали о Еже.

Что Ежик с матерью

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна

Давно уж не встает она

И Ежик ходит за обедом

И топит печь вдвоем с соседом

Он должен в комнате прибрать

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходиться Сереже.

Решил Алеша: «Мы ему

Всей звездочкой поможем!»

Друзья стучатся у дверей

- Открывай, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки,

- И сахар взяли заодно

-А здесь в пакетике - пшено!

Давай готовить ужин!-

Сережа был конфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий,

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки

Теперь хотел бы он дружить,

Пожалуй, с целым светом!

Когда кому, то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

 

1.Почему он был колким?

Правильно. Они увидели, что Сереже плохо, от того он был колким.

2. Скажите, что же сделали одноклассники Сережи?

3.Можем ли мы сказать, что ребята поступили правильно, по-товарищески ?

3.2. Обсуждение жизненных ситуаций.

Самые значимые дела записываем на листочки и опускаем в копилку добрых дел.

Ребята, я понимаю, что вы все умеете совершать добрые дела и поступки, вы молодцы, а мы тем временем подошли к  следующей улице.

 4. И эта улица в нашем городе, куда мы ещё не заглянули, это улица  ЛАСКОВЫХ ИМЁН. 

4.1 предлагаю поиграть в игру , которая так и называется «ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА» . Я буду по очереди вызывать вас к себе, а вы будете ласково называть  своего товарища, или говорить о нём что-нибудь хорошее.

 

ВЫ ВСЕ НЕМНОГО УСТАЛИ, И Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОИГРАТЬ.

 Давайте поиграем в игру «Море волнуется»
Встанем все в круг. И попробуем передать эмоциональное состояние с  помощью нашего рта. 
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, печали, гнева, удивления) замри.
 

5. Мы пришли  к следующей улице, и эта улица называется –улицей  НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ.

5.1. Просмотр миниатюр, подготовленных детьми.

  • « Футбол в классе». Почему Саше расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте его друга?
  • «Домашнее задание». Как вы считаете, можно ли назвать Сашу настоящим другом? Как бы вы поступили на месте Саши?
  • « На уроке». Как вы считаете, Саша поступил как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

Ребята, все эти ситуации нам говорят о чём? Правильно. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. А о чём говорят хорошие поступки?

5.2. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

 Сейчас я попрошу вас говорить всё, что вам придёт в голову по вопросу –настоящий друг, какой он? А я буду записывать на доске ваши слова. А теперь ответим на вопрос –настоящий друг- какой он.

Примерные ответы детей:

-  тот, кто тебя уважает.

-  тот, кто говорит правду о твоих недостатках.

- тот, кто помогает бескорыстно, т.е. просто так.

- тот, с кем ты можешь быть откровенным.

- тот, кто умеет хранить тайны.

А как вы думаете, сколько у человека должно быть настоящих друзей - много или несколько?

Ребята, настоящих верных и преданных друзей не должно быть много, их может за всю жизнь человека всего один, два, три, а у кого –то их совсем нет. Но мы с вами все люди и живём в обществе, учимся в школе, у нас есть одноклассники, у нас в группе девять человек. Можем ли мы все быть друзьями, конечно, нет, а как же нам тогда строить отношения в нашем с вами коллективе?

-Наши отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными. Все со мной согласны? Поэтому как мы будем общаться друг с другом в группе?

6.  Рефлексия.

Ребята, наше с вами путешествие заканчивается. Представьте себе что мы прибыли из города вежливого общения, где вспомнили правила вежливого общения на улице Хороших манер, вспомнили о том, что нужно уметь поддерживать любого человека в сложной жизненной ситуации на улице Добрых дел, а так же точно убедились, что настоящий друг в беде точно никогда не бросит.  У меня есть ещё одно деревце.  Перед тем как мы оденем это деревце в листву, скажите, если мы будем жить как жители города Вежливого общения, по всем правилам, которые мы сегодня вспомнили, какое у нас будет настроение с вами? А листочки какие должны быть, если настроение радостное, вокруг доброжелательные товарищи?

Одевайте это деревце.

7. Заключение.

 Хочу закончить занятие стихотворением.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может не слова, дела важны?

Дела делами, а слова-словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

 Чтоб их произнести  в тот самый час,

Когда они другим необходимы !

Старайтесь быть всегда вежливыми, совершайте добрые поступки и умейте помочь любому человеку, когда ему нужна помощь.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи

Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В современном мире обмен информацией превращается в глобальный ресурс человечества. Роль обмена информацией в жизни общества настолько возросла, что профессиональное разделение труда все больше дополн...

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Коммуникативные барьеры - общения.

Занятие "Коммуникативные барьеры - общения"  разработано для старшеклассников 10-11 классы,...

Опыт работы по теме "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДИК"

В современной социально-экономической ситуации  вопросы коммуникативных  способностей  детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школ...