Главные вкладки

    "Христианская семья. Святые покровители семьи"
    классный час (7 класс) по теме

    Грязнова Ольга Николаевна

    Этот материал в помощь классным руководителям и учителям ОПК

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие 

    «Христианская семья. Святые покровители семьи»

    Цель мероприятия: дать представление о христианском понимании семьи и её святых покровителях

    Задачи:

    1. Воспитательные: формирование уважительного и бережного отношения к своей семье. - Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
    2. Образовательные: знакомство с составляющими категориями понятия “христианская семья”, раскрытие сущности таинства венчания.
    3. Развивающие: развитие коммуникативных способностей, кругозора, положительных эмоций и чувств, связанных с темой мероприятия, Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям

    Участники: 7-9 классы

    Оборудование:  оформление доски (тема мероприятия, цитаты о семье,детские стихотворения. рисунки) компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Христианская семья», словарь Ожегова, музыкальное сопровождение – песни “Ромашка” (исполнители: А. Приходько, М. Тишман),“Гимн любви” (исполнитель: группа “Инь-Ян”).

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    1) Ребята, сегодняшний урок мы начнём с песни “Ромашка» в исполнении Марка Тишмана и Анастасии Приходько (1-й куплет + припев). Послушайте внимательно и скажите, о чём сегодня  мы будем с вами говорить. (Дети слушают.) Слайд 1.

    2) Итак, как бы вы определили тему сегодняшнего мероприятия?

     О каких двух половинках поётся в песне?

    Как вы понимаете слова, прозвучавшие в песне: “быть в счастье и в горе”, “первый рассвет и последний закат”.

    Почему для этой песни выбран именно этот скромный цветок – ромашка? (Ромашка – символ верности и чистоты.) (Слайд 1)

    2. Определение темы мероприятия

    1) Прочтите определения темы нашей встречи из словаря Ожегова и догадайтесь, о каком слове идёт речь. Слайд 2

    – Это группа живущих вместе родственников.

    – Это группа людей, сплочённых общими интересами.

    (Ответ: семья.)

    Сегодня мы расширим наши представления о понятии “семья”, увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие “христианская семья”. Итак, наша сегодняшняя встреча посвящена теме “Христианская семья и её святые покровители»

                                                 (На доске учитель открывает тему)

    Семья – это святое слово,
    и обижать его нельзя!
    В нем наши корни, наша сила,
    Наши заветные слова! (
    Слайд 3)


    Ход мероприятия:

    Слайд 4- Сегодня мы с вами поговорим и христианской семье. Что такое «семья» и для чего она создаётся? -С чего начинается создание семьи? Кто защищает и оберегает семью

        В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

    Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.

    Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему?

    Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.

    Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…Давайте сейчас вспомним пословицы о семьи и постараемся их правильно сопоставить. (Слайд5)

    Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. У истоков стоят родители.  Именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.

    Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что семья – самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, обогреют, пожалеют, если огорчён, защитят, если обижен. В семье человек приобретает первые знания о мире и людях, его населяющих. По праву можно сказать, что всё начинается с семьи!

     Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети. Ребята, а давайте назовем самые главные ценности семьи (учитель открывает их на доске)

    Слайд 6 .Чтение обучающимися стихотворения: «Моя семья»

    Что может быть семьи дороже?

    Теплом встречает отчий дом,

    Здесь ждут тебя всегда с любовью,

    И провожают в путь с добром!

    Отец и мать, и дети дружно

    Сидят за праздничным столом,

    И вместе им совсем не скучно,

    А интересно вчетвером.

    Малыш для старших как любимец,

    Родители во всем мудрей,

    Любимец папа – друг, кормилец,

    А мама ближе всех, родней.

    Любите! И цените счастье!

    Оно рождается в семье,

    Что может быть ее дороже

    На этой сказочной земле.

      Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви.(Слайд 7) Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. Венец имеет форму круга, что свидетельствует о неразрывности уз брака не только на земле, но и на небе. Если человек венчан , то он не может развестись. С венчания начинается зарождение христианской семьи.

    Христианская семья ведёт свое начало от Бога. Историю ее создания мы находим в первой и второй главах книги Бытия - наряду с рассказом о сотворении мира. Перед венцом Божьего творения - перед созданием человека - Бог произнес то, чего не говорил ни о каком из других творений: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами и пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил; мужчину и женщину сотворил их.

    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле" (Бытие 1:26-28).

    Семья- священный союз людей, поэтому все святые отцы благословляли семейных людей и говорили о том, что у семьи есть небесные, святые покровители. Кто они, когда отмечаются их дни, мы сегодня и попытаемся узнать. Итак, святые покровители семьи.

    Слайд8 (Приложение  -документ в формате Word «Святые покровители семьи»+ демонстрация презентации с пояснениями учителя «Святые покровители земли»
    2 января  Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

    Святому праведному Иоанну Крондштадскому молятся по различным семейным и бытовым нуждам, в болезнях, а также, чтобы избавиться от пьянства. Русская Православная Церковь  чтит его память 2 января.

    Иоанн Кронштадтский был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Свою проповедь о Господе Иисусе Христе он направил к людям со сложной судьбой, среди которых много было отчаявшихся людей, подверженных страсти пьянства, насилия, жестокости. Помощью Божией и большими трудами добился он того, что многие принесли Богу искреннее покаяние - исправление жизни.

    В своем родном селе Иоанн Кронштадтский основал женский монастырь и большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил Иоанновский монастырь на Карповке, в котором и был погребен по кончине своей.К началу 1890-х гг. Иоанн Кронштадтский получил такое почитание в народе, что всюду в России, где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей; вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду (один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек

    Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привели к тому, что ему стали жертвовать большие денежные суммы — лично и почтовыми переводами. Крупные суммы (до 50 тыс. рублей) жертвовал отец Иоанн на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, жертвовал в благотворительные общества в том числе других конфессий (татарам, еврееям). О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня своих денег нет. Мне жертвуют и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу»[39]. Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 г. им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец ИоаннС другой стороны, известность о щедрости Иоанна Кронштадтского привлекала к нему огромное число просителей — от простых нищих до богатых купцов, пришедших в отчаяние из-за критической ситуации (банкротство, проигрыш в карты и т. п.). Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым он раздавал милостыню дважды в день — утром и вечером. Перед раздачей толпа нищих распределялась на десятки, каждому из которых давался рубль, который далее разделялся на 10 человек. Этой суммы — 10 коп. утром и 10 коп. вечером — хватало, чтобы найти дневное пропитание и оплатить ночлег. Чем более он раздавал деньги, тем более ему жертвовали.  

    Посещал общественные мероприятия и торжества, напр., открытие фабрик. Поздним вечером, нередко после полуночи о. Иоанн возвращался домой в Кронштадт. В период Великого Поста отменял ежедневные поездки в Петербург, но, после посещения квартир в Кронштадте, принимал исповедь в Андреевском соборе. Поскольку было большое число желающих попасть к нему на исповедь, она была очень продолжительной и часто длилась с часу или двух дня до двух часов ночи, а иногда отец Иоанн исповедовал до самой утренней службы. Сильно утомившись к одиннадцати вечера, он прерывал исповедь на полчаса, чтобы проехаться в коляске по свежему воздуху и восстановить силы, после чего снова возвращался в собор и продолжал исповедь. Не редко в течение дня не имел возможности подкрепиться пищею надлежащим образом. Не имел личного времени. Спал очень мало, не всегда даже 3-4 часа. В таком режиме он жил ежедневно в течение нескольких десятилетий. Отец Иоанн Кронштадтский был среднего роста, движения были порывистыми и резкими, был очень бодр для своего возраста и выглядел не по годам молодо, «на лице светилась обычная приветливая улыбка» По мнению его почитателей и агиографов, «самый внешний вид отца Иоанна был особенный, какой-то обаятельный, невольно располагавший к нему сердца всех: в глазах его отображалось небо, в лице — сострадание к людям, в обращении — желание помочь каждому» Многие «самовидцы» отмечали у о. Иоанна его голубые «пронизывающие насквозь собеседника» глаза: «Батюшка взглянул на меня каким-то особенным взглядом, который в редкие минуты мне удавалось наблюдать у него, — какой-то, если можно выразиться, потусторонний взгляд. Зрачки исчезали, и точно голубое небо смотрело из глаз, казалось, что и Батюшка исчезал и только один этот взгляд оставался» Из рассказа одного бывшего пьяницы, который после взгляда о. Иоанна перестал пить: «Я стал у кареты, отворил ему дверцы, сам стараюсь держаться попрямее… Потом взглянул ему в глаза, а глаза то его смотрят на меня не то гневные, но глубокие без конца, чем дальше смотришь, тем глубже и горят таким огнем, что мне стало жутко. Я за голову схватился, не в шапке мол я: так страшно стало. Разгневался батюшка видно. Потом видно смиловался. — „Зачем ты, голубчик, пьешь?“. Вот с тех пор я не пью» Отец Иоанн, согласно его воле и с Высочайшего соизволения, был похоронен в храме-усыпальнице, который он устроил для себя в крипте Иоанновского монастыря на Карповке. Храм был освящен по его желанию в честь небесных покровителей его родителей — святого пророка Илии и святой царицы Феодоры лаврским благочинным 21 декабря на следующий по его кончине де

    Слайд 9

    24 января / 6 февраля День Святой блаженной Ксении Петербуржской

    Блаженная Ксения родилась в начале XVIII в. у благородных и богатых родителей. В 18 лет она вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего и полковника. Брак был счастливым, но недолгим: когда Ксении было 25 лет, муж ее скончался. Ксения надела на себя мундир любимого мужа и, раздав все имущество бедным, в том числе и дом, который подарила одной знакомой, стала странницей, безродной нищенкой. Родные, решив, что она лишилась рассудка, подали прошение начальству ее покойного мужа; но те, поговорив с нею, убедились, что Ксения не безумна и вольна распоряжаться своим имуществом.
    Днем блаженная бродила по Петербургской стороне, возле церкви св. Ап. Матфея, где в то время жили в деревянных домах небогатые люди, а ночью уходила за город, в поле. Здесь, молясь на коленях, она простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. Бл. Ксения неохотно отзывалась на свое имя, но всем говорила, что Ксенюшка умерла, а муж ее, Андрей Федорович, жив, и все звали блаженную «Андрей Федорович». Когда одежда мужа совсем истлела, она стала носить красную кофту и зеленую юбку и туфли на босу ногу, и Господь хранил ее в студеные и сырые петербургские ночи. Бл. Ксении предлагали теплую одежду и деньги, но она брала лишь «царя на коне» — копейки с изображением св. Георгия, которые тут же и раздавала другим нищим. Она радовалась своей нищете и, приходя куда-нибудь, замечала: «Вся я тут». Петербургские жители любили св. Ксению, чувствуя величие ее духа, презревшего все земное ради Царствия Небесного. Когда она входила в дом, это считалось добрым предзнаменованием. Матери радовались, если она поцелует их ребенка. Извозчики просили ее хоть немножко проехать с ними: в такой день выручка была обеспечена. Торговцы на базаре старались дать ей калач или какую-нибудь другую еду, и, если блаженная брала, товар быстро раскупался. Блаженная получила и дар прозорливости. Накануне Рождества 1726 г. она всем говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины»,— на другой день скончалась императрица Елизавета Петровна. Войдя в один дом, она сказала девушке: «Ты тут кофе распиваешь, а муж твой на Охте жену хоронит». Через некоторое время девушка познакомилась с вдовцом и, выйдя за него, узнала, что все так и было, как сказала блаженная. Когда на Смоленском кладбище строили церковь, бл. Ксения ночью таскала наверх кирпичи, чтобы облегчить каменщикам работу.
    Блаженная скончалась в конце XVIII в., ее погребли на Смоленском кладбище, и в скором времени началось паломничество на ее могилу. По молитве бл.
    Ксении страждущие исцелялись, в семьях водворялся мир, а нуждающиеся получали хорошие места. Она часто являлась в видениях: предупреждала об опасности и спасала от бедствий. Со временем над могилой бл. Ксении была построена часовня, которую закрыли после революции, но не прекращающееся паломничество и происходящие чудеса заставили открыть ее снова. Вскоре бл. Ксения была прославлена.

    Мощи блаженной Ксении находятся в Санкт-Петербурге,  в часовне, построенной  наСмоленском кладбище.

    Слайд 10.

    1 апреля День Святых мучеников Хрисанфа  и Дарии

     

    Святой Хрисанф происходил из знатной семьи. Его родители поклонялись языческим богам. В этой вере они и воспитывали сына. Промыслу Божиему было угодно, чтобы Хрисанф отыскал Священное Писание, которое просветило душу разумного юноши. Он уверовал и крестился. Отец Хрисанфа всеми силами старался отвратить сына от христианства и женил его на красавице Дарии, жрице Афины Паллады. Однако святой Хрисанф сумел обратить свою жену ко Христу, и молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. Хрисанф собрал около себя нескольких юношей-христиан, а около Дарии собрались благочестивые женщины и девушки. Некоторые горожане пожаловались епарху Келерипу, что Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие. Святого Хрисанфа стали пытать, добиваясь отречения от Христа. Но пытки не поколебали стойкость мученика. Сила Божия явно помогала ему. Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Дария проповедовала им Христа и обращала на путь спасения. Рассвирепевший император Нумериан приказал казнить святых Хрисанфа и Дарию. Души святых мучеников вознеслись ко Господу.

    Слайд 11.

    2 мая День Блаженной  Матроны Московской

                  Блаженная Матрона оберегает водителей на дороге, помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир. В этом году в день памяти блаженной Матроны Московской, 2 мая, Русская Православная Церковь отмечала  10-летие канонизации угодницы Христовой.

               Блаженная Матрона была подвижницей благочестия на протяжении всего XX века. Перед ее рождением матери Матроны приснилась белая птица, у которой глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками.  Через некоторое время у нее родилась дочь Матрона. Девочка была не просто слепой: на лице у нее совсем не было глаз.

    Господь даровал Матроне духовное зрение. С детства она могла предсказывать и исцелять больных. На протяжении всей жизни к Матроне приходило множество людей, которых она исцеляла, наставляла и ободряла добрым словом.

    Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище стала одним из святых мест православной Москвы. Сегодня мощи блаженной Матронушки находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы Покровского женского монастыря, что на Таганской улице в Москве.

    . Блаженная предсказывала, что после ее смерти "через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу".

    Блаженная Матрона Московская - святая, которая была окружена почитанием еще при жизни. Тропа к ее могиле никогда не зарастала, задолго до официальной канонизации Церковью она почиталась верующим народом. И ныне множество людей обращается к ней в своих молитвах, что является свидетельством почитания этой святой, совершаемой в глубине человеческих сердец. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви - вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни.

    Святая Матрона Московская была канонизирована в октябре 2004 г. по определению Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и причислена к лику общецерковных святых.

    Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых: «Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви блаженную Матрону Московскую (Никонову; 1881-1952; память 19 апреля/2 мая).Сообщить имена сей подвижницы Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы»

     У Матрены Московской при жизни не было никаких летописцев, и до нас дошли лишь некоторые сведения из ее жизни, о некоторых из них мы расскажем на этом сайте.

    Какой она была? Маленькая, с почти детскими ручками и больными ногами, сидит, скрестив ножки, на кровати. Над светлым лицом - ореол пушистых волос. Прямой пробор. Крепко сомкнутые веки, под которыми нет глаз. Ласковый голос. Немыслимо тяжелая жизнь и безграничное терпение. Воспоминание о святой праведной блаженной Матроне помогает нам не забывать очень важную истину, что сила Божия в немощи совершается (см.2Кор.12:9). В физическом состоянии святая Матрона являла собой олицетворение немощи. Казалось бы, в таком положении у нее не было никаких возможностей влиять на окружающий ее мир. Она могла быть только объектом милосердия и снисхождения со стороны других людей, потому что в таких обстоятельствах об ином и помышлять даже невозможно. Но блаженная Матрона Московская обладала силой Божией, помогавшей людям, намного более сильным и благополучным, чем она.

    Блаженная Матрона помогает нам понять, как мы должны жить и в условиях богатства, и в условиях немощи. Матушка не проповедовала, но давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации. Учила жить с молитвой и во всем полагаться на Бога. Она говорила: «Наступает время прелести. Многие впадут в нее через прельщающих их. Если идешь к старцу или священнику за советом, молись, чтобы Господь умудрил его дать правильный ответ, в храм войдя, ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-либо образ, икону. Не интересуйся священниками и их жизнью, не бегай, не ищи прозорливых или старцев. Мир лежит во зле и прелести. Враг подступает - надо обязательно молиться. Чаще креститесь: крест - такой же замок, как на двери . Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым. Перед иконами вашими пусть горят лампады». Исцеляя недужных, Матрона всякий раз не уставала повторять: «Бог тогда только исцелит, когда сам человек уверует в Него и захочет исправить греховную жизнь». Живущих в гражданском браке Матронушка призывала венчаться в Церкви. Укоряла тех, кто боялся надеть на шею крестик. Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать» 

    Слайд 12.

    2 июня День святой благоверной княгини-мученицы Иулиании Вяземской и Новоторжской 

      Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец "...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия". Произошло это в 1406 г.
       Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.
       Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.
       В 1598 г. один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: "не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!" Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Святая Иулиания наказывает согрешившего, но и исцеляет от болезни после раскаяния.
       В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

    Слайд 13.  8 июля  День святых Петра и Февроньи 

             Муромских чудотворцев  Петра  и Февронию, память которых, издавна считаются покровителями семейного благополучия.

    Согласно Житию святых, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему  было открыто, что излечить его сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле, если он женится на ней. Феврония была  красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она исцелила князя, но тот не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице. Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно. После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены  в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

    Слайд 14.

    11 июля День Преподобного Ксенофонта, супруги его Марии и детей Аркадия и Иоанна 

    В Царьграде жил очень знаменитый и богатый сановник, по имени Ксенофонт. Трудно было найти человека более доброго и благочестивого: он нимало не гордился знатностью своей, а был сердцем прост и смиренномудр; много помогал бедным и вообще старался исполнять все заповеди Господни. Жена его Мария была как он, добра и милостива. Бог дал им двух сыновей, Иоанна и Аркадия, которых они воспитывали со всевозможным старанием, внушая им любовь ко Господу и к закону христианскому. Когда Иоанн и Аркадий достигли юношеского возраста, то родители отправили их в Финикийский город Вирит, чтобы там в знаменитом училище довершить образование их. Они ничего не жалели для воспитания сыновей своих, ибо знали, как полезна и благодетельна наука.    
    Юноши сели в корабль и отправились в Финикию. В первые дни ветер был попутный, и они плыли быстро и благополучно; но вдруг поднялась страшная буря, волны заливали корабль: кормчий уже не мог управлять им; все в ужасе ожидали, что он или разобьется о подводный камень, или погрузится в море. Все пришли в смятение, плакали, призывали Господа; Иоанн и Аркадий со слезами молили Бога, да сжалится над ними и спасет их ради добрых дел родителей их. Между тем корабельщики, видя, что буря, не утихает, а корабль уж поврежден, сели в лодку и уплыли, оставив на корабле Иоанна и Аркадия и служителей их. Несчастные были лишены всякой помощи; в корабле открылась течь: он наполнялся водою и погружался в море; смерть казалась неизбежною. Братья обнялись, простились со служителями своими,помолились еще Богу и, взявшись за доски, стали ждать крушения корабля. Корабль погрузился в море; их же разнесли волны. Рука Божия была над ними; никто не погиб, но все были разнесены волнами в разные стороны.    
    Иоанн доплыл до земли, вышел на берег, но не столько радовался он о спасении своем, сколько скорбел о разлуке с братом. Его положение было, однако же, очень трудное. Один, лишенный всего, в незнакомой ему стране, - что делать ему... Помолившись, он пошел искать какого-нибудь приюта. После довольно долгого пути, он дошел до ворот монастыря. Вратарь принял его и, услышав о бедственном его положении, одел, накормил и напоил. Иоанн пожелал вступить в монастырь; игумен согласился принять его и, через некоторое время, убедясь в искренности его желания, постриг его в монахи. Иоанн вел жизнь строгую и благочестивую, трудился и молился усердно.
        Аркадий, со своей стороны, тоже доплыл до берега неизвестной ему земли и молил Бога о спасении брата своего, скорбя неутешно о разлуке с ним. Он дошел до какого-то селения, где добрые люди, встретив его, сжалились над ним и дали ему все потребное. Тут он взошел в церковь, со слезами помолился о любимом брате и потом заснул у дверей церкви. Во сне увидел он брата, который говорил ему: "не скорби обо мне, брат Аркадий, ибо я жив милостью Божией". Этот сон чрезвычайно обрадовал Аркадия; но успокоенный на счет брата, он долго не решался, куда ему идти, и что ему делать. Возвратиться ли к родителям? но мысль опечалить их вестью о брате удерживала его. Он вспомнил, что отец его часто хвалил иноческое житие, и решился вступить в монастырь. С этим намерением он отправился в Иерусалим. На пути встретился ему инок. Аркадии, поклонившись ему, сказал: "помолись обо мне, отец святой, ибо я в великой печали".
    - "Не печалься, отвечал инок, - ибо брат твой жив и все бывшие на корабле спаслись. Иоанн, брат твой, вступил в монастырь, и ты увидишься с ним"
        Аркадий удивился, слыша эти слова от незнакомого ему человека. Инок, встретившийся ему, имел от Бога дар прозорливости. По просьбе Аркадия, инок ввел его в лавру святого Харитона; тут он пожил с ним год, наставляя его в иноческом житии, и потом ушел в пустыню. Аркадий же остался в монастыре и исполнял усердно обязанности свои, день и ночь трудясь для Бога.
        Прошло два года. Ксенофонт и Мария удивлялись и скорбели о том, что не получают никакого известия от сыновей, и, наконец, решились послать верного служителя проведать их. Тот прибыл в Вирит, но ничего не мог узнать об Иоанне и Аркадии; никто не видал их с тех пор, как они уехали из Царьграда. Удивленный этим, служитель спрашивал о них в других городах, но нигде не мог иметь ни малейшего известия. Он уже был на возвратном пути к господам своим, когда однажды, в путевой гостинице, увидел монаха, лицо которого показалось ему знакомо. Вглядевшись пристальнее, он узнал в нем одного из служителей, отправленных с Иоанном и Аркадием, и тот узнал его. Он начал расспрашивать о них. Монах, вздохнув глубоко, поведал ему о случившемся: "молодые господа наши утонули, говорил он, - и из всех бывших с ними, я, кажется, один спасся и вступил в монастырь, не решившись возвратиться к господам моим и опечалить их скорбною вестью"    
    Кто может вообразить себе скорбь бедной матери, лишившейся вдруг обоих сыновей своих, опоры и надежды старости ее! Но твердая вера в Бога спасла ее от отчаяния; она смиренно покорилась Его воле. "Да будет благословенно имя Господне! сказала она; - Он творит, что угодно Ему. Господь дал, Господь и взял. Он знает, что нам на пользу". С этою же покорностью воле Божией принял и Ксенофонт ужасную весть, и всю ночь провел в молитве. Он все еще надеялся, что сыновья его спаслись после кораблекрушения, и уговорил жену свою идти с ним в Иерусалим, чтобы там, при гробе Господнем помолиться о них. Поручив дом свой верным служителям, благочестивые родители отправились в путь. По дороге раздавали они обильную милостыню нуждающимся, и так дошли до Палестины, где с благоговением посещали места, освященные земною жизнью Господа. Тут однажды встретили они одного из служителей, бывших с Иоанном и Аркадием, но он ничего не мог сказать им, кроме того, что они уже знали, потому что после кораблекрушения не имел никакой вести о юных господах своих. Но другая встреча обрадовала Ксенофонта и Марию и исполнила их надежды. По милости Божией, встретился им тот самый прозорливый старец, который ввел Аркадия в монастырь; он сказал им, назвав их по имени: "не скорбите; дети ваши живы; Бог открыл мне славу, уготованную им на небесах. Продолжайте молиться Господу и в Иерусалиме увидите вы сыновей ваших."
        Полные радостной надежды, благочестивые родители продолжали молитвенные подвиги свои; а старец между тем прибыл в Иерусалим. Однажды он сел отдохнуть близ горы Голгофы, у храма Воскресения; в это время к нему подошел молодой инок и с почтением поклонился ему. Это был Иоанн, пришедший из монастыря своего для поклонения святым местам. Старец, узнав Духом Божьим, кто он, сказал ему: "где был ты, Иоанн? Отец и мать ищут тебя, а ты ищешь брата своего". Удивленный Иоанн, пав к ногам старца, восклицал: "Скажи мне Бога ради, где брат мой, ибо тяжко скорбит о нем душа моя". - "Сядь подле меня, отвечал старец, - и ты скоро увидишь его".
        Иоанн сел около старца. Вскоре к ним подошел молодой инок, который, увидев старца, чрезвычайно обрадовался и пал к ногам его. Это был Аркадий; но братья не узнали друга, потому что трудная монашеская жизнь, пост и бдение сильно изменили их. Старец посадил подле себя Аркадия, и потом, обратившись к Иоанну, стал расспрашивать его о роде и отечестве его. Иоанн начал подробно рассказывать всю жизнь свою: что он родом из Царьграда, сын богатого сановника, что он с братом Аркадием плыл на корабли в Вирит, но что корабль был застигнут бурею и погиб. Аркадии, слушая повествование его, не мог сдержать чувств своих и со слезами воскликнул: "Иоанн, брат мой!"
    - Я знал, сказал старец, но молчал, чтобы вы сами узнали друг друга.
        Братья обнялись, проливая слезы радости и славя и благодаря Бога, избавившего их от смерти и указавшего им путь ко спасении.
        Через два дня после этого, Ксенофонт и Мария прибыли в Иерусалим. В храме они встретили прозорливого старца с двумя молодыми иноками и, пав к его ногам, молили его указать им сыновей их. Юноши узнали родителей своих, потом узнали их и родители.
        Ксенофонт и Мария пожелали тоже вступить в монастырь. Они продали все, что имели в Царьграде, рабов своих отпустили на волю и провели всю остальную жизнь в Иерусалиме, молясь и трудясь усердно и щедро благотворя нищим. Господь оказывал им милость Свою, прославил их даром чудотворения и дал им тихую и мирную кончину. Иоанн и Аркадий вели тоже жизнь строгую и благочестивую, стараясь во всем угодить Господу, и уже в старости отошли к Богу. Память о Ксенофонте,  Марии и их детях
    , издревле  считаются покровителями семейного благополучия.

    Слайд 15.

    13 августа/31 июля День Праведного  Евдокима

    ,Праведный Евдоким  уроженец Каппадокии (Малая Азия) жил в IХ веке в царствование императора Феофила (829–842). Праведная жизнь Евдокима целиком была направлена на угождение Богу и помощь ближним. За добродетельную жизнь император назначил Евдокима правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу.
    Как свидетельствуют летописи, Евдоким, дав обет безбрачия и целомудрия, избегал разговоров с женщинами и не смотрел на них; только со своей матерью, которую глубоко чтил, он вел душеполезные беседы. Своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33-летнем возрасте.
    Лежа на смертном одре, Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Потом он выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину его никто не видел, как никто не видел его тайных подвигов при жизни.
    Домашние похоронили его, как он завещал им. Сразу же после кончины праведного Евдокима от гроба его стали совершаться чудеса, многие больные исцелялись, слава о чудных исцелениях росла.
    Через 18 месяцев из Константинополя, куда после смерти святого переселились его родители, пришла поклониться мощам мать Евдокима. Она приказала снять камень, откопать землю, открыть гроб, и все увидели лицо святого, светлое, как живое, совсем не тронутое тлением. Великое благоухание исходило от него.
    Гроб с мощами вынесли из земли наверх. Святого переодели в новые одежды. Мать хотела взять мощи сына в Константинополь, но Харсианские жители не дали увезти дорогую для них святыню.
    Однако через некоторое время иеромонах Иосиф, живший и служивший при гробе святого, все-таки увез мощи святого Евдокима в Константинополь. Там они были положены в серебряной раке в церкви Пресвятой Богородицы, построенной родителями праведника.
    Праведный Евдоким в Русской Церкви считается одним из особенных покровителей и молитвенников перед Богом семейного очага.

    Слайд 16.  8 сентября День мучеников Адриана и Натальи

    Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: "Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения?" Мученики отвечали: "Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть". Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: "Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога". Писцы донесли об этом императору, который призвал святого Адриана и спросил: "Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения". Святой Адриан отвечал: "Я не обезумел, а обратился к здравому разуму". Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: "Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела". За порукой других мучеников святого Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни. Святая Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.

    Святого Адриана жестоко мучили. Император советовал святому пожалеть себя и призвать богов, но мученик отвечал: "Пусть твои боги скажут, какое благодеяние они мне обещают, и тогда я поклонюсь им, а если они не могут говорить, то зачем я буду им кланяться?" Святая Наталия не переставала укреплять мужа. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Святая Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания других мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него и сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась сильная гроза, и печь погасла. Многие палачи были убиты молнией. Святая Наталия взяла себе руку своего супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне святой Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу.

    Адриан был начальником судебной палаты императора и сам был язычником, а его жена Наталия была тайной христианкой. Наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как исповедуют Христа, Адриан и сам уверовал.  Его посадили в темницу, где его поддерживала жена, святая Наталия. Адриана вместе с другими мучениками подвергли страшным истязаниям. Святая Наталия скончалась на гробе своего мужа.

    Слайд 17.

    21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы (Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы)

         

     Этот праздник - великое утешение для бездетных супругов.  Святыми покровителям семейного благополучия считается благочестивая пара – Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица.  В христианстве они выступают как идеальная супружеская чета, как наиболее полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует чудо.

    Иоаким и Анна отличались праведной жизнью и добрыми делами, но главной их скорбью была бездетность. В то время у израильтян считалось, что если у семьи нет ребенка, значит люди сильно прогневали Бога своими грехами.

    Но однажды, как повествует предание, Господь услышал молитвы супругов и послал архангела Гавриила возвестить Анне, что она родит девочку. И, действительно, вскоре Анна родила дочь, которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

    Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

    Слайд 18.

    11 октября  Преподобные схимонахи Кирилл и Мария.      

    Знатные ростовские бояре Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им еще сына – будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до его рождения Промысел Божий дал о нем знамение, как о избраннике Божием. Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время литургии. И вот праведная Мария, вместе с мужем дала обещание: если родится у них мальчик, посвятить его Богу.

    Кирилл и Мария в конце жизни приняли иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе в Хотькове. По преданию преподобный Сергий завещал: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось – паломники, которые направлялись на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель. В 1992 году совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии. Эти святые - образец христианского устроения семьи.

         Слайд 19.  14 октября – день Покрова Пресвятой Богородицы

           В этот день православные христиане отмечают праздник , во время которого молятся о даровании благополучной семейной жизни.

    Происхождение праздника связывают с событиями 910 года. Церковное предание повествует о том, что на Константинополь напали сарацины, и многие жители на коленях и со слезами молились, чтобы миновала беда. Когда полчища врагов уже были готовы ворваться в город, произошло чудо: Святой Юродивый Андрей увидел, что сама Божья Матерь спустилась с небес по ступеням и, встав на колени, молилась со слезами на глазах о спасении народов.

    Вскоре после этого на Руси был принят праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С Покрова дня - 14 октября - начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы Господь послал им хороших женихов. Они считали, что белый покров, это тот самый омофор, которым Небесная царица, покрывает землю и защищает.

    По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году, тем счастливее будут их семьи

    Слайд 20.10 ноября/28 октября  День Святой Великомученицы  Параскевы

         У православных христиан объектом особого почитания стала святая мученица Параскева, нареченная Пятницей.

    Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье, избавляют от душевных страданий. В день ее памяти в церковь приносят плоды для освещения, которые хранятся как святыня до следующего года.

    Слайд 21.

    15 ноября Святые мученики Гурий, Самон и Авив

              Эти Святые почитаются как покровители замужних женщин. Им молятся "аще муж безвинно возненавидит жену свою". Придел этих святых есть в Москве, в храме Иоанна Воина в Бабьегородском переулке, на Якиманке.

    Проповедники Слова Божия Гурий и Самон умерли страшной мученической смертью во времена гонений на христиан в третьем веке нашей эры. Через много лет император-язычник Ликиний (311-324) повелел схватить диакона Едесской церкви по имени Авив, но тот сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Он был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Он был похоронен рядом со святыми Гурием и Самоном.

    С теми, кто с верой и любовью призывал святых себе на помощь, совершались многочисленные чудеса. Помогли они и благочестивой девушке Евфимии из Едессы, освободив ее от издевательств супруга-клятвопреступника.

    Мучеников Самона, Гурия и Авива просят помолиться Господу о даровании счастливого супружества.

    Слайд 22. 10 мая и 30 июня  апостол Симон Кананит

    Святой апостол Симон Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году:, был сродником и учеником Христовым из числа 12 апостолов. Происходит он из Каны Галилейской, отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого «ревнитель закона»), ибо отличался особой ревностью к закону. Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной литургии в день памяти этого святого апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван и Симон. Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся».

    На свадьбе Симона Кананита  Иисус Христос сотворил свое первое чудо. Симон был очень беден, и вино к середине праздника закончилось. Услышав об этом, Иисус, сказал: "Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям". И действительно, в чаши гостей полилось вино.

    После этого Симон так уверовал в христианские ценности, что стал повсюду проповедовать веру Христову. Он жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Умер мученической смертью. Храм Святого великомученика Симона Кананита стоит на территории Нового Афона. К святому  приходят испросить счастья в супружестве, любви и благополучия.

    Слайд 23.

    29 августа    Образ Федоровской иконы Божьей Матери

       

      Чудотворной Федоровской икона Божьей Матери. Она почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

    Учитель :  Почему именно эти святые избраны Церковью в качестве покровителей семейной жизни? Да потому, что все они прошли путь семейного подвига и в своем земном бытии явили нам, что такое подлинная христианская семья без каких-либо оговорок и поправок на человеческую немощь.
    «Взирая на их жизненный путь, мы учимся, какой должна быть жизнь православного человека, какой должна быть подлинная христианская семья. Именно любви, согласия, верности, порой, не хватает нашим семьям.
    Слайд 24 А крепкая семья – это основа для могущества нашей обширной страны» сказал Патриарх Всея Руси АлексийII.
    Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.
    А в наше непростое время, когда институт семьи практически разрушен, нередко, чтобы сохранить семью, остается обратиться к одному из величайших подвигов человека - хранению святыни брака - образа единства супругов в любви. Поэтому так важно обращение к образу святых, это помогает увидеть, что мы все являемся наследниками великой культуры с глубокими и достойными традициями.

    Слайд 9.

    Семья как миф, где точка – бесконечность

    И, все-таки, имеющий исток.

    Семья как сила, мудрость, вечность,

    Где среди скал появится росток.

    И там не важен чин твой, статус,

    В семье не нужно лишних слов.

    Где любят и опорой станут,

    Где царствуют вниманье и любовь.

    Она основа мира и причина счастья,

    Вокруг которой вертится Земля.

    Пока семья едина – не страшны ненастья!

    Да будьте счастливы, живите все любя!

    Звучит «Гимн Семьи» в исполнение группы Ин-Янь.  На столах у ребят лежат листы бумаги и ручки. Во время звучания песни они записывают основные ценности христианской семьи, о которых поется в песне. Листы в конце мероприятия сдаются учителю


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ СЕМЬИ

    Материал к классному часу о дне семьи....

    Сценарий праздника, посвященного Дню семьи. «На Руси СЕМЬЯ – это святое» Для 5-7 кл.

    Задания классам: - Подготовить  участников- 1мальчика, 1 девочку и их родителей....

    Святые покровители Санкт-Петербурга

    Занятие Малой филармонии Хоровой студии "Созвучие" в рамках проекта "Уроки добра" к конкурсу "Уроки верности и любви" 2011г....