Ток-шоу "Большая перемена" (о любви)
материал по теме

Чалых Лада Витальевна

Разговор с учащимися старших классов  о любви – извечной теме, не имеющей возраста, границ, национальности. Приобение учащихся к прекрасному через знакомство с классическими произведениями и литературой для подростков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ток-шоу "Большая перемена"

Цель: показать на материале мероприятия важна ли в дружбе и любви  внешность, социальное положение; какую роль играют книги в жизненных ситуациях; можно ли найти ответы в классической литературе и в литературе, рекомендуемой для подростов.

Задачи:

приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с классическими произведениями и литературой для подростков;

повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане;

научить слушать друг друга, вести диалог;

нравственное воспитание.

Звучит куплет песни на сл. М.Матусовского и муз. Т.Хренникова:

«Что так сердце, что так сердце растревожено»

- Сегодня мы собрались для проведения ток-шоу “Большая перемена”

-  А разговор пойдёт о любви – извечной теме, не имеющей возраста, границ, национальности. Она всегда интересна, всегда актуальна, всегда сложна. Любовь – могучая сила, способная созидать и разрушать, делать открытия и даже остановить деградацию морали.

- Сегодняшнее ток – шоу – это повод к размышлению, вызов к диалогу и осмыслению любви как глубинного человеческого бытия.

слайд

Беатриче,  Я полюбил тебя, лишь увидал впервые,

 Я помню, шел кругом ничтожный разговор,

слайд

 Молчала только ты, и речи огневые,

 Безмолвные слова мне посылал твой взор.

слайд

 За днями гасли дни, уж год прошел с тех пор.

 И снова шлет весна лучи свои живые.

 Цветы одели вновь причудливый убор,

 А я? Я все люблю, как прежде, как впервые.

слайд

 И ты по-прежнему безмолвна и грустна,

 Лишь взор искрится твой и говорит порою.

 Не так ли иногда владычица Луна

 Твой лучезарный лик скрывает за горою.

слайд

 Но и за гранью скал, склонив свое чело,

 Из тесной темноты она горит светло.

                                                 (К. Бальмонт)

-  Иногда любовь поднимает человека из самых глубин жизни, принимая его со всеми недостатками и несовершенствами, и ведет к белоснежным вершинам духа.

- А многие считают, что любовь – это чушь! Все чушь и ерунда!

-  Что ты имеешь в виду?

- Я имею в виду все ваши возвышенные разговоры о любви.

-  Но нельзя же отрицать величия любви, ее огромной силы. В конце концов, ведь это же классика.

-  Вот именно, это классика, и все это давно в прошлом. Откройте глаза, посмотрите вокруг. Разве любовь сегодня нужна молодежи?! Нет, любовь для стариков, а молодежи сегодня нужны тусовки, развлечения, острота ощущений, и здесь не обязательна любовь.

-  Но, мне кажется, что от таких отношений вы не получите никакой радости, потому что они не окрыляют вас, не заставляют душу петь, а глаза – улыбаться. Мне вообще кажется, что они надоедают вам, озлобляют, и где-то в душе буквально каждому из вас это чертовски опостылело и хочется чего-то светлого.

-  А вот в душу к нам лезть не надо. Сами разберемся. Нам ведь скучно от ваших высоких фраз и дифирамбов любви.

-  Слово “любовь” употребляется в двух смыслах: любить можно вещи, книги, еду, природу, родителей, друзей,., и любить единственную (единственного).

  1. В чем, по-вашему, общее, в чем различие? (Ответ).
  2. Бывает ли любовь с первого взгляда? (Ответ).
  3. Сколько раз в жизни может любить человек? (Ответ).
  4. Может ли быть любовь длиною в жизнь? (Ответ).

У нас говорят, что, мол, любит, и очень,

 Мол, балует, холит, ревнует и  млеет.

 А, помню, старуха-соседка, короче

 Так встарь говорила: жалеет,        

 И часто платок, затянувши потуже,

 И вечером в кухне, усевшись, погреться,

 Она вспоминала сапожника-мужа,

 Как век он не мог на нее наглядеться.

 Поедет он смолоду, помнится, в город,

 Глядишь, уж летит, да с каким полушалком!

 А спросишь, чего, мол, управился скоро?

 Не скажет... Но знаю: меня ему жалко...

 Зимой мой хозяин тачает, бывало,

 А я уже лягу, я спать мастерица.

 Он встанет, поправит на мне одеяло,

 Да так, что не скрипнет под ним половица.

 И сядет к огню в уголке своем тесном,

 Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек...

 Дай Бог ему отдыха в царстве небесном! –

 И тихо вздыхала – жалел меня очень.

 В ту пору все это смешным мне казалось,

 Казалось, любовь, чем сильнее, тем злее, –

 Трагедии, бури, какая там жалость!

 Но юность ушла, что нам ссориться с нею?

 Недавно больная бессонницей зябкой

 Я встретила взгляд твой – тревога в нем стыла.

 И вспомнилась вдруг мне та старая бабка –

 Как верно она про любовь говорила.

                                     И. Снеговая “Любовь”.

5.  Сколько правды в народной мудрости “стерпится - слюбится”? (Ответ).

6.  Правда ли, что брак убивает любовь, делает её обыденной? (Ответ).

7.  Что делать, если встретил человека, между ними возникло сильное чувство, а он (она) уже состоит в браке? (Ответ).

Песня

Как много лет во мне  любовь спала,  мне это слово ни о чём  не говорило,

 Любовь таилась в глубине, она ждала,  и вот проснулась  и глаза свои открыла.

Теперь пою не я,  любовь поёт,  и эта песня в мире  эхом отдаётся.

 Любовь настала так,  как утро настаёт,  она одна во мне  и плачет, и смеётся.

И вся планета  распахнулась для меня,  и эта радость,  будто солнце, не остынет.

 Не сможешь ты уйти  от этого огня,  не спрячешься,  не скроешься,  любовь тебя настигнет.

Как много лет во мне  любовь спала,  мне это слово ни о чём  не говорило,

 Любовь таилась в глубине, она ждала,  и вот проснулась  и глаза свои открыла.

И вся планета  распахнулась для меня,  и эта радость,  будто солнце, не остынет.

 Не сможешь ты уйти  от этого огня,  не спрячешься,  не скроешься,  любовь тебя настигнет.

8. Правильно ли поступают, что любят одних, а женятся на других? (Ответ).

9.  Можно ли простить измену? (Ответ).

Опять лежишь в ночи глаза открыв,

 И старый спор сама с собой ведёшь.

 Ты говоришь: “Не так уж он красив!”

 А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

Всё не идёт к тебе тот сон,

 Всё думаешь, где истина, где ложь.

 Ты говоришь: “Не так уж он умён!”

 А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

Тогда в тебе рождается испуг,

 Всё падает, всё рушится вокруг.

 И говоришь ты сердцу: “Пропадёшь”,

 А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

                                стихотворения Ю.Друниной

10.  Что делает людей родными? (Ответ).

11.  В чем, на ваш взгляд, особенности любви девушки и юноши; в чем специфика любви супружеской? (Ответ).

12.  Кому семья нужна в первую очередь - мужчине или женщине? (Ответ).

13.  Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался? (Ответ).

Д: - Отдать тебе любовь?

М.: - Отдай.

Д: - Она в грязи...

М.: - Отдай в грязи...

Д: - Я погадать хочу...

М.: - Гадай...

Д: - Еще хочу спросить.

М.: - Спроси.

Д: -Допустим, постучусь...

М.: - Впущу.

Д: -Допустим, позову...

М.: - Пойду.

Д: - А если там беда?

М.: - В беду.

Д: - А если обману? М.: - Прощу.

Д: - «Спой» — прикажу тебе. М.: - Спою.

Д: - Запри для друга дверь. М.: - Запру.

Д: - Скажу тебе: «Убей!»

М.:-Убью!

Д:- Скажу тебе: «Умри!»

М.: - Умру.

Д: - А если захлебнусь?

М.: - Спасу.

Д: - А если будет боль?

М.:   -Стерплю.

Д.: - А если вдруг — стена?

М.: - Снесу.

Д.: -А если узел?

М.: Разрублю.

Д.: - А если сто узлов?

М.: - И сто.

Д.- Любовь тебе отдать?

М.: - Любовь.

Д.: Не будет этого!

М.: За что?

Д.: Зато, что не люблю рабов.

                                         Р.Рождественский

14. Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?

15.  Поэт сказал: “Обманом сердце платит за обман”. Так ли это?

16.  Свободная любовь - признак прогресса или упадка общества? (Ответ учащихся).

- Страдание, унижение, зависть, эгоизм, честолюбие, жадность – померкнет перед очищающей силой любви.

- Любовь подарила нам бесчисленное множество сказаний, песен, баллад, сонетов, од, поэм, драм, трагедий, легенд, и конечно же, имен: Иван Царевич и Елена Прекрасная, Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Лель и  Снегурочка, Ромео и Джульетта. Мы не знали бы их, если бы не замечательные произведения, созданные в их честь.

 «Мальчишка».

Он был грозою нашего района,

 Мальчишка из соседнего двора,

 И на него с опаской, но влюблено

 Окрестная смотрела детвора…

 Она к нему пристрастие имела,

 Поскольку он командовал везде,

 А плоский камень так бросал умело,

 Что тот, как мячик, прыгал по воде.

 В дождливую и ясную погоду

 Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда,

 И посторонним не было проходу,

 Едва он появлялся у пруда.

 В сопровожденье преданных матросов,

 Коварный, как пиратский адмирал,

 Мальчишек бил, девчат таскал за косы

 И чистые тетрадки отбирал.

 В густом саду устраивал засады,

 Играя там с ребятами в войну,

 И как-то раз увидел он из сада

 Девчонку незнакомую одну.

 Забор вкруг сада был довольно ветхий –

 Любой мальчишка в дырки проходил,-

 Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки

 И девочке дорогу преградил.

 Она пред ним в нарядном платье белом

 Стояла на весеннем ветерке

 С коричневым клеенчатым портфелем

 И маленькой чернильницей в руке.

 Сейчас мелькнут разбросанные книжки-

 Не зря ж его бояться, как огня,-

 И вдруг она сказала: - Там мальчишки…

 Ты поводи, пожалуйста, меня…

 И он, от изумления немея,

Совсем забыв, насколько страшен он,

 Шагнул вперед и замер перед нею,

 Её наивной смелостью сражен.

 А на заборе дряхлом, повисая,

Грозя сломать немедленно его,

 Ватага адмиральская босая

 Глядела на героя своего.

 …Легли на землю солнечные пятна.

 Ушел с девчонкой рядом командир.

 И подчиненным было непонятно,

 Что это он из детства уходил.

                                               К. Ваншенкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Открытое тематическое мероприятие праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, 8 июля «И долог век любви….»

Семья- это основа человеческой жизни, гарантия счастливого детства, спокойной юности и успешного будущего, это надежная пристань каждого из нас....

О любви и о войне Рассказы Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым» («Семь нот о любви») как цикл новелл.

Исследовательские материалы к урокам по творчеству Н.Ф. Иванова.   Одним из замечательных писателей современности, книги которого хотелось бы рекомендовать для изучения в школе, я...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....