«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»
презентация к уроку по теме

Князькина Татьяна Викторовна

 

lПроектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Вовлеки меня — и я научусь»

                        Китайская пословица

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

Слайд 3

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд». Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

Слайд 4
Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Слайд 5
 Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Слайд 6      нашла такую табличку, это может быть оспаримо
Краткая характеристика метода проектов
Слайд 7
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Херд  Килпатриком. В России же автором метода проектов стал русский педагог Станислав Теофилович Шацкий.

Слайд 8
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Слайд 9
В переводе с латинского ПРОЕКТ – буквально “брошенный вперед”, а в словарях – это “план”, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. 
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. 
Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных. 

Слайд 10
Огромный “плюс” творческого проекта в том, что его конечный результат “осязаем”. Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.

Далее по слайду 11

Далее по слайду 12

Слайд 13
Проект – это 6 «П»: 
Проблема. Проектирование. Поиск информации. Продукт. Презентация. Портфолио.

Слайд 14

Слайд 15

Классификация проектов 

по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; 

по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;

по количеству участников – индивидуальные и групповые;

по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, концерт, мультимедийный продукт и т.д.

Отдельно хочу выделить социальный проект.

Слайд 16

Социальный проект
Социальный проект, по сути, представляет собой модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Процесс создания и реализации социального проекта называется социальное проектирование.
Социальное проектирование выделяется В.В. Давыдовым и Г.А. Цукерман как ведущая деятельность подросткового возраста. Под ведущей деятельностью определенного возраста понимается такой тип деятельности, в ходе которой и через которую происходит наиболее быстрое, интенсивное психическое и личностное развитие ребенка. В результате формируются те новообразования, которые определяют данный возраст и удовлетворяют ведущие потребности возраста.
Социальное проектирование − это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

(Васи́лий Васи́льевич Давы́дов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973)., Цукерман Г.А., ведущий научный сотрудник Психологического института РАО; система развивающего обучения Эльконина – Давыдова)

Слайд 17

Цель социального проектирования состоит в:
- привлечении внимания школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включении старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению проблем силами самих учащихся.

Слайд 18

Основными задачами социального проектирования являются:
- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
- формирование навыков разумного социального поведения в сообществе;
- закрепление навыков командной работы;
- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Слайд 19

Основные требования к социальному проекту
1.Конкретность. Основной смысл этого требования− в ограниченности по времени, диагностируемости поставленных целей и задач, четкости в представлении результатов. Это требование к социальному проекту позволяет контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Конкретность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и диагностируемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность. Речь о том, что общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность. Предполагается, что этапы проекта логично выстроены, соотносятся и обосновывают друг друга, а цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы, бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом. 
4. Объективность и обоснованность. Необходимо доказать, что идея проекта, подход к решению проблемы не случайны, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Жизнеспособность. Авторы должны определить перспективы развития проекта в дальнейшем, возможность его реализации в других условиях.
Успешность и эффективность работы по реализации социального проекта зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются:
готовность руководства к участию в проектной деятельности (согласованное руководство на всех уровнях управления: регионального, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения);
желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности (создание условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств); 
Как для педагогов, так и для учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и учащихся.

Слайд 20

Далее по слайду 21, 22, 23

Слайд 24

Какова роль воспитателя в проектной деятельности?
Авторитет воспитателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле воспитатель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Слайд 25

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом: 
Энтузиаст
, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Подведём итог.

Образовательный потенциал проектной деятельности: 
создаёт у учащихся образ цельного знания; 

повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; 

изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); 

интерпретация результатов. 

Воспитывает: 
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); 

чувства ответственности, самодисциплины; 

способности к самоорганизации; 

желания делать свою работу качественно. 

Развивает: 

исследовательские и творческие способности личности; 

способность к самоопределению и целеполаганию; 

умения самостоятельно конструировать свои знания; 

коммуникативные умения и навыки; 

способность ориентироваться в информационном пространстве; 

умение работать с различными типами текстов; 

умение планировать свою работу и время; 

навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. 

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов. 

"Проект всегда имеет цель. Основной целью проектов является разрешение какой-либо проблемы. Предлагая одно или несколько решений, проект всегда нацелен на прочные изменения. Цели проекта должны быть достижимы, результаты сопоставимы или измеряемыми" 

Слайд 26, 27 и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.

Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспита...

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО - АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО».

Формирование творческой, социально-адаптивной личности школьника на основе использования системы инновационной оценки "Портфолио"....

Использование проектной деятельности в воспитательном процессе школьников.

Данная статья содержит полезную информацию для классных руководителей,реализующих современные  приёмы и методы в учебно-воспитательном прцессе....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

Увидев возможности, которые открывает перед учителем и воспитанником проектная деятельность, я решила использовать данный метод обучения...