Мастер-класс "Здоровый образ жизни - залог долголетия"
методическая разработка по теме

В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия на тему «Здоровый образ жизни – залог долголетия». Цель данного мероприятия: показать важность здорового образа жизни, добиться понимания того, что здоровье – это вершина на которую постоянно нужно взбираться самому.

 Методическая разработка предназначена  классным руководителям при проведении классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mk-zdorovyy_obraz_zhizni.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Рассмотрено                                                           Утверждаю

на заседании цикловой комиссии                         Зам. директора по УР

общепрофессиональных дисциплин                     ____________Н.В.Зингер

Протокол № ____от__________20    г.                 «___»__________20___г.

Председатель ЦК_________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

мастер-класса

Тема: «Здоровый образ жизни — залог долголетия»

Подготовила: Евдокимова М.В.

                                   Преподаватель ФГОУ СПО «Жердевский колледж

сахарной промышленности»

Жердевка

2012

В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия на тему «Здоровый образ жизни – залог долголетия». Цель данного мероприятия: показать важность здорового образа жизни, добиться понимания того, что здоровье – это вершина на которую постоянно нужно взбираться самому.

 Методическая разработка предназначена  классным руководителям при проведении классных часов.

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                             

Введение..................................................................................................

Подготовительный этап.........................................................................

План мероприятия...................................................................................

Методика проведения...........................................................................

Сценарий.................................................................................................

Заключение.............................................................................................

Список литературы.................................................................................

Приложение.............................................................................................

                                                              ВВЕДЕНИЕ

В методической разработке представлена методика проведения мастер-класса в форме беседы с последующим тестированием.

Цель мастер-класса:

1. Показать важность здорового образа жизни.

       2.Дать представление о здоровом образе жизни.

Разработка предназначена  классным руководителям при проведении классных часов.

       Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье — это самое главное в жизни человека, так как оно дает ему возможность самореализоваться, добиться цели в жизни, быть полезным людям, и конечно же быть счастливым.

         Задачи мастер-класса: формировать настрой на

- активный образ жизни;

- отказ от вредных привычек;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- положительные эмоции.

         Методическая разработка состоит из основных разделов: подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения мастер-класса, определяются цели и задачи мероприятия, план мастер-класса отражает цель и задачи мероприятия, раздаточный материал в виде тестов, структура занятия состоит в подробном распределении элементов мастер-класса, использовании видеоматериала и мультимедийной презентации, а также времени, необходимого для проведения мастер-класса, методика проведения мастер-класса включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цель.

        Заключительный этап подводит итоги проведения мероприятия.

                                                   ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Данный мастер-класс был запланирован в рамках конкурса «Лучший классный руководитель», проводимого в колледже.

Было проведено предварительное тестирование преподавателей и сотрудников колледжа с целью выяснения их отношения к здоровому образу жизни.

 Преподавателем были определены ход проведения мастер-класса, его цели и задачи, были подготовлены  слайды, на которых показаны факторы, влияющие на здоровье человека.

                                        ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Здоровый образ жизни - залог долголетия».

Цель: 1. Показать важность здорового образа жизни.

          2. Дать представление о здоровом образе жизни.

Задачи: Формировать настрой на:

- активный образ жизни;

- отказ от вредных привычек;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- положительные эмоции.

Вид мероприятия: мастер-класс.

Место проведения: компьютерный класс.

Время проведения: 30 минут.

Оформление и оборудование: проектор.

Участники: преподаватели колледжа.

                               

                                         

                                            МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Организационный момент заключается в проверке наличия слушателей на мероприятии, готовности учебного кабинета.
  2. Сообщается тема и цели мастер-класса.
  3. Преподаватель объясняет, какие факторы и в какой степени оказывают влияние на здоровье человека. Делается акцент на том, что здоровье – это самое главное в жизни человека, так как оно дает ему возможность самореализоваться, добиться цели в жизни, быть полезным людям и конечно же стать счастливым.
  4. Демонстрируется видеоролик о пользе здорового образа жизни.
  5. Преподаватель предлагает слушателям ответить на вопросы тестов и по результатам сделать вывод об уровне своей физической активности.
  6. В заключении слушатели мастер-класса высказывают свои суждения на тему ведения здорового образа жизни.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
     Здоровье человека зависит от ряда факторов – это внешняя среда и природно-климатические условия, генетическая биология, качество медицинского обслуживания

и самую важную роль в состоянии человека играет его образ жизни. Часть этих факторов мы изменить не в силах, но образ жизни – это выбор каждого человека.

Слушателям предлагается слайд, на котором представлены слагаемые здоровья человека и степень их влияния.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

 Вниманию слушателей предлагается видеоролик о важности ведения активного образа жизни, отказа от вредных привычек и излишеств.

4. В ходе подготовки к этому мероприятию, проводился социологический опрос, целью которого было выявить насколько преподаватели и сотрудники колледжа придерживаются норм здорового образа жизни. Выяснилось, что более половины опрошенных хотя бы редко, но занимаются гимнастикой, соблюдают диету, практически все согласны с тем, что физические упражнения необходимо выполнять ежедневно и у многих есть любимое занятие – хобби. Все это помогает нам поддерживать организм в хорошей физической форме.

5. Больше всего на жизненный тонус человека влияют физические нагрузки.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет, малоподвижный, сидячий, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу.

      В заключении слушателям предлагается тест, который поможет каждому    оценить свою физическую подготовку и жизненную активность.

                                                 СЦЕНАРИЙ

Преподаватель приветствует слушателей мастер-класса.

Преподаватель: Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
     Здоровье человека зависит от ряда факторов – это внешняя среда и природно-климатические условия, генетическая биология, качество медицинского обслуживания и самую важную роль в состоянии человека играет его образ жизни. Часть этих факторов мы изменить не в силах, но образ жизни – это выбор каждого человека.

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые
являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья
человека являются прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровье человека зависит от ряда факторов - это внешняя среда и природно-климатические условия, генетическая биология, качество медицинского обслуживания и самую важную роль в состоянии человека играет его образ жизни. Часть этих факторов мы изменить не в силах, но образ жизни - это выбор каждого человека.

Слушателям демонстрируются слайды с факторами, от которых зависит здоровье человека.

Преподаватель: Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Слушателям демонстрируется видеоролик о важности ведения здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.

Преподаватель: К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

В ходе подготовки к этому мероприятию, был проведен небольшой социологический опрос, целью которого было выявить насколько преподаватели и сотрудники колледжа придерживаются норм здорового образа жизни. Выяснилось, что более половины опрошенных хотя бы редко, но занимаются гимнастикой, соблюдают диету, практически все согласны с тем, что физические упражнения необходимо выполнять ежедневно и у многих есть любимое занятие - хобби. Все это помогает нам поддерживать организм в хорошей физической форме.

Слушателям раздают тесты, ответив на вопросы которых, они могут оценить уровень своей физической активности.

Преподаватель: Чем старше человек, тем острее он понимает, что время его жизни  стремительно уменьшается и только активный образ жизни может способствовать долголетию. Люди старшего возраста стараются больше бывать на свежем воздухе и некоторые занимаются посильными им видами спорта, в то время как молодежь предпочитает посидеть у компьютера или ТВ, попить пива.

В  колледже работают  спортивные секции, посещение которых особенно важно для преподавателей и сотрудников, так как  это лучший способ находиться в хорошей физической форме.

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастер-класс, проведенный с использованием видеоролика и тестирования вызывает у слушателей интерес к здоровому образу жизни.

Внеклассные мероприятия такого типа формируют у слушателей представление о том, что здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
       Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

В ходе проведения мастер-класса преподавателем были достигнуты поставленные цели и задачи.

                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Журнал «Воспитание школьников» №5 2011

2. Журнал «Воспитание школьников» №8 2011

Приложение 1

                                                     

Приложение 2

  1. Занимаетесь ли вы гимнастикой?

-регулярно;

- редко;

-никогда.

  1. Соблюдаете ли вы диету?

-регулярно;

- редко;

-никогда.

  1. Как вы оцениваете свое физическое состояние по пятибалльной шкале?
  2. Сколько времени ежедневно вы проводите перед телевизором, компьютером?

- 0,5-1,5 часа;

-2-3 часа

-более 3 часов.

  1. Есть ли у вас хобби?

-да

-нет

  1. Считаете ли вы необходимым ежедневное выполнение физических упражнений?

-да

-нет

  1. Какой вид отдыха вы предпочитаете

-активный

-пассивный

                Приложение 3

Подумайте, насколько соответствуют действительности приведенные ниже высказывания. После чего подсчитайте набранные баллы (сначала по группам, а потом все вместе).

 I. Подвижность

  1. Я занимаюсь спортом:

- не более раза в месяц (1)

- раз в неделю (2)

  • в среднем два-три раза в неделю (3)

2.        Я могу подняться без одышки:

  • максимум на один этаж (1)
  • на два-три этажа (2)
  • столько этажей, сколько необходимо, потому что я всегда пользуюсь лестницей (3)

3.        Такие физические упражнения на выносливость, как бег, езда на велосипеде, продолжительные забеги на лыжах или плавание:

  • не интересуют меня (1)
  • практикуются мной только тогда, когда это необходимо (2)
  • практикуются мной постоянно (3)

4.        Физические упражнения за рабочим столом:

  • это чепуха: как это вообще выглядит? (1)
  • знаю о них, хотя редко применяю на практике (2)
  • выполняю регулярно (3)        .

Сумма в данной группе        баллов

П. Питание

5.        Еда:

  • это неизбежное зло (1)
  • не так уж и важна, однако я все же уделяю внимание витаминам (2)
  • должна быть вкусной и, прежде всего, здоровой (3)

6.        Время приема пищи:

  • наступает тогда, когда я проголодаюсь, нерегулярно (1)
  • строго определенное, я стараюсь его придерживаться (2)

7.        Если вдруг мне запретят есть какие-то определенные продукты, то это будет:

  • катастрофа! Ведь всегда самая вкусная пища - нездоровая! (1)
  • неприятно, но нельзя же делать из этого проблему! (2)
  • первым шагом к здоровью (3)

Сумма в данной группе        баллов

III. Стиль жизни

8.        Я курю:

  • регулярно (1)
  • только в особых случаях (2)
  • никогда(3)

9.        Алкоголь:

  • вполне привычная вещь для меня (почти ежедневно) (1)
  • употребляю спиртное максимум два-три раза в неделю (2)

10.        Кофе, кола и другие энергетические напитки:

  • без них я не продержусь и дня (1)
  • пью их от случая к случаю (2)
  • обычно не нуждаюсь в них (3)

11.        Мой жизненный ритм:

  • чрезвычайно изменчив: ненормированный рабочий день, бессонные ночи по выходным, иногда смена часовых поясов (1)
  • в некоторой мере можно назвать упорядоченным, однако работа занимает у меня слишком много времени (2)
  • в полном порядке, я регулярно питаюсь и соблюдаю режим сна (3)

Сумма в данной группе        баллов

IV. Рабочая нагрузка

12.        На моем письменном столе:

  • постоянный беспорядок, я никогда ничего не успеваю (1)
  • в большинстве случаев царит беспорядок, но все достаточно понятно (2)
  • по вечерам обычно чисто, я убираюсь перед следующим рабочим днем (3)

13.        Мой шеф и коллеги:

  • с гораздо большим удовольствием любуюсь ими со спины (1)
  • отношусь к ним с безразличием (2)
  • считаю, что мы отличная команда (3)

14.        Обычно я иду с утра на работу:

  • в дурном настроении (1)
  • с удовольствием (2)

15.        Отпуск:

  • это мое спасение: только ради него и живу (1)
  • идет мне на пользу: наконец-то я снова смогу поправить свое здоровье (2) Сумма в данной группе        баллов

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 15-23 балла

Вы не уделяете должного внимания здоровью и активному образу жизни. Чтобы лучше себя чувствовать, постарайтесь поработать над каждой из областей, обозначенных в тесте. О своем наиболее слабом звене вы узнаете, подведя итоги по группам.

24-32 балла

В некоторых областях вы вполне заботитесь о своем здоровье, однако всегда можно что-то улучшить. Подведя итоги по группам, вы узнаете, какие сферы больше всего нуждаются в вашем внимании.

33-41 балл

Поздравляем! Забота о здоровье и регулярная физическая активность - для вас первоочередные задачи. Однако никто не совершенен - научиться еще паре-тройке приемов вам будет только полезно. Проведя итоги по группам, вы узнаете, какой из областей необходимо уделить наибольшее внимание.

Итоги по группам

Подвижность: 4-12 баллов

Если в этой области набрано меньше восьми баллов, вы испытываете недостаток движения, и это может угрожать здоровью. Физическая активность не обязательно означает занятия спортом. Если вы будете ходить быстрее и чаще подниматься по лестнице, то эти меры также будут способствовать кровообращению. А если еы освоите комплекс упражнений на рабочем месте, то оздоровитесь гораздо быстрее. Ну а регулярные занятия фитнесом - бесспорно оптимальный вариант.

Питание: 3-8 баллов

Сбалансированное питание - основа хорошего самочувствия. Если в этой области вы набрали менее пяти баллов, надо тщательно проанализировать свой рацион: скорее всего, он в основном состоит из фастфуда и кока-колы. Постарайтесь сбалансировать свое меню, обогатив его живыми витаминами. Поверьте, полезная еда может быть при этом и вкусной.

Стиль жизни: 4-11 баллов

Курение, алкоголь и ненормированный режим - мы не задумываемся об этом, пока молоды. Однако со временем и с возрастающей рабочей нагрузкой отрицательное влияние этих факторов на здоровье все более ощутимо. Если вы набрали менее восьми баллов, пора снижать потребление табака и алкоголя.

Рабочая нагрузка: 4-10 баллов

Вы считаете свою работу обременительной? Испытываете на службе слишком большое давление или возвращаетесь домой выжатыми, как лимон? Если вы набрали меньше восьми баллов, значит, у вас серьезные проблемы. Постарайтесь подобрать и освоил способы борьбы со стрессом на работе. При каких-либо сложностях, можете воспользоваться помощью психолога.

                                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастер-класс, проведенный с использованием видеоролика и тестирования вызывает у слушателей интерес к здоровому образу жизни.

Внеклассные мероприятия такого типа формируют у слушателей представление о том, что здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
       Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

В ходе проведения мастер-класса преподавателем были достигнуты поставленные цели и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Здоровый образ жизни - основа долголетия

Родительское собрание по теме Здоровый образ жизни, по профилактике наркомании, курения и употребления алкоголя подростками...

Конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни - залог успеха!"

Интегрированный урок по биологии, ОБЖ, ф изической культуре в 8 классе по теме: "Здоровый образ жизни залог успеха!"...

Сбалансированное питание - залог активной жизни и долголетия

Сбалансированное питание - залог активной жизни и долголетия.В данной статье рассказывается об основных принципах рационально (сбалансированного питания), наборе витаминов и полезных веществ в продукт...

«Здоровый образ жизни – залог здоровья».

показать полследствия вредных привычек для подростка и подвести учащихся к осознанию преимущества здорового образа жизни....

Классный час "Путь к долголетию -здоровый образ жизни"

Одна из социально-экономических стратегий развития страны -здоровая нация, поэтому актуально  рассмотреть на классном часу тему "Здоровый образ жизни"...

Консультация «Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»

Самое главное условие здорового роста детского организма – это активный образ жизни. Если  ребёнок не на шутку увлекся компьютерными играми и большую часть своего свободного времени проводи...

Здоровый образ жизни-залог успеха

Здоровый образ жизни настолько важен для человека? Давайте вместе с вами разбиремся в этой задаче! Поговорим и разберем  подробно с вами факторы ЗОЖРешим мини тест на здоровье...