программа внеурочной деятельности "занимательная математика"
рабочая программа (5 класс) по теме

Лобанова Елена Михайловна

рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» представляет собой вариант программы внеурочной деятельности по конкретному виду деятельности (познавательная), общеинтеллектуального направления. В основе курса «Занимательная математика» лежит активная деятельность детей, направленная на формирование их мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей и творческих способностей. Организация процесса познания строится так, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекала в условиях развития познавательных способностей обучающихся, внимания, памяти, творческого воображения.

Программа составлена на основе материалов сайта «Занимательная математика - школьникам»(www.math-on-line.com) и на изданиях серии «Занимательные головоломки» (Коллекция логических игр.-ООО «Де Агостини», Россия,2012). Особенностью программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. В процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют строить правильные суждения и приводить несложные доказательства. Рассмотрение пестрого ряда головоломок, занимательных вопросов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений способствуют возникновению познавательной мотивации обучающихся.

Цель программы: содействие развитию интереса обучающихся к математике и потребности применения математических знаний в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
  • воспитание творческой, индивидуальной личности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 10-11 лет (5 класс). В этом возрасте центральным новообразованием в личности подростка является развитие у него самосознания и внутренней переориентации с правил и ограничений на нормы поведения взрослых. Содержание программы реализуется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 10-11 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, осуществляемых под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов;
  • с осуществлением преобразования учебных действий;
  • с формированием у обучающихся научного типа мышления;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами учебного сотрудничества.

Программа предполагает прием обучающихся в детское объединение по желанию из отдельно взятого класса или параллели 5-х классов. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на проведение теоретических (14 ч) и практических занятий (21 ч). Срок реализации программы: 1 год, в объеме 35 часов. Учебные занятия, предусмотренные данной программой, проводятся во внеурочное время, 1 раз в неделю, продолжительность академического часа составляет 45 мин.

Преобладающие организационные формы обучения: игры (деловые и организационно-деятельностные), соревнования, познавательные беседы, конкурсы, выставки, устный журнал. Используются нетрадиционные формы: инновационные игры; задачи на основе статистических данных по городу; парадоксальные факты, сказки, ребусы, кроссворды, загадки на математические темы; конкурсы газет, занимательных задач. Занятия направлены не сколько на расширение представлений об изучаемом материале, сколько помочь обучающимся углубить и оживить уже имеющиеся у них основные сведения, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению.

Использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисковой и исследовательской работы, сформировать устойчивый интерес к математике. В данную программу включены исторические сведения развития математического знания, которые дают возможность пополнить запас историко-научных знаний обучающихся, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

Ожидаемые результаты программы

«Занимательная математика»

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с математическими головоломками.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Подведение итогов реализации программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» проводится путем организации:

  1. Математическая викторина «Что? Где? Когда?» (По окончании 1 четверти).
  2. Конкурсно-игровая программа «Математическая ярмарка» (По окончании 2 четверти).
  3. Турнир «Смекалистых» (По окончании 3 четверти).
  4. Выпуск газеты «Занимательная математика» (По окончании 4 четверти).
  5. Математический КВН. (По итогам года).

Подведение итогов на каждом учебном занятии – организация выставки детских работ: лучшие загадки, ребусы, кроссворды, задачи на основе статистических данных, взятые из жизни.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

учебных занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1

Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика». Набор детей.

2

1

1

2

Старинные системы записи чисел. Числа великаны

2

1

1

3

Математические игры и фокусы

1

-

1

4

Четыре действия арифметики

2

1

1

5

Удивительный нуль

1

1

-

6

История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

2

1

1

7

Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси

2

1

1

8

Как люди научились измерять время. Изобретение календаря

2

1

1

9

Задачи – смекалки. Задачи-шутки

2

-

2

10

Из истории мер массы. Система мер русского народа. Происхождение метрической системы мер

2

1

1

11

Атомы арифметики

1

1

-

12

Составление ребусов, математических загадок, задач

3

-

3

13

Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки

2

-

2

14

Блистательные умы

1

1

-

15

Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи

3

1

2

16

Фольклорная математика

2

1

1

17

Покорение космоса и математика

1

1

-

18

Математика и наш город

1

-

1

19

Математика и здоровье человека

2

1

1

20

Математика вокруг нас

1

-

1

Всего:

35

14

21


Содержание обучения

1.Введение в программу внеурочной деятельности

Занимательная математика»

Теория: Презентация объединения «Занимательная математика»: для чего нужна внеурочная деятельность «Занимательная математика», чем будем заниматься и как будем работать.

Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весёлый счёт». Математическая эстафета «Лесенка».

2.Старинные системы записи чисел.

Числа великаны

Теория: Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Славянские цифры. История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны.

Практика: Стихотворения: «На что похожа цифра?», «Треугольники», «Веселые стихи». Задачи на смекалку «Цифры спрятались». Конкурс на внимание «Не собьюсь».

3.Математические игры и фокусы

Практика: Математическая игра «Следопыты». Игра на внимание «Сосчитай до 40».Математические фокусы: «Кто взял резинку, а кто карандаш?», «Одна, две, три попытки… и я угадал», «Угадывание задуманного числа».

4. Четыре действия арифметики

Теория: Как появились знаки «+», «-», «×», «:». Как люди учились считать. Люди-калькуляторы.

Практика: Задачи на сообразительность и смекалку «Затруднительные положения». Игра «Математический футбол». Конкурс эрудитов.

5. Удивительный нуль

Теория: История открытия нуля. Пословицы, крылатые слова, стихотворения о нуле.

Практика: Текстовые занимательные задачи: «Сколько лет?», «Носки и перчатки», «Переливания». Игра «Суд над нулем».

  1. История линейки.

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Теория: История линейки в России. Сведения из истории мер длины. Старинные русские меры длины. Познавательная беседа «Измерить-значит сравнить с эталоном».

Практика: Занимательные задачи, связанные с мерами длины. Конкурс математических загадок. Конкурс «Отмерь на глаз». Игра «Математическая цепочка». Логическая игра «Кто первый скажет 100?».

  1. Возникновение денег.

Денежная система в Древней Руси

Теория: Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.

Практика: Занимательные задачи: 1) Торг в Маниле, 2) Каков доход?,

3) Лавка старьевщика, 4) Продажа кур, 5) Алмазы и рубины. Игра «Магазин». Математическая викторина «Что? Где? Когда?»

  1. Как люди научились измерять время.

Изобретение календаря

Теория: Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Крупные единицы времени – год и век. Изобретение календаря.

Практика: Занимательные задачи на время и скорость. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса». Кроссворды, загадки о времени. Математические тренажеры. Конкурс математических ребусов.

9. Задачи–смекалки. Задачи-шутки

Практика: Решение задач о возрасте и родственных связях. Задачи-шутки: «Во время прилива», «Отец и его дочь». Задачи-шутки в стихах. Оптические обманы (зрительные искажения). Конкурс математических сказок.

10. Из истории мер массы. Система мер русского народа.

роисхождение метрической системы мер

Теория: Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов.

Практика: Устный журнал «История мер». Занимательные задачи на взвешивания и на деления между двумя и тремя. Игра «Почтальон».

11. Атомы арифметики

Теория: Простые числа. Решето Эратосфена. Современное «решето». Бесконечны ли простые числа? Основная теорема арифметики.

Практика: Блиц-турнир по решению занимательных задач. Конкурсно-игровая программа «Математическая ярмарка».

12. Составление ребусов, математических загадок, задач

Практика: Составление и решение ребусов, задач, загадок, связанных с математикой. Игра-соревнование «Пройди по цепочке». Выставка работ учащихся.

13. Задачи в стихах. Логические упражнения.

Числовые головоломки

Практика: Конкурс задач в стихах. Игровой математический практикум по решению логических задач, головоломок, софизмов. Головоломка «Ханойская башня». Турнир «Смекалистых»

14. Блистательные умы

Теория: Презентации: Софья Васильевна Ковалевская–первая женщина математик, Леонард Эйлер–идеальный математик. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики.

15. Происхождение дробей.

Старинные занимательные задачи

Теория: Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Практика: Занимательные задачи на дроби. Блиц-турнир по решению старинных занимательных задач. «Ковбойская» головоломка. Игра «Математический бег».

16. Фольклорная математика

Теория: Что такое фольклорная математика? (Использование аудиовизуальной и компьютерной техники).

Практика: Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах и поговорках». Игра «Опознай пословицу». Конкурс частушек о математике.

17. Покорение космоса и математика

Теория: Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих космонавтах.

Практика: Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Конкурс на лучшую загадку с числом. Игра-путешествие «Полёт на Марс».

18. Математика и наш город

Теория: История строительства и развития города Губкина. Просмотр презентации «Наш город».

Практика: Практические задачи, связанные с городом. Игра-соревнование «Кто быстрее». Мини-кроссворд. Конкурс задач, составленных детьми, взятых из жизни.

19. Математика и здоровье человека

Теория: Основы здорового образа жизни и математика.

Практика: Занимательные задачи, связанные со спортом, здоровым питанием, режимом дня. Игра «Расшифруй слово». Сообщения о роли математики в формировании здорового образа жизни. Выпуск газеты «Занимательная математика».

20. Математика вокруг нас

Математический КВН. Конкурс на лучший математический кроссворд.

Методическое обеспечение

Формы занятий:

– традиционные: беседа, викторина, работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и т.д.), устный журнал, блиц-турнир по решению задач, игровой математический практикум;

– нетрадиционные: тематическое занятие, КВН, математическая игра, «турнир смекалистых» и другие.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, практические, наглядные;
  • по логике передачи и восприятия информации: индуктивные и дедуктивные;
  • по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые;
  • по степени управления учебной работой: под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, организационно-деятельностные игры;
  • методы стимулирования ответственности и долга: убеждение в значимости учения, поощрения.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос;
  • методы письменного контроля и самоконтроля: тест, кроссворд, письменное решение задач.

4. Дидактический материал:

  • демонстрационный материал: магнитная доска, таблицы, записи терминов-понятий, схемы: рисунки, чертежи, краткие условия задач; символы, модели;
  • раздаточный материал: предметные и сюжетные карточки, цифровые и числовые картинки, плоские геометрические предметы.

5. Материально-техническое обеспечение:

  • столы, стулья (по числу обучающихся),
  • доска (1), мелки (5),
  • мультимедийные образовательные ресурсы,
  • аудиовизуальная техника (1),
  • компьютерная техника (1),
  • ватман (4), клей (1),
  • ножницы (1),
  • краски (1);
  • бумага, карандаши, фломастеры, маркеры, циркуль, линейка, транспортир (на каждого обучающегося).

Литература

  1. Глейзер Г. И. История математики в школе: 4 – 6классы. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.-239с., ил.
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.-223с.
  3. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011.-96 с.
  4. Занимательные головоломки. Коллекция логических игр. - ООО «Де Агостини», Россия, 2012
  5. Занимательная математика – школьникам. (www.math-on-line.com)
  6. Захарова Л. Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учебное пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993
  7. Козлова Е. Г.Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. - М.: МИРОС, 1995,-128 с.:ил.
  8. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007
  9. Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи. - Спб. : Лань, МИК, 1996.-125с.
  10. Мантуленко В. Г., Гетманенко О. Г. Кроссворды для школьников. Математика. - Ярославль: «Академия развития», 1998.-144с., ил.
  11. Оникул П. Р. 19 игр по математике. Учебное пособие. - Спб. : Союз, 1999.-95 с.
  12. Свечников А. А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995
  13. Тонких А. П. Логические игры и задачи на уроках математики. - Академия развития. Ярославль. 1997
  14. Учебные фильмы об ученых, изобретателях; факты, биографии. (vk. com/club 35771380)
  15. Фильмы-презентации: Космос России.(tvroscosmos.ru)
  16. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.

Энциклопедия для детей. Математика. - М.: «Аванта+». 1998

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

программа внеурочной деятельности по конкретному виду деятельности (познавательная), общеинтеллектуального направления.

Автор программы

Пригорнева Ольга Васильевна,

учитель математики муниципального

автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Программа рассмотрена и утверждена на  заседании педагогического совета

от «__» _______ 200  г., протокол № ____

Председатель _________        _________

                      подпись              Ф.И.О.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________Тарасова О.А.

Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

  МБОУ СОШ №41 

г. Белгород

___________ Хохрякова А.С.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №41

г. Белгород

__________Тихов А.Н.

Приказ № ___ от «___»____________2013г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Учитель математики

 Лобанова Елена Михайловна

г.Белгород

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"

Программа  «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Программа внеурочного курса " Математика в задачах" 6 класс.

Программа составлена в соответствии с ФГОС.Предлогаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающтхся,для формирования элементов логической грамотности,коммуникативных умений ...

Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "

Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика являетс...

Программа внеурочной деятельности "Математика для всех" для учащихся 8 класса

Программа  внеурочной деятельности «Математика для всех» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной п...