Заседание клуба "Интеллектуал" по теме:"Почему в природе так происходит?"
методическая разработка (8 класс) на тему

Внеклассное мероприятие, иллюстрирующее метапредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kluba.docx22.38 КБ
Office presentation icon zasedanie_kluba.ppt1 байт

Предварительный просмотр:

Сегодня мы проводим заседание клуба «Интеллектуал» на тему: «Почему в природе так происходит?»

Цель: Подчеркнуть значение естественных наук и проанализировать разнообразие и богатство межпредметных связей.

Задачи:

  • Развивать смекалку, мышление, речь, память и наблюдательность.
  • Воспитывать познавательный интерес к предметам, любовь к поисковым решениям.
  • Применение знаний естественных наук на практике.
  • «Как показывает опыт, ничто с такой силой не побуждает высокие умы к работе над обогащением знания, как постановка трудных и в тоже время полезных задач».

Ведущие:

Развитие человеческого знания, познание человеком тайн природы идет стремительно и приводит к таким неожиданным выводам и результатам, что они не укладываются в рамки какой-либо одной науки. Это привело к появлению пограничных разделов, возникших на стыке отдельных наук. Так появились биохимия, физическая химия, биокибернетика, биофизика и другие науки. Тесное содружество физиков, химиков, математиков позволило ученым взглянуть не недоступные непосредственному наблюдению  процессы, происходящие в природе и в глубине живых организмов.

Дорогие друзья! Нас привела сюда общая любовь к естественным наукам. Они неисчерпаемы и многогранны, их особенности разнообразны и привлекательны. Одних покоряет их логическая стройность, других - их абстрактный метод, третьи - ценят в них величайшую полезность.

Математика- это язык плюс рассуждения, это концентрированный результат точного мышления людей.

Физик не может не знать этот язык, потому что на этом языке написана книга природы, которую ему суждено читать.

Биологи давно прибегают к другим естественным наукам. И особая ценность для биолога состоит в возможности подойти к решению сложнейших проблем и обнаружить связи между принципиально различными явлениями и процессами.

География из дисциплины, по преимуществу собирающей и классифицирующей факты, превращаются в науку о пространственных взаимосвязях явлений на Земле,  познающую закономерности этих взаимосвязей.

Известно, что многие технические новинки и машины были успешно созданы благодаря тому, что конструкторская и научная мысль ученых и инженеров была обращена к животному и растительному миру. Природе человечество обязано многими крупнейшими открытиями.

Сегодня мы проводим расширенное заседание клуба «Интеллектуал» на  тему: «Почему в природе так происходит?».

На заседании присутствуют:

  1. Группа младших сотрудников «Почемучки».
  2. Группа научных сотрудников «Бакалавры».
  3. Группа старших научных сотрудников «Магистры».

Стихотворение читают учителя.

Ведущие: Так как тема нашего заседания «Почему в природе так происходит?» перед нами стоит задача разобраться и объяснить с разных позиций, используя знания естественных наук, явления и процессы, происходящие в природе, особенности строения и поведения объектов живой природы.

Человек очень давно начал использовать в своих интересах живую природу. Многое из своих творений он заимствовал у природы. Какими же совершенными и тонкими «конструкциями»  обладает живая природа!

Все видели моль. Но не все знают, что она вооружена чувствительнейшим  микроскопическим прибором, который позволяет улавливать ультразвуки, излучаемые летучей мышью во время полета. Обыкновенная моль - и обладает таким замечательным прибором.

А вот рыбу, которая называется «водяным слоном» природа наделила чувствительным радаром, поэтому поймать ее почти невозможно. Издали чувствует она приближение человека.

С незапамятных времен известна способность голубей находить правильный и самый  короткий путь к своему дому. Оказалось, что голуби умеют ориентироваться в магнитном поле Земли.

Да.  Природа беспредельно разнообразна, богата и щедра.

И так, начнем!

1.Опыт с растением.

2 .Вопрос: Как известно, прикосновение к электрическим проводам опасно для человека, в тоже время птицы могут часами сидеть на проводах без всякого вреда для  себя. Чем это можно объяснить? Но если птица случайно коснется крылом или хвостом столба, то будет мгновенно убита. Почему?

3.Опыт с яйцом.

4.Рыба прилипала присасывается к другим рыбам или предметам настолько прочно, что ее легче разорвать, чем отцепить. Действие присосок ленточных червей и пиявок основано на тех же законах. На каких? Почему мухи могут ходить по потолку?

5.Опыт с банкой.

6.Вопрос: Что может произойти с плавательным пузырем глубоководных рыб при быстром подъеме на поверхность?

7.Вопрос: Есть народная примета: «Если собака или кошка спит, свернувшись клубком, будет похолодание». Как эту примету можно объяснить с точки зрения физики?

8.Вопрос: Как известно, медузы за несколько минут до шторма уплывают в открытое море. Как им удается предсказать шторм?

Сегодня очень модно в перерывах показывать рекламу. А мы предлагаем Вам рубрику «Знаете ли вы?»

1.Знаете ли вы, почему бесшумен полет бабочки? Человеческое ухо воспринимает звук от колебаний, если они производится не реже 14 раз в секунду. Скорость взмахов крыльев бабочек невелика (за исключением бражников), поэтому их полет для нас беззвучен.

2.Почему писк комара тоньше жужжания мухи? Звучание в полете вызывается колебаниями крыльев. Комар в течение секунды делает 500-600 (некоторые – до 1000)взмахов крыльями, а муха – только 350.Поэтому полет комара воспринимается нами как звук более высокий.

3.В органах свечения жуков - светляков происходит превращение химической энергии в световую. При этом некоторые тропические светляки создают свет, по силе сравнимый с современными люминесцентными лампами.

4.Почему у кошек светятся глаза в темноте? Свечение глаз у хищных млекопитающих не является флюоресценцией,- это простое отражение падающего на них слабого света.

А сейчас предлагаю вернуться к опытам.

1.Опыт с иголкой.

2.Вопрос: почему даже в самый сильный дождь муравейник не промокает?

3.Опыт со спичками.

4.Вопрос: Как удается клопу - водомерке бегать по воде?

5.Опыт с насосом.

6.Опыт с молнией.

7.Вопрос: Что позволяет некоторым змеям отыскивать жертву ночью?

8.Вопрос: Почему птицы во время дальних перелетов летят косяком или клином?

9.Вопрос: как паук узнает о размерах своей жертвы?

10.Вопрос: Скорлупа яйца, как известно очень хрупкая. Однако наседка никогда не раздавит яйца. Как это можно объяснить?

11.Вопрос: Как удается дельфинам обнаружить рыб и различать их вид на расстоянии 3км?

А сейчас наша рубрика «Знаете ли вы?»

1.Почему насекомые не разбиваются при падении с высоты? Сила трения о воздух при падении тел пропорциональна площади поверхности тела. С уменьшением линейных размеров тела объем убывает пропорционально кубу, а площадь поверхности – пропорционально квадрату линейного размера. Таким образом, при уменьшении размеров падающего животного увеличивается сила торможения его о воздух (на единицу массы).

2.Почему погибает кит, выброшенный на мель? В воде кита поддерживает Архимедова сила, а на мели он погибает, раздавленный собственным весом, так как происходит закупорка кровеносных сосудов.

3.У мелких млекопитающих наблюдается большая интенсивность обмена веществ. Чем меньше животное, тем больше у него отношение площади поверхности тела к его объему и массе, а следовательно, выше уровень теплоотдачи с поверхности тела в окружающую среду. Для поддержания постоянной температуры мыши массой 25 г необходимо получать около 1600 кДж на 1 кг массы в сутки, а быку массой 500 кг - всего 101 кДж/кг.

4.Кузнечик не имеет себе равных по остроте слуха. Находясь, например, в Московской области, кузнечик способен «услышать» колебания почвы, вызванные землетрясением, происходящим где-нибудь на островах Тихого океана.

5.Люминесценция (свечение) некоторых рыб обусловлена свечением бактерий, поселяющихся в их органах. В других случаях свет возникает в особых клетках самой рыбы. У некоторых рыб ярко светятся глаза, у других на голове имеется отросток, верхушка которого напоминает длинный шнур с  фонариком наверху. Есть рыбы, имеющие особые светящиеся органы вдоль все тела.

6.Опыт с султанами.

К сожалению, наша встреча подошла к концу. Ваше сотрудничество сегодня было очень интересным, плодотворным и полезным. Каждый из вас узнал что-то новое и показал свои знания, свою эрудицию, умение общаться и работать в команде. А это самое главное, потому, что человек учится всю жизнь.

Сегодня с нами были те,

Кто учит с увлеченьем,

Все, кто любит науки и приключения,

Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.

Итак, друзья, мы заседанье провели,

Все сделали для вас мы, что могли

Желаем к ученью вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе на тему:Почему гибнут леса?

Тема урока: Типы речи.Рассуждение.класс:5тип урока: урок изучения новой темыМетодика проведения урока: межпредметные связи;интеграция как способ  активизации познавательно-творческой деятельности...

Презентация для беседы с детьми на тему:"Почему люди ругаются?"

Краткая презентация, без подробного текста для учащихся 7 класса на очень злободневную тему...

Конспект урока в 10 классе по теме "Почему я люблю свою страну"

Конспект урока в 10 классе по теме "Почему я люблю свою страну" по учебнику Кузовлева В.П....

Родительское собрание на тему "Почему свой ребёнок становится чужим?"

В данном материале - беседа с родителями 7 класса на тему "Почему свой ребёнок становится чужим?" Классный руководитель делит группу родителей на 2 подгруппы: 1 гр. рассматривает определённую ситуацию...

открытый урок английского языка на тему "Почему вы любите школу?" в 6 классе, 2й год обучения

Данный открытый урок был проведен в рамках недели английского языка с целью закрепления пройденного лексического и грамматического материала по теме "Школа". В данном уроке были применены элементы сле...

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?»...

Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"

Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть ...