Внеклассное мероприятие "Суд над математикой"
материал (6 класс) по теме

Недайборщ Наталья Ивановна

В  занимательной форме рассматриваются вопросы необходимости математики для человека в его повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_-_sud_nad_matematikoy.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «Суд над математикой»

Начинают ведущие.

  1.  О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

2.  По 5, по 6 уроков нудных,

 И каждый день, с восьми до двух.

1.  С утра вовсю кипит работа,

Ребята знания куют!

2.  А ночью ляжешь - спать охота,

Да логарифмы не дают.

1.  И математику мы будем

Любить и помнить много дней!

2. Вот потому на радость людям

Мы суд устроили над ней.

1.  Тебе, наш зритель, мы представим

Сей суд. Не будь же слишком строг.

2.  А от себя еще добавим,

Что в каждой сказке есть намек!

1.  Дамы и господа! Не сочтите за труд: выслушайте внимательно, кто же вершит здесь правый суд над неправой наукой математикой. 

2.  Вот они злодеи и мучители людей: математика и ее дети Алгебра и Геометрия.

1. А вот несчастные, униженные и оскорбленные,

Злобной математикой обиженные и возмущенные.

Это - уважаемые Лодырь и Лоботряс.

 2. Интересы истцов и обвиняемых представляют их адвокаты: Знайкина Василиса и Незнайкин Егор.

1. А вот и собственно суд. Председатель суда – ЖИЗНЬ.

Пусть Жизнь их всех рассудит мудро!

  2. С ней опыт – сын ошибок трудных,

1. И молодой и честный случай, 

Хотя восторженный чуть-чуть.  

2.И пусть закона взгляд колючий

Пройдет сквозь фактов лес дремучий,

Пусть по заслугам все получат,

И все решится как-нибудь.

1. Прошу всех встать. Суд идет.

Председатель суда Жизнь. Прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело по обвинению науки Математики и ее детей

-в бесполезности их существования,

-в том, что они общественно-опасные, социально-вредные, и чуждые нашему образу жизни науки, занудные, иссушающие душу и мозг человека.

К суду привлечены: истцы Лодырь Лопухов Вася и Лоботряс Крученый Петя и обвиняемые  Математика и  ее дети Алгебра и Геометрия.

Интересы истцов представляет адвокат Незнайкин Егор, интересы обвиняемых представляет Знайкина Василиса.

 Истцы,  прошу вас встать. Суд  оглашает вам ваши права. Вы являетесь полноправными участниками судового процесса, имеете право представлять суду доказательства обвинения, свидетелей, задавать вопросы как свидетелям со своей стороны, так и свидетелям со стороны обвиняемых. Вам все понятно?

 Истцы. Да, Ваша честь.

Председатель суда Жизнь.  Прошу садиться. Обвиняемые, встаньте. Вам понятна суть обвинения?

Обвиняемые. Да, Ваша честь.

Председатель суда Жизнь.  Признаете ли вы свою вину?

Обвиняемые. Нет, Ваша честь.

Председатель суда  Жизнь.  Суд  оглашает вам ваши права. Вы имеете право на защиту, представлять суду доказательства своей  невиновности, свидетелей, задавать вопросы как свидетелям со своей стороны, так и свидетелям со стороны истцов. В случае обвинительного приговора имеете  право на последнее слово, а также обжаловать приговор  в отведенное судом время. Вам все понятно?

Обвиняемые.  Да, Ваша честь.

Председатель суда Жизнь. Прошу садиться. Слово для обвинения предоставляется адвокату Незнайкину  Егору.

Адвокат Незнайкин. (Зачитывает обвинение) Наука Математика и ее дети обвиняются:

1. В принуждении людей к учебе, в нарушении общечеловеческого закона совести и прав человека, который не желает учиться. А эти контрольные работы, зачеты, тематические оценивания... Математика замучила ими наших детей. У обвинения есть доказательство этого факта. Дети, чтобы избежать стихийного бедствия - контрольной работы вынуждены не спать целую ночь.

2. Обвиняются в том, что они занудные науки, под их дурным влиянием черствеют юные поэтические души, хиреет высокое искусство, они проповедуют расчетливость, тем самым вредно влияют на нравственность нашей молодежи.

3. Обвиняются в том, что они бесполезны и даже вредны, потому что мелочные и суетливые расчеты унижают наше человеческое достоинство.

4. Математика отрицательно влияет на физическое здоровье нации, поскольку от умственного переутомления и нервного истощения нация заболевает.

Судья адвокату Незнайкину. Прошу садиться.

Председатель суда Жизнь.  Имеются ли свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкин.   Да, ваша честь. Гражданка Лопухова, мама Лодыря.

Мать. Это безобразие... Что мы можем сказать? И вы еще спрашиваете?  Вы только посмотрите: совсем замучили ребенка. Такие программы, такие программы. А мой Васенька слаб здоровьем, правда, Васенька?

Лодырь. Да ладно тебе, ма! (басом)

Мать. Мы с Васенькой целый день задачки решаем, у него бедного аппетит пропал от геометрии, правда, Васенька?

Лодырь. Да ладно тебе, Ма!

Мать. А в школе, а в школе что задают! Давеча в тетради Васенькины заглянула…  Все значки да закорючки, палки и галки такие, с одним крылом!

Лодырь. Это квадратный корень, Ма!

Мать. Ах ты, умница моя! Вот видите, он у меня какой способный! А как он трудится, почитай, каждый день старается. Правда, Васенька?

Лодырь. Учу, учу пять минут, полчаса быстренько отдохну! И так целый день!

Мать.  Вот видите, у ребенка подорваны нервы. Все он знает, что нужно.  И зачем ему эта математика? Мученье одно нашим ребятишкам. Ну, разве ж можно детей такой заумью пичкать? Да, Васенька?

Лодырь. Ладно, ма!

Мать. Мы уж вас просим, товарищ судья, прекратить это безобразие. Правда, Васенька?

Лодырь. Вот клево, ма!

Председатель суда Жизнь. Имеются ли вопросы к свидетелю?

Адвокат Знайкина. Как долго ваш сын учит уроки?

Гражданка Лопухова. Васенька уроки учит редко, он у меня очень умный и все знает и так.

( Лопухова уходит)

Председатель суда Жизнь.  Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкин.  Да, ваша честь. Уважаемый Двоечник, друг и единомышленник истцов.

Двоечник. Граждане, я говорю от имени миллионов тех несчастных мучеников, которые всю долгую жизнь вынуждены нести на своих хрупких плечах тяжкое бремя математики, которые принуждены учить эту варварскую науку, сознавая при этом в полной мере ее ненужность и занудность, потому что в случае неповиновения и протеста будут навеки заклеймены прозвищами двоечников и лентяев. Лично я, однако, написал бы это слово на серебряной доске золотыми буквами, потому, что Двоечник - это человек мужественный, решивший стоять до конца и даже в своем роде «революционер». Двоечник - это человек, выступающий против принуждения, за свободу необразованной личности. Долой Математику...

Председатель суда Жизнь.  Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкин. Да, Ваша Честь. Учитель физкультуры.

Учитель физкультуры. Товарищи! Я долго говорить не люблю. Физкультура-это залог здоровья, бодрости, веселости и вообще всего хорошего на свете. Физкультура, а не математика! Ну, конечно, считать надо уметь…  А больше-то зачем  математика  нужна? Только голову детям забивать, вот что я вам скажу. Так что я определенно за то, чтобы эту математику ограничить.

Председатель суда Жизнь.  Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкин.  Да, Ваша Честь, это отец лоботряса, гражданин Крученый.

Председатель суда  Жизнь.  Представьтесь суду.

Гражданин Крученый. Я Крученый Андрей Петрович, отец вот этого лоботряса.

Председатель суда Жизнь. Что вы можете рассказать по существу данного дела?

Гражданин Крученый . Я считаю, что человек может спокойно жить и работать без всякой математики.

Послушайте, пожалуйста, отрывки из детских сочинений. Все это внушают детям, чтобы те учили математику, на самом деле все эти рассуждения не выдерживают никакой критики.

1.«Моя бабушка любит заниматься садоводством, и ей нужно знать, сколько семян посадить на квадратный метр, сколько удобрений внести, сколько раз в неделю поливать растения, чтобы получить хороший урожай». Не понятно, причем тут математика? В справочниках для садоводов все написано (что и как сажать). Или бабушка должна сначала повторить теорему Пифагора, а потом идти на огород?

2.«Мой дедушка занимается уходом за коровой. И если бы он не знал математику, то не смог бы заготовить необходимое количество сена, соломы, зерна, чтобы наша Буренка была накормлена и давала много молока». Ну, конечно, без математики дедушка не накормит Буренку! Можно подумать, что сначала надо научиться решать уравнения, а уже потом сено заготавливать!

3.«Моя мама работает бухгалтером. Это одна из тех профессий, где не обойтись без математики. Маме нужно уметь делить, умножать, складывать и вычитать, начисляя заработную плату, правильно перечислять средства в налоговую службу и пенсионный фонд, чтобы в будущем люди не страдали». Это все неправда! Современному бухгалтеру не надо знать математику, потому что есть специальные компьютерные программы, которые сами все считают. Бухгалтеру нужно всего лишь своевременно вносить данные в систему и заполнять бумаги, отчеты писать.

Совсем замучила математика наших детей. У них уже и дроби дробятся, множители размножаются, а уравнения все это уравнивают.

Лоботряс. Это еще что! Я вчера теорему новую открыл о равенстве вертикальных треугольников, так мне за это «2» поставили! Это разве справедливо?

Отец лоботряса.  Думаю, что комментарии излишни. Гражданин судья!  Я определенно за то, чтобы эту математику ограничить.

Председатель суда Жизнь.  Имеются ли еще свидетели у стороны обвинения?

Адвокат Незнайкин.  Нет, ваша честь.

Председатель суда Жизнь.  Слово предоставляется защите.

Адвокат Знайкина (защита). Уважаемый суд!  Давайте попробуем разобраться в создавшейся ситуации. Математика и ее дети – обвиняемые на этом процессе!  Математика - царица всех наук. Математика дисциплинирует ум. Где же справедливость?   И кто предъявляет иск Математике? Лодырь и Лоботряс... Это те люди, которые не хотят учиться,  лентяи  и прогульщики. Это те люди, которые обманывают взрослых: бабушек, дедушек, мам и пап. И это по вине Лодыря и Лоботряса Математика – на  скамье подсудимых. На скамье подсудимых должны быть Лодырь и Лоботряс!

Защита надеется на справедливость суда. Верит, что суд разберется и примет единственно правильное решение: вынесет оправдательный приговор.

Уважаемые судьи! Все, что здесь было сказано с целью очернить математику в угоду неучам – сплошная демагогия. И я постараюсь это доказать. Предлагаю суду следующие видеоматериалы.

Учащиеся инсценируют следующие ситуации (Ситуации комментирует ведущий)

Сюжет 1. Король и министр.

Король  Решил я уволить своего премьер-министра. А обижать его не хочется. Да и повода нет. Придумал!!! Пусть тянет жребий! А я на обоих листочках напишу «уходите».

(Король звонит в колокольчик. Входит министр.)

Министр. -Добрый день, Ваше Величество!

Король. В портфель я положил два листа бумаги. На одном написано  «Уходите», на другом «останьтесь». Листок, который вы сейчас вытянете, решит вашу судьбу.
Ведущий.(обращается к залу)  Стоп-кадр.. Хитрый премьер-министр догадался, что на обоих листочках написано «Уходите». Как ему избежать отставки?

(выслушивает  ответы). Теперь посмотрите, как поступил премьер-министр.

Министр берет листок, рвет его на части. После этого  достает второй, показывает всем, что на нем написано «уходите»,  и говорит: «Раз на этом листке написано «уходите», то на первом было «останьтесь». Я остаюсь.»

Ведущий. Итак, с помощью логики, а это часть математики, министру удалось избежать отставки.

Сюжет 2. Кладоискатели.

Выходят два кладоискателя, несут  ящик  с найденным кладом.

- Повезло нам сегодня!  Какой клад нашли!

- Сейчас делить будем.

-Делить буду я, ты вечно себе лучшее забираешь!

-Нет, я делить буду, знаю я тебя, все лучшее себе возьмешь!

(хватают друг друга за грудки)

Ведущий.  Стоп-кадр. (Обращается к зрителям). Как кладоискателям  поделить добычу, чтобы оба были довольны?

Ведущий (выслушивает ответы)

А я бы посоветовал так: Пусть один из них  разделит добычу на две равные, по его мнению, части, а другой  выберет ту, которая ему понравится.

Сюжет3. В магазине

Покупатель. Дайте мне, пожалуйста, резинку за 7 руб, три общие тетради за 50 руб. две папки для черчения и два альбома для рисования.

Продавец. С вас 260руб.

Покупатель. Пересчитайте, вы ошиблись.

Продавец.  Почему вы так решили?  Ведь вы даже не знаете цену альбомов и папок?

Покупатель. И все-таки пересчитайте! 3 тетради по 50руб – получим четное число, две папки и два альбома – опять четное число, да еще 7 рублей,   стоимость должна выражаться нечетным числом, а вы говорите  260 руб.

Продавец. Извините,  я действительно  ошиблась.

Ведущий. Математика нужна в повседневной жизни любому человеку.

Председатель суда Жизнь.   Имеются ли еще свидетели у стороны защиты?

Адвокат Знайкина.  Да, ваша честь. В зале судебного заседания находится учитель математики.

Председатель суда Жизнь. Пройдите к трибуне, представьтесь.

Учитель математики.  Дарья Ивановна, учитель математики.

Председатель суда Жизнь. Что вы можете рассказать по существу данного дела?

Учитель математики.      Математика — это очень интересная наука. Она развивает у человека мышление. Вообще, она нужна абсолютно везде, в любом деле требуется хоть чуть-чуть математики, хоть самой простейшей. В математике — не только термины, формулы и чисто алгебраические и геометрические построения: она еще очень хорошо тренирует логику. Математика учит думать, правильно рассуждать и доказывать свое мнение. С уверенностью могу сказать: тот, кто  хорошо успевает  по математике, редко оказывается совсем неуспешным  по другим предметам. Математика нужна любому человеку, который хочет достичь чего-либо в жизни. Математика — царица наук. И это — общепризнанный факт.

Председатель суда Жизнь. Имеются ли еще свидетели у стороны защиты?

Адвокат Знайкина.  Да, ваша честь. Это наш Эксперт- Отличник.

Отличник. Уважаемый суд!  Бытует мнение, что математику нужно знать только для того, чтобы сдать школьный экзамен. А в жизни она совершенно не пригодится. Так ли это на самом деле? На сегодняшний день существует множество сфер жизнедеятельности человека, где нужна математика. Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк. Поэтому каждый из нас должен знать эту величайшую из всех наук. Математика проникает во все сферы деятельности человека и неразрывно связана с ними.

Для расчетов в магазине нужны базовые математические операции, для ремонта в квартире - базовые знания геометрии, логика вообще всегда нужна, при поиске самой выгодной покупки используют матрицы, пропорции используют при приготовлении еды. И это все – только в быту и при поверхностном просмотре!

 Интересен ваш пример про бухгалтера. Как раз из-за таких горе-работников, которые полностью полагаются на компьютерные программы, люди несвоевременно получают зарплату. Бывают случаи, когда зарплата приходит  больше  или  меньше  настоящей суммы. А если в программе произойдет сбой? Компьютер – это хорошо, но своей головой тоже думать нужно. Поэтому я выступаю за то, чтобы математику оправдать и шире применять в жизни.

Председатель суда Жизнь. Имеются ли еще свидетели у стороны зашиты?

Адвокат Знайкина.  Нет, ваша честь. Математика сама хочет выступить в свою защиту.

    Математика.    Несколько десятилетий назад в одной из стран нашлись организаторы любопытного конкурса. Они предложили соревноваться в сочинении на тему: «Как жил бы человек без математики?». Победителю была обещана большая премия, но эта награда осталась не выданной. Ни одной работы на конкурс не поступило. Между тем премия прельщала многих.

Многие из людей щедро одарены фантазией, однако самая богатая фантазия оказалась бессильной представить жизнь человека, полностью лишенного математических       представлений.

Вот мой  ответ на выпады лодырей, лоботрясов и двоечников. И еще раз повторю, что математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

Лоботряс.   Да кто это Вам сказал?

Математика.   Михаил Васильевич Ломоносов

Председатель суда Жизнь. Суд удаляется на совещание.

Случай. А я предлагаю бросить монету: орел или решка. Если решка - математика не виновата, если орел, то обвинения справедливы.

Опыт. Нет, такое дело нельзя доверить случаю. Надо дать испытательный срок, лет 100, а потом собрать всех оставшихся в живых и продолжить заседание.

Случай.  Нет, если решка- математика не виновата.

 Опыт. Испытательный срок надо дать.

Председатель суда Жизнь. Ну что ж, если разобраться не можете, то слушайте меня…

Председатель суда Жизнь. Прошу участников процесса встать. Внимание, оглашается приговор.

Суд в составе  председателя и 2 заседателей, ознакомившись с делом по обвинению математики и ее детей, заслушав свидетелей,  пришел к следующему решению: с учетом полезности положительных сторон деятельности математики,  проникать в тайны математики и ставить их на службу человеку. Науку Математику и ее детей признать невиновными и оправдать из-за отсутствия состава преступления Приговор окончательный и обжалованью не подлежит. Судебное заседание объявляется закрытым.

Использованные интернет-ресурсы.

 1.  Л.Б. Сахацкая Театрализованное представление «Суд над математикой» , http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98664156 

2. С.Н. Ничеговская   Внеклассное мероприятие по математике «Современному человеку нужно знать математику»,  http://40414-014.edusite.ru/doc/u/mer-mat01.doc     







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " А ну-ка ,математики"

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов....

Математик-бизнесмен (внеклассное мероприяние по математике, 6 класс)

Математическая игра. План проведения игры: 1.Вступительная часть. 2.Правила игры. 3.Конкурс команд (банков). 4.Конкурс капитанов (банкиров). 5.Задачи со спичками. 6.Вопросы болельщикам (акционер...

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...

Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.

Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.Подборка данных фильмов направлена на развитие любознательности по предмету математика во внеурочное время,расширению кругозора и ...