Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля
методическая разработка (11 класс) по теме
Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.k._prakt.stil_.tit_.list_.doc | 22 КБ |
el.k._prakt._stil.poyasn.doc | 39.5 КБ |
el.k._prakt._stil._soderzh.doc | 30 КБ |
prakt._stil_uch.-tem._plan.doc | 37.5 КБ |
el.k._prakt.stil_._treb._k_zun.doc | 24 КБ |
el.k._prakt.stil_._krit._otsenki.doc | 22 КБ |
el.k._prakt.stil_.lit-ra.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МО ГО «Воркута»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты
Программа элективного курса
«Практическая стилистика»
(Учебный курс профильной подготовки учащихся 11 класса
с ориентацией на социально-гуманитарный
профиль обучения)
Автор Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Воркута
2009
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Введение.
Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.
Функциональные стили речи.
Понятие о функциональном стиле речи.
Научный стиль речи.
Научное информирование как основная функция стиля речи.
Современные жанры научных текстов: монография, статьи, лекция, рефераты, рецензии, отчёты о научно-исследовательской работе и др. Научно-учебные и научно-популярные произведения как разновидности научного стиля.
Особенности научного стиля. Передача максимально обобщённых, объективных знаний.
Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи.
Языковые средства научного стиля. Использование терминов, заимствованных слов, слов с иноязычными морфемами. Широкое использование слов с отвлечённым значением и др.
Практическая работа №1. Стилистический разбор научного текста.
Официально-деловой стиль.
Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.
Жанры официально-делового стиля: меморандум, договор, закон, указ; инструкция, справка, приказ, протокол, акт; характеристика, биография, расписка и др.
Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах.
Языковые средства официально-делового стиля.
Практическая работа №2. Составление характеристики товарища.
Публицистический стиль речи.
Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем речи. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля речи.
Жанры публицистического стиля речи: выступления на митингах, публичные лекции, газетные жанры (репортаж, очерк, статья, хроника), интервью, критическая статья.
Особенности публицистики. Откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности, эмоциональность, экспрессивность публичного выступления. Проникновение в произведения публицистического стиля элементов других стилей.
Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии. Изобилие сочетаний, свойственных языку газет, перифраз.
Разнообразие синтаксических конструкций, употребление обращений, риторических вопросов, восклицаний, побудительных предложений.
Использование стилистических фигур (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация).
Практическая работа №3. Анализ языка передовой статьи из газеты «Аргументы и факты» или «Заполярье».
Разговорный стиль.
Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи.
Жанры разговорного стиля: беседа, разговоры по телефону, личные письма, телеграммы.
Особенности разговорного стиля речи. Речевые формы приветствия, прощания, просьбы, отказа и т.п. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств (мимика, жесты).
Использование разговорных и просторечных слов, повышенная эмоциональность и экспрессивность, образность.
Синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля (диалог, неполные предложения, слова-предложения).
Влияние разговорного стиля на устные жанры научного стиля, публицистики. Использование разговорного стиля в художественной литературе.
Практическая работа №4. Игра «Переводчик» («переводим» с разговорного языка на нейтральную речь).
Стиль художественной литературы.
Основная функция – воздействие через художественный образ.
Эстетическая функция языка в художественном произведении.
Виды и жанры художественных произведений: стихотворения, поэмы, басни, эпиграммы, оды; романы, повести, рассказы; трагедии, драмы, комедии.
Особенности стиля художественной литературы. Индивидуальность стиля писателя.
Звуковая организация речи в прозаическом и поэтическом художественном тексте. Стихотворная речь и её особенности.
Изобразительная роль лексических средств. Слово в художественном тексте (образность, оценочность, эмоциональность, экспрессивность). Употребление многозначных слов, слов в переносном значении, фразеологизмов.
Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворения, перифраза, параллелизм, антитеза, градация, риторические обращения, восклицания, вопросы).
Практическая работа №5. Анализ изобразительно-выразительных средств в тексте художественного стиля.
Итоговое занятие. Комплексный анализ текста.
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план курса
№№ п/п | Разделы, темы | Кол-во теория | часов практ. | Форма контроля |
| 1. Понятие о стилистике. |
| ||
1. | Понятие о стилистике и функциональных стилях речи. | 1 |
| |
| 2. Функциональные стили речи. Практическая стилистика. |
|
| |
2. | Научный стиль речи: функция, особенности, языковые средства. Практическая работа №1. |
| 1 | Стилистический разбор научного текста |
3. | Официально-деловой стиль: жанры, особенности, языковые средства. Практическая работа №2. |
| 1 | Составление характеристики товарища |
4. | Публицистический стиль речи: функция, жанры, особенности, языковые средства. | 1 |
| |
5. | Публицистический стиль речи. Практическая работа №3. |
| 1 | Анализ языка передовой статьи газеты «АиФ» или «Заполярье» |
6. | Разговорный стиль и его особенности. Практическая работа №4. |
| 1 | Игра «Переводчик» («переводим» с разговорного языка на нейтральную речь) |
7. | Стиль художественной литературы: функция, жанры, особенности, языковые средства. | 1 |
| |
8. | Стиль художественной литературы: изобразительно-выразительные средства. Практическая работа №5. | 1 | Анализ изобразительно-выразительных средств в тексте художественного стиля | |
9. | Итоговое занятие. Комплексный анализ текста. | 1 |
Предварительный просмотр:
Требования к знаниям и умениям
учащихся
Учащиеся должны знать:
- понятие о стилистике русского языка
- связь стилистики с другими разделами науки о языке
- определение функционального стиля речи
- функцию, жанры, особенности, языковые средства научного стиля речи
- функцию, жанры, особенности, языковые средства официально-делового стиля речи
- функцию, жанры, особенности, языковые средства публицистического стиля речи
- функцию, жанры, особенности, языковые средства разговорного стиля речи
- функцию, жанры, особенности, языковые и изобразительно-выразительные средства стиля художественной литературы
Учащиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность текста
- производить отбор и организацию языковых средств с учётом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения
- производить стилистический разбор текстов различных стилей
- составлять характеристику товарища
- написать автобиографию
- анализировать язык статей из газет
- написать хроникальную заметку в школьную газету
- производить замену конструкций разговорного стиля нейтральными
- составлять диалоги («На почте», «В аптеке» и т.п.)
- отличать публицистический стиль от стиля художественной литературы
- сопоставлять тексты публицистический и художественный с целью выявления их особенностей
- производить анализ использования изобразительно-выразительных средств в художественном тексте
Предварительный просмотр:
Критерии оценки
учебных достижений школьников
Для оценки качества деятельности учащихся используется рейтинговая
система достижений. Достижения школьников оцениваются баллами, которые выставляются в рейтинговую таблицу в конце каждого занятия и суммируются по окончанию изучения курса. При выставлении баллов за выполнение индивидуальных заданий учитываются
- объём
- сложность
- творческий подход.
Баллы за работу на занятиях, которые проводятся в форме дискуссии, выставляются как среднее арифметическое, складывающееся из самооценки, оценки учащихся группы и оценки учителя.
Оцениваются баллами активность на занятии, организация групповой исследовательской работы, выполнение тестовых заданий и творческих работ.
При выполнении тестовых заданий критерии оценки следующие:
- задание выполнено на 100 - 95% - 5 баллов
- задание выполнено на 94 – 90% - 4 балла
- задание выполнено на 89 - 80% - 3 балла
Предварительный просмотр:
Литература
- Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А.
Стилистика русского языка. Л., 1989
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988
- Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики. Л., 1981
- Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. М., 1983
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., Вентана-Граф, 2007
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика. 10-11 классы. Методическое пособие. М., Вентана-Граф, 2008
- Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. М., 1976
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974
- Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10 социально-гуманитарного класса
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерно...
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 11 социально-гуманитарного класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
программа элективного курса "Практическое применение права"для учащихся 9 класса
Программа курса по выбору «Практическое право» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а так...
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для 9 класса...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов социально-гуманитарного профиля
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание программы, список основных п...
Рабочая программа по физической культуре для 10 класса социально-гуманитарного профиля на 2018-2019 уч.год
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...