Классный час «Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети»
классный час (6 класс) по теме

Гранева Ирина Юрьевна

Классный час посвящен нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов. Но для проведения его потребуется большая подготовка, которая осуществляется на уроках русского языка (в разделе "Лексика" и "Этимология") и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

(Из цикла классных часов по теме «Нравственное воспитание учащихся»)

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети»

(На классный час приглашены родители, как участники мероприятия)

Цель:

Обсудить с учащимися понятие доброты, как одной из нравственных ценностей.

Задачи:

        Воспитание уважительного отношения к старшим;

        Формирование внимания к окружающим тебя людям; стремления помогать слабым и нуждающимся; навыков быть честными со взрослыми и друзьями.

Форма: Классный час-размышление.

Подготовительный этап:

  1. Цикл классных часов, посвященных теме нравственности («Этикет и этикетка»).
  2. Диагностика учащихся. Тест «Добрый ли Ты человек?»
  3. Конкурс рисунков «Я рисую доброту», «Символ доброты в моей семье».
  4. Конкурс сочинений  «Доброта – это…», «Добрый человек – это...».
  5. Материалы уроков русского языка и литературы содержали задания на определение  этимологии и толковании слов «нравственность», «нравственный поступок», «доброта», «зло» и т.д.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя:

На протяжении всей своей жизни Вы, ребята, сталкиваетесь с такими словами как «добро», «зло». На уроках литературы мы говорим о добрых и злых героях произведений, на уроках русского языка мы заглядываем в толковые и этимологические словари, для того, чтобы посмотреть значения и происхождение этих слов; из разговоров на переменах из ваших уст можно услышать оценки, данные учителям, друзьям и опять: «Это такой добрый учитель…»,

«А этот Петя такой злой…». Зачитываются сочинения некоторых учащихся.

 - А теперь  давайте поразмышляем вместе над понятиями: «добро» и «зло».

Выходят ученики и исполняют частушки:

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тетя Сима попросила

Витю слазить на чердак.

-Извините, тетя Сима,

я вам вовсе не батрак.

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

В поезд входят три юннаты,

Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

Говорит лентяйке мать:

-Убери свою кровать.

-Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

Ты играй повеселее,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!

        -Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы услышали в частушках?

        -Какой вывод можно сделать о том, что значит быть добрым человеком?

Вывод:

  1. Нужно помогать старшим.
  2. Нельзя до драки ссорится с друзьями, потому что любой вопрос или спор можно решить по доброму.
  3. На добро нужно отвечать добром.
  4. Нужно помогать своим родителям, а не накапливать зло за замечания, сделанные тебе близкими.

-А доброй ли будет следующая ситуация?

Инсценируется стихотворение А.Барто «Как на мамины именины». (игра-драматизация, проигрывание которой обеспечивает двойное воздействие на личность: с одной стороны, побуждает к самоанализу, с другой, создается единое эмоциональное состояние объединяющее детей и родителей).

Готова к празднику семья,                        Хоть мама, скажем прямо,

Подарки клеят сыновья                        Растерянно слегка

Для мамы, не жалея                                Взглянула на сынка,

Ни сил своих, ни клея.                        Дала полтинник мама

                                                        Ему из кошелька.

-Я по-другому поступлю!

Придумал старший самый.                        -Теперь, - сказал сыночек,-

-Подарок маме я куплю.                        Ты для такого дня

-А деньги где? –У мамы.                        Купи себе что хочешь

                                                        В подарок от меня.

У мамы просит денег

Сынок лет десяти:                                Но этих денег мало,

-Подарок в день рожденья                        Прибавь себе сама.

тебе преподнести.                                Тут мама простонала:

                                                        -Нет, я сойду с ума!

        -Теперь обратимся к родителям. Вы любите своих детей, делаете все, чтобы им жилось счастливо. Вы устаете на работе, но дети требуют от Вас постоянной заботы: дома надо постирать, погладить, приготовить что-нибудь вкусненькое… Да мало ли дел дома! И так изо дня в день. Но завтра ваш праздник – только раз в году! Вы надеетесь, что сыновья позаботятся о вас так же, как и вы о них. И вот старший…»позаботился».

-Как вам это понравилось?

-Можно ли назвать этот поступок добрым? А почему?

-Если нет, то почему?

Вывод:

  • Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви 
  • Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других людей и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

-Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?

-Можно ли человека принудить быть добрым?

-Согласны ли вы с мнением древнего китайского мыслителя Конфуция, что на «добро отвечают добром» и правильно ли на зло отвечать добром?

В связи с этим послушайте еще одну небольшую притчу:

        «Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я же тебя от смерти спас?» «На то я и змея», - отвечает она.

Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

-Значит не надо делать добра?

Да, иногда в жизни случаются и такие ситуации, когда вас за добрые дела наказывали. И что за это нужно наказать человека, как это сделала змея. Да, нет. Человек на то он и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!

За добро платят добром!!!

Вывод: выводом может служить стихотворение  Туполовой «Доброта», которое ученики рассказывают «по цепочке».

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста, не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И в замен не требует награды.

Это четверостишье рассказывает один из родителей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети

Подведение итогов конкурса сочинений и рисунков.

Награждение учащихся.

P.S. все выводы написаны на ватмане, но детям они показываются и вывешиваются на доске только после того, как они сами их сформулируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доброта – это солнце»

Методическая разработка занятия о доброте...

«Доброта – это солнце»

Презентация к занятию...

Доброта что солнце

Конспект воспитательского часа....

Общешкольное мероприятие ко Дню инвалидов 2014г "Если доброта, как солнце светит..."

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Это еще одна возможность обратить внимание на проблемы людей, волею судьбы имеющих слабое здоровье, нуждающи...

Классный час "Солнце светит всем" (Экологический брейн-ринг) 6 класс

Пускай это бурное море огня Зовут  лучезарным светилом, Как в детстве, оно для тебя Останется  солнышком милым...

Классный час на тему ""Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе"

Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, стремление совершать добрые поступки.Задачи:Развивать представления учащихся о добре и зле.Воспитывать  в детях уважение к себе и други...