Главные вкладки

    Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия
    статья по теме

    Логинова Наталия Евгеньевна

    Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obnovlenie_nauchno.docx31.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия»

    1. Условие возникновения опыта

    В школах проводятся предметные недели литературы и истории, цель которых заинтересовать, «влюбить» ребят в предмет, научить мыслить, рассуждать, помочь проявить свои способности.

    Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии, что способствовало бы более полному и многообразному раскрытию темы.

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости

    Особенностью преподавания литературы и истории в условиях реализации ФГОС является формирование метапредметных результатов, которые заключаются в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Все эти умения обучающихся могут формироваться при подготовке и проведении внеклассных интегрированных мероприятий.

    В ФГОС четко прописан системно-деятельностный подход. Задачей современного образования  становится  не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков  по предмету,  но и совокупность  универсальных учебных действий, которые  обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирования  универсальных учебных действий, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

    В требовании к организации обучения включены:

    - организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

    - выбор конкретных методов и приемов обучения,  обеспечивающих полную и адекватную ориентировку учащихся в задании;

    - организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

     Организация интегрированного мероприятия обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

    1. Ведущая педагогическая идея опыта

    В основе моего опыта лежит концептуальный блок  педагогических идей: идеи личностно-ориентированного подхода в обучении, разноуровнего обучения и новая идея - компетентностно-ориентированного обучения, где меняются цели обучения, методы, технологии, приемы. А также технологический блок: подбор и создание системы интегрированных внеклассных мероприятий, что и является

    новизной  опыта.

    1. Теоретическая база опыта

    Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости  Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец.

    1. Технология опыта

    В 2010-2011 учебном году мы отмечали знаменательную дату: 200-летие со дня открытия Царскосельского лицея. Эта дата не прошла не замеченной учителями литературы и истории нашей школы. Мы подготовили внеклассное интегрированное мероприятие «200 лет со дня открытия Царскосельского лицея»

    В 2011-2012 учебном году во время проведения предметной недели литературы и истории мы провели интегрированное мероприятие к 200-летию Бородинского сражения «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

    В 2012-2013 учебном году традиция по проведению подобных мероприятий продолжилась. Учителями литературы и истории было подготовлено и проведено мероприятие, посвящённое 310-летию со дня основания великого города Санкт-Петербурга «Люблю тебя, Петра творенье…»

            Подготовка к таким мероприятиям обычно начинается с работы над дополнительной литературой. Отбирается самое интересное, порой неожиданное, иногда противоречивое, заставляющее ребят сопоставлять, спорить, искать истину. Делимся на группы, распределяем задания. Желающих поучаствовать в таких мероприятиях всегда много, особенно важно отметить, что охват детей происходит с 5 по 11 класс. Каждому находится задание по силам. Малыши рисуют, учат стихи, участвуют в сценках, обучающиеся среднего и старшего звена ведут мероприятия, составляют презентации, сценарии, выполняют исследовательские работы, поют под гитару. Работы хватает всем. И как итог – мероприятие становится праздником, оставляющим яркое впечатление. Зрителей и гостей бывает много, такое мероприятие запоминается надолго.

    Ниже приведён сценарий одного из проведённых интегрированных (история и литература) мероприятий.

            

                              Истории священные страницы.

    «Недаром  помнит вся Россия…»

                                  Звучит маршевая музыка

    Учитель истории: Дорогие ребята!  2012 год для нашей страны особенный. В этом году исполняется ровно 200 лет со дня победы России в войне с французской армией, возглавляемой Наполеоном Бонапартом. Наполеоновская армия несла народам России голод и разорение, унижение человеческого достоинства и потерю национальной независимости. Цель нашего сегодняшнего мероприятия – вспомнить события тех далёких лет, а также посмотреть, как отразился этот славный этап отечественной истории в произведениях русской литературы.    

                                                                                                                                                                                                                                   1 ведущий: 1812 год. Лето. Колонна за колонной, полк за полком идут солдаты. Слышна непонятная речь. Здесь  французы, австрийцы, пруссаки, саксонцы, итальянцы, швейцарцы, голландцы, бельгийцы, испанцы, ведь к моменту  нападения на Россию Наполеон покорил полмира. Сейчас он бросил на войну с Россией 647 тысяч человек  и  1372 орудия.

                           

                                           ПОРТРЕТ НАПОЛЕОНА, СООБЩЕНИЕ О НЕМ

    2 ведущий: Командный состав русской армии комплектовался не по способностям, а по сословному признаку. Но всё же наряду с высокородными и чужеземными посредственностями были и талантливые генералы, которые могли поспорить с маршалами Наполеона.

         ПРЕЗЕНТАЦИЯ О РУССКИХ ГЕНЕРАЛАХ, ПРОСЛАВИВШИХСЯ В ВОЙНЕ  1812 ГОДА.

    1 ведущий: С самых первых дней война с неприятелем приобрела народный характер.  В церквах  читали обращение, написанное отставным солдатом гренадерского полка Никанором Остафьевым.

                                                  ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ :

    Братья, грудью послужите, гляньте грозно на врага.

    Всей  вселенной докажите, сколько Русь вам дорога.

    Посмотрите, подступает к нам соломенный народ,

    Бонапарте выпускает разных наций хилый сброд.

    Вся Европа ожидает  сей погибели его,

    Бонапарте почитает за злодея своего.

    Братья, грудью послужите, гляньте грозно на врага,

    И вселенной докажите, сколько Русь вам дорога.

             2 ведущий.  И все же с тяжёлыми боями русская армия отступала. И тогда встал вопрос о  новом главнокомандующем. Им мог стать человек не только опытный в военном деле, но и авторитетный и любимый в армии, способный понимать и учитывать особенности народной войны. И тогда прозвучало имя Михаила Илларионовича Кутузова.

                            ПОРТРЕТ КУТУЗОВА. КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ О НЁМ:

               Ко времени войны 1812 года Кутузову исполнилось 65 лет. Он был лучшим учеником и соратником Суворова.  Его боевой опыт исчислялся в полвека, он был трижды тяжело ранен, лишился правого глаза. Кутузова не любил царь Александр 1 и его придворные. Но Кутузова желала видеть главнокомандующим русская армия и народ. Александр 1 побоялся идти против голоса всей страны. Ему не оставалось ничего другого, как послать Кутузову любезное письмо с просьбой возглавить русскую армию в борьбе с французами.

               В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц люди бросались друг другу в объятия, считая себя спасёнными.

       Наполеон, узнав о его назначении, заметил: «О, эта старая лисица Севера».

               От Кутузова ожидали немедленного приказа о переходе армии в наступление, но, к удивлению всех, первым приказом Кутузова было: « Отступать!» А солдатам он сказал, хитро прищурив единственный глаз: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр!»

    1 ведущий: Из перехваченного русскими гусарами письма Наполеона: «Вечером 4 сентября я со своим штабом увидел, что вся русская армия закрепляется на позиции возле большого селения в 110 километрах от Москвы, вернее, перед Москвой. Я спросил, как называется это селение. Мне ответили: Бородино».

    2 ведущий: В Бородинском сражении в качестве офицеров сражались 65 будущих декабристов, геройски проявили себя поэты Василий Жуковский, первая и единственная тогда из 288 тысяч участников битвы женщина – офицер Надежда Андреевна Дурова.    

                                             СООБЩЕНИЕ ОБ Н.А.ДУРОВОЙ  

                                            ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «Я УЕДУ» ( муз. В.Карминского, сл. Ю.  Денисова) учащимися 10 класса

                                                                                                                                                                                                          1 ведущий: Бородино – национальная гордость России, символ её непобедимости, одно из самых великих событий русской истории.  Бородинское сражение началось  7 сентября  1612 года  в 5 часов утра и продолжалось      суток.  Желание защитить родную землю, Москву и Россию сделало русских солдат и офицеров непобедимыми. Бородинское сражение нашло широкое отражение в русской литературе. Давайте послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

       

                    ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «БОРОДИНО» НА ФОНЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

    Учитель литературы: в русской литературе есть ещё одно великое произведение, в котором изображена война 1812 года. Это роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Один из героев романа – 14-летний мальчик Петя Ростов. Когда началась война, он уговорил родителей отпустить его в действующую армию. Через некоторое время он оказался в партизанском отряде.

                      ИНСЦЕНИРОВКА «ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ».

       (За столом сидят Денисов, офицер и есаул. Едят баранину)

    Петя:  Так что же вы думаете , Василий Фёдорович, ничего, что я с вами останусь на денёк? Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется…

    Денисов: В самую главную…

    Петя:  Только уж, пожалуйста, мне дайте покомандовать, ну что вам стоит? Ах, Вам ножик?

    Офицер: Спасибо, браток!!!

    Петя: Возьмите себе… У меня много таких… Батюшки! Я и забыл совсем… У меня изюм чудесный, знаете, такой без косточек… Я купил 10 фунтов. Я привык что-нибудь сладкое. Хотите?

    Кушайте, господа, кушайте. А не нужно ли вам кофейник? Я у нашего маркитанта купил, чудесный! А может быть ещё у вас вышли кремни, ведь это бывает… Я взял с собой, у меня вот тут… сто кремней. Я очень дёшево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все…

    Есаул: Спасибо, дружище, спасибо…

    Петя:  А можно позвать сюда этого мальчика, что взяли в плен? Может, дать ему что-нибудь поесть?

    Денисов: Да, жалкий мальчишка, позвать его сюда… Винсет Босс его зовут. Надо позвать.

    Петя: Я позову.

    Денисов: Позови, позови, жалкий мальчишка!!!

    Петя: Позвольте вас поцеловать, голубчик! Ах, как отлично, как хорошо! Босс!!! Винсет!!!

    Петя: Босс!!! Винсет!!!

    Казак: Вам кого, сударь, надо?

    Петя: мальчика-француза, которого днём взяли в плен.

    Казак: А, Весеннего? Он там у костра греется. Эй, Висеня, Висеня, Висеня…

    Гусар: А мальчонок шустрый. Мы его покормили давеча. Страсть голодный был.

    Петя: Ах, это вы? Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Пойдём, пойдём…

    Барабанщик: Благодарю, господин…

    Петя: Пойдём, пойдём… Вот и мы…

    Денисов: переоденьте пленного в русский мундир, чтобы оставить в отряде..

    Офицер: О, это мы быстро сделаем. Прибыл Долохов. Сейчас идёт сюда…

    Долохов: Господа, как дела у французов? Не хочет ли кто-нибудь съездить со мной в их лагерь. В разведку. У меня мундиры французские с собой.

    Петя: Я, я. Я поеду с вами!

    Денисов: Совсем тебе не нужно ездить. Его я ни за что не пущу…

    Петя: Вот прекрасно… Отчего же мне не ехать?

    Денисов: Да оттого что незачем.

    Петя: ну уж вы меня извините, потому что… потому что…я поеду…вот и всё!!! Вы возьмёте меня?

    Долохов: Отчего же… Давно у тебя молодчик этот?

    Денисов: Нынче взяли, да он ничего не знает, я оставил его у себя в отряде.

    Долохов: тебе его жалко? А ведь тебя поймают, или меня всё равно на осинку…да ладно, у меня два французских мундира. Что ж едем со мной?

    Петя: Я? Да.да. непременно!!!

    Долохов: Иди спать, утором я тебя разбужу.

    Петя заснул, и снится ему чудесный сон:

    (Сон под музыку рассказывает ученица)

    Учитель литературы: в романе «Война и мир есть ещё один персонаж, любимый герой Толстого, князь Андрей Болконский. Во время Бородинского сражения он командует одним из полков.

           ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» «ГИБЕЛЬ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО» в исполнении учащегося 10 класса.

           ПРОСМОТР ЭПИЗОДА БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ ИЗ ХУД. ФИЛЬМА

                             РЕЖ. СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА «ВОЙНА И МИР».

    2 ведущий:  Бородино не привело к перелому в ходе войны, но психологически и нравственно в сознании её участников «русские, только что доказавшие свою способность успешно противостоять врагу, ещё сильнее уверовали в окончательную победу над ним. А французы, потрясённые тем, что их расчёт завершить войну победоносным генеральным сражением не удался, начали терять уверенность в конечной победе».

    1 ведущий: русская армия продолжала отступление. 13 сентября на совете в Филях было принято мучительное решение оставить Москву. Всем известны слова Кутузова: «С потерей Москвы не потеряна Россия. Самим уступлением Москвы приготовим мы неизбежную гибель неприятелю».

               14 сентября русская армия оставила Москву. Наполеон ,въехав со свитой на Поклонную гору, воскликнул: «Вот наконец этот знаменитый город!» Столиц, в которые входили победителями войска Наполеона, было около полутора десятков: Берлин и Вена, Рим и Варшава, Венеция и Неаполь, и везде были торжественные встречи, вручались ключи от города, но ключи от Москвы Наполеон так и не дождался.

             2 ведущий:  Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоённый,                                                 Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля.                                                           Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.                                                                          Не праздник, не приёмный дар – она готовила пожар нетерпеливому герою…  А.С.Пушкин

    1 ведущий: горящая Москва стала для армии Наполеона настоящим адом. По свидетельству современника, из продовольствия «в ней даже кошки нельзя было найти…» Наполеон  сделал хитрую попытку вступить в переговоры с Кутузовым, которую тот решительно отверг. Французская армия вышла из Москвы и, страдая от холода и холода, отправилась к границам России по Смоленской дороге.

                 ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИНЫ ВЕРЕЩАГИНА «НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ.

                                            ОТСТУПЛЕНИЕ И БЕГСТВО».

              2 ведущий: Смоленская дорога была буквально облеплена крестьянскими партизанскими отрядами и отрядами казаков. Общей численностью их было 16 тысяч человек.   По словам Толстого, «Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой… Она поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие…»                                                                            Наконец на  реке Березине силами русских войск, партизан, ополченцев  французам был нанесён сокрушительный удар. Наполеон покинул остатки своей разгромленной армии, он торопился в Париж…

    1 ведущий: Гроза 12 года пришла – и кто тут нам помог?                                                 Остервенение народа, Барклай, зима, или русский бог?

          СООБЩЕНИЕ ОБ УЧАСТИИ ЖИТЕЛЕЙ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА

    Отечественная война 1812 г.

    и Вятский край

    В первой половине ХIХ века вятчане принимали участие в войнах, которые вела Россия со своими противниками. В частности, они внесли свой вклад в разгром наполеоновских полчищ в отечественной войне 1812 года. Когда по почину русской общественности началось формирование народного ополчения, вятчане охотно вступали в него и скоро выполнили разверстку, поставив в ополчение 830 ратников. Многие вятчане подавали заявления о приеме их в ополчение добровольцами. В день обнародования манифеста Александра I об организации ополчения (6 июля) к вятскому городничему Штерху явились 20 дворовых и объявили ему о своем желании вступить в ополчение. Подали заявления о том же многие семинаристы, некоторые чиновники. Зачислили в ополчение 83 добровольцев, так что всего в нем участвовало 913 человек. На содержание ратников ополчения собрали около 14 000 рублей,  а также необходимое количество продовольствия и лошадей. Кроме того, производился сбор пожертвований для войск. Жители Вятки вместе с уездом внесли 13 625 рублей.

                 В начале ноября 1812 года вятское ополчение направилось в Казань, где объединилось с казанским в один полк, насчитывавший 3780 воинов из Казани полк двинулся в Нижний Новгород. Здесь он влился в общее ополчение III округа, которым командовал генерал-лейтенант граф П.А.Толстой. Направленное в Волынскую губернию, оно вместе со всей русской армией участвовало заграничном походе 1813-1814 годов и сражалось с войсками Наполеона I под Дрезденом, Магдебургом и Глогау. К концу войны с наполеоновской Францией вятские ополченцы находились по Гамбургом, от куда они вернулись в Россию и были отпущены в свои места. Часть вятских ополченцев получили медали и другие награды.

                Во время Отечественной войны и заграничного похода вятка была местом размещения военнопленных.  Уже  к концу 1812 года здесь их находилось 725 человек. Позднее в Вятку были сосланы пленный французский генерал Вандам и знаменитый шпион наполеона Карл Корнелиус де Варримон. После окончания войны пленные стали постепенно освобождаться и отправляться на родину. Часть их довольно долго проживала в вятке. в частности, де Варримон находился здесь до осени 1828 года.

    Учитель: Наполеон, проиграв войну 1812 года, « навсегда  положил преграду всякому покушению Европы победить когда-либо русских на их земле». В 1962 году один из крупнейших военных авторитетов запада английский фельдмаршал Монтгомери заявил: «Первое правило, начертанное на первой странице книги войны, гласит: «Не ходи на Москву!»  К чему ведет забвение этого правила, видно на примере и Наполеона, и Гитлера.

                                         

            СООБЩЕНИЕ О ПАМЯТНИКАХ НА БОРОДИНСКОМ ПОЛЕ НА ФОНЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ        

                                                 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. «Читаем, учимся, играем» 2002 год № 5 изд. «Либерея-Бибинформ» г. Москва
    2. «Встречи в школьной библиотеке» 2009 год изд. «Учитель» г. Волгоград
    3. «История города Кирова 1374-1974» Волго-Вятское книжное издательство 1974 Киров


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический семинар "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"

            В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом.  У зна...

    Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

    В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

    Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения

    Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...

    Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО

    В статье " Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО» раскрываются особенности системно-деятельностного подхода и пути его реализ...

    Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

    Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...

    Программа самообразования по теме «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».

    Тема самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».  Цель самообразования: обеспечить не...