Воспитательные мероприятия
классный час по теме

Белоусова Елена Васильевна

Беседы с элементами игры, конкурсов на тему ПДД, правил пожарной безопасности, конституция России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «День конституции РФ»

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.

Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д. А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах, обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими ценностями, таблички со словами «геральдика» и «вексиллология», выставка книг по теме занятия.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Мы начинаем нашу беседу.

Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

(Я – гражданин…)

Что интересного заметили?

(Пропущено слово).

Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

(…России)

(Если не догадаются: не переживайте, после нашей работы вы обязательно сможете вставить это слово).

Тема нашей беседы «Я – гражданин России».

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня  говорить?

(Ответы детей).

Обобщение:

(Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

2. Беседа о ценностях человека.

Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество).

 А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив?

Что же еще для него является очень важным?

(Родина.)

Если не ответят, рассказываю историю:

Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

Почему же Человек заскучал?

(Вывешиваю табличку со словом «Родина»).

Обобщение.

Ребята, а что же такое Родина?

Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос.

Родина – это…

А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый сад, в саду – смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,        

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок,

…Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Наша с вами Родина – это Россия.

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?

Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

Назовите основные символы государства.

(Герб, флаг, гимн).

1. О гербе России

Как называется наука, изучающая гербы? (Геральдика).

Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.

«Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».

3 ученик. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

4 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

6 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.

Ученик 7. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

Ученик 8. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!

Ученик 9.  В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции  указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.

- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).

- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).

- Когда появился первый российский герб?

(Около 500 лет назад, в 1497 году).

- Что держит орел в своих лапах на гербе России?

(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).

- Что такое скипетр? А держава?

- А что за всадник изображен на груди орла?

(Это Святой Георгий Победоносец).

4. Работа в группах.

- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).

- Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.

5. Физминутка.

Жура – Жура – журавель,

Облетал ты сто земель,

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.         

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Он ответил, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

6. Сообщения учащихся о флаге.

- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).

О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся).

1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».

Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.

2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

3 ученик. В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.

4 ученик. Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.

5 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.

Обобщающая беседа:

- Как называется наука о флагах?

(Вексиллология (Вывешиваю табличку)).

- Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?

(Военный корабль «Орел»).

- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?

(22 августа).

7. Работа в парах.

- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.

- А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?

(Если не ответят на вопрос – обратиться к энциклопедии «Флаги»)

Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

8. Сообщения учащихся о гимне.

- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.

(Сообщения учащихся третьей группы).

1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.

2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.

3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

4 ученик. Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.

Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.

5 ученик. Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.

6 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.

Обобщение.

- Что обозначает слово «гимн»?

- Назовите авторов  слов и музыки гимна РФ.

- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.

(Включаю гимн. Дети слушают стоя).

Обобщение.

Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой?

(Сегодня праздник – День Конституции).

9. Беседа о Конституции.

- Что же такое Конституция?

(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).

Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.

- Кто является президентом нашей страны?

( Д. А. Медведев (Показываю портрет)).

- Что вы о нем знаете?

- Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту Д.А. Медведеву. Я думаю, что сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать…

(Дети читают письма президенту).

- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.

- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.

- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.

(Показываю табличку на доске «жизнь»).

Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)

- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?

(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).

- Как вы считаете, мы назвали все права?

(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

 10. Применение Конституции к сказкам.

- А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.

Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

(Звучит музыка).

Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.

(Музыка стихает, царица зовет служанку).

Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам!

Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…

Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…

Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.

- Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?

(Дед из сказки «Репка»).

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?

(«Золушка» Ш. Перро).

- А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?

(Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).

- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?

(Ответы детей).

- Какова ваша главная обязанность?

(Хорошо учиться).

Обобщение.

 11. Принятие законов жизни класса.

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.

- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.

1. Закон правды.

Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.

2. Закон добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

4. Закон милосердия.

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

5. Закон уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!

6. Закон чести.

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

- Что вы можете сказать о проекте законов?

(Высказывания детей).

- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.

А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

 12. Рефлексия.

(Дети прикрепляют ладони на доску).

 13. Итог занятия.

- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?

(Высказывания детей).

Обобщение.

 14. Обзор литературы по теме классного часа.

- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –         

Без нее нам не жить,

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Россию –

Нет России другой!



Предварительный просмотр:

Беседа: «День матери»

История праздника такова: в 1908 году молодая американка Анна Джервис из Филадельфии выступила с инициативой чествования матерей в память о своей матери, которая преждевременно умерла. Анна писала письма в государственные учреждения, законодательные органы, выдающимся лицам с предложением один день в году посвятить чествованию матерей.

Ее старания увенчались успехом — в 1910 году штат Вирджиния первым признал День Матери в качестве официального праздника. Хотя по сути это — праздник вечности: из поколения в поколение для каждого из нас мама — самый главный человек.

Безусловно, День матери — это один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и до своих последних дней несем в своей душе единственный и неповторимый образ — образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет, и будет беззаветно любить несмотря ни на что.

Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками и поэтами. И неслучайно — от того, насколько почитаема в государстве женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.

В этот день мы от всей души поздравляем дорогих мам с их праздником. Пусть светом и добром отзываются в душах детей ваши бесконечные заботы, терпение, любовь и преданность!

Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Учреждение этого праздника отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству. Этот праздник является объединяющим все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери, достойной этого имени.

…Что больше всего мы ценим в женщине? Что делает ее Женщиной? Красота? Обаяние? Ум? Деловые качества?

Листок календаря, датированный последним воскресеньем ноября, подсказывает ответ – Материнство. Именно в этот день наша страна отмечает День Матери. О мамах сказано немало слов, много невысказанного живет в сердце каждого из нас. Важно успеть сказать добрые слова тогда, когда мама может их услышать.

А порой хочется рассказать о женщинах, материнский подвиг которых восхищает, даже если это не близкий тебе человек.

Отрывок из поэмы “Слово о матери” Расула Гамзатова

Трудно жить, навеки Мать утратив.

Нет счастливей нас, чья мать жива.

Именем моих погибших братьев

Вдумайтесь, молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите себя,

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,

Выбелит ей косы до бела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте Маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,

Будьте дети ласковее с ней.

Берегите Мать от злого слова.

Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши Матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны.

Берегите их от черных шалей,

Берегите женщин от войны!

Мать умрет и не изгладить шрамы,

Мать умрет, и боли не унять.

Заклинаю: берегите Маму,

Дети мира, берегите Мать!

От чистого сердца,

Простыми словами.

Давайте друзья

Потолкуем о маме…

Закройте на минуту все глаза и вспомните свою маму. А теперь ласково произнесите слово “МАМА”. Почувствовали, как стало теплее? Как вы думаете, почему? Да, самое прекрасное слово на земле, которое произносит человек, это – Мама!

Дети – самое дорогое для матери счастье. В трудную минуту она всегда защитит и оградит их от беды.

Вы, ребята, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, и как счастливо светились ее глаза, когда она увидела вас. Мамам хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, когда вы немного подросли, мамы продолжают вас также сильно любить. Давайте споем для них песню.

Мама иногда может и поругать, но часто это во благо. А вы, ребята, ссоритесь со своими мамами?... Старайтесь никогда не обижать своих мам, берегите их.

Как приятно видеть детей, которые помогают маме, заботятся о ней. И мамам всегда хочется, чтобы вы росли добрыми и вежливыми. Послушайте загадки, попробуйте их отгадать

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (Спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день).

Когда бранят за шалости, говорим (Прости пожалуйста).

И в России, и В Дании на прощанье говорят (До свидания).

Какие ласковые слова можно сказать маме? (послушать ответы детей).

Красивые мамы - на свете вас много,

В глаза вы глядите открыто и прямо…

В какую бы даль ни звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает…

А добрая мама прощает все это.

Красивая мама все это прощает,

Под грузом забот не сгибаясь упрямо,

Она выполняет свой долг терпеливо…

Красива по-своему каждая мама,

Любовью своей материнской красива.

Сегодня праздник самый лучший,

Сегодня праздник мам

Ушли подальше злые тучи.

И солнце улыбнулось нам!



Предварительный просмотр:

Беседа «День народного единства»

Цель:

- Раскрыть содержание понятий «дружба», «единение», «гражданская солидарность», «благотворительность», «терпимость»,

- привить учащимся уважение к ценностям дружбы,

- способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими,

- побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу,

- формировать гражданскую позицию,

- воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.

Ход занятия:

I. Рассказ с элементами беседы.

Педагог:

4 ноября в нашей стране второй год отмечается праздник – День народного единства. Центром торжественной церемонии стал провинциальный город – Нижний Новгород.

Вопрос для воспитанников:

Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? (ответы учащихся)

Педагог:

Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612г., когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, что положило начало выхода страны из кризиса Смутного времени.

Вопрос к воспитанникам:

Что вы помните о Смутном времени? (для учащихся 8-х классов) (ответы учащихся)

Историческая справка:

(обобщение ответов учащихся, приведение дополнительного материала из истории Смутного времени)

В 1598г. умер Федор Иоанович (сын Ивана IV Грозного). Он был бездетным, и наследовать ему должен бы младший брат его Дмитрий, но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что Дмитрий был убит и что убийцу подослал Борис Годунов (брат жены Федора Иоановича), надеявшийся сделаться царем после бездетного Федора. В действительности так и произошло: после смерти Федора Иоановича в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Бояре были не довольны этим. Зная, что бояре не желают ему добра, Борис сделался подозрительным и стал преследовать многих бояр знатного рода.

В это же время в России случился сильный голод и моровое поветрие. От них погибло много людей. В народе пошли волнения, стали припоминать смерть царевича Дмитрия и распускать слух, что Дмитрий жив. И действительно, скоро появился в Польше человек, который объявил себя царевичем Дмитрием.

Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев, получил поддержку польских панов, католического духовенства, собрал войско, двинулся в Россию, пообещав польскому королю несколько Русских областей. В 1604г. самозванец вступил в Россию. Города один за другим сдавались ему. В некоторых местах царским воеводам удалось разбить его, но тут на беду скоропостижно скончался Борис Годунов. Народ счел смерть Годунова божьей карой за похищение престола, и другие города поспешили принять Лжедмитрия царем. Народ встретил его, радостно считая, что это истинный сын Ивана Грозного. Вместе с царем из Польши приехали поляки и русские, вели себя буйно причиняли жителям разные насилия. Этим воспользовались бояре, которым Лжедмитрий уже был не нужен, так как они отделались от Годунова. Бояре решили отделаться от лжецаря. Они распустили слухи, что на престоле сидит не настоящий православный царь, а самозванец и еретик. В Москве прошло восстание, Лжедмитрий был убит. После смерти Лжедмитрия бояре выбрали царем Василия Шуйского, но спокойствия в стране не восстановилось. В это время появился еще один царь Дмитрий, вторично спасшийся. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор». В это время явился новый враг – польский король Сигизмунд III вторгся в Россию. Московские дворяне вступили в переговоры с ним, они согласились взять в цари его сына – Владислава с тем, чтобы он принял православие и правил в согласии с выборными людьми от русской земли. Между тем поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. В Москве многие бояре присягнули польскому королевичу Владиславу. Но польский король не хотел отпускать сына, а желал сам стать царем России. Тогда в русских людях заговорило народное чувство, и они решили стать за родную страну против чужеземцев. Из разных мест двинулись русские ополчения к Москве. Во главе их стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Но русское ополчение, пошедшее на освобождение Москвы, распалось. Между тем на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Они взяли Новгород. А в Пскове объявился новый самозванец. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. Но тут в разных концах страны нашлись мужественные люди, которые подняли новое ополчение для спасения родины. Староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин поднял народ для спасения Отечества. Собралось большое войско, начальство над которым было дано князю Дмитрию Пожарскому.

Весной 1612г. ополченцы выступили в поход, по дороге рати других городов присоединялись к ополченцам. Все двинулись к Москве.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. Вслед за этим в Москву собрались выборные люди от всей земли – на Земский собор для избрания царя, им был избран 16 летний Михаил Федорович Романов. Это было 21 февраля 1613 г. Время не забыло своих героев. В царствование Александра I (в XIX в). Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве в 1818г. – работа скульптора Мартоса Ивана Петровича (1754 – 1835).Вопрос для учащихся:        Ответы (после обобщения ответов учащихся)

К чему призывает нас этот праздник?        Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

В чем состоит суть дня народного единства?        День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества толерантности, упрочнения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях.

День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу. Алексий II подчеркивает, что в нынешнее неспокойное время души людей особенно расположены к тому, чтобы «впитать уроки патриотизма, проникнуться христианскими идеалами жертвенности и мужественного стояния за истину».

Для чего нам нужно единство?         Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.

Какие еще название имеет этот праздник?        День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.

Словарь понятий

Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. 

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью  политических  и иных прав и обязанностей (сознательный член общества)

Гражданская солидарность – единодушие, общность интересов. 

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности общности интересов.

Единение – тесная связь, приводящая к единству, сплоченности

Интернационализм – идейно-политический принцип, провозглашающий в противоположность национализму, равенство, солидарность, сотрудничество всех народов.

Патриотизм – любовь к родине

Интернациональный – международный.

Гражданский – свойственный гражданину.

Терпимость (толерантность) –

        – терпимый, – такой, что можно терпеть,  с которым можно мириться.

        – умеющий без вражды терпеливо относиться к чужому мнению, характеру и т.п.



Предварительный просмотр:

Беседа:

«10 основных правил дорожного движения»

1. Будь спокоен, пешеход,

Только там, где переход:

Мост – надземный,

Ход – подземный,

На дороге – в виде «зебры».

Знай, что только переход

От беды тебя спасет!

Если вдруг через дорогу

Тебе нужно перейти,

Пешеходную дорожку

Поскорее поищи!

Но смотри по сторонам:

Ведь машины тут и там!

        Переходи дорогу по подземным и надземным переходам или по специальным переходным дорожкам – «зебрам», а если их нет на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

2. Если нет вдруг рядом «зебры»,

Ты, приятель, не спеши,

Расстоянье до машин ты

Для начала оцени.

И шагай лишь там легко,

Где машины далеко!

Посмотри налево,

Посмотри направо

И шагай ты смело,

Чувствуй себя правым!

        Если на дороге нет перехода и светофора, не спеши, оцени ситуацию и переходи только при двух условиях:

-        если дорога хорошо просматривается в обе стороны, если с обеих сторон близко нет движущихся машин;

-        если расстояние между тобой и приближающимся автомобилем не меньше расстояния между тремя фонарными столбами - примерно 150 метров.   Лучше подождать 5 -10 минут.

3. Переход свой не закончил –

Подожди на полосе,

Только стой не очень долго —

Твоя жизнь на волоске!

Ненадолго задержись

И вперед поторопись.

Встречный транспорт пропусти

И быстрее проходи!

        Если ты не закончил переход, можно, но только ненадолго, задержаться на сплошной разделительной полосе.

Пешеход, не «тормози»: влево, вправо посмотри!

4. Вы запомните, друзья:

Без светофоров нам нельзя!

На красный свет ты не ходи,

На желтый - тоже стой и жди!

Зеленый свет горит - иди!

Но все равно вокруг гляди!

        Переходя дорогу, обязательно взгляни на светофор.

При желтом или красном свете переходить улицу нельзя. А если горит зеленый свет, посмотри налево... если там нет никакого движущегося транспорта - смело шагай до середины улицы. Там остановись и посмотри направо. Если и на этот раз нет никаких машин, шагай дальше. Но все, же будь внимателен - вдруг появится машина, идущая на поворот, или «скорая» с сиреной и мигалкой. Для пешеходов на светофорах есть и свои сигналы: «красный человечек» - жди, «зеленый человечек» - иди. Особенно будь внимателен в темноте: водители часто не реагируют на светофор в темное время суток.

5. Обходи автобус сзади

Безопасности ты ради,

А трамвай лишь впереди

И спокойно проходи!

        Стоящий трамвай обходи спереди. Автобус и троллейбус обходи сзади. Если обходить трамвай сзади, можно попасть под встречный трамвай или другой транспорт. Если обходить автобус или троллейбус спереди, из-за них не видно едущих за ними машин.

Пешеходы! Не мешайте движению транспорта!

6. Запомни раз и навсегда:

Дорога - это не игра!

Все игры на проезжой части

Могут привести к несчастью.

         Нельзя играть на проезжей
- части дороги и даже на тротуаре.

Никаких футболов-волейболов, бадминтонов-теннисов, никаких скейтбордов-роликов. Играй только во дворах, парках, на бульварах, где не грозит встреча с машинами.

7. Не веди на дорогу велосипед,

Если тебе нет 14 лет.

14 - есть, с друзьями езжай!

Но лишь друг за другом, не парой!

И дальше, чем метр, ты не отъезжай

От линий обочин и тротуаров!

И      никаких      велосипедистов на   проезжей  части   до   14   лет!

Ездить на велосипеде только в один ряд, друг за другом, а не парами, и не далее 1 метра от края дороги.

8. Вдоль дороги ни идите

Только левой стороной,

Чтоб идущие машины

Не гудели за спиной,

Чтоб навстречу всем машинам

Вам идти и не зевать,

Чтобы видеть, как под шины

Тех машин вам не попасть!

        Вдоль дороги ходи только по тротуарам, а если их нет, то иди по обочине или краю проезжей части навстречу движению транспорта.

9. При переходе железной дороги

Будь ты особенно осторожен:

Поезд огромный, он очень спешит,

Его очень трудно остановить!

        При переходе железной дороги будь   особенно   внимателен!

Хотя поезд легче заметить издали, он часто едет быстрее, чем автомобиль, и машинисту невозможно быстро затормозить и остановить огромный состав.

10. В туман, и в дождь, и в гололед

Опасно двигаться вперед:

Машине трудно тормозить,

Чтоб пешехода ей не сбить!

Машину в одно мгновение не остановишь. Даже когда водитель начнет торможение, машина все равно еще несколько мгновений продолжает движение.

Пешеходу легче остановиться, чем машине!



Предварительный просмотр:

Беседа

«Правила    пожарной     безопасности»

Знать обязан каждый гражданин -

Телефон пожарных - 01.

Если что-то загорелось,

На себя возьмите смелость:

Срочно 01 звоните,

Точно адрес назовите,

Что горит? Давно ли? Где?

Несколько минут промчится -

К вам пожарная примчится.

И поможет вам в беде.

Что советуют пожарные

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с огнем!

Если младшие сестрички,

Зажигают дома спички,

Что, ты должен предпринять?

- Сразу спички те отнять!

Раскалился, если вдруг,

Электрический утюг,

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из розетки.

Знает каждый гражданин

Телефон пожарных - 01.

Памятка. Как вести себя на пожаре

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Будь осторожен с огнем -

Предупреждаем всех вас строго.

Пускай все реже с каждым днем

Звучит пожарная тревога.

И помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой!

Конкурс № 1.

Составьте новые слова, используя буквы слова "огнетушитель"

Ель гон гот нет туш уши шут енот гель гнет гони лего лето нить ноги тело тент тень(и) тонет тушь(и) шить шути отель тушит шутит нетель шинель

Конкурс № 2. "Отгадай загадку"

Серое сукно тянется в окно,

Вьется, взвивается,

В небо устремляется.

- Я не сам по себе,

А сильнее всего

И страшнее всего.

И все любят меня и

Все губят меня.

- В бумажном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.

(Дым, огонь, спички, свеча)

- Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри. Не жди, не стой,

А залей его: (водой)

- Если младшие сестрички,

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те (отнять)

Конкурс № 4. "Вопрос-ответ"

- Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?

- Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?

- Может ли загореться искусственная елка?

- Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?

Конкурс № 5. "Пословицы и поговорки"

- От искры пожар рождается.

- В огне и железо плавко.

- Огонь не вода, схватит - всплывешь.

- С огнем не шути - сгореть можно.

- Искру туши до пожара - беду отводи до удара.

- Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.

Конкурс № 6. "Правила наизусть"

1. С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги

Самодельный: (абажур)

2. Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с: (утюгом)

3. Не суши белье над газом,

Все горит единым: (разом)

4. Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может: (сжечь)

5. Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и: (людей)

6. Всем, друзья, вы расскажите,

Чем пожарные живут.

Они днем и ночью тоже

Ваши жизни: (берегут)

Памятка школьнику о пожарной безопасности.

Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали  запах дыма,  немедленно сообщите об этом  учителю, находящемуся по близости, позвоните по телефону “01” в пожарную охрану. Действуйте по команде учителя. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники. Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар. Если в помещении дым,  пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.

Чтобы избежать дома огненной беды, не шалите с огнем, не играйте с пиротехническими изделиями, будьте осторожны с горючими жидкостями.

Помните, что опасно  оставлять работающие электроприборы и газовое оборудование без присмотра.

Если пожар все же произошел  необходимо немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01», сообщить точный адрес нахождения и покинуть опасную зону.



Предварительный просмотр:

Беседа «Зима, январь, год сорок третий…»,

посвященная освобождению п.Веселый и Веселовского района

от немецко-фашистских захватчиков

                         

            Я помню всадника непрошенного,

                                                тревожно скачущего к нам

                                                по ржи, высокой, недокошенной,

                                                по всполошившимся цветам...

                                                И бабы побросали вилы...

                                                -Вой-на!!! - летело вдоль полей...

                                                И степь, как мать, заголосила,

                                                в путь, провожая сыновей.

                                                                        (Г. Помазков)

        «Воскресное утро 22 июня 1941 года для жителей района, как и для всех советских людей, начиналось обычно. Люди уходили на работу, в школах готовились к выпускным вечерам. Но на западной границе СССР уже шла война.

        Патриотический подъем, стремление все силы отдать защите Родины охватил тружеников района. Работали так, чтобы не тратить зря ни одной минуты.  Никто не оставался в стороне, каждый стремился внести вклад в борьбу с фашистскими захватчиками.

        В июле 42-го враг подошел к Дону… В это время устанавливаются посты заградительной службы на дорогах: Веселый - Ростов, Веселый - Мечетинская, которые охранял истребительный отряд района, состоящий из 3 взводов.

        Утром 26 июля 1942 года немцы вплотную подошли к Веселому. С возвышенных мест зенитные установки и «Катюши» обстреливали Маныч, через который пытались переправляться войска неприятеля. Но силы были не равны. Красноармейцы начали отступать в сторону хутора Красный Маныч... В районном центре немецкие солдаты появились вечером того же дня...

        За шесть месяцев оккупации  фашистов нашему району был нанесен страшный экономический урон. Общий убыток района составил сумму свыше 200 млн. рублей. Но и этим террор оккупантов не ограничился. Без всяких причин в Веселом производились массовые порки: ни в чем не повинных стариков и детей избивали плетками. Расстреливались военнопленные красноармейцы, эвакуированные граждане еврейской и цыганской национальности, бывшие руководящие работники.

        Первую весточку Победа подала о себе в декабре 1942 года. Неожиданно появились и потянулись на запад румынские части, бросившие фронт. Они непрерывной чередой двигались через лед Маныча между хуторами Красный Октябрь и Казачий Хомутец...

        Мела над хуторами сухая поземка. Никто не может сказать точно, когда к вою метели присоединился посторонний, еле различимый звук — гул канонады. Он шел с востока и постепенно нарастал. Потом появились немцы. По старому шляху за хуторами нескончаемым потоком двинулись отступающие гитлеровские войска. В спешке немцы оставляли забуксовавшие автомашины, бросали мотоциклы. Части Советской Армии, прорвав фронт, наступали где-то севернее Маныча, шли к Дону. Немцам грозило новое, после Сталинграда, кольцо охвата, и они торопились выйти из "мешка". Некоторые их подразделения сворачивали в хутора, останавливались на день-два и отправлялись дальше. А одна эсэсовская часть задержалась на целую неделю, выполняя карательные функции.

        Освободить поселок Веселый войскам удалось не сразу. 8 января наша часть при поддержке двух танков ворвалась в Веселый с севера, переправившись через Маныч по льду, так как плотина была взорвана еще летом 1942 года. В хуторах, лежащих окрест, хорошо были слышны звуки боя. Эсэсовцы бросились в райцентр к своим на помощь. Звуки боя вскоре прекратились. Слишком не равны были силы. Многим бойцам не пришлось выйти живыми из этого боя.

        21 января день был необыкновенно ясным. С восточной стороны хутора Веселого раздались пулеметные очереди. Это наши войска входили в райцентр, обойдя левый берег Маныча, где немцы заняли оборону. Отсюда враг удара не ожидал. Впереди всех шел знаменосец, за ним -  автоматчики и пулеметчики, бойцы, катившие на санках минометы. Немцы отступали не в сторону Ростова, а через бугор, в сторону железной дороги.

В выдворении фашистов из Веселовского района участвовало 56 подразделений, входящих в 25-й гвардейский и 71-й стрелковый полки 24-й гвардейской дивизии 37-ой армии под командованием генерал-майора Лопатина. Так как район использовался противником для прикрытия вывода своих войск и техники из Калмыкии и Северного Кавказа, то бои здесь шли жаркие и кровопролитные. Наиболее тяжелые сражения были в хуторах Спорный, Маныч-Балабинка, Малая Западенка и у балки Крутенькой, что около Процикова, а также в хуторе Красное Знамя. Так, противник буквально выжег роту 71-го стрелкового полка в хуторе Малая Западенка огнеметами, ударившими по нашим траншеям…

        В течение двух недель в хуторе Красное Знамя шло ожесточенное сражение. День сливался с ночью. Атаки не прекращались. Успех сопутствовал то одной, то другой стороне.

        И в Процикове с 19 по 29 января противник бросал и бросал в контратаки танки и пехоту. А сверху бомбили самолеты. Хутор несколько раз переходил из рук в руки. Только после того, как 29 января по позициям немцев ударили "катюши", фашисты начали отступать. Однако, 30 января, ранним утром вновь налетели вражеские самолеты и начали бомбить хутор: одни улетали, на их место прилетали другие. Все горело и полыхало, все смешалось в огне и дыму.

        В те январские дни была морозная погода с пронизывающими ветрами. Как это часто бывает в нашей местности, днем прошел проливной дождь, а ночью ударил сильный мороз, в результате чего шинели, телогрейки на бойцах промерзли, стали грубыми, как фанера. Обогреться же было негде, да и некогда, так как бои не прекращались. Местные жители помогали бойцам, чем могли: перевязывали и лечили раненых, собирали и хоронили в братских могилах убитых.

        В братских могилах па территории Веселовского района захоронено: в Веселом — 300 человек, Малой Западенке - 201, в Красном Знамени - 400, в Процикове - 100, в Красном Куту - 48, на территории Набережненской сельской администрации — 44, в Спорном — 35, в Свободе — 31, в Цугейкине - 21, в Нижне-Соленом — 20, в Позднеевке—17, в Маныч-Балабинке - 12, в Верхне-Соленом—10, в Красном Октябре - 9, в Верхнем Хомутце - 8, в Ленинском - 7, в Красном Маныче и Каракашеве - по 4.

(Книга памяти Веселовского района)

        

                Зима, январь, год сорок третий.

                Враг огрызается, как волк.

                Тяжелый бой идет за хутор,

                Штурмует наш  стрелковый полк.

                Вой самолетов, дым пожарищ,

                Вьет артиллерия в набат,

                Комбат - молоденький мальчишка

                В атаку вновь ведет солдат.

                Горели скирды, дым клубился,

                От хат лишь стены да труба.

                Детей спасая от бомбежки

                Бежали люди в погреба.

                И хуторок от немцев к нашим,

                Как мяч кровавый в злой игре,

                То с боем трудным отбивался,

                То оставлялся в злой пурге.

                Военных дней минули грозы,

                Следы боев покрыла пыль.

                Лишь на кургане, словно в плаче,

                Седой колышется ковыль.

                Мы не забыли эту дату:

                В последних числах января.

                Лежат цветы у ног солдата,

                Как у подножья алтаря.

                                        (Ю. Лихоносов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательного мероприятия. Лист посещения мероприятий.

Материал содержит шаблон анализа внеклассного мероприятия. Шаблон может быть использован заместителем директора по воспитательной работе, руководителем ШМО, при незначительных изменениях его можно исп...

Сценарий мероприятия, анализ воспитательного мероприятия" Без друзей меня чуть - чуть"

Мероприятие направлено на то, чтобы научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях....

Сценарий проведения мероприятия, посвященного Дню Святого Валентина. Внеклассное воспитательное мероприятие «БАЛ ВЛЮБЛЕННЫХ»

Внеклассное мероприятие преследует следующие цели:1) Методическая – продемонстрировать методику проведения воспитательного мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции с использованием...

Воспитательное мероприятие «День Героев Отечества» (Из цикла мероприятий «Помню… Горжусь»)

         Воспитательное мероприятие  «День Героев Отечества»(Из цикла мероприятий ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ по организации досуговых и воспитательных мероприятий по месту жительства, используя формы проведения массовых мероприятий.

В условиях крупных социально-экономических и политических, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм ор...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)

Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....