Программа по дополнительному образованию. Изостудия "Палитра".
рабочая программа (5 класс) по теме

Искрова Рамиля Минулловна

Программа по дополнительному образованию. Изостудия "Палитра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_palitra.rar42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Арсаковская средняя общеобразовательная школа № 31.

Одобрено                                                        Утверждено

ШМО        учителей                                            Директор МБОУ СОШ31

Протокол № _____

Рук.ШМО Искрова Р.М.___                                        ______Г.А. Богоявленская

от  «_27_»___09___2012_г.                                        «__28»___09___2012__г.

Дополнительная образовательная программа

кружка « Палитра»

                                                                Направленность:

                                                                художественно-эстетическая

Срок  реализации программы:        

2 г

                                                                                              Составитель программы:

                                                                               Р.М.Искрова

                                                                                                учитель ИЗО

             высшей квалификацион -

Возраст обучающихся:               ной категории

9-12 лет                                              

                                                                2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство - искусство, особенно любимое детьми. Поэтому многие дети записываются в школьный кружок. Кружок изобразительного искусства – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития. Главная цель для педагога- это психологическое здоровье каждого ребенка, развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения всех видов изобразительного искусства.

В процессе занятий дети познакомятся с разнообразными техниками (акватипия, монотипия, диотипия и т.д.).

На кружке используется музыкально - литературное творчество. На протяжении занятия, педагог устанавливает дружеские отношения, чтобы ребенок чувствовал себя свободным и мог, не стесняясь, выражать свои чувства, эмоции, настроение; уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески, нестандартно мыслить.

Программа кружка составлена на основе примерной (типовой) учебной программы по изобразительному искусству для начальной и  основной общеобразовательной школы (научный руководитель Б.М.Неменский).

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, лепка, аппликация.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся.

Программа дает широкие возможности для проявления индивидуальности учителя с учетом особенностей  национального  регионального компонента, поэтому на изучение искусства коми отводится до 15% учебного времени.

Актуальность курса обучения изобразительным навыкам заключается в художественно - эстетическом воспитании детей, в формировании их духовной культуры в свете реалий современного мира.

Отличительные особенности от существующих программ

В базовых программах

В настоящей программе

1. Делается упор на развитие художественных навыков

1.Делается упор на развитие психологических процессов.

2. Ребенок-объект деятельности

2. Ребенок-субъект деятельности

3. Частичное использование игр

3. Систематическое и целенаправленное использование игровых технологий

4.Изменения в программах не предусмотрены

4. Возможность изменений в процессе реализации программы.

5. Критерии оценивания

5. Изменение критериев оценивания (через выставки)

6. Занятия – 1раз в неделю

6. Занятия- 2-3 раза в неделю.

7. Учет возрастных особенностей.

7.Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ -  формирование эстетически развитой личности, целостного художественного сознания, активной творческой позиции, потребности общения с искусством.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.
  • Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости.
  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
  • Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной  культуры.
  • Овладение средствами художественного изображения для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
  • Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды.
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной  среды и понимании  красоты человека.

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения программы изостудии «Палитра».

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в  изостудии (начальная, основная школа):

  • в ценностно-ориентационной сфере:

осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

 понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

 освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

 воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • в трудовой сфере:

 овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

  • в познавательной сфере:

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в изостудии (начальная,  основная  школа):

  • в ценностно-ориентационной сфере:

 формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • в трудовой сфере:

 обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

 готовность к осознанному выбору;

  • в познавательной сфере:

 развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

 формирование способности к целостному художественному  восприятию мира;

 развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

 получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В области предметных результатов изостудии предоставляет ученику возможность на ступени (начального, основного  образования) научиться:

  • в ценностно-ориентационной сфере:

 эмоционально - ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;

 воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;

 активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • в познавательной сфере:

 художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;

 понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;

 воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

  • в коммуникативной сфере:

 ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

 диалогически подходить к освоению произведения искусства;

 понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

  • в трудовой сфере:

 применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

- тип - дополнительная;

- вид – модифицированная;

- направленность – художественно-эстетическая;

- классификация программы:

                по признаку «общее – профессиональное» - специализированная;

                по сложности – комплексная;

        по характеру деятельности (по цели обучения) – развивающая художественную одаренность;

                по возрасту - разновозрастная;

                по масштабу действия – учрежденческая;

                по срокам реализации – 2 года.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

В кружок «Палитра» принимаются в начале учебного года все желающие (предварительно проводится индивидуальная беседа с учащимися и родителями). На собеседовании с родителями выявляется:

- нет ли противопоказаний врача;

- загруженность ребенка;

- в какое время ребенок может посещать кружок.

        Учебная группа комплектуется из числа учащихся начального, среднего и старшего звена (возраст 9-12 лет), в группе могут заниматься 15 - 20 человек (по СанПину).

        Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

        Обучающиеся могут быть отчислены из кружка «Палитра» в следующих случаях:

- в связи с выездом за пределы города;

- по состоянию здоровья;

- по желанию ребенка и родителей.

Рекомендуемый режим занятий

год обучения

продолжительность занятий

периодичность в неделю

количество часов в неделю

количество часов в год

2

40 мин.

1 раз

3 часа

105 часов

Рекомендуемое расписание

Кол.

час

Место провед.

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

ВС

3

 каб.1

13.45-15.20

(4- 6 кл.)

12.00-13.35.

(3 - 4кл.)

13.00-13-45

( 5-6 кл.)

Реализация программы осуществляется в течение 2-х лет. Вся программа условно разбита на несколько этапов.

I этап (введение в предмет): он включает в себя вводное занятие, на котором дети знакомятся с целями и задачами предмета, а также проводится инструктаж по технике безопасности.

II этап (основной): он включает в себя освоение теоретического и практического материала.

III этап (заключительный): он включает итоговое занятие, на котором дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года. В конце года учитель и дети готовят выставку детского творчества.

        Занятия в кружке «Палитра» проводятся как в традиционной форме:

- учебное занятие;

- беседа;

- экскурсия;

- дискуссия;

- учебная игра.

        Так и в нетрадиционной форме:

- чаепитие;

- занятие-игра;

- занятие-сказка;

- занятие- путешествие;

- занятие-конкурс;

- занятие- фантазирование;

- выставки;

- поход в выставочный зал;

- встреча с художниками.

        Также учителем используются разнообразные организационные формы проведения занятий, в зависимости от сложности изучаемой темы (фронтальная, индивидуальная, групповая).

        Фронтальная – форма предусматривает подачу учебного материала всей группе обучающихся. Занятия проводятся в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки обучающихся. В ходе таких занятий обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

Индивидуальная – форма используется в работе с сильными и слабыми учащимися, предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи каждому из них со стороны педагога и  которая позволяет, не уменьшая активности детей, содействовать навыкам самостоятельной работы.

Групповая – групповая форма работы позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Учащиеся могут построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга на каждом этапе творческой работы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

По окончании 1 года обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • названия семи цветов спектра;
  • элементарные правила смешения основных цветов;
  • о деятельности художника;
  • о рисунке, живописи, картине;
  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения,
  • контрасты света и тени, цветовые отношения;   начальные сведения о светотени;
  • деление цветового круга на группу теплых и холодных цветов;
  • начальные сведения о видах современного декоративно - прикладного искусства.

УМЕТЬ:

  • свободно работать карандашом;
  • без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными и гуашевыми красками, ровно закрывая ими нужную поверхность;
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • правильно определять и изображать форму предметов их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • соблюдать последовательное выполнение в рисунке (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать и определять холодные и теплые цвета:
  • лепить простейшие объекты действительности;
  • составлять простейшие аппликационные композиции.

По окончании 2 года обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т. д.) их роль в эстетическом восприятии произведений;
  • особенности симметричной и асимметричной композиции;
  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

УМЕТЬ:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке;
  • изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты, человека, животных, птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
  • при выполнении рисунков применять различные средства выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
  • использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
  • соблюдать последовательность графического изображения.

Оценка знаний, умений и навыков у обучающихся проводится в процессе занятий, тестов, выставок, конкурсов (смотреть приложение).

По окончании обучения учащиеся должны усвоить необходимый творческий и практический материал:

- знать основы художественной выразительности;

- знать терминологию изобразительного искусства;

- уметь создавать образ по поставленным задачам (творческая фантазия, воображение);

- овладеть художественными материалами (гуашь, пастель, акварель, карандаш);

                                       

Учебно - тематический план

I год обучения

№ п/п

Раздел

Общее количество часов

В том числе

теоретическ.

практическ.

I

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

3

3

II

«Шаги в мир радости, добра и красоты»

24

4

20

III

«Мир вокруг нас»

6

1

5

IV

«Искусство любить свою Родину,

 Край».

15

2,5

12,5

V

«Отношение к миру природы»

21

3,5

17,5

VI

«Народные традиции»

18

3

15

VII

«Работы на заданную тему»

6

1

5

VIII

Пленэр

9

1,5

7,5

IX

Итоговое занятие. Выставка рисунков

3

0,5

2,5

Итого:

105

20

85

Содержание I года обучения

Раздел I.

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (3 часа).

Теория (3 часа).

  • Знакомство с деятельностью кружка, с расписанием.
  • Инструктаж по технике безопасности на занятиях ИЗО.
  • Экскурсия в выставочный зал

        

Раздел II. « Шаги в мир радости, добра и красоты» (24 часа).

Тема 2. «Сказочные цветы» (3 часа).

Теория (30 минут).

  • Проба красок
  • Умение смешивать цвета
  • Оттенки цвета
  • Темное и светлое

Практика (2,5 часа).

  • Используя цвета изобразить сказочные цветы на листе формата А3
  • Игровое изображение красочного многоцветного сказочного коврика с цветами

Тема 3. «Симфония цвета» (3 часа).

Теория (30 минут).

  • Понятия: симфония и живопись; добро и зло
  • Знакомство с биографией музыкантов    

Практика (2,5 часа).

  • Слушая музыку изобразить добро и зло
  • Рисуем музыку - задача выразить в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес П. Чайковского, Ф. Шопена

Тема 4. «Осенний пейзаж» (3часа).                        

Теория (30 минут).

  • Понятие пейзаж
  • Виды пейзажей
  • Линия горизонта
  • Перспектива
  • Цвет (смешивание цветов)
  • Знакомство с биографией и произведениями художника И.И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники»

Практика (2,5 часа).

  • На листе формата А3
  • Изображение «Осеннего пейзажа» (показать красоту осени)

Тема 5: «Мастер постройки» (конструирование из бумаги - осенние мотивы) (3часа)

Теория, показ (30минут)

  • Техника безопасности при использовании ножниц
  • Умение складывать бумагу

Практика (2,5часа)

  • Аппликация «Осенний мотив»
  • Конструирование (моделирование) и украшение осенних листьев, цветов и т.д.

Тема 6: «О чем рассказывают украшения» (3часа)

Теория, показ (30минут)

  • Какие бывают украшения, где используются  

Практика (2,5часа)

  • Украсить кокошник Царевны - лебедь или вырезать из бумаги богатырские доспехи

Тема 7: « Живые образы» (добро и зло в живописи) (3часа)

Теория, показ (30минут)

  • Понятие живопись
  • Добро и зло через сказку «Сказка о Царе Салтане» А.С. Пушкина
  • Пропорции фигуры человека
  • Цвета. Холодные и теплые

Практика (2,5часа)

  • Изображение доброго и злого война

Тема 8: « Живые образы» (добро и зло в живописи) (3часа)

Теория, показ (30минут)

  • Понятие живопись
  • Добро и зло через сказку «Сказка о Царе Салтане» А.С. Пушкина
  • Пропорции фигуры человека
  • Цвета. Холодные и теплые

Практика (2,5часа)

  • Изображение доброго и злого война

Тема 9: Выставки рисунков (3часа)

  • Оформление рисунков с участием детей.
  • Рассказ детей о своих работах, своих  успехах, на что надо еще обратить внимание
  • Чаепитие

Раздел III: «Мир вокруг нас» (6 часов)

Тема 10: «Мой любимый город» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Беседа об истории и развитии нашего города
  • Просмотр фотослайдов
  • Знакомство с художниками нашего города
  • Знакомство с традициями нашего города
  • Закон перспективы
  • Пейзаж  

Практика (2,5 часа)

  • Выполнение эскизов на тему «Мой любимый город»
  • Составление композиции по теме «Мой любимый город»

Тема 11: «Мой любимый город» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Викторина «Мой город»
  • Перспектива
  • Пейзаж
  • Фигура человека
  • Цвет  

Практика (2,5 часа)

  • Композиция на тему «Мой любимый город»
  • Работа в цвете по теме «Мой любимый город»

Раздел IV: «Искусство любить свою Родину, Край» (15 часов)

Тема 12: «Гармония жилища и природы» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Характерные черты, своеобразие родного пейзажа
  • Знакомство с конструкцией  избы, значением ее частей
  • Выявление особой красоты природы и жилища
  • Знакомство с архитектурой: избы, ворот, амбаров, колодцев и т.д.
  • Деревянное церковное зодчество

Практика (2,5 часа)

Коллективная работа

  • 1 группа - изображение пейзажа
  • 2 группа - изображение и конструирование из бумаги архитектурных сооружений
  • Составить коллективно панно по теме «Гармония жилища и природы»

Тема 13: «Русские красавицы» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Беседа об образах женской красоты
  • Знакомство с работами художников А. Венецианов, М. Врубель
  • Использование фрагментов из , русских сказок
  • Пропорции человека
  • Цвет в живописи  

Практика (2,5 часа)

  • Изображение женского образа (индивидуально)
  • Наклеивание русских - красавиц на готовое панно (занятия №12)

Тема 14: «Василиса Прекрасная» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Чтение  сказки про «Василису Прекрасную»
  • Просмотр иллюстраций
  • Пропорции человека

Практика (2,5 часа)

  • Изображение сказочного героя
  • Составление композиции
  • Работа в цвете

Тема 15: «Милый сердцу уголок» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Беседа о красоте родной природы и ее необычных явлениях
  • Гармония цвета
  • Теплые и холодные цвета

Практика (2,5 часа)

  • Показать красоту родного края

Тема 16: «Снежный городок» (коллективная работа) (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Беседа о создании снежного городка в нашем городе
  • Знакомство с художниками -  скульпторами, которые разрабатывают и строят городок

Практика (2,5 часа)

Коллективная работа из белой бумаги

  • 1 группа - создание общего фона
  • 2 группа - создание фонарей, деревьев
  • 3 группа - конструирование фигурок
  • 4 группа - конструирование домов, горок

Раздел V: Отношение к миру природы (21 час)

Тема 17: «Человек и природа» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Что такое экология?
  • Плакат «Окружающая среда»
  • Цвет в плакате
  • Композиция

Практика (2,5 часа)

  • Создание плаката по теме «Человек и природа»
  • Разнообразная техника исполнения плаката

Тема 18: «Зимний пейзаж» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Пейзаж
  • Перспектива
  • Беседа по произведениям изобразительного искусства А. Пластова «Первый снег», К.Коровина «Зимой», К. Юон «Русская зима»
  • Рассказать о картине и выразить свое эмоциональное отношение к изображенному на ней

Практика (2,5 часа)

  • Формат А3, изображаем зимний пейзаж

Тема 19: «Узоры на стекле» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Знакомство с техникой граттаж
  • Подготовка к технике граттаж
  • Беседа о произведениях изобразительного искусства в технике граттаж

Практика (2,5 часа)

  • Выполнение эскиза на листе формата А4 карандашом, фломастером
  • Составление композиции
  • Выполнение композиции на листе формата А3 по теме: «Узоры на стекле»

Тема 20: «Весенние хлопоты» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Пейзаж
  • Композиция
  • Беседа по произведениям изобразительного искусства А. Саврасова «Грачи прилетели», Ф. Васильева «Оттепель», И. Левитана «Март», К. Юон «Мартовское солнце»  

Практика (2,5 часа)

  • Выполнить работу по теме «Весенние хлопоты»

Тема 21: «Портрет в графике» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Пропорции лица человека
  • Образ человека в графическом портрете
  • Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение.
  • Выразительные средства и возможности графического изображения
  • Расположение на листе
  • Выразительность графического материала

Практика (2,5 часа)

  • На листе формата А3 рисунок с натуры «Портрет в графике»

Тема 22: «Портрет в живописи» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Роль и место живописного портрета в истории искусства
  • Обобщенный образ человека в живописи Возрождения в XVII-XIX и XX вв.
  • Композиция в парадном и лирическом портрете
  • Знакомство с произведениями искусства - портретами Рафаэля, Тициана, Врубеля

Практика (2,5 часа)

  • На листе формата А4 изобразить «Портрет в живописи»

Тема 23: «Портрет в живописи» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Роль и место живописного портрета в истории искусства
  • Обобщенный образ человека в живописи Возрождения в XVII-XIX и XX вв.
  • Композиция в парадном и лирическом портрете
  • Знакомство с произведениями искусства - портретами Рафаэля, Тициана, Врубеля

Практика (2,5 часа)

  • На листе формата А4 изобразить «Портрет в живописи»

Раздел VI: «Народные традиции» (18 часов)

Тема 24: « Символика древних образов» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Единство формы и декора
  • Живучесть древних образов коня, птицы, бабы в современных нарядных игрушках, их сказочный реализм, особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской и дымковской игрушки

Практика (2,5 часа)

  • Работа над импровизацией формы игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
  • Лепка

Тема 25: «Красота проникает в обыденное» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Единство формы и декора
  • Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек
  • Как красота проникает в обыденное

Практика (2,5 часа)

  • Роспись игрушки (грунтовка водоэмульсионной краской, роспись гуашью, тонкими кисточками)

Тема 26: «Праздничная одежда» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Традиционная одежда русского народа
  • Декор оформления мужской и женской одежды
  • Сведения о сарафане, рубашке, верхней одежде, головном уборе, поясе и т.д.

Практика (2,5 часа)

  • Изобразить фигуру человека в национальной одежде (эскиз)

Тема 27: «Праздничная одежда» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Традиционная одежда русского народа
  • Декор оформления мужской и женской одежды
  • Сведения о сарафане, рубашке, верхней одежде, головном уборе, поясе и т.д.

Практика (2,5 часа)

  • Изобразить фигуру человека в национальной одежде (композиция, работа в  цвете)

Тема 28: «Предметы быта русского народа» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Виды бытовых предметов русского народа  материалы, из которых они изготовлены
  • Сведения о полотенце, скатерти, шкатулке и т.д.

Практика (2,5 часа)

  • Изобразить декоративные предметы быта и их украшение (эскиз)

Тема 29: «Предметы быта русского народа» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Виды бытовых предметов русского народа  материалы, из которых они изготовлены
  • Сведения о полотенце, скатерти, шкатулке и т.д.

Практика (2,5 часа)

  • Изобразить декоративные предметы быта и их украшение (композиция, цветовое решение)

Раздел VII: Работа на заданную тему (6 часов)

Тема 30: Общешкольная выставка (3 часа)

  • Подготовка к выставке
  • Оформление выставки

Тема 31: Общешкольная выставка (3 часа)

  • Экскурсия по выставке
  • Рассказ детей о выставке
  • Чаепитие

Раздел VIII: Пленэр (9 часов)

Тема 32: «Наброски с натуры живой природы» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Знакомство с понятием пленэр
  • Техника безопасности на природе
  • Работа над композицией
  • Цвет
  • Информация о первых цветах, кустах и т.д.

Практика (2,5 часа)

  • Выполнить наброски с натуры первого цветка, неба, весенней земли, дерева, куста, ручейка и т.д.

Тема 33: «Весенний пейзаж с натуры» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Беседа по произведениям изобразительного искусства И. Левитана «Весна. Большая вода», «Март» и др.
  • Перспектива
  • Горизонт  его высота
  • Уменьшение удаленных предметов - перспективное сокращение
  • Правила воздушной перспективы

Практика (2,5 часа)

  • Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы  

Тема 34: « Этюды первых весенних цветов» (3 часа)

Теория, показ (30 минут)

  • Многообразие форм и красок окружающего мира
  • Наблюдение за первыми весенними цветами

Практика (2,5 часа)

  • Весенние цветы в живописи

Раздел IX: Итоговое занятие (3 часа)

Тема 35: Выставка рисунков (3 часа)

  • Подготовка к выставке.
  • Просмотр детских работ.
  • Оформление детских рисунков на выставку.
  • Рассказ детей о их творческих работах.  

                

                                                 Учебно-тематический план

II год обучения

№ п/п

Раздел

Общее количество часов

В том числе

теоретическ.

практическ.

I

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

3

3

II

«Искусство видеть. Отношение к миру природы. Палитра осени».

18

3

15

III

«Мир вокруг нас. Мой любимый город».

6

1

5

IV

«Искусство вокруг нас. Красота росписи (хохлома, дымка)»

6

1

5

V

«Ты и искусство. Волшебная глина. Дымково»

9

1,5

7,5

VI

«Ты и искусство. Рождественские сувениры»

12

2

10

VII

«Мир вокруг нас. Я и моя школа»

6

1

5

VIII

«Искусство видеть. Отношение к миру природы».

6

1

5

IX

«Мир вокруг нас. Папа, мама, я -спортивная семья».

6

1

         5

X

«Мир вокруг нас. Зимние забавы»

9

1,5

7,5

XI

«Мир вокруг нас. Космические дали».

3

0,5

2,5

XII

«Мир вокруг нас. Дизайн моего города».

15

2,5

12,5

XIII

Итоговая выставка «Наше творчество».

3

3

IV

Пленэр

3

0,5

2,5

Итого:

105

22,5

82,5

Содержание II года обучения

        

Раздел I: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 3ч.

Тема 1:Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности- 3ч.

  • Ознакомить с деятельностью кружка, с расписанием;
  • Инструктаж по технике безопасности на занятиях ИЗО.
  • Экскурсия в выставочный зал.

Раздел II: «Искусство видеть. Отношение к миру природы. Палитра осени». – 18 ч.

        

Тема 2: « Зарисовки с натуры осенней природы» -3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Понятие пейзаж
  • Виды пейзажей
  • Линия горизонта
  • Воздушная перспектива
  • Цвет в живописи (смешивание красок)
  • Беседа по произведениям изобразительного искусства художников Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники» и др.

Практика – 2,5ч.

  • «Осенний пейзаж» (2 - 3 зарисовки с натуры)

Тема 3: «Натюрморт. Осенний букет». – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Появление жанра натюрморт
  • Натюрморт в истории искусства
  • Натюрморт в живописи, графике
  • Формы простые и сложные
  • Правила изображения и средства выразительности
  • Знакомство с произведениями художников В. Серов «Девочка с персиками», М. Сарьян «Цветы» и т.д.

Практика – 2,5ч.

  • Работа над натюрмортом по теме «Осенний букет»
  • Работа над композицией
  • Конструктивное построение

        

Тема 4: «Натюрморт. Осенний букет» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей
  • Цветовая организация натюрморта  - ритм цветовых пятен
  • Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника

Практика – 2,5ч.

  • Работа над натюрмортом по теме «Осенний букет»
  • Композиция
  • Работа в цвете
  • Показать в работе цвет и тень
  • Показать в работе эмоциональное состояние

        

Тема 5: «Пейзаж в живописи» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Правила линейной и воздушной перспективы
  • Природа как отклик переживаний художника
  • Многообразие форм и красок окружающего мира
  • Изменчивость состояний природы в течение суток
  • Освещение в природе
  • Роль колорита в пейзаже

Практика – 2,5ч.

  • Показать красоту природы в живописи

        

Тема 6: «Коллаж. Краски осени» (работа с природным материалом) - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Знакомство с техникой коллаж
  • Палитра осени
  • Просмотр репродукций великих художников, которые писали пейзажи: И. Левитан «Золотая осень», Грабарь «Листопад» и т.д.
  • Техника безопасности при работе с ножницами
  • Использование различных материалов (цветная бумага, картон, природный материал)  

Практика – 2,5ч.

  • Показать красоту осени используя цветную бумагу, природный материал, гуашь  

        

Тема 7: Коллективная работа. «Осень». Смешанная техника– 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Продолжать знакомить с техникой коллаж
  • Понятие пейзаж
  • Просмотр детских работ выполненных различными техниками
  • Разделить группу детей на мини группы:
  • 1 группа - общий фон
  • 2 группа - вырезывание листьев из цветной бумаги. Выполнение листьев техникой «отпечаток»
  • 3 группа - вырезывание из цветной бумаги стволов деревьев
  • 4 группа - использование природных материалов, подготовить композицию  

Практика – 2,5ч.

  • Коллективная работа по теме «Осень» используя смешанную технику

Раздел III: «Мир вокруг нас. Мой любимый город». – 6 ч

Тема 8: « Мой любимый город» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Путешествие по городу с использованием фотографий
  • Просмотр альбома «Мой Александров»
  • Беседа о городе
  • Воздушная и линейная перспектива
  • Работа над композицией

Практика – 2,5ч.

  • Выполнить наброски по теме «Мой любимый город»
  • На формате А3 выполнить композицию по теме «Мой город»

        

Тема 9: « Мой любимый город» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Кроссворды, викторина «Знаешь ли ты свой город»
  • Воздушная и линейная перспектива
  • Работа над композицией
  • Работа в цвете

Практика – 2,5ч.

  • Работа над композицией и работа в цвете по теме «Мой город»

Раздел IV: «Искусство вокруг нас. Красота росписи». - 6ч

        

Тема 10: «Я люблю тебя хохлома»- 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Знакомство с историей хохломской росписи
  • Единство формы предмета и его декора
  • Композиция орнаментальной и сюжетной росписи
  • Основные приемы росписи

Практика – 2,5ч.

  • Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломы

        

Тема 11: «Я люблю тебя хохлома»- 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Знакомство с историей хохломской росписи
  • Единство формы предмета и его декора
  • Композиция орнаментальной и сюжетной росписи
  • Основные приемы росписи

Практика – 2,5ч.

  • Роспись тарелочки по мотивам хохломы

Раздел V: «Ты и искусство. «Волшебная» глина. Дымково» - 9ч.        

        

Тема 12: «Волшебная» глина. Дымково» (эскиз)- 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • История развития Дымково
  • Разнообразие и скульптурность игрушечных форм
  • Единство формы и декора
  • Особенности дымковской росписи
  • Глина и ее свойства

Практика – 2,5ч.

  • Выполнение эскизов по теме «Дымково»

        

Тема 13: «Волшебная» глина. Дымково» (лепка)- 3ч.                        

Теория, показ – 30мин.

  • Единство формы и декора
  • Живучесть древних образов коня, птицы, бабы в современных народных игрушках, их сказочный реализм
  • Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам

Практика – 2,5ч.

  • Лепка дымковской игрушки, грунтовка игрушки водоэмульсионной краской

        

Тема 14: ««Волшебная» глина. Дымково» (роспись)- 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Единство формы и декора
  • Цветовой строй и основные элементы росписи дымковской игрушки

Практика – 2,5ч.

  • Украшение (роспись) дымковской игрушки

Раздел VI: «Ты и искусство. Рождественские сувениры» -12ч.

Тема 15: «Новогодняя игрушка - паутинка» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • История развития техники «паутинка»
  • Просмотр рисунков с изображением различных игрушек выполненных в технике «паутинка»
  • Разнообразие скульптурных форм
  • Этапы выполнения «паутинки»

Практика – 2,5ч.

  • Используя воздушный шар наматываем, как паутинку, нить, создавая форму бедующей игрушки

        

Тема 16: «Новогодняя игрушка - паутинка» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Единство формы и декора
  • Работа над импровизацией формы игрушки и украшение ее цветной бумагой

Практика – 2,5ч.

  • Используя цветную бумагу, украшаем новогоднюю игрушку «паутинку» предавая ей сказочный образ

        

Тема 17: «Эскизы рождественских сувениров» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Знакомство с праздником Рождество
  • Единство формы и декор

Практика – 2,5ч.

  • Выполнить эскиз Рождественского сувенира

        

Тема 18: «Рождественские сувениры» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Промыслы как искусство художественного сувенира
  • Место произведений промыслов в современном быте  

Практика – 2,5ч.

  • Вырезание из картона и роспись рождественских сувениров    

Раздел VII: «Мир вокруг нас. Я и моя школа» - 6ч.

        

Тема 19: История школы. Эскиз – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • История школы
  • Первый директор школы, учителя
  • Традиции школы
  • Просмотр фотографий  

Практика – 2,5ч.

  • Выполнить эскиз по теме «Моя школа» или «Школа в прошлом»

        

Тема 20: История школы. Работа над композицией – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Викторина «О моей школе»
  • Просмотр фотографий
  • Посещение школьного музея

Практика – 2,5ч.

  • Работа над композицией по теме «Моя школа» или «Школа в прошлом»

Раздел VIII: «Искусство видеть. Отношение к миру природы» - 6ч.

        

Тема 21: Экскурсия по городу – 3ч.

  • Рассказ о своем городе
  • Посещение музея

Тема 22: Пейзаж города, поселка, деревни. – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Пейзаж
  • Виды пейзажей
  • Правила линейной и воздушной перспективы
  • Многообразие форм и красок окружающего мира
  • Изменчивое состояние природы
  • Красота нашей  природы

Практика – 2,5ч.

  • Изобразить пейзаж города, поселка, деревни  в различных видах

Раздел IX: « Мир вокруг нас. Мама, папа, я - спортивная семья» - 6ч.

        

Тема 23: Эскизы фигуры человека. – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Понятие «жанр» в изобразительном искусстве
  • Конструкция фигуры человека и основные пропорции

Практика – 2,5ч.

  • выполнить эскизы и наброски фигуры человека в разных движениях

        

Тема 24:  Фигура человека. Работа над композицией – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Работа над композицией
  • Создание образа
  • Деталь, выразительность детали
  • Образная выразительность фигуры человека

Практика – 2,5ч.

  • Работа над композицией по теме «Мама, папа, я - спортивная семья»

Раздел X: «Мир вокруг нас. Зимние забавы».- 9ч.

        

Тема 25: Зимний пейзаж (эскиз) -3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Виды перспектив в изобразительном искусстве
  • Беседа по картинам Н. Рериха
  • Просмотр фотографий с изображением зимнего пейзажа

Практика – 2,5ч.

  • Эскизы зимнего пейзажа

        

Тема 26: Зимний пейзаж (работа над композицией) -3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Композиция
  • Пейзаж - настроение
  • Природа и художник
  • Работа по картине Грабарь «Февральская лазурь»

Практика – 2,5ч.

  • Выполнить композицию по теме: Зимний пейзаж»

        

Тема 27: Зимний пейзаж (работа в цвете) -3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Цвет
  • Изменчивые и яркие цветовые  состояния зимнего пейзажа

Практика – 2,5ч.

  • Работа в цвете по теме «Зимний пейзаж»

Раздел XI: «Мир вокруг нас. Космические дали».- 3ч.

        

Тема 28: Коллективная работа. Граттаж – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Закрепление в технике граттаж
  • Беседа о вселенной, о космических далях, о первом космонавте и т.д.

Практика – 2,5ч.

  • Процарапывание в технике граттаж по теме «Космические дали»

Раздел XII: «Мир вокруг нас. Дизайн моего города». – 15ч.

        

Тема 29: Наследие предков (памятники архитектуры, скульптуры, живописи)- 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись
  • Беседа на тему «Наследие предков»
  • Просмотр репродукций

Практика – 2,5ч.

  • Изобразить архитектурное  сооружение или скульптуру

        

Тема 30: Зарисовки по теме: «В поселке» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Продолжить знакомство с традициями нашего города
  • Просмотр фотовыставки «Наш любимый поселок»
  • Пейзаж
  • Линейная и воздушная перспективы

Практика – 2,5ч.

  • Зарисовки кустов и деревьев в поселке.

        

Тема 31: «Витрины на улицах» – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Рол художников в создании витрин
  • Реклама

Практика – 2,5ч.

  • Проект оформления витрины любого магазина

        

Тема 32: «Парки, скверы, бульвары». – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Архитектура, постройка парков
  • Образ парка
  • Парки дл отдыха, детские парки, парки - музеи
  • Коллаж

Практика – 2,5ч.

  • Выполнить изображение парка, сквера, бульвара в технике коллаж

        

Тема 33: «Ажурные ограды, наличники» - 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Чугунные ограды в Санкт - Петербурге, Москве, нашем городе
  • Наличники
  • Проект ажурных решеток  

Практика – 2,5ч.

  • Техника безопасности при работе с ножницами
  • Вырезание из цветной бумаги ажурной ограды (вклеивание в композицию на тему «Парки, бульвары, скверы»)

Раздел XIII: Итоговая выставка. Наше творчество – 3ч.

        

Тема 34: «Расскажи о своих рисунках» - 3ч.

  • Дети готовят, заранее, рассказы о своих работах.
  • Просмотр детских работ

Раздел IV: Пленэр – 3ч.

        

Тема 35: Наброски, зарисовки весеннего пейзажа. – 3ч.

Теория, показ – 30мин.

  • Воздушная, линейная перспективы
  • Пейзаж
  • Беседа о первых, весенних цветах, о состоянии весенней природы  

Практика – 2,5ч.

  • Весенний пейзаж (работа в цвете)
  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Образовательная программа изобразительного искусства рассчитана на 2 года обучения. Она включает в себя овладение определенным кругом знаний и навыков, которые содействуют художественному развитию вкуса обучающихся, что представляет одну из существенных задач эстетического воспитания. В конечном результате занятия в кружке «Палитра» подводят обучающихся к пониманию искусства живописи, к умению правдиво и ярко, гармонично и артистично выражать художественные образы и содержание. Занятия воспитывают чувство любви к искусству.

Обучение детей опирается на общепедагогические принципы:

принцип доступности - от простого к сложному;

принцип последовательности и систематичности;

принцип дифференцированного подхода к обучающимся; принцип наглядности.

В работе используются следующие педагогические технологии:

 Технологию творческих мастерских.

       Принципы и правила проведения учебных занятий в творческих мастерских:
- ценностное – смысловое равенство всех участников, включая педагога;
- ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;
- только положительная оценка учащихся;
- отсутствие соперничества, желание искать в мнении других положительное,       примечательное,   уникальное;
- чередование индивидуальной и групповой работы;
- важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
- разнообразие используемого материала;
- ответственность каждого за свой выбор;
- право каждого на ошибку;
- значительный элемент загадочности в заданиях;
- организация и перестройка реального пространства;
- ограничение роли участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета.

Технология развивающего обучения

Развивающее   обучение – такое,   при   котором   главной   целью   является   не столько приобретение знаний, умений и навыков,  сколько создание условий для    развития    психологических    характеристик    ребенка    (способностей    и интересов и др.).

Продуктивно развивающее обучение проходит в сотрудничестве со взрослыми, в постоянном совместном поиске, когда ребята не получают готовых знаний, а самостоятельно их добывают.

Технология   личностно-ориентированного  развивающего   обучения   сочетает обучение      (нормативно-сообразная      деятельность      общества)      и     учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель       этой       технологии   -   максимальное       развитие       индивидуальных познавательных   способностей   обучающихся   на   основе   имеющегося   у   них опыта жизнедеятельности, а не формирования заранее данных.

Коммуникативная технология обучения (Н. Лозанов, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин и др.) главное в технологии - речевая направленность обучения через общение.

Особенностью   этого   подхода   является   то,   что   обучающийся   предстает   на какое-то   время   автором   точки   зрения   по   обсуждаемому   вопросу.   У   него формируется   умение   высказывать   свое   мнение,   понимать,   принимать   или отвергать    чужое    мнение,    осуществлять    конструктивную    критику,    искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

Технология коллективного творческого воспитания    (И.П. Иванов), которая

построена на принципах:

-        приоритет успешности, талантливости обучающихся;

-     учет субъективности личности ребенка;

-     приоритет эстетических ценностей (доброта, любовь и др.);

-     гуманизация;

  • сотрудничество, партнерство;
  • групповое влияние на индивидуальные способности личности;
  • коллективная и общественная значимость деятельности

выстроенных в единую, четкую систему, основанную на занятиях педагогики и психологии, теории и практики современного изобразительного искусства и личном опыте.

Во время обучения за основу берется освоение учебного материала в игровой форме. Развитие творческих особенностей происходит в процессе игры при минимальном использовании тренировочных упражнений, а смена видов деятельности позволяет не перегружать и не переутомлять начинающих художников. Коллективная игра, где появляется сюжет, позволяет развить у ребенка умение слушать не только себя, но и умение действовать сообща. Музыкальные игры способствуют развитию внимания, чувства ритма, слуховой, зрительной и двигательной памяти. Они применяются для закрепления полученных умений и навыков в согласовании с музыкой и изображением. Неожиданные и проблемные ситуации, возникающие в процессе игры, требуют быстрой ориентировки, инициативы, находчивости, а так же воспитывают у учащихся волю, выдержку и дисциплинированность.

В процессе освоения изобразительных техник, принцип доступности в наибольшей мере реализуется в подборе конкретной темы. Следовательно, при выборе темы учитывается эмоциональность, художественная ценность и доступность.

Элементарные основы художественной грамоты включают в себя понятия о средствах художественной выразительности. Эти знания необходимы для сознательного восприятия художественных произведений.

Наиболее важная работа, которая собственно и является результатом обучения -самостоятельная работа ребёнка с изображением, каждый получает возможность совершенно свободно выразить своё отношение к окружающему миру посредством эмоций, чувств при помощи цвета.

 Игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Д.Е. Эльконин)

Обладают         средствами,        активизирующими интенсифицирующими деятельность обучающихся. В программу включены игры-театрализации, дидактические, подвижные и другие виды игр.

Механизм оценки результатов

        Занятия строятся с учетом методических требований, предъявляемых к урокам. На творческие занятия приглашаются родители, администрация, учителя.

        Помимо вводного, текущего и итогового контроля, педагогом коллектива оцениваются результаты обучающихся в ходе всего времени обучения, по 5 – балльной системе и фиксируются в журнале.

«5» - высокий темп учебной деятельности, устойчивый интерес, потребность в творческих действиях, полное усвоение теоретического и практического материала  по данной теме или разделу;

«4» - средний темп учебной деятельности, неустойчивый интерес, потребность в творческих действиях, усвоение теоретического и практического материала по данной теме или разделу с частичной помощью педагога;

«3» - ниже среднего темп учебной деятельности, ее исполнительский характер, частичное усвоение теоретического и практического материала через показ педагога.

При оценке успеваемости учащихся преподавателю необходимо аргументировать каждому из них, почему выставлена именно такая оценка, и как надо исправлять недостатки. Только тогда оценка успеваемости может стать воспитательным средством, стимулирующим ученика для достижений.

Условия реализации:

Учебный класс изобразительного искусства  должен быть оснащен:

  • мольбертами;
  • натурным фондом и копируемыми образцами;
  • наглядными пособиями;

Обучающиеся должны иметь:

  • белая бумага, гуашь, кисти;

Занятия в группах по годам обучения проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом.

Дидактический материал

  • Карточки с терминологией;
  • Видеоматериалы    (праздничных    вечеров, выставок);
  • Стенды с фотографиями;
  • Папка «Развивающие игры»;
  • Комплекты открыток, буклеты, альбомы, журналы;
  • Детские работы;
  • Книжная полка для обучающихся;
  • Книжная полка для педагога.

Методика оценки получаемых результатов

Важную роль в успешном течении всего учебно-воспитательного процесса играет объективная оценка знаний, умений и навыков

Контроль за учебной и воспитательной деятельностью должен быть систематическим, результаты аргументированными. Исходя из этого, используются разные виды контроля:

контроль педагога - по форме может быть фронтальным, групповым, парным, индивидуальным: взаимоконтроль обучающихся - целесообразен  при проведении практических занятий      и итоговых занятий; самоконтроль (самооценка) обучающегося.

Учебно–методический комплекс

Методическое обеспечение

1.        Натурный фонд и копируемые образцы.

  •  Гипсы, ваза, капители колонн, набор геометрических тел размером 23-30 см (куб, цилиндр,   пирамида, шар).
  • Строительные кубики (бруски, цилиндры, арки и пр. детали архитектурного характера)
  • Муляжи (овощи и фрукты).
  • Предметы быта (кувшины, ведро, лукошко, чемодан и т. п.).
  • Ткани (без рисунка) для драпировки в натюрмортах.
  • Таблицы с учебными образцами узоров.

2.        Наглядные пособия.

  • Таблицы, объясняющие последовательность работы над рисунком.
  • Таблицы по основам перспективы.
  • Геометрические тела (куб, цилиндр, конус, шар) - демонстрационные.
  • Таблица по основам цветоведения.
  • Репродукции картин мировой и отечественной живописи, скульптуры, архитектуры.
  • «Памятники русской архитектуры и скульптуры».

Формыхудожественной деятельности

  • Рисование на белой и цветной ,тонированной бумаге карандашом, акварельными, гуашевыми        красками, восковыми мелками, фломастерами, пастелью, тушью; применение различных техник;
  • Изображение на плоскости (графика, живопись), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины).
  • Индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации, коллажа,и макета

Методы обучения

  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
  2. По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский, метод поэтапных открытий, метод сравнений.

3.         По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, продуктивный.

Дидактические принципы:

  1. Воспитывающее обучение.
  2. Научность материала.
  3. Наглядность (особенно).
  4. Принцип сознательности и активности.
  5. Принцип систематичности и последовательности.
  6. Прочность усвоения знаний.
  7. Доступность.

Виды занятий:

Рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.

Методические приемы:

освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются (учителем) приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге (загрунтованной, к примеру, акварелью).

                                  Этапы педагогического контроля

Вид контроля

Цели, задачи

Содержание

Формы

Критерии оценки

Вводный

Цель: выявить уровень подготовленности ребенка через средства художественной выразительности.

Задачи: 

образовательные – знакомство с разнообразными материалами, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;

развивающие – развитие внимания, воображения, фантазии;

воспитательные – воспитание организованности и дисциплинированности

Вводное занятие проводится в начале года в форме учебного занятия «Знакомство». Результаты заносятся в диагностическую карту.

Высокий уровень (5) - четкое выполнение заданий и упражнений

Средний уровень

(4) – выполнение заданий и упражнений, но с помощью педагога.

Уровень ниже среднего

(3) – рассеянность внимания, достижение желаемого результата через показ педагога

Текущий

Цель: определить промежуточную оценку качества обучения.

Задачи:

образовательные -

овладеть навыком смешения красок, свободно работать кистью, мелками; без напряжения проводить широкие мазки, тонкие линии;

развивающие –

способствовать развитию внимания, воображения, фантазии;

воспитательные –

воспитание любви к искусству

Проводится в конце первого полугодия в форме занятия – путешествия «В мире искусства», оценки заносятся в диагностическую карту по итогам выполненных теоретических и практических  заданий

Высокий уровень (5) – качественное усвоение программного материала на данном этапе обучения;

Средний уровень

 (4)–усвоение программного материала на данном этапе обучения;

с помощью педагога.

Уровень ниже среднего

(3) – частичное усвоение программного материала на данном этапе обучения, рассеянность внимания.

Итоговый

Цель: определить общую оценку качества обучения детей.

Задачи:

образовательные-

уметь в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании тем.

развивающие-

способствовать развитию внимания, воображения, фантазии.

воспитательные –

воспитание любви к искусству

Зачетный срез знаний проводится после изучения всех тем учебного курса в форме выставки, результаты  заносятся в диагностическую карту по итогам выполненных теоретических и практических  заданий

Высокий уровень (5) – полное усвоение программного материала , устойчивый интерес к выбранному виду деятельности, активная творческая позиция;

Средний уровень

 (4) – полное усвоение программного материала на данном этапе обучения, не совсем устойчивый интерес и снижение активности;

Уровень ниже среднего

(3) – частичное усвоение программного материала на данном этапе обучения, неустойчивый интерес к выбранному виду деятельности


Основные мероприятия.

Мероприятия

Задачи

Место проведения

и роки

1 .

Выставка рисунков «Осенний мотив».

Развитие творческих способностей у уч - ся. Интерес к искусству

школа

октябрь

2.

Выставка рисунков «Мой любимый город»

Развитие творческих способностей у уч -ся. Любовь к городу, поселке,деревне.

школа, город, поседлок

ноябрь

3.

Выставка рисунков. «Я и моя школа».

Закрепление умений и навыков изображения.

школа

декабрь

4.

Конкурс игрушек «Рождественские сувениры».

Развитие интереса к декоративному искусству. Закрепление знаний о декоративном искусстве.

школа город.

декабрь

5.

Выставка рисунков «Зимний

мотив».

Закрепление навыков работы акварелью, гуашью.

школа

декабрь, январь.

6.

Выставка рисунков «Мир вокруг нас».

Закрепление знаний об искусстве.

школа

январь, февраль,

7.

Конкурс «Папа, мама, я -спортивная семья».

Взаимоотношение родителей и детей.

школа

февраль

8.

Выставка рисунков «Защитники Отечества».

Закрепление умений, навыков работы акварелью, гуашью

город, школа

февраль

9.

Выставка рисунков, поделок «Все о маме. Все для мамы».

Закрепление умений, навыков акварелью, гуашью, бумагой.

город,

школа

март

10.

Конкурс рисунков «Космические дали».

Развитие творческих способностей.

школа

апрель

11.

Конкурс рисунков, поев. 68 - летию Победы.

Развитие творческих способностей. Развивать чувство патриотизма, любовь к Родине.

школа город,

апрель, май

12.

Выставка рисунков, поделок «Наше творчество». Отчет.

Закрепление знаний об искусстве.

школа

май


Используемая литература

  1. Коротеева Е. М. «Ты и искусство» 2 класс М, «Просвещение», 2011.
  2. Горяева Н.А. «Твоя мастерская» 2 класс Рабочая тетрадь М. «Просвещение», 2011.
  3. Горяева Н. А. «Искусство вокруг нас» 3 класс М, «Просвещение», 2007.
  4. Неменская Л.А. «Каждый народ - художник» 4 класс М, «Просвещение». 2007.
  5. Уатт Ф. «Как научится рисовать» М. «Росмэн» 2002.
  6. Алленова Е. «Живопись» М, «Слово», 2001.Рогов А. «Кладовая радости»

7.        Неменская Л.А.    «Ты   и искусство» 1 класс М, «Просвещение», 2011.

  1. Процив В.И. «Изобразительное искусство» 1-3 кл.» Киев, «Радянська школа», 1986.
  2. Васильчинский В. М. «Учитесь рисовать» Киев, «Радянська школа», 2006
  3. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» М, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования  «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...