Занятие "Добро и зло".
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Киселева Элисо Раминовна

Цель: формирование четких представлений о добре и зле.

Задачи:

развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;

развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать   их чувства, мотивы их поведения;

развитие мышления на основе упражнений в анализе-синтезе;

воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dobro_i_zlo.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Занятие "Добро и зло "

Цель: формирование четких представлений о добре и зле.

Задачи:  

развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;

развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать   их чувства, мотивы их поведения;

развитие мышления на основе упражнений в анализе-синтезе;

воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: Цветик-семицветик с отрывными лепестками, на обратной стороне которых записаны разные задания и игры; 2 конверта с буквами слов ДОБРО и ЗЛО; мешочек с ситуациями; зеркальца ; листы бумаги; маркеры ;ручки.

Ход  занятия

1.Вводная часть

Организационный момент

(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

Под музыкальное сопровождение  (В. Шаинский «Дорога добра») ребята входят в зал и садятся на стульчики.                                                

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

 II.Орг .момент        

 Чтение басни (По книге «Классическая басня».)

В.:«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

В.: Как вы понимаете слова матери в этой басне?

Ответы детей

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным. Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

У.: И зло обернётся к тебе тоже.

II. Сообщение нового материала.

1. Ознакомление с темой и целями занятия

Воспитатель:  Тема нашего сегодняшнего занятия « ДОБРО и ЗЛО в противоречии». Мы с вами будем определять понятия «ДОБРА» и «ЗЛА», оценим свои поступки и поступки своих сверстников, закрепим навыки доброжелательного отношения друг к другу, надеюсь, что каждый из вас сделает правильные выводы.

2. Игра  «Цветик-семицветик»

Дети по очереди срывают лепестки, на обратной стороне которых записаны разные задания, игры. И каждый раз дети хором читают:

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.

Первый лепесток с заданием: Ответить на вопросы:
«Что такое ДОБРО?   Ребята, давайте, определим понятие «Доброта»
(Ответы детей).

Вывод воспитателя: Правильно, доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
– Как ведет себя добрый человек? 
(Ответы детей)

Второй лепесток с заданием: Ответить на вопросы: А что такое ЗЛО? (Ответы детей).
Выводвоспитателя: Зло – это чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
– Как ведет себя злой человек?
(Ответы детей).

В: Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

В:Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

В: В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В: Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».

В: Чему учат эти правила?

Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

В: Думать  о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.  Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека

Просмотр презентации «Добро  и зло  - идут по жизни рядом»

Третий лепесток: «Добро и зло»

Задание: даны слова добро и зло, к ним нужно распределить слова и прикрепит магнитам:

 ДОБРО                                                 ЗЛО

Любовь                                                безразличие

Сопереживание                                агрессивность

Справедливость                                ненависть

Бескорыстие                                       зависть

Милосердие                                        предательство

Сострадание                                       равнодушие

Сочувствие                                           хамство

Забота                                                   эгоизм

Готовность прийти на помощь               обман

Неуважение

В: Наши дети написали мини – сочинения как золотое правило используется в жизни. Несколько сочинений дети зачитают сами.

Четвертый лепесток: Игра-ситуация
– Волшебный цветик-семицветик хочет, чтобы вы проверили себя, оценили свои поступки,  я буду читать вам различные ситуации, а вы поразмышляйте и решите, как правильно поступить.

1.  Воспитатель объявила ребятам, что на группу выдали 6 билетов в цирк, и при этом сказала: «Вас в группе 12 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кто не получит билета. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».
2. В старшей группе есть новенький мальчик, которого не понимают и отвергают. Что бы вы посоветовали ребятам этой группы?
3. Мальчик в столовой выбрал себе самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что об этом мальчике можно сказать?

4.«Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

5.«Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и стали думать, как поступить. А как  бы поступили вы?»

-А как бы поступили вы?  (ответы детей)        

– Правильными были ваши ответы? Почему?
– Значит, добро подразумевает добрые, СПРАВЕДЛИВЫЕ (словарное слово) решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить, сделать человеку приятно. Важно, чтобы в основе ваших добрых побуждений и действий лежало сочувствие ( словарное слово), желание помочь, поделиться, уступить. Только поняв другого человека,  можно решить, как ему помочь.

Пятый лепесток: Физкультминутка «Стрекоза»

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны.)

Как горошины, глаза. (Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»).)

А сама, как вертолет, (Повороты в стороны.)

Влево, вправо, назад, вперед. (Вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-направо; наклоны в стороны.)

И на травушке — роса, (Присед.)

И на кустиках роса. (Наклон вперед, прогнувшись.)

Мы ладошки отряхнули, (Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз.)

Улетела стрекоза. (Мелкие частые движения кистями, руки в стороны.)

Попрыгунья испугалась, Только песенка осталась. (Руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони сложить рупором и петь:«Д-з-з-з, д-з-з-з, д-з-з-з, з-з».)

Шестой лепесток:творческое задание Шестой лепесток: «Добро и зло»

1) Представьте, что Доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
2) Представьте, что Зло – это темная тучка. Нарисуйте её и напишите на её капельках те качества, которые включает в себя понятие «зло».

В.: У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребёнка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью и превращаются в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать, какой будет ваша лестница – большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Будем считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, и давайте назовём её «Лестницей жизни».

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того как мы относимся к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то,  пропускать вперёд, идти рядом. Давайте подумаем о том, каким будет наше движение?

Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

После этого заполняются бланки с тестом.

Хочу избавиться

Хочу приобрести

Вывод:

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Седьмой лепесток: Игра «Торопись обрадовать!»

– Дарить радость – значит творить добро. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которая называется « Торопись обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить так: вот эту красивую зеркальце  мы будем передавать по кругу, пока я не скажу «Замри!». Тот, у кого в этот момент окажется зеркальце, должен радовать своего соседа слева или справа.
Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём ценишь, что тебе нравится в его характере или что-то ещё (что ты сам придумаешь).

V. Итог игры (подводят дети)

– Как вы считаете, ребята, следует ли спешить радовать друг друга? Почему?
– Что это даёт тому, кто радует?
– А тому, кого обрадовали?
– Значит, в умении нести радость друг другу рождается человеческая доброта.
– Подумайте, ребята, обо всём, что было сказано на нашем занятии. Жизнь предлагает нам разные ситуации, и очень важно думать, как надо поступить, как суметь противостоять злу, несправедливости.

- Наше занятие подходит к концу и мне хотелось у вас узнать:

- Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).

- Что вы запомнили или узнали нового? (Ответы детей).

Человек рано или поздно задумывается,  по какому пути он идёт: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро  и зло? Нет! Не может! Как  не может быть одновременно в одном  кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит» - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. В заключение нашего занятия хочу пожелать, приучайте себя к добрым поступкам и у вас все будет хорошо.

ГБ(О)С(К)ОУдляобучающихсявоспитанниковсотклонениямивразвитии, специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернатVIIIвида№4