ток-шоу "Милосердие"
методическая разработка (11 класс) по теме

Довжук Любовь Анатольевна

классный час в 11 классе по теме: "Милосердие". Классный час в форме тое-шоу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_klassnogo_chasa.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в форме ток-шоу по теме: «Милосердие – зеркало души человека».

          Эпиграф: « Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

                                                             Зигфрид Ленц, немецкий писатель.

Ход классного часа:

1.Слово учителя:

-Дорогие друзья: участники и гости! Я приветствую вас в стенах нашей родной школы. Форму классного часа я выбрала необычную: это дискуссия, ток-шоу. Слайд №1-2. Недавно в 10 классе я провела тестирование, учащиеся отвечали на ряд вопросов (анкета).

-Что показал опрос десятиклассников?

-Чем удивил меня, работающую с ними 6 год?

-Проанализировав анкеты,ответы учеников ,я решила провести классный час по теме :«Милосердие-зеркало души человека.» Слайд №5

-Сегодня мы с вами будем обсуждать острую, наболевшую проблему современного общества :

дефицит милосердия - это страшная болезнь 21 века?

-Почему утрачивается оно?

-Нужно ли милосердие в наше время?

-Почему бездушие , жестокость стало нормальным явлением?

-Во-первых, чтобы продолжить беседу, давайте познакомимся

2.Представление гостей

-завуч школы

-председатель комитета по делам молодежи

-член родительского комитета

-руководитель филиала ДСП «Важное дело»

-директор реабилитационного центра для несовершеннолетних

-директор дома –интерната для престарелых

3.Слово учителя:

Знакомство с планом работы, с правилами ведения дискуссии.

-Учащиеся 10»А» класса после проведения анкеты были разделены на 2 группы. Каждая из групп будет отстаивать свою точку зрения.  1 группа - это те ребята , кто уже приблизился к понятию слова милосердие. 2 группа- учащиеся, которые стоят на пути выбора или то, кто шёл по тропинке и увидел развилку, на столбе было написано: « Налево пойдёшь – равнодушие приобретёшь, направо пойдешь- милосердие найдешь».  Это тот, кто ещё не выбрал свой путь, свою тропу.

Милосердие…можно ли его увидеть, услышать, потрогать?

-Что обозначает это слово?        Оно живет в сердцах ,увидеть можно только в поступках.

4.Задание №1.

Объясните ,пожалуйста, письменно лексическое значение слова милосердие. Каждая группа свой ответ обоснует.

5.Слайд номер 8

Лексическое значение слова милосердие

6.Слайд номер 9

Буквы алфавита

В старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

З - земля

Л- люди

М-мысль

Д- добро

Азбука призывала: «Люди Земли! Мыслите, думайте и творите!»

7.Задание№2.

1 группа:

-Приведите слова, близкие по значению к слову милосердие.

2 группа:

-Подберите антонимы.

Добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость,  уважение, память, благотворительность, альтруизм, гуманность, забота, ласка, любовь, человеколюбие.

Равнодушие, эгоизм, черствость, злость, жадность, зависть, бездушие, высокомерие.

8.Слайд 10-11

Слова учителя:

 -Каких слов больше и почему?

Вывод: доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение  столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться.

В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло, хорошо.

9.Задание № 3

--Приведите примеры афоризмов, крылатых выражений о добре, милосердии.

1 группа:

Например,Счастья достоин тот, кто стремится сделать счастливым других.

Жизнь человеку даётся 1 раз, и нужно её прожить так ,чтобы не было разочарований .

Живи добрее, будешь всех милее.

Добра не купишь.

Доброе слово лечит, а злое  калечит.

2 группа:

Например, не делай добра, не получишь зла.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

10.Слово учителя:

Говорят , что, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, -значит, он, как человек, состоялся.

А.П.Чехов утверждал: «Пока молоды, сильны и добры, не уставайте делать добро.

11.Задание №4:

1 группа :

Ответить на вопрос : «Что изменилось в стране, что сейчас происходит с людьми в 21 веке?»

2 группа:

Что осталось незыблемым в наше время?

Вывод: Что мы можем сделать, чтобы люди стали добрее?

Мой совет: полюбить ближнего своего.

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны, к судьбам ближнего,»- писал М.Е. Салтыков-Щедрин

12.Слайд №12

13.Задание №5.

-Приведите примеры милосердных поступков (например, Беслан, теракт на Дубовке, акция первого канала «Добрый свет», землетрясения, пожары, наводнения).

14.Задание №6.

-Назовите фамилии людей, их подвиги (например ,доктор Рошаль, комбат Сергей Солнечников)

15.Задание№7.

-Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия, сочувствия?

16.Задание №8.

-Кому милосердия нужнее всего?

А) Детские дома

Б) Школы-интернаты

В) Дома престарелых

Г) Инвалиды

Д) Ветераны Великой Отечественной войны

Е) Смертельно больные взрослые и дети

Ж) Воины, 17афганцы, чеченцы

17.Слово предоставляется директору реабилитационного центра

Вывод: Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителя- результат жестокости, эгоизма.

18.Слово учителя:

-Сердце и душа маленького ребенка - открытая, мягкая, чистая и податливая почва. Семена, упавшие в нее, обязательно дадут входы. Только вот какие будут семена?

В.А.Сухомлинский, известный педагог, писал: «Если человека учат добру, в результате будет добро. Учат злу - будет зло. Не учат ни добру, ни злу – в результате все равно будет зло, потому что и человеком  его надо сделать. Из доброго семени, посаженного в плодородную, благодатную почву, вырастет большое и красивое дерево. Оно  не только будет радовать взор, но и укроет уставшего путника от зноя, утолит его голод и жажду своими сочными плодами. Так и душа ребенка.

19.Фрагмент видеофильма о мальчике, ухаживающем за мамой-инвалидом.

20.Слово предоставляется директору дома- интерната для престарелых и инвалидов.

21.Слайд №13-23

22.Слово учителя:

- Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и  идти по ней. Во время стихийных бедствий, экологических катастроф люди приходят на помощь. Они проявляют милосердие и сострадание к нуждающимся.

-Кто такой доброволец?

Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не принуждению взял на себя какую-нибудь работу. И наши ученики тоже помогают другим.

23.Слово предоставляется руководителю Кесовогорского филиала ДСП «Важное дело»

24.Слово учителя:

Я обращаюсь ко 2 группе: «По какой же легче идти тропинке? Милосердия или равнодушия? По какой труднее? Почему? (Одна ровная и гладкая, другая с преградами и трудностями)

Какую вы выбираете?

25.Слайд №24

Слово учителя:

Вывод: Человек должен оставаться человеком. Помнить свои корни, жить по-людски, иметь и не потерять чувство любви, уважения  к своим родным, близким.

Рефлексия:

-Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас.

-М.Цветаева говорила, что есть круговая порука добра, надо только крепче взяться за руки, творить добро. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим, друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас.

Комментарий :

Ток-шоу ( от анг.- разговорное шоу)- вид телепередачи, в котором один или несколько приглашенных участников ведут обсуждение.

Задача жанра ток-шоу- активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания разных точек зрений.

В ходе «мозгового штурма» определяется детализация будущего проекта, выбирается приемлемый вариант. В ходе ток-шоу идет обсуждение проблемы (ситуация нравственного выбора). Ток-шоу не дает единственно правильного решения проблемы, однако в поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, соотносятся нравственные ценности участников с общечеловеческими.

Анкета

1.Знаешь ли ты своих соседей, их проблемы и беды?

Да:+1     Нет:-1

2.Прихит ли ваша семья на помощь соседям?

Да:+1     Нет:-1

3.Дашь ли ты в долг последние 30 рублей другу в столовую?

Да:+1     Нет:-1

4.У школы на дороге лежит человек. Твои действия:

а) подойду и посмотрю (0 б)

б)пройду мимо (-1 б)

в)выясню причину, постараюсь помочь (+3 б)

5.Пожилая тетушка идет с тяжелыми сумками

а)постараюсь обогнать (0 б)

 б)сверну на другую дорогу (-1 б)

в)предложу свою помощь (+3 б)

6.Вы увидели драку в школе, на перемене

а)побегу посмотреть,  поболею на победителя,  подзадориваю (-3 б)

б)постараюсь разнять дерущихся (+3 б)

в)приглашу старших (+2 б)

7.Возле ДК плачет малыш. Твои действия:

а)пройду мимо (0 б)

б)посмеюсь над его бедой (-1 б)

в)постараюсь успокоить (+3 б)

8.Будешь ли ты выполнять работу  по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

Да:+1    Нет:-1

9.Свойственно ли тебе мстительность, злопамятность?

Да:+1    Нет:-1