Главные вкладки

    ток-шоу "Милосердие"
    методическая разработка (11 класс) по теме

    Довжук Любовь Анатольевна

    классный час в 11 классе по теме: "Милосердие". Классный час в форме тое-шоу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khod_klassnogo_chasa.docx23.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час в форме ток-шоу по теме: «Милосердие – зеркало души человека».

              Эпиграф: « Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

                                                                 Зигфрид Ленц, немецкий писатель.

    Ход классного часа:

    1.Слово учителя:

    -Дорогие друзья: участники и гости! Я приветствую вас в стенах нашей родной школы. Форму классного часа я выбрала необычную: это дискуссия, ток-шоу. Слайд №1-2. Недавно в 10 классе я провела тестирование, учащиеся отвечали на ряд вопросов (анкета).

    -Что показал опрос десятиклассников?

    -Чем удивил меня, работающую с ними 6 год?

    -Проанализировав анкеты,ответы учеников ,я решила провести классный час по теме :«Милосердие-зеркало души человека.» Слайд №5

    -Сегодня мы с вами будем обсуждать острую, наболевшую проблему современного общества :

    дефицит милосердия - это страшная болезнь 21 века?

    -Почему утрачивается оно?

    -Нужно ли милосердие в наше время?

    -Почему бездушие , жестокость стало нормальным явлением?

    -Во-первых, чтобы продолжить беседу, давайте познакомимся

    2.Представление гостей

    -завуч школы

    -председатель комитета по делам молодежи

    -член родительского комитета

    -руководитель филиала ДСП «Важное дело»

    -директор реабилитационного центра для несовершеннолетних

    -директор дома –интерната для престарелых

    3.Слово учителя:

    Знакомство с планом работы, с правилами ведения дискуссии.

    -Учащиеся 10»А» класса после проведения анкеты были разделены на 2 группы. Каждая из групп будет отстаивать свою точку зрения.  1 группа - это те ребята , кто уже приблизился к понятию слова милосердие. 2 группа- учащиеся, которые стоят на пути выбора или то, кто шёл по тропинке и увидел развилку, на столбе было написано: « Налево пойдёшь – равнодушие приобретёшь, направо пойдешь- милосердие найдешь».  Это тот, кто ещё не выбрал свой путь, свою тропу.

    Милосердие…можно ли его увидеть, услышать, потрогать?

    -Что обозначает это слово?        Оно живет в сердцах ,увидеть можно только в поступках.

    4.Задание №1.

    Объясните ,пожалуйста, письменно лексическое значение слова милосердие. Каждая группа свой ответ обоснует.

    5.Слайд номер 8

    Лексическое значение слова милосердие

    6.Слайд номер 9

    Буквы алфавита

    В старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

    З - земля

    Л- люди

    М-мысль

    Д- добро

    Азбука призывала: «Люди Земли! Мыслите, думайте и творите!»

    7.Задание№2.

    1 группа:

    -Приведите слова, близкие по значению к слову милосердие.

    2 группа:

    -Подберите антонимы.

    Добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость,  уважение, память, благотворительность, альтруизм, гуманность, забота, ласка, любовь, человеколюбие.

    Равнодушие, эгоизм, черствость, злость, жадность, зависть, бездушие, высокомерие.

    8.Слайд 10-11

    Слова учителя:

     -Каких слов больше и почему?

    Вывод: доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение  столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться.

    В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло, хорошо.

    9.Задание № 3

    --Приведите примеры афоризмов, крылатых выражений о добре, милосердии.

    1 группа:

    Например,Счастья достоин тот, кто стремится сделать счастливым других.

    Жизнь человеку даётся 1 раз, и нужно её прожить так ,чтобы не было разочарований .

    Живи добрее, будешь всех милее.

    Добра не купишь.

    Доброе слово лечит, а злое  калечит.

    2 группа:

    Например, не делай добра, не получишь зла.

    Моя хата с краю, я ничего не знаю.

    10.Слово учителя:

    Говорят , что, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, -значит, он, как человек, состоялся.

    А.П.Чехов утверждал: «Пока молоды, сильны и добры, не уставайте делать добро.

    11.Задание №4:

    1 группа :

    Ответить на вопрос : «Что изменилось в стране, что сейчас происходит с людьми в 21 веке?»

    2 группа:

    Что осталось незыблемым в наше время?

    Вывод: Что мы можем сделать, чтобы люди стали добрее?

    Мой совет: полюбить ближнего своего.

    «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны, к судьбам ближнего,»- писал М.Е. Салтыков-Щедрин

    12.Слайд №12

    13.Задание №5.

    -Приведите примеры милосердных поступков (например, Беслан, теракт на Дубовке, акция первого канала «Добрый свет», землетрясения, пожары, наводнения).

    14.Задание №6.

    -Назовите фамилии людей, их подвиги (например ,доктор Рошаль, комбат Сергей Солнечников)

    15.Задание№7.

    -Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия, сочувствия?

    16.Задание №8.

    -Кому милосердия нужнее всего?

    А) Детские дома

    Б) Школы-интернаты

    В) Дома престарелых

    Г) Инвалиды

    Д) Ветераны Великой Отечественной войны

    Е) Смертельно больные взрослые и дети

    Ж) Воины, 17афганцы, чеченцы

    17.Слово предоставляется директору реабилитационного центра

    Вывод: Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителя- результат жестокости, эгоизма.

    18.Слово учителя:

    -Сердце и душа маленького ребенка - открытая, мягкая, чистая и податливая почва. Семена, упавшие в нее, обязательно дадут входы. Только вот какие будут семена?

    В.А.Сухомлинский, известный педагог, писал: «Если человека учат добру, в результате будет добро. Учат злу - будет зло. Не учат ни добру, ни злу – в результате все равно будет зло, потому что и человеком  его надо сделать. Из доброго семени, посаженного в плодородную, благодатную почву, вырастет большое и красивое дерево. Оно  не только будет радовать взор, но и укроет уставшего путника от зноя, утолит его голод и жажду своими сочными плодами. Так и душа ребенка.

    19.Фрагмент видеофильма о мальчике, ухаживающем за мамой-инвалидом.

    20.Слово предоставляется директору дома- интерната для престарелых и инвалидов.

    21.Слайд №13-23

    22.Слово учителя:

    - Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и  идти по ней. Во время стихийных бедствий, экологических катастроф люди приходят на помощь. Они проявляют милосердие и сострадание к нуждающимся.

    -Кто такой доброволец?

    Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не принуждению взял на себя какую-нибудь работу. И наши ученики тоже помогают другим.

    23.Слово предоставляется руководителю Кесовогорского филиала ДСП «Важное дело»

    24.Слово учителя:

    Я обращаюсь ко 2 группе: «По какой же легче идти тропинке? Милосердия или равнодушия? По какой труднее? Почему? (Одна ровная и гладкая, другая с преградами и трудностями)

    Какую вы выбираете?

    25.Слайд №24

    Слово учителя:

    Вывод: Человек должен оставаться человеком. Помнить свои корни, жить по-людски, иметь и не потерять чувство любви, уважения  к своим родным, близким.

    Рефлексия:

    -Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас.

    -М.Цветаева говорила, что есть круговая порука добра, надо только крепче взяться за руки, творить добро. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим, друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас.

    Комментарий :

    Ток-шоу ( от анг.- разговорное шоу)- вид телепередачи, в котором один или несколько приглашенных участников ведут обсуждение.

    Задача жанра ток-шоу- активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания разных точек зрений.

    В ходе «мозгового штурма» определяется детализация будущего проекта, выбирается приемлемый вариант. В ходе ток-шоу идет обсуждение проблемы (ситуация нравственного выбора). Ток-шоу не дает единственно правильного решения проблемы, однако в поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, соотносятся нравственные ценности участников с общечеловеческими.

    Анкета

    1.Знаешь ли ты своих соседей, их проблемы и беды?

    Да:+1     Нет:-1

    2.Прихит ли ваша семья на помощь соседям?

    Да:+1     Нет:-1

    3.Дашь ли ты в долг последние 30 рублей другу в столовую?

    Да:+1     Нет:-1

    4.У школы на дороге лежит человек. Твои действия:

    а) подойду и посмотрю (0 б)

    б)пройду мимо (-1 б)

    в)выясню причину, постараюсь помочь (+3 б)

    5.Пожилая тетушка идет с тяжелыми сумками

    а)постараюсь обогнать (0 б)

     б)сверну на другую дорогу (-1 б)

    в)предложу свою помощь (+3 б)

    6.Вы увидели драку в школе, на перемене

    а)побегу посмотреть,  поболею на победителя,  подзадориваю (-3 б)

    б)постараюсь разнять дерущихся (+3 б)

    в)приглашу старших (+2 б)

    7.Возле ДК плачет малыш. Твои действия:

    а)пройду мимо (0 б)

    б)посмеюсь над его бедой (-1 б)

    в)постараюсь успокоить (+3 б)

    8.Будешь ли ты выполнять работу  по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

    Да:+1    Нет:-1

    9.Свойственно ли тебе мстительность, злопамятность?

    Да:+1    Нет:-1