Программа воспитательной системы
методическая разработка по теме

Деятельность сельской школы, состояние и уровень ее работы  сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе.

Преимущества осуществления педагогической деятельности на селе характеризуются:

     достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;

      близостью к природе, народным обычаям, традициям;

      силой общественного мнения, авторитетом педагогов на селе;

      оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, проявления самостоятельности детей и решении хозяйственных и жизненных проблем.

Программа воспитательной системы регламентирует жизнедеятельность школьного организма на основе преемственности обучения и воспитания, основного и дополнительного образования,  школьного и семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_vs_13-14.docx276.21 КБ

Предварительный просмотр:

Смотр-конкурс по организации системы  воспитательной работы.

  1. Представление общеобразовательного учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Зарёвская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

Адрес: Московская область, город Домодедово, село Растуново, улица Мирная, строение 1; электронный адрес zarschool@rambler.ru;

т. 8 (496) 79 61 3 95, факс 8 (496) 79 61 3 95

Год основания: 1963г.

Сайт школы: peoplecom.ucos.ru

Директор школы: Елена Петровна Фёдорова

Заместитель директора по воспитательной работе: Марина Николаевна Чабан

Число обучающихся: 672 человека

Число семей

Семьи

Многодетные

Малообес

печенные

Неполные

Группы «социального риска»

Имеющие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети - инвалиды

Дети с ограничен

ными возможнос

тями

54

45

145

4

6

2

Всего 68

Общее количество классов: 29 классов

Объединений дополнительного образования 13 (8 кружков и

5 спортивных секций).

В школе организована работа по дополнительным программам следующих направленностей:

                    художественно-эстетическая;

                    эколого-биологическая;

                    культурологическая;

                    военно-патриотическая;

                    физкультурно-спортивная.

Традиционные воспитательные мероприятия, проводимые

в МАОУ Зарёвской СОШ с УИОП в течение года

Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при  проведении традиционных праздников

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

1

Торжественная линейка 1-го звонка «Добро пожаловать в страну Знаний»

Сентябрь

2

День здоровья

Сентябрь

3

Праздник для обучающихся 1-х классов «Посвящение в юные пешеходы»

Сентябрь

4

Праздничный концерт «Учитель мой, я Вас благодарю!»

Октябрь

5

День дублера

Октябрь

6

Конкурс поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

Октябрь

7

Осенние посиделки

Октябрь

8

Посвящение в первоклассники

Октябрь

9

Концерт «Самый бесценный человек», посвященный  Дню матери

Ноябрь

10

День правовых знаний

В течение года

11

Конкурс Новогодней игрушки

Декабрь

12

Конкурс Новогодней открытки

Декабрь

13

«Здравствуй, Новогодняя сказка!» - театрализованное представление

Конец декабря

14

Акция «Подкорми птиц зимой »

Декабрь

15

Праздничный концерт ко Дню 8 Марта

Март

16

«Сударыня Масленица»

Март

17

Прощание с Букварем

Апрель

18

Митинг, посвященный Великой Победе (9 Мая)

9 мая

19

Торжественный прием в пионеры

Май

20

Вахта памяти

9 мая

21

Смотр строя и песни

5 мая

22

Праздник «Последнего звонка»

25 мая

23

Выпускные вечера

Май-июнь

24

Выпуск общешкольных газет

В течение года

  1. Проект  Программы воспитательной деятельности

Деятельность сельской школы, состояние и уровень ее работы  сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе.

Преимущества осуществления педагогической деятельности на селе характеризуются:

     достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;

      близостью к природе, народным обычаям, традициям;

      силой общественного мнения, авторитетом педагогов на селе;

      оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, проявления самостоятельности детей и решении хозяйственных и жизненных проблем.

Программа воспитательной системы регламентирует жизнедеятельность школьного организма на основе преемственности обучения и воспитания, основного и дополнительного образования,  школьного и семейного воспитания.

Сегодня в педагогике живут идеи ценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

Целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является воспитание целеустремленной, инициативной, нравственной личности с активной гражданской позицией. Это способствует ее творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации  деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.

Исходя из цели воспитательного процесса сформулированы        

задачи воспитательной  деятельности:

- содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему  краю;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, содействие формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;

- содействие формированию осознания собственного «Я», оказание помощи обучающемуся в самоопределении и самореализации;

- содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной  жизненной позиции;

- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

-привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;

- создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители и окружающий социум.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.

Исходя из задач, нами была составлена модель личности выпускника. В центре – выпускник, и качества семи основных направлений, характеризующих достойную, социально адаптированную личность.

Компетентности личности, соответствующие направлениям:

Отечество:

   знаком с национальной культурой, традициями поселка и страны;

   знает и уважает государственные символы;

   обладает такими качествами как патриотизм, гражданственность, ответственность за свою Родину;

    активно участвует в общественной жизни поселка;

    является законопослушным гражданином.

Человек:

   стремится к здоровому образу жизни;

   осознает здоровье как одну из основных  жизненных ценностей.

Труд:

   хорошо знает трудовые ресурсы поселка, района;

   готов к профессиональному самообразованию;

   адекватно оценивает свои реальные и потенциальные возможности;

   умеет добровольно оказывать помощи на благо других;

   умеет строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

Знание:

  испытывает потребность в знаниях;

  умеет учиться, способен к самообразованию;

  ориентируется в общественно-политической и экономической жизни страны, имеет свою оценку окружающих событий.

Культура:

  владеет основами коммуникативной культуры личности;

  умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  понимает сущность нравственных черт и качеств характера окружающих людей.

Земля:

   понимает экологические проблемы;

   активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Семья:

  внимательный, заботливый сын (дочь);

  умеет создавать уют в доме, заботиться о членах семьи;

  стремиться к расширению знаний и умений в создании семейного очага.

Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной работы. 

Реализация цели и задач воспитания основывается на принципах государственной политики в области образования:

1. Демократичный характер школьного образования, под которым мы понимаем в первую очередь:

   демократизацию школьного управления;

   демократизацию содержания и организации образовательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества.

2.Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе:

  поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов;

  создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его самоопределения. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.

3. Дифференцированный подход к воспитанию детей, под которым мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизических особенностей возрастных этапов их развития.

4. Эстетизация среды жизнедеятельности развития ребенка.

5. Непрерывный характер школьного воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах.

6. Связь воспитания с жизнью.

7. Опора на положительное в воспитании.

         Воспитание в МАОУ Зарёвской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

Принцип построения воспитания - поэтапное решение личностью задач на  каждом возрастном уровне:

   раскрытие личности (1-4 классы).

   развитие личности (5-8 классы).

   самореализация, саморегуляция (9-11 классы).

Задача школы – поддержать и развить в человеке Личность, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.

Задачи воспитания педагогический коллектив решает благодаря:

  реализации целевых программ воспитания;

  вовлечению обучающихся в различные кружки, секции, студии, объединения по интересам;

   созданию особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения;

   осознанию педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника;

  взаимодействию с СДК «Заря», К «Атлант», музыкальной школой, центром «Семья».

Мы считаем, что на воспитание личности оказывает влияние тот факт, что дети из года в год проживают традиционные мероприятия, к которым многие классные коллективы  основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников.

Все воспитательные мероприятия ставят своей целью формирование общечеловеческих ценностей, так как коллектив педагогов следует народной  мудрости: «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам».  Такой же позиции придерживаются педагоги дополнительного образования, осуществляющие в школе реализацию блока ДО по пяти направленностям.

Во внеурочное время обучающиеся школ заняты в кружках, секциях и объединениях школы, а также учреждениях: СДК «Заря», СК «Атлант», музыкальная школа.

Хочется отметить, что достоинством воспитательной системы, с нашей точки зрения, является ее простраивание по месячным циклам, что позволяет сосредоточить силы всех участников воспитательного процесса на общей теме и организовать работу более целенаправленно и плодотворно:

Воспитательные модули:

Сентябрь: «Я  - достойный ученик МАОУ Зарёвской СОШ с УИОП!»        

Октябрь: «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»        

Ноябрь: «Я гражданином быть обязан!»        

Декабрь: «Я и мир профессий»        

Январь: «Я знаю только то, что ничего не знаю» Сократ        

Февраль: «Я буду защитником Отечества!»        

Март: «Я в мире прекрасного»         

Апрель: «Я в ответе за себя и других!»        

Май: «Я помню! Я горжусь!»

Циклограмма проведения классных часов:

1-я неделя месяца: Тематические классные часы по тематике воспитательного модуля

2-я неделя месяца: Классные часы по плану классного руководителя

плану.

3-я неделя месяца: Классные часы из цикла «Дни правовых знаний», согласно утвержденному плану

4-я неделя месяца: Организационные классные собрания с анализом проведенных дел.

Особенности управления воспитательной системой.

Важнейшая задача управления – привлечение к   управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:

        целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;

        оптимальная расстановка кадров;

        формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;

        качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;

        активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.

В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.      

Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:

        принцип уважения и доверия;

        принцип сотрудничества;

        принцип индивидуального подхода;

        принцип коллективного принятия решений;

        принцип личностного стимулирования.

                    Руководство осуществляют директор школы, педагогический совет,  Совет школы. В Совет школы входят: директор школы, родители, учителя. Совет школы поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания детей, творческих поисков педагогов.

Администрация в лице директора школы   руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.

Директор школы (Е.П. Фёдорова)

Заместитель директора по воспитательной работе (М.Н. Чабан)

Классные руководители

(29 кл. руководителей)

 

Педагог-организатор                       Педагог - организатор                Преподаватель-

     (А.Ю. Щербакова)                        по спорту (И.А. Зубков)          организатор ОБЖ

                                               (И.В. Амелина)

 Социальный педагог                                                             Педагог-психолог

(А.В. Трушина)                                                                                    (А.Е. Дулева)

 

Технологии реализации воспитательной системы

Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается  использование следующих  видов деятельности:

        Традиционные общешкольные мероприятия (см. выше)

        Школьное самоуправление

        Гражданско-патриотическая деятельность

        Нравственная и духовная деятельность

        Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

        Учебно – познавательная деятельность

        Спортивно-оздоровительная деятельность

        Социокультуное и медиакультурное воспитание

        Художественно-эстетическая деятельность

        Правовое воспитание и культура безопасности

        Воспитание семейных ценностей

        Формирование коммуникативной культуры

                  Экологическое воспитание

        Организация дополнительного образования

        Организация взаимодействия семьи и школы

                  Организация взаимодействия школы со средой

                   Профилактика правонарушений и экстремизма  

Классный руководитель,  как и  прежде, остается одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребенка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения. Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе   направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В нашей  школе   классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересна как для младших, так и для старших учащихся. Проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители   участвуют  в работе как консультанты разновозрастного коллектива, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления. Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, владеть современными методами воспитания детей.  

Школьное самоуправление.

Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само - воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления.

Ученическое самоуправление в этой системе позволяет успешно решать такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности ученика, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей.

         Школьное самоуправление осуществляется через детскую организацию «Светлячки» (1-4 кл.), «Пионеры» (5 – 7 кл.), «Союз деятельных» (8 – 11 кл.).

           Детские объединения осуществляют свою деятельность в соответствии таких законодательных актов «Конвенция ООН о правах ребенка», «Конституция Р.Ф.», Закон Р.Ф.  «Об образовании».

Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.
Актив детских объединений - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность.

  Детская организация, как свидетельствует опыт последних лет, часто служит стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основные способы достижения целей воспитательной системы 

Направления

Мероприятия

1

Гражданско-патриотическое

Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей  непосредственной роли в жизни страны.

Уроки Мужества

Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла

Помощь пожилым людям

Вахта памяти

День защитника Отечества

День Победы

Акция «Дари добро людям»

Экскурсии обучающихся в музеи района

Изучение истории своей семьи, села, школы, государственных символов РФ

Торжественные мероприятия у обелисков

Трудовые десанты, субботники по благоустройству.   (памятник В. Талалихина (с. Мансурово), памятные доски       Евгению Засоркину  и Николаю   Грибашову

Посещение школьного музея и филиала городского историко-художественного музея села Растуново им. Б.И. Тимофеева

2

Духовное и нравственное

Развитие духовных и нравственных ценностей, формирование культуры поведения

День знаний

День учителя

Новогодний огонёк

Масленица

День защитника Отечества

Международный женский день 8 марта

Мероприятия на оздоровительной площадке

Вечер встречи с выпускниками

Экскурсии, походы, посещение СДК «Заря», библиотеки

Фольклорные праздники

3

Трудовое

Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание  целеустремленности в трудовых отношениях.

Трудовой десант

Благоустройство пришкольной территории

Летняя трудовая практика учащихся

Изготовление кормушек для птиц

Работа на пришкольном учебно-опытном участке

4

Учебно-познавательная

Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей.

Предметные недели

Олимпиады

Выпуск газет и плакатов

Интеллектуально - познавательные игры

Посещение библиотечных уроков

5

Спортивно-оздоровительная

Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего  жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся.

День здоровья

Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей

Участие в соревнованиях различного спортивного уровня

Внутришкольные соревнования по лыжам, футболу, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, настольному теннису

Весёлые старты

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

Пропаганда здорового образа жизни

Охрана жизни и здоровья учащихся

Работа отряда ЮИД

Встреча с инспектором ОГИБДД

6

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Формирование представлений о таких понятиях «толерантность», гражданское согласие»; опыта восприятия, производства и трансляции информации

Уроки толерантности

Статьи в газету

Классный час  «Давайте дружить народами», «Богатое многообразие мировых культур», «Все мы такие разные, но все мы заслуживаем счастья»

7

Художественно-эстетическое

Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

Выставки декоративно-прикладного творчества;

Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикаций

Выставки поделок

Беседы эстетической направленности

Ролевые игры

8

Правовое воспитание

Формирование правовой культуры, представление об основных правах и обязанностях, навыков безопасности.

Дни правовых знаний

Консультации, лекции, семинары по правовой тематике, по вопросам защиты прав детей с привлечением представителей профессиональных сообществ (адвокатов, нотариусов)

Тематические классные часы по основам безопасности (отряд ЮИД)

День мира

Уроки толерантности

9

Семейные ценности

Формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Классный час «Семейные ценности» с приглашением многодетных родителей

День матери

День пожилых людей

Родительские собрания вместе с детьми

«Здесь живёт моя семья»

Классные часы с приглашением психолога, сотрудников из центра «Семья»

Лекции с приглашением специалистов

10

Формирование коммуникативной культуры

Формирование дополнительных навыков коммуникации, ответственного отношения к слову как к поступку, ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире

Выпуск школьной газеты «Школьная пора»

Конкурс чтецов

Помощь обучающихся в работе над школьным сайтом

Предметные недели русского языка

11

Экологическое воспитание

Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде

Акция «Подкорми птиц!»

Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»

Конкурс экологических учебно-исследовательских проектов «Исследователи природы»

Конкурс рисунков «Родное Подмосковье»

Экологическая игра «Мы и природа»

12

Организация дополнительного образования

На базе школы работает 8 кружков  

1. «Рукодельница»

2. «Радуга»

3. «Патриот»

4. «Юный эколог»

5. «Великобритания: Традиции и праздники»6.

7. «Культура и традиции англоязычных стран»

8. « Путешествие по Великобритании»

5 спортивных секций

1. «Общефизическая подготовка»

2. «Баскетбол»

3. «Волейбол»

4. « Теннис»

5. «Гимнастика»

13

Работа с родителями и общественностью

Включение в воспитательный процесс родителей и общественности

Родительские собрания

Индивидуальные консультации

Профилактические беседы

14

Профилактика правонарушений и экстремизма

Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия.

Составление социальных паспортов

Работа Совета профилактики правонарушений

Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»

Мероприятия тематической направленности

Профилактические беседы с учащимися

Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся

Встреча с инспектором ОДН

Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании

Встреча с наркологом

Беседы с психологом МКЦ «Победа» по антинаркотической пропаганде

Занятия – тренинги с психологом центра «Семья»

 Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе ведётся работа с родителями.  Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты):

       «Дети-родители-учителя»

        «Как живёшь семья?»

       «Семейный кодекс РФ о защите прав несовершеннолетних».

Тематика родительских собраний иногда  предлагалась самими родителями: «Знаете ли вы своего ребёнка?»,  «Наши трудные дети», «Вредным привычкам скажем «Нет»» на которых обсуждались:

      -проблемы воспитания в семье трудного ребёнка и поиск их решения;

-пополнение знаний родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ, наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков;

-развитие  самосознания родителей и педагогов, коррекция позиций педагогов по отношения к ученикам и родителям.

           Традиционными в школе стали мероприятия с участием родителей. Среди мероприятий  необходимо отметить такое, как «Здесь живёт моя семья», где учащиеся вместе со своими родителями рассказывали о семейных традициях, увлечениях. Такие мероприятия способствуют сплочению семей, укреплению взаимопонимания между родителями, детьми и школой.

Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.

Внешние связи школы.

Чрезвычайно важно работать с окружающей средой, превращая ее в средство воспитания, используя ее потенциал для личностного роста школы.

 Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, поэтому школа постоянно выявляет воспитательный потенциал окружения, устанавливает связи.

1.   Реализация воспитательной системы школы невозможна без взаимодействия с Администрацией Растуновского сельского  округа.

2.   Формирование единого воспитательного пространства, создание условий для личностного развития и самореализации школьников и педагогов позволяет осуществлять нам взаимодействие с сельским домом культуры, сельской библиотекой, спортивным комплексом «Атлант», с филиал городского историко-художественного музея села Растуново имени Б.И. Тимофеева, с музыкальной школой.

3.   В профилактике антиобщественных проявлений в молодежной среде мы опираемся на взаимодействие с органами социальной защиты, инспектором ОДН, органами опеки и попечительства.  

 Такое содружество расширяет сферу отношений учащихся, расширяет круг интересов старшеклассников помимо учебной деятельности.

Школа

СДК «Заря»                                СК «Атлант»                        Музыкальная  школа

Сельская библиотека                              Музей с. Растуново им. Б.И. Тимофеева

Развитию творческих способностей, проявлению социальной активности учащихся,  реализации их интересов и склонностей способствует сотрудничество школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями района.

    Близость этих учреждений дает прекрасную возможность педагогам, родителям и  обучающимся  посещать Сельский Дом культуры, спортивный комплекс «Атлант»,   сельскую  библиотеку, филиал городского историко-художественного музея села Растуново имени Б.И. Тимофеева для удовлетворения интеллектуальных, духовных и  эстетических потребностей. Школа активно использует возможности данных учреждений в организации внеклассной и внешкольной работы.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

o       анкетирование;

o       анкета «Изучение уровня воспитанности учащихся»

Н.П. Капустина, М.И. Шиловой; (приложение)

o       анкета «Наши отношения»  Л.М. Фридмана

o       тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой;

o       методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И. Рожкова;

o       методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И. Рожкова;

o       методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева;

o       комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева. 

Показатели эффективности воспитательной системы МАОУ Зарёвской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов:

       более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребёнка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, национального, эстетического, трудового, физического потенциала;

       происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в решении целей и задач воспитания;

      наблюдается рост удовлетворённости учащихся и родителей  психологическим климатом в школе, деятельностью учебного заведения;

       сложились определенные традиции школы;

       у педагогов и школьников преобладает позитивное настроение;

      педагогами осознана полезность работы по формированию детского коллектива;

      под постоянным контролем администрации находится работа по профилактике правонарушений:

а) раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска;

б) вовлечение обучающихся, особенно «трудных», в деятельность школьных и внешкольных кружков  и объединений;

в) ведение дневника индивидуальной работы с учащимся  «группы риска»;

г) посещение их семей и тесная связь с родителями;

д) организация встреч обучающихся с   представителями правоохранительных органов.

Достигнутая устойчивость функционирования школы и результативность её деятельности, тем не менее, не снимает некоторых проблем, преодоление которых даст новый импульс развитию школы.

           Анализ состояния воспитательной работы позволяет сформулировать факторы, негативно влияющие на организацию воспитательного процесса в сельской школе.

          К числу таких факторов относятся:

       отсутствие работы на селе, снижение жизненного уровня сельского населения;

       снижение возможностей села в организации досуга населения;  

       школа превратилась фактически в центр культурно-массовой работы не только с детьми и подростками, но и сельской молодёжью и взрослыми людьми.