Сценарии внеклассных занятий "Проводы зимы, встреча весны" и "Я - Гражданин России"
план-конспект занятия по теме

Чаплыгина Галина Алексеевна

Приобщение детей к народной культуре и традициям посредством привлечения их к непосредственному участию в данных мероприятиях. На занятии  "Проводы зимы, встреча весны"  используется театрализация, игры со зрителями, исполняются частушки, песня "Блины", танец. Возраст детей, участвующих в занятии от 7 до 17 лет.

Занятие "Я - Гражданин России" предназначено для детей 4-5 кл. и несёт в себе патриотическую направленность. Во время занятия дети работали с картой России, оформляли выставку рисунков, выполняли различные задания. Всё занятие построено на работе в малых группах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon масленица76 КБ
Microsoft Office document icon Я -Гражданин85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте детишки! Девчонки и мальчишки! Гостям рады, что пришли, для нас времечко нашли!.

Будут здесь у нас забавы, угощение на славу. Мы потешить вас спешим, может быть и рассмешим, и

вернёмся как во сне  к нашей русской старине!

                                                       

Февраль: Все сюда скорей бегите

                И на нас вы поглядите.          

                Будем зиму провожать,                      

                Масленицу отмечать!      

Март: Созываем мы гостей

            Со всех известных волостей!

Февраль: Ясна-красна пришла весна!

                 С голубой далью, с Иваном да Марьей!

Март: С полою водою, с первой бороздою!

Февраль: Весна пришла!

Март: Войной пошла на всё зимнее:

           На льдинки – ливнем,

           На снег – теплом,

           На всю зиму – помелом!

Вместе: Ясна – красна, пришла весна! ( кладут ключ)

Ведущий: Солнце засветило по-весеннему, запели в лесу пичуги, значит,          

                  подходит зима к концу. С древних времён, сохраняя

                  языческие традиции, принято в это время праздновать

                  Масленицу. Кто не знает этого разудалого, истинно русского

                   праздника. Его отмечают перед Великим постом, за 8 недель до          

                   Пасхи, и непременно блинами, снежками, кострами,

                  катанием с корок. Это самый весёлый праздник, проводы зимы,

                  встреча весны.

                  - А что вы знаете про Масленицу?

- Посмотрите, пока мы тут разговоры вели, к нам сама Масленица пожаловала. Встречайте её!

                ( звучит музыка, «въезжает» Масленица)

Дев.: Ой, Масленица во двор въезжает,

          Широкая, во двор въезжает!

Дев.2: А мы, девушки, её встречаем,

           А мы, красные, её встречаем!

Дев.3: Ой да, Масленица! Погостюй недельку!

            Широкая, погостюй другую!

Ведущий: Здравствуй, сударыня – Масленица! Ты надолго ли к нам пришла, припожаловала?

Масленица: Всего на 7 денёчков. 1 день – встреча, 7 – проводы. Встречайте меня сытостью и довольством. Ведь я – праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Маслениц отпразднуете, тем богаче у хлеборобов этот год окажется.

Дев.3: Ой, Масленица-белошвейка!

           Тебя встретим хорошенько!

           Сыром, маслом и сальцом, и печёным яйцом

           Тебя встретим хорошенько!

           И водою из ключа, половинкой калача,

           Тебя встретим хорошенько!

Ведущий: Издревле на Руси считалось, что круг – символ солнца. Поэтому носили на шестах  вот такие  круглые украшения, а ребята и девушки водили хороводы.

                  - Ребята, а какое главное кушанье готовят на масленой неделе?

                    Правильно, блины. Они тоже круглые, как солнышко!

Дев.: Тин-тин-тинка.! Подай блинка!

          Оладышка – подзабавышка,

          Масленица, не скупися, масленым блинком поделися!

Масленица: Блины печь – дело сложное, дело сложное и мудрёное. Растворю я квашенку на донышке,

                     поставлю квашонушку на столбушке, будет моя квашенька полным-полна, полным-полна,

                     с краями ровна!

Ведущий: А чтобы вкусными блины получились, надо много специальных секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, на вечерней заре, когда всходит месяц, да приговаривать:

Масленица: «Месяц,  ты месяц, золотые рожки. Выгляни в окошко, подуй на опару!»

Ведущий: Хороша опара уродилась, пора из неё блины печь!

    (песня «Блины») , - А теперь давайте поиграем!  Игра « Накорми блином соседа

Ведущий: Молодцы! Сами наелись, народ посмешили. Давайте продолжим наш праздник..

Леший: Почему стоит галдёж? Чем вам день сегодня гож?

              Почему я здесь не вижу мне приятных, милых рож?

              Где кикимора с Ягой? Почему здесь шум такой?

              Кто посмел развеселиться и нарушить мой покой?

Февраль: Это что ещё за чудо в перьях? Откуда ты взялся?

Леший: Вы решили тут кутнуть? Погулять и отдохнуть?

              А меня не пригласили? Леший я. Не кто-нибудь!

Март: Чего ты тут забыл? А ну-ка убирайся с праздника!

Леший: Ты, приятель, не ори! У меня кипит внутри. Веселиться не позволю! Эй, на помощь! 1,2.3!

      (появляется Баба-Яга)

Б-Я: Ты уж, братец, не серчай, не молоденька я, чай,

         Больно скор ты на подъём, шею сломишь невзначай.

         Я сегодня поутру простудилась на ветру,

          Ревматизма разыгралась, ну-ка, ежели помру!

Леший: Ты забыла кто ты есть? И зачем сегодня здесь?

               Позабудь свои хворобы, приготовься ношу несть.

Б: Я чего-то не пойму, при моём-то при уму: для чего ты затеваешь вот такую кутерьму?

Леший: Бабка, привяжи язык! А не то как дам, и в миг улетишь куда не знаю, потеряв яговский шик!

Февраль: Ты что это драку затеваешь? Мы тебя отправим куда надо!

Леший: Что ты, что ты, друг мой милый! Как у вас тут всё красиво, модно, весело, игриво…

               Бабка, за работу, живо!

Б: Ну чего опять понёс, словно разъярённый пёс?

     Дай подумать хоть маленько, у меня-то, чай, склероз.

Леший: Можно, я загадки всем загадаю?

Февраль: А ты знаешь?

Леший: Ещё какие!

Март: Ну, загадывай!

леший: Шёл по лесу. Шёл по бору.Шёл по полю. Шёл под гору. Он на речке запер лёд. Кто он?

Б: Дедушка Мороз.

Февраль: Разве это загадка?

Леший: Не получилось. Дай ещё попробую.

              Он не лает, не кусает, а домой вас не пускает.

              Лишь ключом открыться мог старый наш дверной…

Б: Замок.

Леший: ( Б-Я) : Бабка, видишь ты кулак? С кем связался я дурак?

                           Слушай ухом, а не брюхом. Намекну – и сделай так…

Март: Что это за загадка? Давай уходи!

Леший: Ещё одну, самую интересную.

              Зиме – снега, полям – стога, нам – солнца луч, замку же - …ключ.

- Ой, я сам и угадал! ( поворачивается к Б-Я) Ключ, хороший, большой ключ!

   (Б-Я хватает ключ и убегает)

Леший: Дело сделано. Я рад удалиться в чащу, потому что Леший – гад самый настоящий.

Ведущий: Неужели ушли? Давайте продолжим наш праздник!

Март: Барабаньте в барабаны,

          Собирайте весь народ.

          Барабаньте неустанно,

          К нам Весна сейчас придёт.

          Снег растает на поляне

          И берёза расцветёт.

          Собирайтесь, горожане,

           становитесь в хоровод1

Февраль: Март, не спеши. Мы же ещё зиму не проводили.

Март: Так давайте быстрее её проводим. Я очень хочу, чтобы зазеленели листья и трава, чтобы

            проснулась речка, в огородах появились свежие овощи.

Февраль: Не спеши, не спеши! Всему своё время. Ты любишь весну. А разве зимой плохо? Можно на

                санках кататься… А Новый год когда наступает? Зимой! Значит есть за что добрым словом

                помянуть матушку – зиму.

Март: Ладно, я согласен. А как мы будем её провожать?

Февраль: Ты посматривай по сторонам, а как увидишь, что Зимушка-Зима едет, сразу дай знать.

Март: И мы отдадим ей ключ от людских сердец, который  она должна вручить Весне.

Февраль: А где же ключ?

Март: Вот он…Ой, а где же ключ? Пропал…

Февраль: Кто мог его взять? Март, ты никого поблизости не видел?

Март: Да здесь же были Баба-Яга и Леший. Всё понятно, это они утащили!

Февраль: Что же теперь делать?

Март: Я знаю, что делать! Я сейчас побегу и разбужу медведя. Ему пора вставать, солнышко уже

            припекает. Медведь все завалы-буреломы обшарит, а найдёт Лешего и Бабу-Ягу.

                     (появляется медведь)

Медведь: Нечего меня будить. Я уже проснулся, я уже потянулся, только не умылся.

Март: Миша! На тебя вся надежда, выручай!

Февраль: Если Зима не отдаст ключ Весне, тебе опять нужно будет в берлогу убираться.

Медведь: Ещё чего, я все бока отлежал, не хочу.

Март: Тогда помоги найти ключ.

Медведь: Ладно, пойду поищу этих негодяев.

ведущий: Иди, Миша, а я пока ребятам вопросы позадаю.

    Скажите, а почему именно медведя мы решили позвать на помощь?

А это, ребята, интересная история! В древней Руси по народным поверьям  сразу за Масленичной неделей наступала Комоедица -  медвежий праздник. По поверьям, в эту пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Мужчины чествовали  его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой. Комы ( специальные блины или хлебцы), которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу,  сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя,  выносят лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу Хозяина Леса, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.

Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям).

(Появляется медведь, Он тянет за собой Лешего и Б-Я).

Медведь: А вот и я! А вот и добыча моя!

Март: Где же ключ? Куда вы его дели?

Леший: И не видел никакого, никакого я ключа!

              Ты, Михайло, чёрт здоровый, нас сграбастал сгоряча!

Февраль: Но ключ исчез после вашего ухода!

Медведь: Я их сейчас маленько потрясу!

Б-Я: Ты, медведь, умерь свой пыл, с ворами нас не смешивай. ( Тихо в зал)

         Ключ за пазухою был у него, у Лешего.

Медведь: Ну-ка, Лешенька, подойди-ка поближе! Что у тебя за пазухой, покажи.

Леший: Сувениры я люблю. Это ключ, кажись. Я тебе его дарю!

Медведь: Ну вот и нашли пропажу.

Февраль: Спасибо, Миша, от всех людей!

Медведь: А что с этими делать будем?

Л. и Б-Я: Мы больше не будем!

Ведущий: Давайте их простим? Ведь сегодня последний день масленицы – Прощёное воскресенье.

                  В этот день принято просить друг у друга прощения, чтобы со спокойной душой и чистой

                  совестью встретить и пережить Великий пост.

Март: Теперь Зима вовремя уйдёт, а Весна придёт.

Ведущий: Но прежде, чем Зима уйдёт, её нужно проводить. Ой, вы слышите , кажется, Зима

                  подъезжает. Давайте встретим её хороводом!

                 (звучит музыку, хоровод)

Зима: Здравствуйте, дорогие! Здравствуйте все!

           К вам пришла я в старинном кокошнике, в кружевном сарафане сама.

           Бью поклон я вам гости хорошие, я – Зима!

           Вместе с Русью живу я в былинах, и, как ей, мне немало веков…

           То я сплю на пуховых перинах, то кружусь над куделью ветров.

           Я сурова, а все меня любят, я морозна, но все меня ждут.

           И я знаю, что добрые люди проводить меня с честью придут.

           Русский снег – это вечная книга, много помнит он, много хранит.

           Снег стал мягким, как хлеба коврига, скоро первый ручей зазвенит.

Февраль: солнце греет всё сильней, капают капели,

                Поглядите на людей – лица посветлели!

Медведь: Приближается Весна  в зелёном уборе.

                 И воспрянет ото сна вся природа вскоре.

Март: Весна идёт, спешит весна в далёком громе ледохода.

           Мы ждём тебя – Весна-красна, желанная невеста года!

                                (музыка, появляется Веснв)

Весна: Я пришла сюда из послезавтра на последний хоровод Зимы.

             Сказочник, наверно, постарался, чтобы с нею повстречались мы.

              Белый цвет закрашу я в зелёный и подснежник первый посажу.

              И конечно, как всегда, влюблённым имена любимых подскажу!

Зима: Время проводов настало, до свиданья, люд честной!

           Погуляли с вами мало, ну да встретимся зимой.

           Принимай, весна, правленье, Ключ – тебе в награду!

           Ты сердца людей в волненье приводи и радуй!

Весна: Пусть на щеках румянится весенняя заря. Ведь девицей-красавицей зовут меня не зря!

            Лучами солнца знойного снега я растоплю. Для вас ковры зелёные повсюду расстелю.

            Пойду я, люди добрые, по пашням, по садам. Всю силу плодородия в награду вам отдам!

            Сверкай же, солнце красное, потоками звеня, встречай же, праздник радостный родимая земля!

Ведущий: Струны звонкие, играйте! Продолжаем праздник мы.

                  Всенародное гулянье, праздник проводов  Зимы!

                                      (Частушки)

Ведущий: Зиму проводили, а что-то наша гостья Масленица засиделась. Пора проводить и её.

Масленица: Я гуляла с вами, теперь села в сани.. Пела и плясала, больно я устала.

                      Кончилось веселице – беритесь за делице, заправляйте сошенку – выехать на пашенку.

                      А со мной проститеся, блинами угоститеся!

1.    Масленица загорела, всему миру надоела.

       Обманула, провела, годика не дожила- до поста довела.

1.    Масленица – блиноеда, масленица – жироеда,

       Масленица – обируха, масленица – обмануха.

       Обманула, провела, до поста довела, все ежи взяла!

3.    Долго Масленка гуляла, песни разные играла.

       Пожалела нам блина – гори, сатана!

4.   Ходи, хоровод, весели честной народ!

      На земле ветрам открытой завершаем праздник мы
     В честь румяной, именитой, в звонкой песне не забытой

      Нашей матушки – Зимы!

5.   Трудись, покамест служат руки, не сетуй, не ленись, не трусь.

       За все твои дела и муки тебе спасибо скажут и внуки,

        Тебе спасибо скажет Русь!

6.     Пусть всех весенний ветер дразнит,

        Нам жить без праздников нельзя.

        Не уходи из сердца праздник,

        До новых праздников, друзья!

Приложение.

1. Мы частушки пропоём, как мы Масленицу ждём,

    Как тоскуем по блинам и по тёплым вешним дням.

2. Заиграй-ка, балалайка, балалайка три струны!

    Подпевайте, не зевайте, выходите, плясуны!

3.  Пришла Масленица к нам, это значит быть блинам.

     Быть любви и быть добру – всем раздайте по блину!

4. Ветер дует, ветер дует, ветерочка не унять.

     Туфли новые надену, побегу весну встречать.

5.  Хватит реки льдом ковать, лес морозить,  птиц пугать.

     Приходи, весна, скорей, зажурчит опять ручей!

6.  Девочки-беляночки, где вы набелилися?

     Мы вчера коров доили, молоком умылися! ( поют все)

7.  Навела я теста таз, угощу блинами вас.

     А похвалите меня, гору напеку вам я!

8.  Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.

     Повезу свою милашку всем соседям напоказ.

9.  С горки ехала Маняша, самой быстрою была.

     Маша даже свои лыжи по пути обогнала.

10. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.

      Тихо, Танечка, не плачь, а то будешь там, где мяч.

11. Я цветочки поливала на балконе леечкой.

      Почему-то стал вдруг мокрый дядя на скамеечке.

12. Пели, пели петухи, потом запели курицы.

      Не пора ли вам ребята убираться с улицы. ( поют все)

13. Раз с приятелем в день смеха поменяли – вот потеха!

      В школе мы на этаже все таблички м и ж.

14. Поленился утром Женя причесаться гребешком,

      Подошла к нему корова, причесала языком.

15. В масленицу провели мы кулачные бои.

      Победила мужа я, ведь сковородка у меня.

16. С тала вдруг душить рубаха, чуть не умер я от страха.

       Потом понял, ё-моё, я же вырос из неё!

17. Если ты моя подруга из несчастья вызволи.

      Подними скорее руку, чтоб меня не вызвали.

18. Максим в школу опазданья объясняет просто,

      А учиться, марь Ивана, никогда не поздно!

19. Обокрали, обокрали школьную столовую.

      Утащили повариху самую здоровую!

20. Женя Леру колотил, даже притомился.

      Хрестоматией лупил, может он влюбился?!

21. Валя мучила расчёску, к школе делала причёску.

      Мучила-то, мучила, а получилось чучело!

22. Равиль слух развил отменный, может без подсказки

      Слушать стоя у доски с дальних парт подсказки.

23. эй, подруга,не скучай! Скушай блинчик, выпей чай.

      А захочется ещё, мне не жалко – скушай всё!

Цели: 1) пополнить и обобщить знания воспитанников о праздновании

               русского народного праздника Масленицы;

           2) способствовать формированию у детей основ гражданского

               самосознания через развитие уважения к народным традициям и

               обычаям;

           3) развитие артистизма, выразительной речи воспитанников;

                развитие ответственности, чувства долга;

            4) коррекция познавательных процессов ( памяти, внимания),

                эмоционально-волевой сферы воспитанников.

Оборудование: декорации: домик, ширма, искусственные ели;

                          костюмы для участников, настенное оформление;

                          стол с «масленичными» продуктами, музыкальное

                          оформление.

Проводы  Зимы,

   встреча  Весны.

 открытое занятие

 Воспитатель: Чаплыгина Г.А.



Предварительный просмотр:

Тема: Я – гражданин России.

Цели: 1) поговорить с воспитанниками о величии и богатстве России, её истории, законах  

               и символике;        

           2) способствовать формированию основ гражданского самосознания через

               обсуждение гражданских прав и обязанностей;

           3) развитие патриотизма и гражданственности у воспитанников; воспитание

               гордости за историю своей страны, за её прошлое и настоящее;

           4) коррекция коммуникативных умений и навыков у воспитанников; развитие

               быстроты мышления, устойчивости внимания; формирование умения работать в

               группе; развитие внимательности и быстроты реакции через формирование

               навыка работы с картой.

Наглядность: детские рисунки, карточки с заданиями, физическая карта России,

                        флажки с фотографиями, воздушный шар, маркеры, «ладошки».

Оборудование: мультимедийная доска, магнитная доска, магниты.

ИКТ: презентации: «Моя Россия», «Символы РФ», « Наши путешествия по

          России», «Россия 10»,рисунки-слайды; песня о России (исп. Витас)                                                            

                               

                                                   Ход  занятия:

1. Организационная часть

1) Психологическая подготовка детей к началу занятия.

 Показ презентации « Моя Россия». Чтение стихотворения о России под музыку.

                                    За ясные зори, умытые росами,

                                    За русое поле с колосьями рослыми,

                                    За реки разливные в пламени синем

                                    Тебя по-славянски назвали Россия.

                                     Россия…

                                     Россия…

                                     Раздолье…

                                     Равнины…

                                     Берёзы босые, седые осины.

                                     Всё дорого с детства.

                                     И всё же не можем никак наглядеться!

                                     Великую землю,

                                     Любимую землю,

                                     Где мы родились и живём,

                                     Мы Родиной светлой,

                                     Мы Родиной нашей,

                                     Мы Родиной милой зовём.

                                     Россия, Россия – края дорогие,

                                     Здесь издавна русские люди живут.

                                     Они прославляют просторы родные,

                                     Раздольные песни поют.      

2) Сообщение темы и целей занятия.

-Добрый день! Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшнее занятие посвящено России. Оно так и называется: «Я – гражданин России». Сегодня мы поговорим о том, какая большая и великая наша страна, о том, как надо беречь и любить её, кто такой гражданин своей Родины.        

2. Основная часть.

1) Беседа о возникновении слова «Русь».

- Ребята, а откуда появилось такое название «Россия»?  

Учёные до сих пор обсуждают       несколько вариантов возникновения названия.

Русь – от слова «русло» ложе реки, по которому она течёт.

Русь – страна озёр и рек.        

Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей.

Раньше славян называли россами. Может быть и поэтому страну, где они проживали назвали Россией.

 2) Работа с физической картой России.

-Ребята, обратите внимание на карту. Кто мне покажет Россию? (дети отвечают)  

Россия – необъятная страна. Если двигаться с севера на юг, нам предстоит преодолеть около 4 тыс. км. А если с запада на восток 12 тыс. км. ( на самолёте 12 часов). В нашей стране в одно и то же время, только в разных её частях может идти снег и палить беспощадное солнце. Каждое утро в Калининграде кто-то собирается на работу или в школу, а на Дальнем востоке кто-то в это время собирается лечь спать. Новый год в нашей стране отмечают 10 раз, начиная с Камчатки и заканчивая в Калининграде. Наша страна – единственное государство в мире, которое включает в себя такое разнообразие природных  и климатических зон и количество часовых поясов.

3) «Мозговой штурм»

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся.

- Ребята, а все ли люди, живущие в нашей стране являются её гражданами? ( ответы детей)

- А могут ли граждане России жить на территории других государств не теряя российского гражданства? ( ответы детей)

Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином РФ. А что значит : быть гражданином своей страны?

Я вам сейчас раздам карточки с ответами, вам нужно будет посоветоваться друг с другом и выбрать правильные. ( Под табличку «Быть гражданином значит:» дети крепят свои ответы на магнитную доску)

Быть гражданином значит: ( правильно)                        ( неправильно)

- любить свою Родину                                                    жить сам по себе

- знать права                                                                   с неуважением относиться к                                              

- выполнять обязанности                                              истории страны

- охранять территорию                                                думать только о себе

- беречь природу                                                              пользоваться всем, чем хочется

- гордиться культурой, языком                                    жить как хочется

- приумножать богатства                                           достаточно иметь запись

- уважать традиции, обычаи                                        в свидетельстве о рождении

-Молодцы! Все с заданием  справились хорошо. Я думаю, что для того, чтобы быть гражданином не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит любить свою Родину, чувствовать ответственность за её судьбу и будущее. Ну и конечно, гражданин страны должен знать её историю и государственные символы.

Что относится к государственным символам России? (флаг, герб, гимн)

- А на сколько хорошо вы знаете наши государственные символы, мы сейчас узнаем.

4) Пауза «Символическая». Работа в малых группах.

1. Воспитанникам на группу раздаются полоски цветной бумаги и предлагается из них

собрать российский триколор.

- Молодцы! Вот так выглядит наш государственный флаг ( показ на экране). А что обозначают цвета триколора? ( белый – мир, чистота, благородство; синий – честность, верность,

безупречность; красный – силу, смелость, кровь, пролитую за Отечество).

Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. А в

праздничные дни флаг  вывешивается на зданиях предприятий и организаций, а также на жилых домах. День государственного флага РФ отмечается 22 августа.

2. Следующее задание: детям раздаются карточки с изображением различных

гербов. Детям нужно выбрать российский.

- Молодцы! И здесь справились! ( показ правильного варианта). Российский герб появился 500 лет назад, в 1497 году. Это двуглавый орёл, который держит в своих лапах скипетр и державу.

- Что такое скипетр? А держава?

- А что за всадник изображён на груди орла?  Святой Георгий Победоносец)

3. Третьим символом нашего государства является гимн Что такое «гимн»? (торжественная песнь).

Кто является авторами слов и музыки российского гимна? ( Александров и С.В.Михалков)

- А сейчас, ребята, мы прослушаем 1 куплет и припев российского гимна и покажем всем, как нужно себя вести во время его исполнения. ( слушание гимна, дети и все присутствующие встают).

- Ребята, когда говорят о символах государства, то часто упоминают ещё один – столицу. Какой город является столицей России? Найдите его на карте. ( найденный город отмечают флажком с изображением)

5) Пауза «Правовая».

 – Ребята, каждый из присутствующих здесь является гражданином одной большой страны под названием Россия. Россия – это правовое государство, т.е. государство, где живут по законам. А как называется самый главный закон нашей страны?

Правильно, Конституция. Согласно этому закону какие права имеет гражданин нашей страны? (ответы детей)

Правильно. Вот сейчас я вам предлагаю паузу «Правовую».

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Какое право царевны в сказке  А.С. Пушкина «…О семи богатырях» было нарушено? ( право на жизнь)

2. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? ( дед из сказки «Репка»)

4. У какой сказочной героини было нарушено право на отдых? ( у Золушки)

5. А теперь посмотрите на иллюстрации сказочных персонажей и скажите, какие права в сказках они нарушали? (лиса, волк, Баба-Яга) ( право на жизнь, право на неприкосновенность имущества, право на отдых и охрану здоровья)

 6) Пауза «Литературная».

- Молодцы! Давайте продолжим наше занятие. Мы уже говорили, что наша страна богата своей историей, культурным наследием. Испокон веков народ прославлял свою Родину в песнях, сказаниях. До наших дней дошли прекрасные произведения народного творчества. Это и произведения зодчества, народных промыслов и, конечно, фольклора.

Вот сейчас объявляется пауза «Литературная».

Задание1: Детям даются «разрезанные» пословицы о Родине, которые нужно соединить.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Родная земля и в горсти мила.

Жить – Родине служить.

Родной край – сердцу рай.

Задание 2: И в наши дни поэты и писатели прославляют Родину в своих произведениях. каждой группе нужно прочитать стихотворение о Родине.

1.  Т. Бокова  «Родина»                                2. З.Александрова «Родина»

Родина слово большое, большое!               Если скажут слово «Родина»,

Пусть не бывает на свете чудес,                 Сразу в памяти встаёт

Если сказать это слово с душою,                Старый сад, в саду – смородина,

Глубже морей оно, выше небес!                 Толстый тополь у ворот.

В нём умещается ровно полмира:               У реки берёзка-скромница.

Мама и папа, соседи, друзья.                      И ромашковый бугор.

Город родимый, родная квартира,              А другим, наверно, вспомнится

Бабушка, школа. котёнок…и я.                   Свой родной московский двор.

Зайчик солнечный в ладошке,                     В лужах первые кораблики,

Куст сирени за окошком                              Над скакалкой топот ног,

И на щёчке родинка –                                   И большой соседней фабрики

Это тоже Родина!                                          Громкий радостный гудок…

                                                                        Или степь от маков красная, золотая целина

                                                                        Родина бывает разная, но у всех она одна!

   

7)  Работа с картой ( по проекту «Россия10»)

Ребята,  мы не раз уже говорили о том, что Россия – огромная страна. Россия – богатая страна. Богата она и природными богатствами, и людьми, которые здесь живут, и историческими и архитектурными памятниками. А каково наше культурное наследие! Никакими деньгами это не измерить. И насколько богата наша страна мы увидели совсем недавно ещё раз. Летом стартовал проект «Россия 10», в котором участвовала практически вся страна. Благодаря этому проекту граждане нашей страны узнали о ней много нового. Многие даже и не подозревали, что в России есть такие удивительные места. Сегодня мы организовали небольшую выставку рисунков тех мест России, которые вошли в десятку лучших мест по народному голосованию.

8) Работа с  выставкой рисунков, сопровождаемая рассказами детей и показом слайдов.

Дети подходят к выставке рисунков по одному и рассказывают о своём рисунке, затем находят это место на физической карте России и отмечают его флажком с фотографией; педагог дополняет рассказы детей.

1. Кижи

Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, который является особо ценным объектом культурного наследия народов России и объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Срублен он из дерева, без гвоздей, при помощи топора и долота. Долгая жизнь кижских церквей как раз объясняется тем, что они возведены без применения пилы - обработка дерева топором не нарушает его структуру, поэтому церкви не разрушаются.

2. Псковский кремль

Псковский Кром - самая большая крепость в Европе. Протяженность его стен - 9 километров. Площадь - 3 гектара. Гордость русского искусства XVII века - семиярусный иконостас Троицкого собора. К особо почитаемым святыням храма относятся чудотворные иконы, ковчег с мощами псковских святых и Ольгин крест. Территория Крома обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6-8 метров и толщиною от 2,5 до 6 метров. Псковский кремль за свою историю выдержал 26 осад. Крепость, бывшая в активном военном употреблении в течение почти 1000 лет, дошла до нас в практически первозданном виде. 

3. Нижегородский кремль

Из летописей известно, что Нижний Новгород был основан в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем. Защитные укрепления города - глубокие рвы и высокие валы - первоначально были сооружены из дерева и земли. Каменным Нижегородский кремль стал спустя полтора столетия после Московского – в 1515 году, когда возникла необходимость усилить оборону города – главного опорного пункта Московского государства против Казанского ханства. Нижегородский кремль может быть интересен, прежде всего, как исторический памятник, ядро нижегородских земель.

4. Мамаев Курган и скульптура «Родина-мать зовёт»

Мемориал "Героям Сталинградской битвы" был открыт на Мамаевом кургане в Волгограде в 1967 году. От Площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента - "Родина-мать зовет". Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского союза - участников Сталинградской битвы. Статуя работы скульптора Вучетича и инженера Никитина сделана из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Высота памятника - 86 метров, высота самой скульптуры - 53 метра. При этом толщина стенок скульптуры - не более 30 сантиметров. Меч в руке Родины-матери весит 14 тонн и имеет длину 33 метра. Говорят, что в ладони статуи свободно помещается автомобиль. В 2008 году статуя Родины-матери на Мамаевом кургане признана одним из семи чудес России.

5. Коломенский кремль

Кремль в Коломне - одна из наиболее мощных крепостей Московского государства, построенная в 1525-1531 годах во время царствования Василия III. Кремль расположен на месте слияния рек Москвы и Коломенки.  В настоящее время на территории кремля размещается военно-исторический спортивно-культурный комплекс. Здесь проводятся рыцарские турниры и игры витязей, состязания бойцов, борцов и стрелков, древние обряды, народные праздники, ярмарки. В Кремле работает выставка древнерусского оружия и воинского снаряжения, устраиваются тематические экспозиции, организуются воинские игры и аттракционы. Здесь можно и меч в руке подержать, и кольчугу примерить, и стрелу пустить в цель из тугого лука или старинного арбалета.

6. Озеро Байкал

Озеро Байкал является крупнейшим хранилищем высококачественной пресной воды. В Байкале сосредоточенно около 1/5 всех мировых запасов пресной воды и 9/10 запасов России. Объём воды в нём больше, чем во всех вместе взятых Великих озёрах Северной Америки, и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере. В длину озеро протянулось на 636 километров, в ширину – на 80  Его максимальная глубина составляет 1642 метра. Средняя глубина озера также велика - 744 метра. Флора и фауна Байкала эндемична на две трети. Более 1000 видов растений и животных не встречаются ни в одном водоеме Земли. Байкальский тюлень - нерпа - является единственным представителем млекопитающих в озере. Байкал - одно из древнейших озер мира. Он существует уже около 25 миллионов лет и, возможно, является зарождающимся океаном. Его берега расходятся друг от друга подобно тому, как расходятся континенты. В 2008 году Байкал признан одним из семи чудес России.

7. Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра, находится в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского, поклониться которым ежедневно приходят сотни прихожан. Сегодня это действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. Монастырский комплекс составляют 45 строений и памятников. На его территории проживают около 300 служителей церкви. С XVII века здесь стали хоронить русских митрополитов. С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия - старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. С 1940 года Троице-Сергиева Лавра - государственный музей-заповедник. Находится под охраной ЮНЕСКО.

8. Мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни»

Мечеть «Сердце Чечни» в Грозном - одна из самых больших, красивых, и величественных мечетей Европы и мира. Открыта 17 октября 2008 года и названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова, первого Президента Чеченской Республики.  Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость более 10 тысяч человек. Раскинувшийся вокруг мечети огромный парк (в парке более пятидесяти разновидностей деревьев) с каскадом цветных фонтанов и ночным освещением зачаровывает своей красотой.

9. Ростовский кремль

Кремль строили в XVII веке как Ростовскую митрополию, то есть, резиденцию для митрополита Ионы. Поэтому называть его кремлём формально не за что, каменные стены носили достаточно декоративный характер и не должны были служить для обороны города. Сейчас это один из самых известных туристических объектов Ярославской области. Кремль также прославился тем, что именно здесь снимали эпизоды фильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию.                    10. Петергоф                                                                                                                                     Памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX веков - бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. Музей-заповедник "Петергоф" объединил 21 музей. Наряду с традиционными дворцами - музеями, такими как "Екатерининский корпус", "Марли", "Эрмитаж", вы сможете посетить совершенно неожиданные, например,  Музей «Императорские велосипеды», «Музей игральных карт» или «Музей коллекционеров».Наш Астраханский кремль тоже принимал участие в данном проекте и вошёл в тридцатку лучших мест России. И хоть он и не стал лидером, но для нас  - астраханцев – он является предметом гордости и величия Астраханской земли. Поэтому его мы тоже поместим на нашу карту.                                                                                                                        Посмотрите, ребята, мы с вами являемся частью такой огромной страны! Даже дух захватывает от того, какая она большая! И сколько в ней хорошего: природа – красивая, люди – золотые, история – богатая. Наша с вами задача как граждан – беречь всё это и приумножать! Наше государство – правовое, т.е. каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право голоса. Вы ещё не выросли, но я предлагаю вам сейчас проголосовать. Когда люди голосуют, что они делают? ( ответы детей). Правильно! Они поднимают руки. Я вам раздам «ладошки», на которых вы должны написать слова, олицетворяющие всё хорошее, чистое, светлое в этом мире. ( дети пишут на вырезанных разноцветных ладошках слова: мир, добро, здоровье, счастье и т.п. и прикрепляют их на магнитную доску). Посмотрите, какие у нас состоялись «выборы»! Молодцы, ребята! Но есть в нашей жизни что-то такое, что пока никто в мире не может искоренить: зависть, зло, ненависть, обман, преступления и т.п. Перед вами, ребята, большой шар, на котором я предлагаю вам написать всё то плохое, от чего вы хотели бы избавиться в себе, в окружающих, в стране и даже в мире. (Дети пишут на воздушном шаре всё отрицательное ( злость, терроризм, война, страх и т.п.). Затем шар нужно лопнуть).

3. Итоговая часть.

- Вот так, как лопнул шар, я желаю вам, ребята, чтобы исчезли все ваши страхи, весь негатив, всё то, что не нравится и мешает жить. Всем желаю удачи, счастья и мира.

А закончить занятие мне хочется песней о России, потому что куда бы не занесла нас судьба и где бы мы не жили, нас всегда будет тянуть домой, на Родину (песня сопровождается показом презентации «Наши путешествия по России», в которую включены фотографии из детских поездок в Москву, Анапу, Нальчик, Таганрог и по Астраханской области).

Тезис

Россия – великая страна, могущественная держава с многовековой историей, традициями, имеющая огромную территорию, протянувшуюся на сотни тысяч километров как с запада на восток, так и с севера на юг. Россия богата своим культурным и архитектурным наследием. А сколько природных богатств хранят территория и недра земли русской! И мы – россияне – обязаны сохранять и приумножать всё это, знать и чтить законы нашего государства, уважать его историю и традиции. А самое главное – учить детей быть настоящими гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Я гражданин России"

Данное мероприятие способствует развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности....

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские встречи"

Мероприятие проводилось в 5-11 классах. Учащиеся 11 класса были ведущими, объявляющими концертные номера....

Сценарий внеклассного мероприятия "Как встречают Новый год люди всех земных широт"

Цели:Познавательные: познакомить учащихся  с историей возникновения праздника; с    национальными традициями  встречи Нового года в разных странах; с именами Дедов Морозов в р...

Сценарий внеклассного мероприятия « Увидеть Югру- влюбиться в Россию»

Внеклассное мероприятие с участием родителей...

Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России»

Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России» Цель: Формирование представления о правовых нормах Р.ФФорма: комбинированное занятиеЗадачи занятия:Обучающая:...

Сценарий внеклассного мероприятия "День встречи аиста"

Сценарий внеклассного мероприятия "Аист над Амуром" разработан для обучающихся 6-7 классов. Содержит задания для интелектуальной игры "Кто хочет стать отличником?". Вопросы составл...