Пожарное дело - спасение людей! (игра-конкурс)
классный час (7 класс) по теме

Сценарий внеклассного мероприятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Материал может быть использован при проведении классного часа для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-konkurs_dlya_7-8_klassov.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Пожарное дело - спасение людей!

(игра-конкурс для учащихся 7-8 классов)

Цели и задачи:

  • развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара;
  • научить выявлять опасность;
  • воспитывать   бережное   отношение   к   своей   жизни   и своему  здоровью;
  • способствовать формированию коммуникативной культуры;
  • формировать твердое убеждение в том, что огонь – не игрушка.

Оборудование  и  реквизит:

  • карточками-заданиями;
  • рисунки на противопожарную тематику.

Жеребьевка команд проводится при входе в кабинет.

Ход мероприятия:

Ведущий 1:

Да, огонь бывает разный –

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

 Ведущий 2:

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Организатор-учитель. С незапамятных времен огонь был спутником человека и верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Сталкиваются две силы: человек и огонь. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Я призываю вас всегда быть осторожными при обращении с огнем и помнить о последствиях пожара. Не забывайте простую истину: опасность легче предупредить, избежать ее, чем ликвидировать, бороться с нею.

Сегодня мы проведем игру-конкурс под названием «Гордиев узел». Команды уже готовы сразиться. Но вначале выясним, что означает выражение «гордиев узел». «Разрубить гордиев узел» – значит, смело, энергично решить сложное дело. Для вас этими узлами будут различные вопросы по пожарной безопасности и проблемы, которые вы найдете на этапах игры. Если команда успешно справится с первой задачей, то первый узел будет развязан, о чем будет сделана отметка в маршрутном листе, т.е. можно будет перемещаться  к следующему узлу. Если нет, узел останется, но команда пойдет дальше по игре, но в маршрутном листе останется пропуск, чтобы все видели, какой по счету вопрос стоит на очереди. Вот и все условия конкурса. Начинаем соревнование. Удачи вам!

Представление команд. Приветствия команд. Жюри оценивает приветствия (максимальная оценка 4 балла), учитывая оригинальность, остроумие, юмор, отражение темы мероприятия. Получение командирами команд маршрутных листов.

Узел первый - «Выбери ответ».

 Ведущий на станции. Игроки, пожалуйста, выбирайте конверты. Вы должны из предложенных вариантов ответов на вопросы выбрать правильные. Ответы вписываете в маршрутный лист. Время на развязывание узла 3 минуты. Максимальная оценка 8 баллов.

1.  По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?

а)  из-за жаркой и сухой погоды;

б) из-за неисправности электросети и электроприборов;

в) из-за неосторожного обращения и шалостей детей с огнем;

г)  из-за   использования   неисправных   или   самодельных отопительных приборов, а также из-за беспечности и небрежности в обращении с огнем.

2.  Какие вам известны основные поражающие факторы пожара?

а) высокая концентрация кислорода;

б) воздействие  огня,   а  также  высокая температура   и  теплоизлучение;

в) газовая среда;

г)  задымление   и   загазованность   помещений   и территорий  токсичными   продуктами   горения.

3.  Как необходимо действовать при панике во время пожара в общественном месте?

а) бежать как можно быстрее;

б) оценить обстановку и  выявить реальную опасность;

в) сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону и помочь тем, кто из-за страха не может двигаться;

г) пытаться   задерживать   обезумевших   людей   и паникеров   и   продвигаться   к   ближайшему   выходу, пропуская детей и женщин.

4.  Что необходимо предпринять, если загорелась деревянная перегородка в соседнем с вашей квартирой помещении?            

а)  не следует что-либо предпринимать;

б) не надо торопиться покидать квартиру;

в) как можно быстрее покинуть помещение;

г) вызвать пожарных.

5. Как правильно выходить из задымленного помещения?

а) любым способом, но как можно быстрее;

б)  защитить  глаза  и  органы  дыхания,   накрыться плотной    влажной    тканью,    двигаться,    пригнувшись или   ползком;

в) идти в сторону незадымленной лестницы или к выходу,  держась  за  стену,   поручни,  дышать  через влажную   ткань;

г) выпрыгнуть в окно.

6. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке?

а) сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;

б) вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;

в) заткнуть дверные  щели  и  вентиляционные  отверстия   мокрыми  тряпками;

г) ждать пожарных или спасателей.

7. Как необходимо действовать при панике во время пожара при отсутствии видимости (задымление, погасло освещение)?

а) остановиться и подождать включения освещения или рассеивания дыма;

б) дышать через носовой платок или рукав одежды;

в) при движении держаться за двери или поручни;

г) вести  впереди  себя  детей  и держать  их за плечи.

8.  Что необходимо предпринять, если надвигается огненный вал?

а)  не следует что-либо предпринимать;

б) упасть,  прикрывая  голову влажной тканью,  задержать   дыхание;

в) закутать голову влажной тканью;

г) не дышать, чтобы не получить ожог внутренних органов.

Узел второй - «Пожарные-спасатели»

Конкурс состоит из двух заданий. Задание первое – пожарно-тактическая задача 2. Задание второе – выбрать и записать средства пожаротушения. Ответы вписываете в маршрутный лист. Время на развязывание узла 3 минуты. Максимальная оценка 8 баллов + количество средств пожаротушения.

Пожарно-тактическая задача.

Вы в группе из 10 туристов остановились в лесу на привале около ручья. Вы очень устали, и руководитель принял решение разбить лагерь. Быстро поставили палатки, развели костер, сварили обед, поели. После обеда ребята залезли в платки и уснули. Внезапно спящих разбудили крики: "Пожар! Огонь!" Все выскочили из палаток. Вокруг горели трава, кусты. Огонь подбирался к соснам. Дым, был повсюду, на расстояние 15-20 м почти ничего не было видно. Стало трудно дышать. Ваши дальнейшие действия и их очередность:

а/ все быстро убежите из зоны пожара по направлению ветра;

б/ окунетесь в ручей и пойдете по нему;

в/ определите направление распространения огня;

г/ быстро соберете палатки, рюкзаки, вышлете несколько человек на разведку

с целью определения границы пожара;

д/ накроете голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой, будете дышать

через мокрый платок или смоченную одежду;

е/ организуете тушение огня водой из ручья;

ж/ обнаружив границу пожара, попытаетесь сбивать пламя с веток, травы и

кустов;

з/ в случае сильного задымления пригнетесь и станете дышать воздухом, прилегающим к земле;

и/ будете выходить из зоны пожара в наветренную сторону;

к/ прибыв в поселок, пойдете в местное отделение связи, чтобы созвониться

с руководством района и дать информацию о пожаре;

л/ прибыв в ближайший поселок сообщите взрослым о пожаре в лесу.

Б

А

Г

О

Р

А

Д

О

В

А

Т

Е

З

У

Г

Л

Е

К

И

С

Л

О

М

Л

Я

Н

О

П

В

Е

Д

Р

О

О

К

П

Е

Н

А

Т

А

Л

О

М

Ш

М

А

Т

У

Ш

И

Т

Е

Л

Ь

Узел третий - «Поражающие факторы при пожаре»

Ведущий раздает командам листы с кроссвордами и вопросами к ним. Задание - разгадать кроссворд за строго ограниченное время – 3 минуты. Максимальная оценка – 9 баллов.

Задания к кроссворду

По горизонтали: 1. Повреждение тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.

По вертикали: 1. Признаки ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признаки ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

Узел четвёртый - «Преодоление задымленной зоны»

Осуществляется на корточках «гусиным» шагом с закрытыми глазами всей командой (из кабинета 25 в кабинет 26 или наоборот). Максимальная оценка – 6-7 баллов (по количеству участников).

Узел пятый - «Помощь пострадавшему»

Команда отвечает на вопрос и практически оказывает помощь при ожоге предплечья I степени. Максимальная оценка – 10 баллов. Ответы впишите в маршрутный лист.

Определите степени ожога по приведенным признакам:

А) Образование пузырей, которые содержат прозрачную жидкость, краснота вокруг них, чувство жжения;

Б) Обугливание не только кожи, но и подлежащих тканей;

В) Покраснение и отёчность кожи, чувство жжения;

Г) Частичное обугливание кожи, кожа темного или серого цвета, обширные пузыри.

Конкурс - «Частушки»

Участвуют желающие принести своей команде дополнительные баллы.

Загорелась наша школа

 -Я скорей бежать до дома.

 Паника - страшней огня!

Все учились без меня...

Если вдруг пожар возник,

Ты от страха тут же сник.

Вспомни наше ОБЖ -

И, считай, спасен уже!

Вместе мы в поход ходили

 Да костерчик разожгли.

Уходя, не потушили:

Леса нет - одни угли.

Дело было на уроке:

Раздался сирены вой.

 Все скорее «руки в ноги»

И стремглав бежать домой.

Мы сидели на уроке,

Спичками играли...

Ах, как жаль, что ОБЖ

Плохо изучали!

Дома мы варили щи,

 Газ не выключив, ушли.

Не поесть нам больше щей,

Осталась груда кирпичей.

Подведение  итогов  игры. Награждение победителей и призеров в различных номинациях.  

ОТВЕТЫ:

узел первый - 1. б в г                2. б в г                3. б в                4. в г                5. б в                6. б в г                7. б в г                8. б в г

узел второй – задача: з б д и л;        средства пожаротушения: багор, вода, углекислота, земля, кошма, огнетушитель, пена, лом, ведро

узел пятый – В – I        А – II                Г – III                Б - IV

Список литературы:

  1. Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности/Всерос. Добровольное пожарное о-во. Центр.-М.:Вогоград, 1991
  2. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игоы по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003. Ключевский В. О. Русская история. — Москва: Эксмо, 2005. — С. 372.
  3. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-конкурс для учащихся 5-8 классов "Дело мастера боится"

Цель: в рамках недели технологии выявить уровень знаний и умений, учащихся по образовательной области «Технология», а именно:название профессий, область применения данной профессии;название пред...

Презентация элективного курса "Основы пожарного дела"

В презентации "Основы пожарного дела" представлен учебно-тематический план предпрофильного элективного курса для 9 класса.  Представлен также список профессий, встречающихся в учреждениях, связан...

"Посещение музея пожарного дела" 5 "Б" класс

Презентация "Посещение музея пожарного дела" 5 "Б" класс г. Оренбург...

методическая разработка игры-конкурса по технологии на тему: «Мастера своего дела»

методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии для учащихся 6-8 классов...

Сценарий проведения агитбригады "Знатоки пожарного дела"

Данный сценарий предназначен для проведения агитбригады по пожарной тематике в школе среди учащихся 6 - 8 классов. Расчитан на 6 мин. 20 сек. Для мероприятия по данному сценарию требуются 6 участников...

ШАБЛОН ПОЛОЖЕНИЯ о проведении дистанционного конкурса по профилактике и пропаганде пожарной безопасности «Пожарное дело» для обучающихся 5-11 классов

ШАБЛОН ПОЛОЖЕНИЯ  о проведении дистанционного конкурса по профилактике и пропаганде пожарной безопасности «Пожарное дело»  для обучающихся 5-11 классов Общие положенияУчреди...