Программа кружка "Очумелые ручки"
рабочая программа на тему

Качмашева Людмила Васильевна

Программа кружка составлена с учётом возрастных особенностей его участников.Основная деятельность-изготовление из отходных материалов элементов уличного интерьера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_ochumelye_ruchki.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  Шарангского  муниципального района

 Нижегородской  области

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение

Большерудкинская  основная общеобразовательная школа

                                                   утверждаю:

                                                           директор МБОУ                                  

                                                                                    Большерудкинская основная        

                                                                                 общеобразовательная школа

                                                                         ________ Голубева Т.П..

                                                                        "____"__________2012г.

                                                              принята  решением

                                              педсовета, протокол от __________№_____

               

ПРОГРАММА

КРУЖКА:  "ОЧУМЕЛЫЕ  РУЧКИ"

срок реализации  программы- 1 год

руководитель- Качмашева Л.В.

(для  учащихся 6-9 классов)

                         Автор:

                                        Качмашева Л.В.

                                                           учитель географии, музыки,              

                                                           изобразительного  искусства

                               1 категории

                                            с. Б.Рудка- 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

        Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный, деятельностный и творческий  компоненты.

        Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

        Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

        Творческиё компонент- в современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

        Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

        Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

        Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

        Работа с разными природными и бросовыми материалами, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

        В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Курс кружка “Очумелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

        Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Программа рассчитана на 1 час в неделю

34 учебные недели -34 часа в год 

занятия проводятся один раз в неделю по расписанию работы кружков, продолжительность занятия- 45 минут

        В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), используется наглядность.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

 Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Практические работы включают подбор подходящего материала, разметку, изготовление отдельных деталей поделки, сборку всех составных элементов, составление композиции , оформление поделок и дизайнерские  работы по составлению композиции.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

По окончанию обучения участники кружка должны

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз, образец);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение. 

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Изготовление  поделок из бросового  материала ( 34 часа)

Работа с пластиковыми бутылками и пробками  -23 часа

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с техникой изготовления поделок из пробок, испорченных дисков. Ознакомление с техникой изготовления поделок из пластиковых бутылок. Объемные композиции  из различных бросовых материалов.

Практика.

Техника кручения трубочек. Техника резания пластиковых бутылок, вырезания деталей. Техника резания и сгибания дисков.

Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами  и материалами  для изготовления поделок. Инструктаж по технике безопасности. Поделка "Баран",                   " Колокольчик", "Лебедь", "Паровозик", "Кот", "Поросята", "Пчёлки", "Ромашки", "Цветы", "Заборчик",

Изготовление поделок из резиновых автомобильных покрышек  и старой резиновой обуви.(9 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Поделки "Крокодил", "Медвежонок", "Солнышко","Жираф" Изготовление и раскрашивание.

Важный этап:

Архитектурное моделирование.

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

 После заготовки отдельных деталей сборка композиционного  оформления на местности. Подгонка и подрезка размеров, предварительная стыковка их. Изготовление

 Разработка и приёмы изготовления объемных макетов.

Сборка собранных отдельных деталей в объемную композицию. Изготовление и установка перекрытий и дополнительных сооружений макета. Окончательная сборка изделия.

Итоговые занятия (2 часа)

установка  поделок  на местности.

Описание материально- технического обеспечения

-Принадлежности для рисования;

-нитки, иголка, вата, ножницы;

 -иллюстрации с изображением поделок;

-набор пластилина, зубочистки, принадлежности для лепки;

-гуашь, акварель, фасадная краска, колер чёрного, жёлтого, красного, зелёного, синего цвета;

- принадлежности для аппликации;

- шаблоны, красный картон;

-мелкая яичная скорлупа;

- восковые мелки, эскизы;

-ватные палочки, кисти, клей ПВА и универсальный клей;

-предметы бросового материала: пластиковые бутылки, пробки, бутылочки из под йогурта, майонеза, старая резиновая обувь негодные автомобильные покрышки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

2. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

3. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.

4. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

5. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.

6. Журналы по   творчеству.

7. Сайты интернета: http://www.fun4child.ru/4335-podelki-iz-brosovogo-materiala.html,

http://stranamasterov.ru/; http://masterclassy.ru/;http://tvorchestvo.wordpress.com/;http://metodsovet.su/load/nach_izo_trud/did_mater/master_klass_izgotovlenie_podelki_iz_brosovogo_materiala/49-1-0-2839

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов
теор. практ.

. Поделки из бросового  материала

Тема 1. Работа с пластиковыми бутылками и пробками  

1

Вводное занятие
Знакомство. План работы кружка

1

2 - 3

Знакомство с инструментами для изготовления поделок. Инструктаж по ТБ.
Сбор подручного  материала

1

1

4 - 5

Сбор подручного  материала

1

1

6 - 7

поделка “Баран”

1

1

8 - 9

Поделка "Баран"

2

10 - 11

Поделка ” Колокольчики"

1

1

12- 13

Поделка ” Колокольчики"

2

14 - 15

Поделка "Лебедь"

2

16 - 17

Поделка "Лебедь"

1

1

18 - 19

Поделка "Пчёлки"

2

20 - 21

Поделка "Поросята"

1

1

22

Поделка "Кот"

1

23

Подведение итогов. Выставка работ

1

Тема 2 Изготовление поделок из резиновых автомобильных покрышек  и старой резиновой обуви.

24

Вводное занятие по теме. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с инструментами и приспособлениями поделок.

1

25 - 26

Поиск  и подготовка материалов

2

27 - 28

Поделка "Крокодил"

1

1

29 - 31

Поделка "Медведь"

1

1

32 - 34

Поделка" Жираф" и "Солнышко"

Выставка работ

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умные ручки"

Рабочая программа "Умные ручки" является  модифицированной и составлена на основе Программы  художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"  И.А. Лыковой " . ...

Программа "ОЧумелые ручки"

       Программа своевременна и актуальна в рамках ФГОСов, т.к. способствует интеллектуальному развитию детей, их социализации, развивает общекультурные  и трудов...

Программа "Очумелые ручки".

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования....

Программа "Умелые ручки"

Направленность программы:  прикладное творчество.Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, р...

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....

Программа "Умелые ручки"

Программа «Умелые ручки» направлена на создание условий для формирования творческой личности ребенка, посредством разнообразных видов декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная...

Применение проектной деятельности в образовательной программе «Умелые ручки».

Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков уч...