Сценарий заседания литературного клуба" Наша сказка любви впереди"
классный час (8 класс) на тему

Петровская Елена Алексеевна

 

                                 Аннотация

        На встрече в литературном клубе учителем поднимаются актуальные проблемы молодёжи: смысла жизни, неразделённой и взаимной любви, ответственности за свою жизнь; обсуждаются пути выхода из сложных жизненных ситуаций, связанных с безответным чувством.

       Одновременно учитель знакомит слушателей с творчеством известного писателя. На примерах его произведений рассматривает различные оттенки чувства любви, привлекает к пониманию глубины этого чувства музыку. Содержание данного мероприятия заставляет задуматься над ценностью жизни.

             Ход мероприятия сопровождает яркая презентация с музыкальным сопровождением, выполненная в программе Microsoft Power Point с гиперссылками. Использованы художественные произведения А. Глазунова из книг «В ожидании высоты», 2005г., «Вдвоём», 2010г., «Журавлик», 2005г. и Е. Петровской «Музыка созвучий», 2005г.

          Материал можно использовать для проведения классных часов в школах, лицеях для  учащихся 6-11 классов.

      Встреча была проведена 16 марта 2011г. на семинаре заместителей директоров района и получила высокую оценку.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс для учителей на лучшую методическую разработку с использованием ИКТ.

 Номинация: Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ

Участник:

Петровская Елена Алексеевна,

Ростовская область, г. Сальск,

МБОУ лицей № 9, учитель

русского языка и литературы,

тел. 89888920232, 74017.

                                         2014г.

                                 Аннотация

        На встрече в литературном клубе учителем поднимаются актуальные проблемы молодёжи: смысла жизни, неразделённой и взаимной любви, ответственности за свою жизнь; обсуждаются пути выхода из сложных жизненных ситуаций, связанных с безответным чувством.

       Одновременно учитель знакомит слушателей с творчеством известного писателя. На примерах его произведений рассматривает различные оттенки чувства любви, привлекает к пониманию глубины этого чувства музыку. Содержание данного мероприятия заставляет задуматься над ценностью жизни.

             Ход мероприятия сопровождает яркая презентация с музыкальным сопровождением, выполненная в программе Microsoft Power Point с гиперссылками. Использованы художественные произведения А. Глазунова из книг «В ожидании высоты», 2005г., «Вдвоём», 2010г., «Журавлик», 2005г. и Е. Петровской «Музыка созвучий», 2005г.

          Материал можно использовать для проведения классных часов в школах, лицеях для  учащихся 6-11 классов.

      Встреча была проведена 16 марта 2011г. на семинаре заместителей директоров района и получила высокую оценку.

Тема: «Наша сказка любви впереди…»

(внеклассное мероприятие для учеников 8-11 классов)

Форма: заседание литературного клуба.

Цель: воспитание нравственных понятий любви, красоты, взаимоуважения; ценностного отношения к жизни; умения адаптироваться в современном мире.

Задачи: средствами литературы формировать умение находить себя в окружающем мире, выражать свои чувства, сохранять индивидуальность.

Методы: беседа, социологический опрос, выразительное чтение художественных произведений, инсценирование, встреча с писателем, показ презентации, слушание музыкальных произведений.

Наглядность: выставка книг писателя А. Глазунова, выставка рисунков художницы Г. А. Горбанёвой, цитаты о любви, экран для просмотра презентации.

Оформление: столы и стулья расставлены свободно, на столах - белые скатерти, в вазах - букеты цветов, у центральной стены – журнальный столик для инсценировки, на доске – выставка рисунков по теме мероприятия.

                                   План

    проведения заседания литературного клуба.

1. «Нет на свете силы более могущественной, чем любовь!» (И. Стравинский)

2. «Я не знаю, почему она на меня обиделась». (Суицид – реальность нашей жизни).

3. «Помогите мне решить мою проблему…». (Открытое письмо девятиклассницы).

4. «…сказка любви впереди». (Выступление А. И. Глазунова, члена союза писателей России).

5. «Разве можно быть такой счастливой?». Литературно – музыкальная композиция по мотивам повести А. Глазунова «Журавлик».

6. «Спасибо, жизнь…». Исполнение романса П. И. Чайковского Н. И. Матяш, заместителя директора по воспитательной работе.

Ход внеклассного мероприятия

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте! Сегодня на заседании литературного клуба мы будем говорить о любви и о силе влияния этого чувства на поступки, поведение человека, учиться умению выходить из трудных жизненных ситуаций.

   Самой могущественной силой на земле назвал любовь И. Стравинский. Л. Толстой утверждал, что «любовь – бесценный дар, который ты можешь подарить – и всё же он останется у тебя». В любви люди видят смысл жизни. Мольер проникновенно заметил:

                                     В душе померк бы день

                                     И тьма настала б вновь,

                                     Когда бы из неё

                                     Изгнали мы любовь!

    Выходит ученик 8 класса, выразительно читает наизусть миниатюру А. Глазунова «Хулиган»:

- Она была самой красивой девочкой в нашем 6 «А». На уроках я сочинял в её честь стихи, а на переменах угощал конфетами. Я дежурил вместо неё, стоило ей намекнуть. И часто-часто застенчиво улыбался.

Я очень огорчался, когда драчун Витька отнимал у неё книгу и победно, с криком бегал по классу. Девочка плакала…

А после уроков нести портфель она разрешала только ему.

Я ненавидел Витьку! И жалел, что я не хулиган (из сборника повестей «Чертополох», 2010 год, страница 252).

Учитель: 

      - В этом маленьком рассказе, как в зеркале, отразились совсем не детские проблемы: она мне нравится, я ей – нет. Подобное происходит и в жизни.

        В декабре 2010 года в с. Екатериновка повесился шестиклассник. Благополучный мальчик, покладистый, отзывчивый. Матери он оставил записку: «Мама, я повесился из-за одной девочки, я просто не знаю, почему она на меня обиделась».

Что же можно было сделать, чтобы избежать трагедии?

(Учащиеся делятся своими мыслями).

Учитель: 

       Конечно, перетерпеть! Завтра будет новый день, и у неё изменится настроение, ведь на следствии девочка пояснила: «Мы давно друг другу нравились».

       Недетские проблемы встают и перед вами. Проводя анкетирование, я убедилась в том, что вы считаете любовь взаимным чувством. А если этого нет?..

К сожалению, и в нашем лицее имела место попытка суицида. Девушка наглоталась таблеток (поссорилась с парнем).

Есть ли другой выход из сложившейся ситуации?

Участники клуба говорят:

- Поговорить с мамой, подругой.

- Доверить свои мысли дневнику и т. п.

Учитель: 

        Правильно. Выход можно найти всегда, не рискуя своей жизнью из-за несчастной любви или ссоры. Давайте попробуем помочь девушке, которая хочет обратиться за советом к нам, сидящим в этом классе.

      Девятиклассница выступает с открытым письмом, в котором рассказывает о взаимоотношения с любимым человеком. Он заканчивает учёбу в военном училище, едет на службу и хочет, чтобы девушка, получив аттестат за 9 класс, поехала с ним. «Что ей делать? Помогите!»

        Присутствующие предлагают решение проблемы, высказывают своё мнение.

Учитель благодарит девушку за выступление, дарит сборник стихотворений со словами: «Может быть, ты найдёшь подсказку в этой книге».

Учитель: 

        Есть ещё один выход дать волю своим чувствам: окунуться в поэтическое творчество.

       Звучит тихо инструментальная музыка. К центральной стене выходит группа юношей. Один за другим они читают стихотворения о любви А. Глазунова (сб. стихотворений «В ожидании высоты», 1996 г. И «Вдвоём», 2008 г.)

Слушатели аплодируют.

Учитель: 

        Автором этих замечательных стихотворений является А. И. Глазунов, гость нашего литературного клуба.

Выходят 2 ученицы. Они знакомят слушателей с творческой биографией писателя.

1 ученица: 

      - Алексей Иванович Глазунов, автор нескольких книг, член Союза писателей России, выпускник 1972 года, ж. д. школы №9 города Сальска. Он родился в посёлке Гигант в 1955 году. В 1983  на страницах ростовской газеты «Комсомолец» состоялся поэтический дебют Глазунова, ставшего победителем областного конкурса молодых поэтов.

   Перечитывая первые стихи, понимаешь: перед тобой яркая индивидуальность, поэт, обладающий сильным и своеобразным видением мира, широтой и дерзостью, умеющий различать добро и зло.

   Анатолий Азовский, представляя А. Глазунова на страницах газеты «Светлый путь», так писал о нём: «Стихи его подкупают искренностью, достоверностью. Образность их не ошарашивает читателя экзотической яркостью, она скромна, как цветы и травы донщины, но каждый эпитет, каждое сравнение играют на основной смысл, идею стихотворения в целом, наполняя его естественным колоритом и глубиной: за каждой строчкой - действие чувств, человеческие переживания. А это – и есть поэзия!»

2 ученица:

       - Регулярные выступления со стихами, а позже и рассказами, приносят А. Глазунову известность.

         Не раз бывал Алексей Иванович в нашем лицее. И всюду – слова благодарности за творческую деятельность. Его стихи, обращённые к нам, звучат, как призыв творить добро, не быть равнодушными, не тлеть, а гореть.

Если прятать глаза,

                                        Когда рядом беда,

 Если трудно сказать

  Другу правду всегда,

    Если будешь вдруг ты

                                        Неудачей пленён,

 И не верить в мечту,

 И не лезть на рожон,

                                        Не звенеть, не гореть

                                        И добро не творить –

                                        То тогда на земле

    Разве стоит нам жить?

      С большим интересом была воспринята сальчанами изданная в 1996 году первая книга стихотворений «В ожидании высоты». Более 100 стихов вошло в неё. «Энергичный и впечатлительный, эмоционально - страстный и философско-сосредоточенный», - таким, по мнению В. Воронова, председателя Союза писателей Дона, предстаёт перед читателями поэт Глазунов. Темы его стихов – жизнь и смерть, добро и зло, разлука и любовь.

1 ученица:

        Стихи о любви у Глазунова проникнуты глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством, прямотой в раскрытии сложнейших духовных переживаний.

В них – личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого. Автор ценит в женщине силу чувства и утверждает её право на личное счастье, на борьбу за него.

Для поэта любовь – это «синева небес» и необъяснимое чувство, это «радость и восторг».

         А Глазунов убеждает читателей в том, что только в состоянии любви мир кажется светлым, а окружающая жизнь – прекрасной.

Одна за другой появляются книги писателя.

        2002 год – сборник повестей и рассказов «На грешной земле» В. Воронов в предисловии напишет: «С чувством счастливой находки читал рассказы литератора из Сальска Алексея Глазунова. Давно не видел такой напористой, то с горечью сердечной, то с чисто русской жалью и сантиментами прозы. И юмор у него хорош, забирает».

        В 2005 году вышла новая книга А. Глазунова «Журавлик». Объясняя название, автор пишет: «Что лучше? Синица в руке или журавль в небе? Довольствоваться тем, что достиг - так скучно! И человек поднимает голову к небу и ищет журавля, мечтая о высоком, вечном!»

       В 2008 году в ростовском книжном издательстве появился новый сборник стихотворений «Вдвоём».

                               В тебя я веровал, любя,

                               И от судьбы не ждал аванса,

                               Пусть рядом не было тебя,

                               Но я с тобой не расставался.

                                                                      А. Глазунов

      В сборник вошли стихотворения разных лет, наиболее ярко и образно отражающие мир поэта. В книге несколько разделов:

1)«Моя Россия»

2)«Школа»

3)«Рядом с нами»

4)«Мне без любви не жить»

5)«В пути». В этом разделе отразились впечатления от поездки по Европе и литературным местам России.

       В 2010 году вышел очередной сборник прозы «Чертополох». Широк жанровый спектр этой книги: новеллы, зарисовки, байки, притчи, повести и рассказы. В них – сердечная грусть и трогательная любовь, забавные истории и жизненные курьёзы.

Сегодня А. И. Глазунов работает над новым произведением. Читатели рады встрече с ним:                        

Всегда нужны лучистые и чистые,

    Кто первым к счастью тянет борозду,

     И в совершенство верит так неистово,

                           Как в самую счастливую звезду.

 Учитель: 

       - Слово писателю.

Выступает гость. А. И. Глазунов говорит о том, что любовь – сильное, глубокое чувство, способное возвысить человека. Любовь бывает разной, в том числе и безответной: «Такая и у меня была в вашем возрасте. Но всему своё время, ваша сказка любви впереди». Поэт читает 2-3 стихотворения о любви. («Она его не замечала». «Край невиданный»).

Слушатели аплодируют, задают вопросы.

Учитель: 

          Любовь – самое прекрасное чувство, которое человек может испытывать. И вдвойне счастливы люди, если это чувство взаимное.

Звучит музыка. Группа учеников показывает литературно-музыкальную композицию по произведению А. И. Глазунова «Журавлик» (рассказы 2005 год).

Литературно – музыкальная композиция по повести А. Глазунова «Журавлик». 2005 год.

Автор: «В жизни случается так: он её любит – она не замечает, она его любит – он нет. Люди ищут взаимную любовь и не находят. И поэтому, чтобы не быть затянутым в бездонный омут одиночества, человек согласен жить с другим человеком без любви… Со временем привязанность слабеет, появляется неприязнь. И вот... встречаешь настоящую, взаимную любовь! Любовь, которую не всем удаётся испытать». (садится на стул).

Герой: «Я встретил такую! Я всю жизнь мечтал о такой женщине. В Эле я увидел ангела». (читает стихотворение под музыку Бетховена «К Элизе»)

Меня взметало круговертью дивной

Надежд, мечтаний, радужных идей…

Ты мыслила «Какой же он наивный!»

Я думал с дрожью: «Станешь ли моей?»

Был снежный вечер, музыка и фрукты,

Смотрела ты мне пристально в глаза,

И с нежностью касалась рук ты,

А я не смог «люблю» тебе сказать.

Дотрагивалась к дольке апельсина

Губами нежными, дыханье затая…

И вспыхнул дальний свет в небесной сини,

И понял я – звезда взошла моя.

(За столик садятся танцоры)

Эля: «В тот вечер крупными хлопьями падал снег. Казалось, он засыпает всё, что было до нашей встречи и предоставляет возможность начать жизнь с чистого листа».

Герой: «Эля пригласила меня на танец. Я чувствовал её гибкое тело, пахнущее дорогими духами».

(Под музыку вальса Эля читает стихотворение. Пара танцует).

Эля: «Ты помнишь, любимый, наше начало?

Заснежьем февральским, в кафе небольшом

Так тихо, так робко, так нежно звучало:

- Тебе хорошо? – А тебе хорошо?

Кружились с тобою под музыку вальса,

Под сказочный шёпот роскошной зимы.

Шутили, смеялись и души сливались,

И верилось нам: будем счастливы мы…

(Садятся за столик. Танцоры уходят)

Герой: «Мы стали встречаться с Элей. Моей размеренной жизни пришёл конец. Во времени царил хаос. Я мог появиться дома поздно вечером, под утро. В мою системность и налаженность жизни ворвалась анархия. Но анархия желанная, страстная, бурлящая»

Понял вдруг, что в любви нету брода

Утонул я – не выплыть вовек,

Утонул в синеве небосвода,

Но с тобой не сомкнул своих век.

Заплетал в твои косы я радугу,

И над степью мы плыли вдвоём,

Но случилось, что падал… Оврагами

Сквозь терновник я плёлся в своё дом.

Знаю: ветер завоет волчицей

Над моею нескладной судьбой,

Но готов на тебя я молиться

На колени, упав пред тобой!

Но готов я быть даже распятым

На кресте пропылённых дорог,

И забытым, и нищим, и клятым,

Лишь на мой ты ступила б порог.

Эля: «Летом мы поехали к морю. Месяц отдыха на Черноморском побережье – это шторм впечатлений и чувств. Гуляя по аллеям тенистого парка, где росли огромные раскидистые платаны, напоминающие своей мощью дубы, мы любовались ленкаранскими акациями, небольшими деревьями с нежно – розовыми цветами и головокружительным ароматом и наслаждались пением цикад, напоминающих звуки виолончели».

Герой: «Эля чуть свет увлекала меня на безлюдный пляж, чтобы показать, какое чистое, прозрачное, нежно – голубое с розовым отсветом море. Как заворожённая, она смотрела вперёд, в бесконечную, притягивающую лазурь. Она не оборачивалась и не смотрела по сторонам, похоже, забывала обо всём на свете и даже обо мне…»

            (Параллельное чтение стихотворения о море)

Герой: Как же страстно ты море любила,

Сколько ж света в тебе и тепла!

Как же душу мою ты знобила,

Как же сердце безжалостно жгла!

Эля:     Да, ревнивец, я море любила:

Столько силы в нём и тепла,

Но я душу твою не знобила

И любимое сердце не жгла.

Герой: Убегала к нему без огляда,

Уплывала в лазурный рассвет

И ласкала его до заката,

И шепталася с ним тет-а-тет.

Эля:     Убегала к нему без огляда,

Уплывала в лазурный рассвет

Но ласкала тебя до заката,

И шепталась с тобой тет-а-тет.

Герой: Голубым, и зелёным, и серым,

И спокойным, и буйным – любым

Ты его обожала без меры…

Если б я был тобой так любим!

Эля:     Ты простором степным очарованный

Шум прибоя не смел полюбить.

Силой страсти бездонной взволнованный

Знал, что моря тебе не забыть:

Мы с тобой опускались в пучину,

Поднимались на пик, высоты,

Не лукавь! Не ревнуй! Прочь кручину!

Рядом будете: море и ты.        

Герой: О, готов я, на то есть причина,

Е жалея ни душу, ни стать,

Буревестником кануть в пучине,

Чтобы моря частицею стать.

Эля: «Разве можно быть такой счастливой? С того дня, когда мы начали встречаться, меня не покидает ощущение счастья, которому я отдалась до конца. Я поняла, что счастья не бывает много или мало. Оно или есть, или его нет. Моё счастье со мной. Иногда оно искрится, иногда прячется, словно играя в прятки, иногда парит над землёй,… пленяя мою душу. Но не улетает. Ему достаточно свободы; оно знает, что я его не держу. И если ему когда-нибудь приглянётся другая душа – я с миром его отпущу. Может быть, оно и улетит. Но меня всю жизнь будет согревать мысль: «Я была счастлива».

Учитель: 

        - Ждите свою взаимную любовь, она обязательно к вам придёт, и тогда вы сможете, как и я, сказать:

                 Спасибо, жизнь, за то, что не любимой

                 Меня уже никто не назовёт,

                 За то, что я была необходима,

                 За вызванный в душе моей полёт.

           Пусть любовные проблемы только закаляют ваш характер. Ищите и находите выход из трудных жизненных ситуаций.

Зам. директора исполняет романс о любви П. И. Чайковского.

Учитель: 

         - Спасибо всем за внимание. До новых встреч в нашем Литературном клубе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему:Сказки А.С.Пушкина.

В статье представлен опыт проведения заседания литературного клуба "ЛИРА" в игровой форме на тему: Сказки А.С.Пушкина для учащихся 5-6 классов....

Сценарий заседания семейного клуба «День Матери – праздник любви и благодарности».

Цели:поднимать социальную роль и статус женщины-матери в обществе;воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помогать им;помочь детям через игру вступить в реальную жизнь, а мамам отвле...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ "ИСТОРИИ ЛЮБВИ"

Мероприятие проводилось на День Влюблённых. От каждого класса с 4 по 11 выступала пара, которая рассказывала знаменитую историю любви. Между этими выступлениями афоризмы о любви изрекает мудрец, чтецы...

Сценарий заседания литературной гостиной "Рождественские встречи о детях и для детей"

В сценарии рассказывается об  историях  из  Библии и илитературных произведениях о Рождестве...

Сценарий заседания литературной православной гостиной "Тема Рождества в произведениях мировой культуры"

Сценарий знакомит слушателей с произведениями русской и мировой культуры, посвященными теме Рождества...

Сценарий Литературного вечера "О любви поговорим стихами"

Сценарий Литературного вечера создан для обучающихся 11 класса. Может быть использован для проведения внеурочного мероприятия по литературе при изучении поэзии Серебряного века....