Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра: "Рожденная быть математиком".
методическая разработка (8 класс) по теме

Снеткова Ирина Андреевна

Играя в интеллектуальную игру воспитанники знакомятся с жизнью и деятельностью первой русской женщины – математика, члена корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук, , профессора Стокгольмского университета, литератора и публициста Софьи Васильевны Ковалевской.

Чтение лекций в Стокгольмском университете С. В. Ковалевская совмещала с научной работой  над задачей о вращении  твердого тела вокруг неподвижной точки  давно привлекавших таких ученых как Эйлер и Лагранж. Парижская Академия объявила премию  в 3000 франков .

На конкурс было представлено 15 работ. Именно ей была присуждена  премия. Ее имя стало известно всему миру, о ней  писали газеты и журналы. Премия была увеличена до 5000 франков.

 Научная деятельность С. В. Ковалевской была не продолжительной

За 10 лет С. В. Ковалевская сделала очень  много, в области математики и механики ей было опубликовано 9 работ. 

Три  работы посвятила  задачам о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки, две статьи - вопросу о преломлении света в кристаллах,  а так же вопросы о форме кольца Сатурна.

Научное наследие Ковалевской  сохранило свою ценность до наших дней. Советские ученые подвергли исследованию гироскоп Ковалевской с точки зрения устойчивости. А решением интегральных уравнений  занимаются ученые ТАТАРСТАНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_rechevayaigra.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №7 V вида 

           

 

Внеклассное мероприятие

  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  РЕЧЕВАЯ  ИГРА:  

« РОЖДЕННАЯ   БЫТЬ  МАТЕМАТИКОМ.»

Воспитатель:

Снеткова И.А.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  РЕЧЕВАЯ  ИГРА:  

« РОЖДЕННАЯ   БЫТЬ  МАТЕМАТИКОМ.»

Воспитательная  цель: воспитывать  у  школьников  любознательность, чувство  национальной  гордости, патриотизм, интерес к точным наукам.

Коррекционная  цель : развитие  речи

Воспитатель:

   Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и деятельностью первой русской женщины-математика, члена корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского           университета, литератора и публициста.                                                           Вы должны выбрать ее имя из четырех имен известных женщин, каждому из которых соответствует набор  букв в соответствующей строчке.                    

  1.  АДА  АВГУСТОВНА ЛАВЛЕЙС-            
  2. СОФИ ЖЕРМАН-                                    
  3. ЕКАТЕРИНА  ДАШКОВА-                      
  4. СОФЬЯ  КОВАЛЕВСКАЯ-                      

                                           

W

W

G

G

W

 W

G

W

G

W

G

W

W

W

G

W

G

W

W

W

Вопрос 1.

Назовите ее имя, объяснив ответ.

 Правильному ответу на вопрос соответствует  набор  букв в соответствующих строчках имеющий некоторое отличительное свойство по сравнению с другими наборами. Угадай это свойство и назови  профессора  

Стокгольмского университета.  

Воспитатель:

1.  А.А.Лавлейс - дочь барона – первая программистка, в честь ее один из языков программирования  назван  « АДА».

2. С.Жерман в 1808 году  получила Наполеоновскую премию Парижской Академии  наук за исследование по теории упругости.        

3. Екатерина Романовна Дашкова – русская княгиня, директор Санкт-Петербургской Академии наук.                

4. С.В.Ковалевская – первая русская женщина - математик, член корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, профессор  

Стокгольмского университета , литератор и публицист.  

А жизнь Софьи Васильевны Ковалевской – это увлекательная история о девушке полюбившей свободу и математику, история о женщине проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы.  

Вопрос 2. В каком году  родилась С.В.Ковалевская?  

1848                      1850                        1852  

Воспитатель:  

Отец Софьи Васильевны генерал-лейтенант артиллерии    

Василии Васильевич Корвин Крюковский вышел в отставку и уехал  
с семьей из Москвы в свое родное поместье, которое находится на  
границе с Литвой. Сейчас это Псковская земля. Красота имения была необычайная. Большой дом, два флигеля, балконы, веранды, фонари. Дом был окружен садом с беседками утопающими в сирени.  

Вопрос 3. Назовите название имения Крюковских.    

Марьино- 1        Ливаново-2          Карелино-3           Полибино-4  

Воспитатель:

 Известно, что мать Сони Елизавета Федоровна была внучкой Петербургского Академика     -   астронома  Федора Ивановича.  

Дед был крупным ученым и военным деятелем, известный своими работами по геодезии и издательства географических карт.

Вопрос 4

Назовите фамилию первого учителя сестер Крюковской.  

Малевич-1              Булевич-2                    Рашевский-3  

Воспитатель:  

Малевич Иван Иванович был талантливым  педагогом. К своему труду относился он с увлечением, любил детей, и к каждому находил особый подход. Он был убежден, что его  обязанностью  является воспитание трудолюбия, развития познавательных способностей. Соня писала под диктовку учителя, училась декламировать,  читала произведения. До десяти с половиной лет Соня изучала  арифметику. Она считала, что именно арифметика дала ей основу математических знаний. С первых уроков  Малевич увидел в Сони внимательную, исполнительную, трудолюбивую девочку.  

Воспитатель:                                                      

Весьма любопытно произошло первое знакомство с высшей математикой.    Стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет Софья : « От долгого созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти».    

Вопрос5.

Назовите имя знаменитого русского ученого-математика,

               у  которого  Софья слушала лекции по математическому                                                                                                                                                                        

                анализу.

Чебышев                   Буняковский                 Остроградский          

Вопрос  6.

 Выберите имя Петербургского  учителя Софьи из трех  имен,

Остроградский                Буняковский                Страннолюбский

Ученик

Александр Николаевич  Страннолюбский  окончил  Петербургский Морской кадетский корпус,  но он стал учителем, затем преподавал в морской Академии. Всю свою жизнь он отдавал
силы, знания, любовь и время преподаванию математики,

Воспитатель:

Соня выходит замуж за ученого-биолога Ковалевского и выезжает в  Германию. В те годы женщин не допускали в Университет, особенно на математический факультет. Она добилась, чтоб один из крупнейших  математиков 19 столетия проэкзаменовал ее на право быть его ученицей.  

Вопрос7.

Назовите имя знаменитого  немецкого математика, главы
Берлинской школы, ставшего руководителем Софьи Васильевны.

ДАВИД                         КАРЛ                              ФЕЛЛИКС  

ГИЛЬБЕРТ                   ВЕЙЕРШТРАСС        КЛЕЙН

Ученик:

Вейерштрасс – великий аналитик. Четыре года он изучал юридические науки в Боне , а затем занялся математикой.

14 лет он был учителем гимназии, вел   уроки физики, химии,
математики, естествознания. Имя его стало известным, его пригласили на должность профессора  в Берлинский университет,

Женщин в университет не допускали, но Ковалевская добилась права быть его  частной ученицей. Он предложил ей сложные задачи, рассчитывая, что она их не решит , но она справилась

с заданием и он согласился давать ей частные уроки.

Вопрос  8.

. В каком году С.В. Ковалевская была присвоена ученая степень доктора философии.

1873г                         1874г               1875г

Ученик:

 Ученая степень доктора философии была присвоена за интересные математические труды.24 летняя с докторским дипломом в кармане  Ковалевская приехала в  Санкт – Петербург.

По законам России женщина имела право преподавать только арифметику. И она занялась  литературой.

Русские ученые пригласили ее с докладом на 6 съезд  естествоиспытателей и врачей.

Вопрос 9.

 Кто из ученых пригласил Ковалевскую на съезд?

Н. И. Лобачевский             Н. Я. Чебышев          Д.И. Менделеев.

Вопрос 10.

В царской России для Ковалевской не нашлось места

на кафедре. Она вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов.

В каком университете она согласилась  заведовать кафедрой и читать лекции.

Берлинский                    Стокгольмский                 Парижский

университет                    университет                     университет

Воспитатель:

Чтение лекций в Стокгольмском университете С. В.

Ковалевская совмещала с научной работой  над задачей о вращении  

твердого тела вокруг неподвижной точки  давно привлекавших таких ученых как Эйлер и Лагранж. Парижская Академия объявила

премию  в 3000 франков .На конкурс было представлено 15 работ. Именно ей была присуждена  премия. Ее имя стало известно всему миру, о ней  писали газеты и журналы. Премия была увеличена до 5000 франков.

Вопрос 11.

 В каком году С.В. Ковалевская за свою работу получила премию?

1885г.                       1886г.                             1888г.

                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Воспитатель:

Из 4 лет Научная деятельность С. В. Ковалевской была не продолжительной

ее занятий с Вейерштрассом часть времени была посвящена научным исследованиям. Затем шести летнего перерыва

Она опять вернулась к научной работе. За 10 лет С. В. Ковалевская сделала очень  много, в области математики и механики ей было опубликовано 9 работ.  

Три  работы посвятила  задачам о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки, две статьи - вопросу о преломлении света в кристаллах,  а так же вопросы о форме кольца Сатурна.

Научное наследие Ковалевской  сохранило свою ценность до наших дней. Советские ученые подвергли исследованию гироскоп Ковалевской с точки зрения устойчивости. А решением интегральных уравнений  занимаются ученые ТАТАРСТАНА

С.В. Ковалевская  так же занималась и литературной деятельностью. Она написала много эпизодов своей жизни и это составило  «Воспоминания детства» .Она писала о творчестве сатирика Салтыкова Щедрина,  написала

повесть «Нигилистка»,писала стихи.

Прочитаем отрывок из стихотворения «Пришлось ли вам?».

С. В. Ковалевская прожила немного 1850-1891г. Умерла внезапно,

научная общественность была в шоке, что она  скончалась в самом расцвете  творческих сил,    в возрасти 41г  ее хоронили при большом скоплении народа . Она умерла 10 февраля 1891г.

Благодаря ее знаниям, таланту , и характеру всегда будет славой своей Родины. Присутствующим на похоронах было роздано обведенное черной рамкой стихотворение «На смерть С. В.

Ковалевской». Фрица Лэффера. Оно заканчивается словами.

«Пока не меркнет блеск    Сатурновых   колец,

Пока живы люди будут

Тебя нигде не позабудут

Великий дух стяжал бессмертия венец»

Итог:

Знакомясь с  биографией  С. В. Ковалевской  вы получили

ответы на  многие интересующие вас  вопросы, но  я думаю, что это занятие  прибавило вам еще  крупицу любознательности, чувства национальной гордости и патриотизма.

А сейчас жюри подведет итог, выявит победителя…

Спасибо всем за участие и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов

Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: ·        Неформальный срез зна...

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная игра по предметам естественного цикла"

В данной работе представлены 4 этапа интеллектуальной игры по предметам естественного цикла....

Презентация к интегрированному внеклассному мероприятию интеллектуальная игра по географии и математике для обучающихся 5-6 классов "Хочу все знать"

Наглядная мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию интеллектуальной игре  по географии и математике для обучающихся 5-6 классов. Возможно проведение данного мероприятия в рамках неде...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)...

Внеклассное мероприятие по профориентации "Кем быть?"

Внеклассное мероприятие по профориентации "Кем быть?" для обучающихся 8-9 классов с элементами диагностики....