Конфликты и способы их решения.
классный час (8 класс) по теме

Формирование навыков эффективного общения и ориентация в сложных жизненных ситуациях имеют большое значение в развитии личности подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_i_sposoby_ikh_resheniya.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: «Конфликты и способы их решения»

Цель: формировать конфликтную компетентность воспитанников.

Задачи:


  • Ознакомить воспитанников с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

  • Учить  избегать конфликтных ситуаций и своевременно решать, не допуская перерастания их в конфликт;

  • Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

  • Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

  • Формировать социально одобряемые формы поведения;


                              На конкрет

     Используем Оборудование: ПК, интерактивная доска, монитор; лист ватмана, на котором нарисована земля (болото) и небо, листочки в форме птичек и крокодилов, скотч;
цветные карточки, фломастеры.


 Содержание образовательного мероприятия

1.Организационный блок.



 
Приветствие.

Цель: поприветствовать друг друга


- Вот и наступил новый день, давайте поздороваемся друг с другом. Делать это будем необычным образом. Я буду называть способ приветствия, а вы должны поздороваться этим способом как можно с большим количеством человек.

Способы приветствия:

- встреча близкого друга или подруги.

- встреча деловых людей.


Используется метод «Приветствие».

Здороваются друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом. Как подать руку? Как близко подойти? Какое выражение лица будет при этом?

Воспитанники ходят по классу молча, ни с кем не разговаривая – это повышает концентрацию внимания и придает действию прелесть новизны.

Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствуют возникновению позитивной внутренней установки.


Преимущество игры: способствует созданию у участников ощущения принадлежности к группе.


2.  Мотивационный блок. Целеполагание.

Цель: Мотивировать подростков, выяснить ожидания и опасения.


Подростками объясняется то, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Представьте, что ожидания - это птички, а опасения- крокодилы. Напишите на листочках ожидания и опасения, приклейте на лист ватмана, где изображено болото и небо.


Все воспитанники пишут на листках ожидания и опасения, затем наклеивают. Один подросток читает за крокодилов, а другой за птичек.


Воспитатель комментирует высказывания, т.к. некоторые ожидания могут не оправдаться.


Конфликты. Каковы их последствия? Считаете ли вы, что этот вопрос актуален для нашей группы?


 Актуализация знаний воспитанников.


- Тема нашего занятия - конфликты.

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?


- Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?
Могут ли люди обходиться без конфликтов?



(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п.)


(Поиски истины, открытия, самоутверждения).


- В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновения, серьезное разногласие, спор». Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Первая группа ребят объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»?

Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация».

Третья группа определяет значение выражения «инцидент».

Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс».


Воспитанники  дают короткие ответы на вопросы.

Высказывания не оцениваются и не обсуждаются.

Информационный блок.

Сообщение новой информации.

Цель: Концентрация внимания учащихся, структурирование информации.


1. Воспитатель в ходе беседы записывает основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на доску, к концу беседы получится конспект.

Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтологии. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу.

Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (воспитатель читает описание поведения).

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.


1. Воспитанники визуально следят за ходом беседы.


Восстанавливают логические цепочки стрелочками, указывают правильное расположение позиций.


Ответ учащегося: приспособление.


Ответ учащегося: избегание.


Ответ учащегося: сотрудничество.


Ответ учащегося: соперничество.


- Конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтных сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

(По ходу рассказа появляется модель конфликта ).

-  Прошу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека?
Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая?

В этом случае вероятность разрешения конфликта – 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться «отлавливать» конфликты еще до их начала! Здесь уместно вспомнить слова польского сатирика Станислава Ежи Леца, которые стали эпиграфом нашего урока: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь!».




Ответ : на этапе разрешения конфликта.


Ответ: в фазе возникновения разногласий.

Практический блок.

Игровая пауза.

Цель: поднять настроение, активно подвигаться.


Воспитатель произносит команду «Ухо к уху».


Подростки двигаются в разных направлениях, хаотично.

Воспитанники объединяются по парам (с тем, кто ближе стоит), прислоняются ухом к уху партнера и продолжают движение.


Воспитель произносит команду «Спасибо!»



Повторяет игру несколько раз, меняя команды, например «Нога к ноге», «Спина к спине».


Учащиеся объединяются вновь парами, выполняя команды.


Формирование и развитие навыка.

Цель: анализ и поиск решения проблемы, конструктивное взаимодействие, обработка

эффективных средств общения.


а) Ролевая игра «Контакты и конфликты».

Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра - оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.


Воспитанники разыгрывают заранее подготовленные ситуации.


Проводит разбор ситуаций по вопросам:

-Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

-Есть ли из нее выход?

- При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?


б) Результативность стратегий.

- Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

- Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь:


  • Эта стратегия используется, если цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.

  • Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

  • Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.


Вывод: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна из сторон оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.


в) Групповая дискуссия.

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему?

Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?


А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их еще можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти?


г) Формирование убеждений

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Воспитатель начинает фразу:


  • Самое главное, чтобы обе стороны желали…

  • Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, …

  • В прощение ваше освобождение от того негатива, …

  • Дайте возможность партнеру высказаться, …

  • Предоставьте собеседнику психологическую паузу…

  • Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас…

  • Не спешите реагировать на чужое…

  • Идите на все возможные…

  • Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный…

  • Уступайте в мелочах, чтобы добиться

  • Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить

  • Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их…

  • Помните, что безвыходных ситуаций…




д) Пути выхода из конфликтов

Обозначьте пути решения конфликтов.


Обсуждают и принимают общие решения.


Воспитанники по описанию результативности определяют стратегию.



Ответ: избегание.


Ответ учащихся: сотрудничество.


Ответ учащихся: приспособление.


Ответ учащихся: под опытным жакеем лошадь никогда не встает на дыбы.


Ответ учащихся:
Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.


Ответ учащихся: Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.

Воспитанники продолжают фразу:
…разрешения конфликта.


… как ее разрешить.


… который накопился в результате конфликта.


… внимательно его выслушайте.


…для снятия эмоционального накала.


… критиковать

... раздражение.


… компромиссы.


… ущерб личности.


… победы в главном.


… время и здоровье.


… разрешить или избежать отрицательных последствий.


…не бывает.


  1. Доброжелательность

  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

  3. Тактичность.

  4. Разговор по существу.

  5. Поиск компромисса.

  6. Способность признать свою ошибку.

  7. Соблюдение чужого персонального пространства.

  8. Правильный выбор роли.

  9. Умение слушать и слышать друг друга.

  10. Справедливость.


 Подведение итогов.

Анализ и подведение итогов.


  1. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта.

  2. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.


Слушают воспитателя, делают выводы.


 Разрешение конфликтаhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/208/207744/207744_html_m53b15fd2.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/208/207744/207744_html_m3d2e856c.gif


Конструктивное

Юмор

Уступка

Компромисс

Сотрудничество

Осознание позиций сторон


Деструктивное

Угрозы, насилие

Грубость, унижение

Переход на личности

Уход от решения проблемы

Разрыв отношений


      3. Воспитатель и подростки возвращаются к методу на выяснение ожиданий и опасений.
Анализируют, все ли ожидания оказались сбывшимися, а опасения несбывшимися.

  1. Воспитатель просит учащихся всегда помнить ЗАКОН ЖИЗНИ: правда.


Заключение.

Рефлексия.

Цель: Оценка работы на данном мероприятии.


Просит  выбрать карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке внеклассного мероприятия.


Воспитанники наклеивают карточки на лист ватмана, группируют по цвету:
Зеленый- позитивно, желтый- нейтрально,
красный- негативно.
Получается цветная картина, отражающая оценку мероприятия.


-  На прощание скажем друг другу: «До свидания».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"

Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....

Классный час" Конфликты и способы их решения"

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавитьс...

Конфликт и способы выхода из конфликта (презентация)

Презентация к родительскому собранию. Поможет провести тематическое родительское собрание и побеседовать с родителями на волнующие их темы.В материалах к презентации подробный послайдовый комментарий,...

Конфликты и способы их решения

Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе духовно-нравственного направления...

Презентация к уроку "Конфликты и способы их решения"

ЭОР содержит лексический материал для изучения в рамках темы "Деловые отношения", а также задания для отработки навыков чтения, говорения, аудирования...

Психологический классный час 2-4 классы "Конфликт -эффективные способы решения"

Профилактика бесконфликтного поведения в начальной школе...