Классный час "Целебные силы березы"
классный час (7 класс) по теме

Интеграция в сознании школьников происходит на основе решения задач здорового образа жизни путем опоры на исторический этнокультурный опыт русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselebnye_sily_berezy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Целебные   силы   дерева

Учитель ГБОУ СОШ №167  Архипова М.В.

В современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном  состоянии. Важно с самого раннего возраста заложить у ребенка положительные привычки здорового образа жизни.

Для решения образовательной задачи по развитию  у школьников культуры здорового образа жизни мы обратились к инновационным подходам и технологиям , которые появились в системе образования в последнее  десятилетие. Наиболее перспективным для нас оказался метод проектов, который позволяет интегрировать усилия учащихся, педагогов и родителей в выбранном исследовательском направлении, стимулировать поисковую активность, развивать интерес и за относительно небольшой отрезок времени значимо расширять компетентностное поле.

 Метод проектов оказался очень интересным как для ребят, так и для их родителей. Наш проект назывался «Целебные силы дерева».

  Мы выбрали его не случайно, потому что и весной, и осенью, и зимой  мы устраиваем с ребятами выезды на природу – в рощу, к озеру, к пруду  да и просто в лес на прогулку. Всегда с интересом наблюдаем за деревьями, и  не перестаем восхищаться  красотой русского леса! Именно поэтому мы выбрали данную тему проекта.

Мной были поставлены следующие цели:

  1. узнать о целебных свойствах деревьев, как они используются  для здоровья;
  2. развивать лингвистический кругозор и связную речь обучающихся;
  3. воспитывать чувство прекрасного, художественного воображения;
  4. научить коллективной самостоятельной работе через творческую работу в группах;
  5. воспитание патриотизма и любви к своей Родине

Подготовительный этап оказался одним из самых сложных. На классном собрании, а затем и на родительском я озвучила цели нашего проекта, совместно с детьми и родителями мы наметили  план дальнейших действий. Ребята были распределены на группы, каждая из которой получила свое задание, родители также подключились к работе вместе с детьми.

   1 группа  собирала материал о целебных деревьях

   2 группа готовила материал о березе(ее целебной силе)

   3 группа изучала, как плетутся туески из бересты

   4 группа  рассказывала о картинах русских художников, запечатлевших березу на своих полотнах

   5 группа готовила выразительное чтение стихотворений русских поэтов о березе

  Для всех общим было творческое задание: написать стихотворение или рассказ о березе, или нарисовать иллюстрацию.

 

  Заключительным этапом стал классный час, проведенный в форме игры, который проходил в два этапа.  Сначала ребята  рассказывали все, что они подготовили. А затем им было предложено поработать с текстами, выполнить задания к тексту.

  Сначала рассказывали ребята 1 группы, они говорили о целебных свойствах  таких деревьев, как:  дуб, липа, ольха, рябина, боярышник, калина, сосна. Рассказы ребят сопровождались слайдами с изображением данных деревьев.  Но более подробно мы остановились на березе. Много интересного материала подобрали ребята о березе.

 Сообщение 2 группы стало самым содержательным и большим.

Много интересного материала  было подготовлено ребятами о березе.  Известно, что береза издавна лечила людей от разных недугов: делали настойку на березовых весенних  почках, собирали и принимали как лекарство березовый сок, изгоняли недуг с помощью березовых веников, заваривали березовую чагу. Березовый деготь – лекарственный, самый лучший от чесотки и других болезней. Из дегтя березы получают целебное масло. А из бересты  клеили  туески , плели коробочки, писали на бересте. Недаром о березе существует такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве –четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье».

 Самое истинно русское дерево  береза своими корнями уходит в глубокое прошлое и связано с именем самой почитаемой богиней на Руси Берегиней. Дерево береза и чрезвычайно красиво русской красотой, и считается совершенным лечебным деревом. Лечебные свойства березы исключительно многогранны. Используются для лечения абсолютно все составляющие березы: листья, почки, кора, березовый сок  и, конечно, соцветия. Все данные производные березы полезны по отдельности и вместе. Причем биологически полезные вещества совершенно по-разному воздействуют на различные органы человека.

Если рассматривать поэтапно каждую составную часть дерева березы, начинать необходимо с березовых почек. Входящие в березовые почки полезные вещества для жизнедеятельности человека вполне способны заменить практически половину ненужных аптечных средств для лечения множества заболеваний. Лечебные свойства березы, а именно березовых почек являются исключительным мочегонным средством. Особенно часто его используют люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, они снимают отеки, принимая настой березовых почек. Готовят данный настой чрезвычайно простым способом. Кипятят половину столовой ложки березовых почек в стакане кипятка. Производят данную процедуру в эмалированной кастрюле минут пятнадцать. Охлаждают и процеживают отвар, лекарство готово. Принимают чудодейственный лекарственный препарат, доливая кипяченой водой до объема полного стакана. Правильно принимать подобное средство: по трети стакана за полчаса до основного приема пищи. Замечательно подойдет этот отвар, как желчегонное средство.

Необходимо отметить, что лечебные свойства березы распространяются на листья березового дерева. Отвар, приготовленный из листьев, тоже вполне можно считать мочегонным средством. Настой листьев березы приготавливают для борьбы с таким заболеванием, как холецистит. Готовят настой исключительно на сутки, когда намечено его использовать. Дозировка представляет собой две столовые ложки измельченных листьев на стакан воды. Березовые листья – просто прекрасный препарат, используемый при ревматизме и радикулите. Воспользоваться таким народным рецептом чрезвычайно просто. Необходимо обложить пострадавшее место свежесорванными березовыми листочками, примерно на три часа. Наилучшими лечебными свойствами обладают молодые березовые листочки, которые собираются в мае-июне. Но березовые листья, собранные начиная с середины лета, не считаются такими целебными. Всему свое время.

Лечебные свойства березы и конкретно березовых листьев широко используют косметологи, они вполне обоснованно считают, что отвар листьев березы чрезвычайно положительно влияет на состояние волос, их структуру и способствует предотвращению появления перхоти. Отвар из березовых листьев обладает просто чудотворным дезинфицирующим средством. Для улучшения состояния кожи, улучшения ее внешнего вида и избавления от прыщей хорошо принимать ванны с добавлением отвара березовых листьев.

Замечательные березовые сережки тоже эффективно используются в народной медицине. Они подразделяются на мужские и женские. Если вы увидели свисающие красивые сережки по несколько штук, знайте, это мужские сережки. Женские березовые сережки тонкие и одиночные. Для приготовления лекарственных препаратов собирают именно мужские сережки. Лечебные свойства березы, а именно собранные и положенные в банку сережки, залитые водкой и настоянные полмесяца, помогают при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, малокровии, гастрите, туберкулезе и болезнях сердца. Лекарственное средство, принимаемое три раза ежедневно по двадцать капель до еды. Свежесрезанная кора березы прекрасно вытягивает гной из труднозаживающих ран, помогает при нарывах, чирьях.

Говорить об исключительной пользе применения березового сока совершенно излишне, полезнее и вкуснее березового сока ничего не существует. Все любители и ценители банных процедур абсолютно точно знают об исключительно целебных фитонцидах, обладающих антисептическими свойствами, стерилизующих воздух. Береза – дерево-целитель, источник здоровья и богатства, бесценный общепринятый символ России.

Ребята  3 группы   рассказали , как плетутся туески из бересты, и даже продемонстрировали свои работы (выполненные вместе с родителями)

Ребята 4 группы рассказали и показали на слайдах самые известные картины русских художников, изобразивших березу.

     И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”, А.И.Куинджи “Березовая роща”, Саврасова “Грачи прилетели”,И.И.Левитана “Березовая роща”

Ребята 5 группы подготовили выразительное чтение стихотворений о березе.

      Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, преданий, создано живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист. Русское слово “берёза” очень древнее. В индоевропейских языках оно было прилагательным и означало “светлый и белый”. Позже люди нарекли березу веселкой. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой.

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

Много сложено хороших песен про «кудрявую» березу, «люблю березку русскую, то светлую, то грустную» (Прокофьев). Народ называет ее «березонькой» белоствольной, развесистой, серебристой. «Березка растет серебристая, а пшеница у нас колосистая» (песня-частушка). «Мой край – березовый» (Есенин).  «Это русская березка, это-Родина моя».

Стихотворений о березе великое множество. В них авторы выражают свою любовь к ней, помогают увидеть необычное в простом “русском дереве”, дарят нам радость открытия прекрасного. Стихотворение Николая Рубцова – признание в любви березе.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно.
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Русь моя, люблю твои березы:
С ранних лет я с ними жил и рос!
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

Особой прелести образ “зимней березы” создал А.Фет.

Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Кто не знает стихотворения “Береза”? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. А ведь это – первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

        

У поэта А.Прокофьева есть замечательное стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.

Часть 2. Задания для работы с текстами.

 

Без березы не мыслю России –                          Россию делает береза.

Так светла по-славянски она,                             Смотрю спокойно и тверезо,

Что, быть может, в столетья иные                     Еще не зная отчего,

От березы – вся Русь рождена.                           На лес с лиловинкой утра,

                                                                                На то, как тоненько и мудро

Под березами пели, женили,                               Береза врезана в него.

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили                               Она бела ничуть не чинно,

Так, чтоб были березы в ногах.                         И это главная причина

                                                                              Поверить нашему родству.

Потому, знать, березы весною                          И я живу не оробело,

Человеческой жизнью живут:                           А, как береза, черно-бело,

То смеются зеленой листвою,                           Хотя и набело живу….

То сережками слезы прольют.

             (О.Шестинский)                                   Березу, как букварь, читаю,

                                                                            Стою, и полосы считаю,

                                                                            И благодарности полна

                                                                            За то, что серебром черненым

                                                                            Из лип, еловых лап, черемух,

                                                                            Как в ночь луна, горит она.

                                                                                          (Р.Казакова)

Задание.1. Назовите художественно-изобразительные средства, использованные в стихотворениях. Определите, какова их роль в тексте.

2.Наречия разберите по составу.

3.Выпишите слова с орфограммой в корне:а)проверяемая безударная гласная; б)непроверяемая безударная гласная.

Задание. Работа с текстами.

       Текст А

Береза лиственное дерево с белым стволом тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья а в..сной  распускают…ся сере..ки. В..сной у березы листья светло-зеленые потом они т..мнеют а осенью они становят..ся ж..лтыми или красными. Береза растет в лесу а также и в поле. Она (не)боит..ся холода, поэтому произрастает не только в теплых краях но и в Сибир… . На север.. растет карликовая береза.

                                                               ( Из энциклопедии)

         Текст  Б

На склон.. небольш..  пригорка, у самой дорог.., одиноко ст..яла молод..нькая береза.  У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радос..но  взмахивала ветвями, точ..но  восторженно приветствуя со..нце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы.  Казалось, что от нее, как от сказочн…  светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн..  осеннего поля.

                                                                (М.Бубеннов)        

1.Докажите, что оба текста одного и того же типа.

2.Докажите, что стиль текстов различен.

3.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

4.Произведите фонетический разбор слова ОСЕНЬЮ

5.Разберите по составу следующие  слова, подобрав к ним 2-3 однокоренных слова:

    КАРЛИКОВАЯ, МОЛОДЕНЬКАЯ, ПРИГОРКА

6.Выпишите из текста А первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

 

В заключении хочется привести некоторые детские  работы, ребята  с удовольствием сочиняли и стихотворения, и акростихотворения, написали интересные рассказы.

вместе со своей семьей сгорела. Страшное горе охватило его. Ваня увидел чудом уцелевшую березу и пополз к ней. Попил ее соку (был март) и кое-как перевязал рану. Но вдруг он услышал, что береза как будто разговаривает с ним и шепчет: «Василиса жива». В это время Василиса отправилась на пепелище к своему дому и под березой она увидела Ивана. После этого случая они очень сильно берегли эту березу.

                                                                                (Лена Белова 5-б класс)

В заключении хочется сказать, что ребятам была интересна такая интеграция. Мы собрали много интересного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - "Сила Нашего Слова"

Классный час Коротковой Татьяны Александровны« Сила нашего слова»Цели:·        Вскрыть понятие слова·...

Классный час "Сила слова НЕТ""

Классный час в рамках районного смотра-конкурса «Здоровьесберегающие технологии в процессе учебной и внеучебной деятельности»....

Классный час "Сила слова"

В предлагаемом материале размещен сценарий классного часа, который может быть проведен с обучающимися (коррекционной) школы VIII вида во второй половине дня. Показать отрицательное влияние скверн...

Классный час "сила дружбы"

Классный час "сила дружбы"...

Классный час "Люблю березу русскую"

Цель: Воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям старшего поколения, бережного отношения к природе.   Показать значение берёзы - символа русского народа.     Развивать творч...

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...