Урок по Основам Православной культуры "Христианская семья"
план-конспект урока по теме
Урок разработан совместно с учителями-коллегами на курсах по ОРКСЭ. Урок прошёл апробацию уже на 2-х классах, в течение 2-х лет. Тема очень интересна детям. Они с большой охотой несут фотографии своей семьи, рассказывают о семейных традициях, приводят примеры из жизни. Каждому ребёнку есть что рассказать о своей семье: неважно большая она или маленькая, обеспеченная или не очень. Главное все приходят к выводу: дети счастливы, потому что у них есть семья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 27 «Христианская семья»
Работу выполнили
слушатели курсов ОРКСЭ:
Агеева И.К.
Слукина Н.М.
Слободянюк Т.В.
Пояснительная записка к уроку.
При подготовке к данному уроку проводится большая предварительная работа, чтобы дети почувствовали значение слова «семья» и свою принадлежность к этому понятию, чтобы в творческой работе объединить родителей и детей. Дети вместе с родителями готовят рассказы о семейных реликвиях, традициях.
На уроках ИЗО рисуют рисунки «Семья вместе». На уроке русского языка пишут сочинение «Моя семья».
Предварительная подготовка учителя.
- Сбор семейных фотографий учеников.
- Составление из них презентации
Цель: раскрыть православное понимание предназначения семьи.
Задачи Воспитательные:
- формировать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
- создать комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке;
- создать условие для принятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства
Образовательные:
- познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи;
- ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;
- познакомить с таинством венчания.
Развивающие:
- формировать навыки работы с текстом;
- самостоятельной работы с источником информации, со словарём.
Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо, семейные традиции, тактичность, хамство.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, выполнение творческих заданий.
Оборудование и материалы:
- Презентационное сопровождение.
- Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор)
- Карточки – задания.
- Учебное пособие А.В. Кураев «Основы православной культуры»
- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.
- Выставка детских рисунков «Семья вместе», выставка семейных реликвий.
Тип урока.
Урок получения новых знаний.
Ход урока
I . Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
- Добрый день ребята и гости нашего урока. Давайте начнём его вот с этой презентации.
(Презентация « Семейные фотографии учащихся класса с цитатами из сочинений»)
- Я думаю, вы догадались, о чём мы сегодня поведём разговор?
(ответы учеников)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о семье, мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».
II. Сообщение темы урока:
- Тема нашего урока: «Христианская семья». Давайте её запишем в тетрадь.
И первый вопрос у меня к мамам.
- Скажите, за что вы любите своих детей?
(За послушание, за хорошую учёбу, за то , что помогают дома, за то , что они у нас просто есть)
- Ребята, вы слышите, вас любят в семье уже только за то, что вы родились, что вы есть.
Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость».)
– Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды?
( Свой дом, маму, папу, брата и сестру, бабушку и дедушку…)
– Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова.
III. Работа с текстом, активизация знаний предыдущего урока:
– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение.
С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
(С ковчегом)
– На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?
(Для животных).
– Почему на корабле Ноя не было людей?
( Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир).
– Какими бы качествами вы наделили Ноя?
(Смелый, решительный. Жил по совести, честный человек. Добрый, отзывчивый, у него доброе сердце).
– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чем забоится Ной?
( Ной заботится о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле).
IV. Новый материал
1. Обряд венчания
Семья, как Ноев ковчег,- наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.
- Кто создаёт семью? И что для этого нужно?
(Семью создают два человека, полюбившие друг друга)
- Главное здесь слово – любовь.
Как называется вступление в брак в православии?
- Давайте посмотрим слайд и послушаем рассказ о том, как происходит обряд венчания. На голову жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они самые почитаемые люди в округе. Венец – это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но ещё это и мученический венец,
По – настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё терпеть ради сохранения семьи.
Венец не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Да.
Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют обручальными. (Слайды ). Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда станут мужем и женой. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.
2. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.
Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.
Так что же такое семья?
На доске выписаны слова:
СЕМЬЯ – это:
Всю жизнь другого человека мужа и жены
сделать своей
ЛЮБОВЬ
Всю свою жизнь
отдать другому родителей и детей
В нашу жизнь вошел и уже укрепился праздник – день святого Валентина. Но и в Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.
Демонстрируется икона
Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм. ( Поскольку учащиеся уже познакомились с «Повестью…» на уроках литературы, можно кратко вспомнить содержание.)
Беседа по содержанию
- Понравилась вам повесть?
- О чём в ней рассказывается?
- Какое название вы бы дали этой истории?
- Кто герои повести?
- В чём проявляется их любовь и верность?
- Какие сказочные элементы использованы в повести?
- Какого зверя увидел слуга в доме Февронии?
- Какие имена получили Пётр и Феврония при пострижении?
. День любви и верности – новый праздник в России.
.Действительно, эта повесть похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.
Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
Демонстрация слайда – иконы святых Петра и Февронии
8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
3. Любовь к детям.
Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любили, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Детей крестили в младенчестве, старались часто причащать, рано приучали к церковным службам.
В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.
4. Любовь детей к родителям.
Работа с дополнительным материалом
Учитель. Я прочту вам рассказ Льва Николаевича Толстого, который как бы иллюстрирует золотое правило этики. Рассказ называется «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец испросил:
-Что это ты делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Учитель. Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика?
(Дети отвечают).
А как они, по-вашему, стали потом относиться к старому деду?
(Дети отвечают).
Учитель. А вот как закончил свой рассказ Лев Николаевич Толстой: «Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».
Учитель. Это очень назидательная история, она нас многому учит. Ребята, так как мы должны относиться к старшим членам семьи? (Дети отвечают).
А как об этом говорят русские народные пословицы?
Ученики.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Не кивай пальцем, сам будешь старцем.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Корми деда на печи: и сам будешь там.
5. Работа с учебником.
Учитель. В вашем учебнике есть библейская история, из которой вы узнаете, откуда пошло слово «хам» и понятие «хамство», «хамское поведение». Давайте прочтем текст врезки. (Ученики работают с текстом врезки.)
Библейская история
У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям
Учитель. Вот такая история. И мне хочется пожелать, ребята, чтобы ни вам, ни членам ваших семей не испытывать со стороны кого бы то ни было к себе «хамского отношения». Пусть ваши семьи охраняют святые, защитники семейного благополучия.
6. Традиции христианской семьи
– Что нужно, , чтобы семья христианина была дружной и крепкой? Если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.
+ Общие события и праздники.
– На какие праздники обращают внимание авторы учебника? Почему?
+ Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.
+ Семейные традиции.
– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)
+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• Приглашать гостей и собирать застолье;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.
Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения. Когда вся семья вместе празднует Пасху, Рождество Христово люди становятся ближе и дороже друг другу.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники.
Возможно, и в вашей семье есть время, когда вы и ваша семья устраиваете настоящие праздники, выпускаете семейные стенгазеты, вообще создаёте какие-то традиции.
V. Домашнее задание:
– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на следующем уроке вы можете использовать фотографии.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового.
Продолжите мои предложения
1. Сегодня я узнал________________________________________________
2. Было интересно_______________________________________________
3. Я понял, что__________________________________________________
4. Я почувствовал _______________________________________________
5. Меня удивило_________________________________________________
6. Мне захотелось_______________________________________________
7. Я попробую__________________________________________________
А закончить наш урок я предлагаю песней « Родительский дом».
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Этапы урока, номера страниц, слайды . | Содержание урока; Действия учителя. | Действия учеников | Примечание |
I этап. Организационный момент (3мин.) | |||
Показ презентации | Проверка готовности к уроку учащихся. Эмоциональный настрой учащихся. | Учащиеся смотрят презентацию, составленную из их семейных фотографий и цитат из сочинений. | Сопровождается приятной музыкой. |
II этап. Сообщение темы и цели урока. (2мин) | |||
Учитель записывает тему урока на доске. Учитель обращается с вопросом к родителям учащихся. | Учащиеся записывают в тетрадь число и тему урока | Говорят родители. | |
IIIэтап. Начало работы с текстом учебника и активизация знаний предыдущего урока (3 мин.) | |||
Стр.86 | Учитель задаёт вопросы по предыдущей теме. | Учащиеся отвечают на вопросы о Ное и его ковчеге. | |
IV этап. Этап усвоения новых знаний (20мин). | |||
Слайд 1,2,3,4 | 1.Обряд венчания. | Учащиеся слушают рассказ учителя. В тетрадь записывают понятия: венчание, обряд | |
Слайд 5 «Что такое семья» Слайд 6 «Икона св. Петра и Февронии» | 2. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой. | Учащиеся по ходу рассказа учителя составляют схему «Семья – это…» | |
3. Любовь родителей к детям. | Динамическая пауза. | ||
4. Любовь родителей к детям. Работа с дополнительным материалом. | Рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». Ответы на вопросы по ходу чтения. | Текст даётся на отдельных листах на каждую парту. | |
Стр.87 | 5. Работа с врезкой | Читают вслух. Записывают понятие «хамство» | |
Стр.87. | 6. Традиции христианской семьи. | Вместе с учителем выясняют значение понятия – традиция, называют свои семейные традиции. | |
V этап. Домашнее задание.(2мин) | |||
Объяснение учителя о выполнении домашнего задания. | Ученики записывают его в дневник. | ||
VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.(3мин) | |||
Слайд 7. Стихотворение о семье. | Учитель предлагает ученикам продолжить предложения | Звучит песня « Родительский дом». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь, в которых вся до дна с нашей переплетена! Окуджава Б.
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример тому. Себастьян Брант
Христианская любовь Текст из Нового Завета СЕМЬЯ – это: мужа и жены Всю жизнь другого человека сделать своей ЛЮБОВЬ Всю свою жизнь отдать другому родителей и детей
пословицы и поговорки о семье Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит. Не кивай пальцем, сам будешь старцем. Не смейся над старым, и сам будешь стар. Корми деда на печи: и сам будешь там.
Семейные традиции
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?
Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА
«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения...
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Христианская семья".
Открытый урок по ОПК в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок по Основам Православной Культуры - Рождество Христово (урок в 4 классе для обучающихся с ОВЗ)
Конспект занятия (презентацию могу выслать на Вашу почту)...
Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.
Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....
Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"
Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"...