Урок по Основам Православной культуры "Христианская семья"
план-конспект урока по теме

Агеева Ирина Карнелевна

Урок разработан совместно с учителями-коллегами на курсах по ОРКСЭ. Урок прошёл апробацию уже на 2-х классах, в течение 2-х лет. Тема очень интересна детям. Они с большой охотой несут фотографии своей семьи, рассказывают о семейных традициях, приводят примеры из жизни. Каждому ребёнку есть что рассказать о своей семье: неважно большая она или маленькая, обеспеченная или не очень. Главное все приходят к выводу: дети счастливы, потому что у них есть семья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 27 «Христианская семья»

Работу выполнили

слушатели курсов ОРКСЭ:

Агеева И.К.

Слукина Н.М.

Слободянюк Т.В.

     

Пояснительная записка к уроку.

При подготовке к данному уроку проводится большая предварительная работа, чтобы дети почувствовали значение слова «семья» и свою принадлежность к этому понятию, чтобы в творческой работе объединить родителей и детей. Дети вместе с родителями готовят рассказы о семейных реликвиях, традициях.

На уроках  ИЗО  рисуют  рисунки «Семья вместе». На уроке русского языка пишут сочинение «Моя семья».

Предварительная подготовка учителя.

- Сбор семейных фотографий учеников.

- Составление из них презентации

Цель: раскрыть православное понимание предназначения семьи.

Задачи Воспитательные:

- формировать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;

- создать комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности  самореализации на уроке;

- создать условие для принятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства

Образовательные:

- познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи;

- ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;

- познакомить с таинством венчания.

Развивающие:

- формировать навыки работы с текстом;

-  самостоятельной работы с источником информации, со словарём.

Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо, семейные традиции, тактичность, хамство.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, выполнение творческих заданий.

Оборудование и материалы:

  1. Презентационное сопровождение.
  2. Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор)
  3. Карточки – задания.
  4. Учебное пособие А.В. Кураев «Основы православной культуры»
  5. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.
  6. Выставка детских рисунков «Семья вместе», выставка семейных реликвий.

Тип урока.

Урок получения новых знаний.

 

                                               

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.

- Добрый день ребята и гости нашего урока. Давайте начнём его вот с этой презентации.

(Презентация « Семейные фотографии учащихся класса с цитатами из сочинений»)

- Я думаю, вы догадались, о чём мы сегодня поведём разговор?

(ответы учеников)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о семье, мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

II. Сообщение темы урока:

 - Тема нашего урока: «Христианская семья». Давайте её запишем в тетрадь.

И первый вопрос у меня к мамам.

- Скажите, за что вы любите своих детей?

(За послушание, за хорошую учёбу, за то , что помогают дома, за то , что они у нас просто есть)

- Ребята, вы слышите, вас любят в семье уже только за то, что вы родились, что вы есть.

 Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость».)

– Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды?

( Свой дом, маму, папу, брата и сестру, бабушку и дедушку…)

– Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова.

III. Работа с текстом, активизация знаний предыдущего урока:

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение.

С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

(С ковчегом)

– На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?

(Для животных).

– Почему на корабле Ноя не было людей?

( Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир).

– Какими бы качествами вы наделили Ноя?

(Смелый, решительный.  Жил по совести, честный человек. Добрый, отзывчивый, у него доброе сердце).

– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чем забоится Ной?

( Ной заботится о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле).

IV. Новый материал

 1. Обряд венчания 

Семья, как Ноев ковчег,- наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.

- Кто создаёт семью? И что для этого нужно?

(Семью создают два человека, полюбившие друг друга)

- Главное здесь слово – любовь.

Как называется вступление в брак в православии?

- Давайте посмотрим слайд и послушаем рассказ о том, как происходит обряд венчания. На голову жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они самые почитаемые люди в округе.  Венец – это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но ещё это и мученический венец,

По – настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё терпеть ради сохранения семьи.  

Венец не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Да.

Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют обручальными. (Слайды ). Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда станут мужем и женой.  Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.

2.  Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.

Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья  появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

Так что же такое семья?

На доске выписаны слова:

                                                    СЕМЬЯ – это:

 Всю жизнь другого человека                                                 мужа и жены    

сделать своей                                    

                                           

                                                        ЛЮБОВЬ

                                                               

Всю свою жизнь

отдать другому                                                             родителей и детей

 

В нашу жизнь вошел и уже укрепился праздник – день святого Валентина. Но и в Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.

Демонстрируется икона

Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм. ( Поскольку учащиеся уже познакомились с «Повестью…» на уроках литературы, можно кратко вспомнить содержание.)

Беседа по содержанию

- Понравилась вам повесть?

- О чём в ней рассказывается?

- Какое название вы бы дали этой истории?

- Кто герои повести?

- В чём проявляется их любовь и верность?

- Какие сказочные элементы использованы в повести?

- Какого зверя увидел слуга в доме Февронии?

- Какие имена получили Пётр и Феврония при пострижении?

. День любви и верности – новый праздник в России.

.Действительно, эта повесть похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.

Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.

Демонстрация слайда – иконы святых Петра и Февронии

8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.

3. Любовь к детям.

Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любили, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Детей крестили в младенчестве, старались часто причащать, рано приучали к церковным службам.

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

4.  Любовь детей к родителям.

Работа с дополнительным материалом

Учитель. Я прочту вам рассказ Льва Николаевича Толстого, который как бы иллюстрирует золотое правило этики. Рассказ называется «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец испросил:

-Что это ты делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Учитель.   Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика?

(Дети отвечают).

А как они, по-вашему, стали потом относиться к старому деду?

(Дети отвечают).

Учитель. А вот как закончил свой рассказ Лев Николаевич Толстой: «Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним». 

Учитель. Это очень назидательная история, она нас многому учит. Ребята, так как мы должны относиться к старшим членам семьи? (Дети отвечают).

А как об этом говорят русские народные пословицы?

Ученики.

Кто родителей почитает, тот вовеки  не погибает.

Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

Не кивай пальцем, сам будешь старцем.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Корми деда на печи: и сам будешь там.        

5. Работа с учебником.

Учитель. В вашем учебнике есть библейская история, из которой вы узнаете, откуда пошло слово «хам» и понятие «хамство», «хамское поведение». Давайте прочтем текст врезки. (Ученики работают с текстом врезки.)

Библейская история

У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной  стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям

Учитель. Вот такая история. И мне хочется пожелать, ребята, чтобы ни вам, ни членам ваших семей не испытывать со стороны кого бы то ни было к себе «хамского отношения». Пусть ваши семьи охраняют святые, защитники семейного благополучия.

6. Традиции христианской семьи

– Что нужно, , чтобы семья христианина была дружной и крепкой? Если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.

+ Общие события и праздники.

– На какие праздники обращают внимание авторы учебника? Почему?

+ Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.

+ Семейные традиции.

– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)

+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  Приглашать гостей и собирать застолье;

•  Собирать и хранить семейные фотографии;

•  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.

Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения. Когда вся семья вместе празднует Пасху, Рождество Христово люди становятся ближе и дороже друг другу.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники.

Возможно, и в вашей семье есть время, когда вы и ваша семья устраиваете настоящие праздники, выпускаете семейные стенгазеты, вообще создаёте какие-то традиции.

V. Домашнее задание:

– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на следующем уроке вы можете использовать фотографии. 

  VI. Подведение итогов.  Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового.

Продолжите мои предложения

1. Сегодня я узнал________________________________________________

2. Было интересно_______________________________________________

3. Я понял, что__________________________________________________

4. Я почувствовал _______________________________________________

5. Меня удивило_________________________________________________

6. Мне захотелось_______________________________________________

7. Я попробую__________________________________________________

А закончить наш урок я предлагаю  песней « Родительский дом».



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Этапы урока, номера страниц, слайды .

Содержание урока;

Действия учителя.

Действия учеников

Примечание

I этап. Организационный момент (3мин.)

Показ презентации

Проверка готовности к уроку учащихся.

Эмоциональный настрой учащихся.

Учащиеся смотрят презентацию, составленную из их семейных фотографий и цитат из сочинений.

Сопровождается приятной музыкой.

II этап. Сообщение темы и цели урока. (2мин)

Учитель записывает тему урока на доске.

Учитель обращается с вопросом к родителям учащихся.

Учащиеся записывают в тетрадь число и тему урока

Говорят родители.

IIIэтап.  Начало работы с текстом учебника и активизация знаний предыдущего урока (3 мин.)

Стр.86

Учитель задаёт вопросы по предыдущей теме.

Учащиеся отвечают на вопросы о Ное и его ковчеге.

IV этап. Этап усвоения новых знаний (20мин).

Слайд 1,2,3,4

1.Обряд венчания.

Учащиеся слушают рассказ учителя. В тетрадь записывают понятия: венчание, обряд

Слайд 5  «Что такое семья»

Слайд 6 «Икона св. Петра и Февронии»

2. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.

Учащиеся по ходу рассказа учителя составляют схему «Семья – это…»

3. Любовь родителей к детям.

Динамическая пауза.

4. Любовь родителей к детям.

 Работа с дополнительным материалом.

Рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». Ответы на вопросы по ходу чтения.

Текст даётся на отдельных листах на каждую парту.

Стр.87

5. Работа с врезкой

Читают вслух. Записывают понятие «хамство»

Стр.87.

6. Традиции христианской семьи.

Вместе с учителем выясняют значение понятия – традиция, называют свои семейные традиции.

V этап. Домашнее задание.(2мин)

Объяснение учителя  о выполнении домашнего задания.

Ученики записывают его в дневник.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.(3мин)

Слайд 7.

Стихотворение о семье.

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения

Звучит песня    « Родительский дом».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Христианская семья

Слайд 2

Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь, в которых вся до дна с нашей переплетена! Окуджава Б.

Слайд 3

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример тому. Себастьян Брант

Слайд 8

Христианская любовь Текст из Нового Завета СЕМЬЯ – это: мужа и жены Всю жизнь другого человека сделать своей ЛЮБОВЬ Всю свою жизнь отдать другому родителей и детей

Слайд 11

пословицы и поговорки о семье Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит. Не кивай пальцем, сам будешь старцем. Не смейся над старым, и сам будешь стар. Корми деда на печи: и сам будешь там.

Слайд 12

Семейные традиции

Слайд 13

Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!

Слайд 14

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения...

Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Христианская семья".

Открытый урок по ОПК в соответствии с требованиями ФГОС....

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....

Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"

Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"...