Час общения "Путешествие в страну Доброты и Вежливости"
классный час (5 класс) по теме

Дельвер Надежда Ивановна

Занятие ориентировано на воспитание нравственных качеств личности. Для учащихся среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_dobroty.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну Доброты и Вежливости»

Цель: Воспитание доброты и коммуникативных навыков общения.

Задачи:

1. Способствовать расширению знаний учащихся о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях, выявляя правильные и ошибочные представления.

2. Развивать  аналитико-синтетическое воображение.

3. Воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания, толерантности.

Методы обучения и  воспитания: наглядно-иллюстративный, словесный, метод неожиданного эффекта, стимулирования, практический.

Метод контроля: индивидуальный опрос, фронтальный, работа в парах.

Форма проведения занятия: игра-путешествие.

Наглядность и оборудование: компьютер, презентация, рабочие карточки, фломастеры, шары.

Ход занятия:

(Слайд 1. Звучит песня «Доброта», дети входят в класс, приветствуя гостей).

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада вас видеть в этом уютном, доброжелательном классе. Ребята, я очень надеюсь на то, что мы с вами сегодня познакомимся и весело проведем наше занятие. Для этого я предлагаю вам сразу поднять настроение упражнением «Парам-Парей». (Молодцы, спасибо).

- Ребята, Вы, наверное, обратили внимание на песню, которая прозвучала, а также на моё приветствие. Какое слово вам запомнилось? (ответы детей). Правильно, доброта.

- Ребята, когда мы произносим это слово, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. Наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Итак, сегодня нашу встречу мы посвятим Доброте.

(Слайд 2).

«В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире Доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько Доброты.

(Слайд 3). - Как вы думаете, ребята.  Что такое «Доброта»? (ответы детей). Можно ли человека заставить быть добрым? (ответы детей).

Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим, что обозначает это слово. (Слайд 4).

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- А где же живёт «Доброта»? Чтобы открыть эту тайну, я хочу пригласить вас в путешествие. (Слайд 5). 

(Слайд 6). - Вы любите путешествовать? (Ответы детей). Мы посетим необычную страну. Посмотрите, ребята, перед вами карта страны «Доброты и Вежливости». Загадочные станции будут нас дружелюбно встречать?

(Слайд 7 – 11 ). Итак, добро пожаловать в сказочную страну «Доброты и вежливости». Звучит песня «Маленькая страна».

(Слайд 12).

(Слайд 13). Станция «Народная мудрость». Ребята, в народе всегда к доброте относятся по-особому. Есть даже такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это значит, что не только каждому из нас нравится, когда к нам относятся с добротой. Доброту понимают и животные, и растения. Если не поливать цветок, он завянет, а если с любовью к нему относится, то он будет радовать нас своим цветением. Ребята, а вы знаете пословицы о доброте, о вежливости?  (Ответы детей). Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми пословицами. (На слайде пословицы без окончания).

 - Худо тому…(добрый ответ),

-  На добрый привет…(кто добро не делает никому),

- Про доброе дело…(на добрые дела),

-  Жизнь дана…(дурное на ум не пойдёт),

- Учись доброму…(а зло забывай),

- Добро помни…(говори смело),

- Не одежда красит человека…(а его добрые дела).

Задача детей составить пословицы, используя подсказки.

Дети работают с карточками в парах. (Итог на экране).

Давайте, ребята, посмотрим, как вы справились с заданием. Дети зачитывают пословицы. Воспитатель благодарит за работу. Ребята, я предлагаю посетить следующую станцию.

(Слайд 15). Станция «Ежели вы вежливы».

Ежели Вы вежливы,
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете,
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как  две сороки.

Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите,
Без просьбы- то есть сами.

Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя,
Возьмёте не навеки.

Ежели  вы вежливы,
То книжечку вернёте,
В опрятном, не измазанном,
И целом переплёте.

Ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред  сильным не робея.

 Давайте,  поиграем. Я буду называть поступок, а вы будете хлопать, если вежливо и  топать, если не вежливо.

* Поздороваться при встрече?

* Толкнуть , не извиниться?

* Помочь подняться упавшему?

* Не уступить место старшему в автобусе?

* Громко кричать в школе?

* Оговариваться с мамой?

* Поблагодарить бабушку за пирог?

* Обижать котёнка?

* Пожелать спокойной ночи брату?

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы вежливые и добрые.

А теперь я попрошу вас дополнить мои предложения по смыслу.

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо),

- Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день),

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо),

-Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте),

-Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости,  пожалуйста).

Ребята, давайте вспомним слова приветствия. (Доброе утро, добрый день, добрый вечер, добро пожаловать, здравствуйте, рада видеть вас …).

Слова благодарности (Спасибо, благодарю, очень приятно…).

Слова извинения (Простите пожалуйста, извините).

Слова обращения, просьбы (Будьте любезны, пожалуйста).

Посмотрите, ребята, сколько добрых и вежливых слов в нашем словаре.

Я думаю, что с заданием мы справились успешно. Можем двигаться к другой станции.

(Слайд 16). Мы прибываем на станцию «Копилка добрых  поступков».

В наше время, желая добра другому, человек не всегда может нести в себе доброту, уметь отказаться от каких-то благ, ради другого человека или животного. Как вы думаете, быть добрым легко? (ответы детей). Я предлагаю вам послушать стихотворение М. Садовского «Доброе сердце». Подумайте над моим вопросом.

Я как-то в дом принес щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

- Ну, что ж, - сказала мама, -  пусть он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка...

Я во дворе нашел потом

Котенка чуть живого,

Его принес я тоже в дом,

Сказала мама снова:

- Ну, что ж, - она сказала, -

пусть он поживет немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдется каши ложка...

Я под гнездом нашел птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

- Ну, что ж, - сказала мама, -        пусть  он поживет немножко,

в глазах его такая грусть! 

Найдется хлеба крошка...

Однажды я принес ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: - Пусть живут -

в квартире так чудесно,

а если потесниться, тут

и нам найдется место.

Ребята, когда вы слушали это стихотворение, что вы чувствовали? (Ответы детей). Как поступил мальчик? А как поступила его мама? А били ли в вашей жизни случаи, когда вы кому-то помогли? (Ответы детей). Ребята, о человеке судят по его поступкам. Нельзя быть равнодушным к беде других людей, к беде животных. Если поможешь ты, тогда помогут и тебе. Ребята, я недавно прочла в газете, о вашем добром поступке. (Слайд 17).Человек должен всегда помочь своему другу, а также незнакомому  в беде.

(Слайд 18 с песней Н. Кадышевой «Если можешь помочь - помоги»).

(Слайд 19. «И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя. То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря»).

 Доброта с годами не стареет, доброта о т холода согреет. Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети».

А сейчас мы отправляемся на станцию «Танец Дружбы».(Объяснение игры).

(Слайд 20). Станция «Танец дружбы». Дети танцуют и играют.

(Слайд 21). Сигнал бедствия.

(Слайд 22). Ребята, у нас беда. В страну доброты проникли злодеи. Город захватила злая царица «Злобуля». Она замуровала в стену все добрые дела, слова, сделала своими приближёнными: жадность, грубость, дерзость, сплетни, жестокость. Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга, завидуют. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми и вежливыми. Слайд 23.

(Стук в дверь, входит  «Зависть». Читает стихотворение. На доске записаны слова в форме цветка.

Сценки о зависти. Показывают дети. Обсуждаем.

Ребята, а что такое  «Зависть». Давайте снова обратимся к словарю.

(Слайд 24. «Зависть – это чувство досады, неудовольствия, вызванное успехом другого»).

(Слайд 25. Зависть – яд для сердца). От зависти человек может заболеть и даже умереть. Нельзя завидовать успехам других, а нужно радоваться, и тогда тебе успех обеспечен. Если не хочешь страдать – не будь завистливым. Давайте прогоним злодейку. Я предлагаю превратить злые слова в добрые. Просто подберём противоположные по смыслу слова.

Например:

  • Злой – добрый.
  • Жадность – щедрость
  • Зависть – добродушие
  • Грубость – нежность, ласка
  • Дерзость – вежливость
  • Сплетни – правдивость
  • Жестокость – жалость

Молодцы, ребята и думаю, что мы сумели прогнать злодейку «Зависть». Стихотворение гости, избавившейся от Зависти.

(Слайд 26. «Доброта, что солнце». Изображены исправленные слова).

Ребята, а что значит: «Доброта, что солнце?» (ответы детей). Правильно, доброта согревает. Большое солнце на небе, а маленькое солнце светит в каждом из нас. Это наша доброта. Давайте подарим свод доброту друг другу. (Дети, сидя за партами, прикладывают руку к сердцу своему, а затем к соседу.

Вывод: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

(Слайд 27. «Да здравствует, Доброта!). Теперь в этом городе живут только добрые люди, да и фамилии у них все однокоренные. Добровы, Добрыгины, Добрулькины, Добротвоские, Добрые, Добренькие).

(Слайд 28). Итак, отправляемся на следующую станцию «Восхитительная поляна».

Ребята, мы прибыли на волшебную поляну, где растут необыкновенные цветы . В них засекречены добрые, вежливые слова. Даю вам фломастеры, а вы напишите все слова добрые и вежливые, которые вы знали и узнали сегодня. Вы должны будете их рассекретить. Когда у нас получатся замечательные цветы, тогда мы их посадим на волшебную поляну. Сердечки этих цветов у вас на груди, с вашими именами. А это, значит, что каждый из вас необыкновенный, неповторимый цветок. (звучит мелодия трек).

Вывод: Молодцы, ребята. Посмотрите, какая у нас удивительная поляна. Итак, наше путешествие подходит к концу. Какое впечатление осталось у вас о путешествии? Что вам запомнилось? Что такое – «Доброта»? Нужны ли нам зависть, зло? Почему?

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(Слайд 29. Станция «Доверие»).

Добрым быть совсем, совсем непросто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день"и "Добрый вечер".

И не зря ведь есть у нас
Пожеланье "в добрый час".
Доброта она от века
Украшенье человека.

Клянёмся вежливыми быть,
Всегда "Спасибо"говорить,
"Добрый день"и "До свидания".
Нет в мире лучше звания.

Клянёмся добрыми мы быть
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту.

Клянёмся добрыми мы быть,
В борьбе со злом добро дарить,
Невеж разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся добрыми мы быть!

(Слайд 30). Будьте всегда добры ко всем окружающим, дарите тепло своей души и тогда вас всегда будут любить и уважать. Идите всегда дорогою Добра. Звучит песня «Дорогою Добра». (Слайд 31).

Я благодарна всем за доброе общение. Спасибо.

(Дарю детям шары. Чёрный шар «Зависть» лопается).

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие на тему "Поговорим о доброте и вежливости"

Формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение видеть.Умение находить в людях, героях и персонажах художественных произведений такие качества личности, как доб...

Внеклассное занятие на тему "Поговорим о доброте и вежливости"

1.Формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение видеть.2 .Умение находить в людях, героях и персонажах художественных произведений такие качества личности, ка...

"Доброта и вежливость"

Мероприятие для воспитательной работы....

"Страна доброты и вежливости" классный час

Классный час "Страна доброты и вежливости" расширяет знания учащихся  о доброте и ее роли в жизни каждого человека. Материал предназначен для учащихся 4-5 классов....

Презентация к занятию "Путешествие в страну Доброты и Вежливости"

Презентация хороша для детей начального звена.Описание занятия на моей стричке....

Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Семь препятствий в страну "Доброты и Вежливости"

Открытое интегрированное занятие, проведенное учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов с умственно...

Проект учителя-логопеда социальной направленности "В страну Доброты и Вежливости"

В обществе растет процент употребления ненормативной лексики, детская лексика в полной мере отражает этот процесс, важно показать детям значимость нормативной лексики в их жизни, в умении общаться с в...