Тематическое планирование работы кружка"Делопроизводство" ,10 класс.
учебно-методический материал по теме

Опарина Елена Леонидовна

Кружок  «Деловой русский язык»  позволяет глубже познакомить учащихся с официально-деловым стилем языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, деловой документацией как разновидностью письменной деловой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

         Кружок « Деловой русский язык»(10 класс).  



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок  «Деловой русский язык»  позволяет глубже познакомить учащихся с официально-деловым стилем языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, деловой документацией как разновидностью письменной деловой речи.

Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. 

Основная цель работы кружка:

 Совершенствование  практических, коммуникативных умений и навыков учащихся  в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях. 

Главные задачи элективного курса: 

  • дать развернутую характеристику официально-делового стиля речи в его письменном и устном проявлении; ознакомить учащихся с его разновидностями и жанрами; 

  •  расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах     фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показать их роль в создании текстов официально-делового стиля; 

  • отработать навыки учащихся в умении грамотно составлять различные деловые бумаги, графически правильно оформлять любой деловой текст. 

  • способствовать расширению делового речевого опыта  учащихся;

  • развивать и формировать готовность учащихся к успешному, позитивному деловому общению;

  • формировать практические навыки успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.



 Структура курса подчинена принципу: от теории к практике; сначала обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях официально-делового стиля и его жанрах, затем организуется практическая работа по составлению различных деловых документов. 

Возраст учащихся – 10 класс.

Работа кружка рассчитана на  68  часов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны уметь: 

-владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; 

-понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста; 

-уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; 

-активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, 

-автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги;

-составлять композиционно-логическую схему публичного выступления;

-использовать изобразительно-выразительные средства,необходимые для   оформления деловой речи. 


Должны знать:

-назначение официально-делового стиля; 

-языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг; 

-понятия “подстили деловой речи”, “жанры речевых произведений”, “стилистическая норма”, “регламентированность речи”, “шаблон”, “стандартизация текста” и другие.

-речевую культуру делового общения;

-речевой этикет;

-технологию составления устной деловой речи.


       Для реализации программы используются различные традиционные и инновационные методы и приемы работы кружка, руководствуясь характером материала и конкретными задачами его изучения.
        При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

      Изучение языковых средств связано с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами.

       Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п.

      В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста.

      В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства.

      Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам.

 



 Ожидаемые    результаты:

Умение учащихся оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; умение пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; владение коммуникативно  значимыми жанрами официально-делового стиля, т. е. умение правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги. 

Для оценивания результатов работы кружка используются различные формы контроля: тестирование, самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов делового стиля речи.

Содержание.

Введение

Принципиальное отличие официально-делового стиля речи от других функциональных стилей. Ограниченность сферы употребления и неукоснительное следование этим ограничениям. Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков

Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности .

Сфера использования: правовые, международные и деловые отношения.

Основные черты:  официальный характер отношений участников речи, преобладание письменной формы речи, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность, безличность, неэмоциональность изложения, предписующе-констатирующий, долженствующий способ изложения, соблюдение единообразия в оформлении, высокая степень стандартизации текстов, регламентированность речи.

Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили.

Жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ, заявление, характеристика, справка, нота, присяга, коммюнике и другие.

Языковые особенности официально-делового стиля. 

Фонетические: книжный стиль произношения, полное произнесение звуков, повествовательно-утверждающая интонация.

Лексико-фразеологические:  книжная, официально-деловая лексика и фразеология, юридическая и дипломатическая терминология, наименования лиц по их должности, званию и т.п., названия предприятий, учреждений, органов власти, названия документов, стандартизированные устойчивые обороты, штампы.

Словообразовательные: широкое использование отглагольных существительных, сложносокращенных слов.

Морфологические: преобладание именных частей речи, широкое использование кратких прилагательных со значением долженствования, инфинитива, наречных слов, производных предлогов, сочинительных союзов; употребление форм мужского рода при наименовании профессии, должности.

Синтаксические: преобладание простых предложений с однородными членами, обособленными причастными и деепричастными оборотами, приложениями; вставных конструкций; безличных предложений с неопределенной формой глагола; страдательных синтаксических конструкций, сложных союзных предложений.


Законодательный подстиль и его жанры.

(закон, устав, указ, гражданские и деловые акты и др.)

Регулирование отношений между гражданами и государством. Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной (повеление). Графическое оформление текста (членение на сегменты, цифровое обозначение частей и т.п.). Особая манера, стиль изложения, языковые особенности. 

Нравственные нормы общества в статьях законов.
Дипломатический подстиль и его жанры .

(нота, меморандум, коммюнике, конвенция и др.).

Обслуживание сферы международных отношений. Специфика лексики и фразеологии. Слияние с публицистическим стилем речи: эмоциональность и экспрессивность, связанные с содержанием текстов. 

Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль.

Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.

Регулирование деловых отношений между людьми, учреждениями, гражданами и учреждениями.

Юридическая обоснованность деловых бумаг, единая внешняя форма, общепринятое стандартное расположение частей. Разновидности деловых бумаг.

Три типа документов: документы, которые должны точно соответствовать принятому в обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.); документы, которые для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках (справка, квитанция и т.п.); документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.).

Основные виды документов.


 Приказ. Распоряжение. Инструкция. 

Стилевая окраска долженствования, императивность. Характер изложения (отсутствие рассуждения, повествования и т.п.). Языковые особенности (лексика, синтаксис и др.), определяющие специфику документов. Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.

Заявление. Заявка. Счет.

Заявление как официальное сообщение. Заявка и счет как документы, регулирующие материально-денежные отношения.

Стандартизация документов (воспроизведение по особым шаблонам). Построение, структурные части, графическое оформление текстов. Реквизиты. Варианты написания заявления. 


 Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет.

Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Схема составления, речевые клише.

Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно-литературных средств языка.

Доверенность. Расписка. Справка. Извещение.

Структурные части документов. Схема составления доверенности и расписки. Заверение подписи частного лица. Отличие расписки от квитанции.

Изготовление бланков для справок и извещений. 


 Объявление.

Сущность объявления (извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь). Разновидности объявлений: сугубо официальные, частные, объявления-рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях и др. 

Различия в написании объявления, зависящие от его назначения и сферы употребления (особенности синтаксиса, лексики; строгость или красочность оформления).

 Протокол простого и сложного типа.

Документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения.

Составление протокола по определенной форме. Своеобразие речевого стиля протоколов: сочетание языковых средств официально-делового стиля с публицистическими, иногда – с разговорными средствами (при фиксации выступлений участников собрания). Понятие “протокольный язык”. Оформление выступлений в виде прямой и косвенной речи (описательно).

Протоколы простого типа, фиксирующие утверждение решений (“протоколы постановлений”).

Протоколы сложного типа, фиксирующие весь ход собрания: выступления, принятые решения и т.д. Образцы записей протокола простого и сложного типа.


 Характеристика.

Документ, характеризующий учебную или профессиональную деятельность. Использование в производственной и научной сфере.

Примерный план составления характеристики. Особенности оформления: подпись руководителя организации (предприятия), дата, печать. Относительно свободный выбор языковых средств при сохранении оборотов делового стиля.


 Автобиография (служебная и литературная).

Жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Схема составления (указание необходимых данных в определенной последовательности), оформление. Использование речевых средств разных стилей речи. 

Автобиография как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. Строгость и лаконичность в изложении материала, отсутствие эмоциональности, неуместность образных средств языка, соответствие стандарту.

Автобиография как литературно-публицистическое произведение. Признаки художественного стиля речи в литературной автобиографии.

Анкета. Резюме.

Назначение анкеты. Разновидности анкет. Использование специальных бланков для анкетирования. Переосмысление слова “резюме” в современной деловой речи. Резюме как деловой документ (описание себя и своих профессиональных возможностей). Практические рекомендации по составлению резюме.

Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях, служебный диалог.

Сохранение основных признаков деловой речи (точность, ясность, лаконичность и т.д.). Отличия устных форм деловой речи от письменных (использование лексических и фразеологических средств других стилей; синтаксические особенности устных форм официально-делового стиля: использование простых предложений наряду со сложными; употребление вопросительных предложений; включение диалогических конструкций в монологическую речь). 

Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. 

Использование (умеренное) внеязыковых средств (жесты, мимика и т.п.).

Язык рекламы.

Особое место рекламы в современной жизни. Разновидности рекламы. Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических норм. Практическое овладение языком рекламы.

 Деловое общение.

 

Общая характеристика делового общения. Основные

особенности делового общения. Психологические основы делового общения.

Этапы делового общения. Типология темперамента. Сенсорная типология.

Психогеометрическая  типология. Психологические типы по Юнгу.

Психологические принципы оказания влияния на человека.

 

Виды делового общения..

Беседы (кадровые, дисциплинарные, проблемные,

организационные, творческие, прием посетителей). Переговоры (сфера

деятельности, цель, взаимоотношение между сторонами. Презентация.

Разговор по телефону. Встреча делегаций. Приемы, виды приемов.

 

Конфликт в деловом общении.

Типология конфликтов. Причины возникновения конфликтов.

Структура конфликта. Динамика конфликта. Стратегия поведения в

конфликтной ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс,

избегание, приспособление). Анализ конкретной ситуации.

Речевая культура делового человека.

 

Литературный язык как основа культуры речи. Понятие о

литературном языке. Устная и письменная речь. Стилевые системы устной

речи. Нормативность литературного языка. Нормы произношения и

ударения.

Основные качества деловой речи.

Содержание речи. Тональность речи. Тональность речи.

Понятность речи. Чистота речи. Богатство и разнообразие речи.

 

Изобразительно-выразительные средства деловой речи.

Фразеология, пословицы и поговорки. Тропы. Стилистические

фигуры. Использование чужой речи.

 

 

Речевой этикет.

 Значение речевого этикета и факторы, его формирующие.

Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия, прощания.

Формулы речевого этикета для конкретных ситуаций. Особенности

обращения как формулы речевого этикета.

 

Ораторское искусство.Овладение ораторским искусством.

Ораторское искусство как социальное явление. Понятие

ораторского искусства. Причины появления ораторского искусства.

Особенности ораторского искусства. Риторика. Риторические навыки и умения.

Подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки ораторской

речи. Виды подготовки. Приемы привлечения внимания аудитории. Контакт

с аудиторией. Учет особенностей аудитории.

Композиция публичного выступления.

Композиция речи. План – основа композиции. Составные

элементы композиции. Недостатки композиции. Методы изложения

материала. Приемы привлечения внимания аудитории.

 

 

Искусство спора.

Характеристика понятия «спор». Классификация споров.

Поведение участников спора. Доказательство и аргументация в споре.

Доказательство как логическая операция. Логические ошибки в

доказательстве. Доказывание и убеждение. Способы опровержения.

Полемические приемы.

 

Итоговое занятия. Рефлексия.

Подведение итогов работы, определение степени полезности и качества полученных учащимися знаний, выяснение степени прочности выработанных у них умений и навыков по грамотному составлению различных деловых бумаг.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Рекомендуемая литература

Основная :

 

1. Культура делового общения [Текст] : практ. пособие / Ф. Кузин.

- М. : Ось-89, 2007. - 320 с. Кол-во экз. : 10

2. Этикет делового общения [Текст] : учеб. пособие для образоват.

учреждений нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. - М. : Академия, 2007.

- 192 с. Кол-во экз. : 25

3. Психология и этика делового общения [Текст] : учеб. для

студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -

415 с. Кол-во экз. : 10

4. Управленческая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов и

сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов. - М. : Акад. Проект: Мир, 2008. -

288 с. Кол-во экз. : 5

5. Основы менеджмента в образовании [Текст] : учеб. пособие для

студентов вузов / М. А. Гончаров. - М. : Кнорус, 2008. - 480 с. Кол-во экз. : 5

6. Организация ведения переговоров [Текст] : учеб. пособие по

спец. "Менеджмент орг." / О. В. Шевелева; под ред. Н. К. Моисеевой. - М. :

Совет. спорт, 2007. - 244 с. Кол-во экз. : 2

7. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного

педагогического общения [Текст] / Е. Л. Мерзлякова. - СПб. : Речь, 2007. -

296 с. Кол-во экз. : 2

8. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом

взаимодействии [Текст] / Елена Сидоренко. - СПб. : Речь, 2008. - 208 с. Кол-

во экз. : 2

9. Практикум по психологии общения [Текст] / Е. Н. Арбузова, А.

И. Анисимов, О. В. Шатровский. - СПб. : Речь, 2008. - 272 с. Кол-во экз. : 3

10. Этикет и культура делового общения [Текст] / Л. Т. Подвойская.

Источник : Психология и этика делового общения : учеб. для студентов вузов

/ под ред. В. Н. Лавриненко.-М., 2007.- Гл. 16.- С. 337-354.

 

 

 Дополнительная :

 

1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение [Текст] /

Р.И.Аванесов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 1984.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов /

А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – М., 1999.

3. Апресян, Г.З. Ораторское искусство [Текст] / Г.З.Апресян. – М.,

1978.  

12

4. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебное

пособие / Г.В.Бороздина. – М., 1998.

5. Браим, И.Н. Этика делового общения [Текст]: учебное пособие /

И.Н.Браим. – Минск, 1996.

6. Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации

[Текст]: учебник для вузов / О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. - М., 1997.

7. Грачев, Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами [Текст] / Ю.Н.

Грачев. - 2-е изд. – М., 2000.

8. Григорьева, С.А. Словарь языка русских жестов [Текст]:/

С.А.Григорьева. - М.: Яз. рус.культуры; Вена: Венс. славист.альм., 2001.

9. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей

[Текст] / Д.Карнеги.- Пер. с англ. – М., 1989.

10. Крегер, О. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности

определяют ваши успехи на работе [Текст]/ О.Крегер, Дж.М.Тьюсон. - Пер. с

англ. – М., 1995.

11. Поварнин, С.П. Спор. О теории и практике спора [Текст]/

С.П.Поварнин. – СПб, 1996.

12. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология.

Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст]: учеб. для студентов

вузов по филол. спец./ Под общ ред. Л.А.Новикова.- 3-е изд.- СПб: Лань,

2001.

13. Савостьянов, А.И. Техника речи в профессиональной

подготовке учителя [Текст]: учеб.пособие / А.И.Савостьянов.-М.:ВЛАДОС,

1999.

14. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст]: учеб.

пособие для студентов вузов / Е.Н.Шиянов. – М.: Академия, 1999.

15. Григорьева, С.А. Словарь языка русских жестов [Текст]:

С.А.Григорьева. - М.: Яз. рус. культуры; Вена: Венс. Славист.альм., 2001.

16. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст]: учеб.пособие для

студентов пед.вузов/ М.Р.Львов. – М., Академия, 2006.

17. Меликян, В.Ю. Эмоционально-экспрессивные обороты живой

речи [Текст]: В.Ю.Меликян.-М.: Флинта: Наука, 2005.

18. Митич, П.П. Как проводить деловые беседы [Текст] /

П.П.Митич. – М., 2007.

19. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении

персоналом [Текст] / В.П.Пугачев.- М.:Аспект-пресс, 2005.

20. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для студентов

вузов/ Под ред. В.И.Максимова.-М.: Гардарики, 2005.

21. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология.

Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст]: учеб. для студентов

вузов по филол. Спец./ Под общ ред. Л.А.Новикова.- 3-е изд.- СПб: Лань,

2006.

22. Шейнов, В.П. Искусство убеждать [Текст]: учебно-практическое

пособие / В.П.Шейнов. – М., 2006.  

 

Информационное обеспечение дисциплины :

 

Электронная библиотека УрГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступ

http://library.uspu.ru/

 

 

 

 Материально-техническое и дидактическое обеспечение

дисциплины :

 

Тесты:

1. «Умение слушать».

2. «Какой вид организационной культуры вам более всего

подходит».

3. «Ваш стиль общения».

4. «Коммуникабельны ли вы».

5. «Телефонные разговоры».

6. «Как вы действуете в условиях конфликта».

7. «Конфликтная личность» и др.

 

 

Упражнения:

1. Ситуационное использование стилей общения.

2. Речевые навыки общения в жизненных ситуациях.

3. Качество анализа почерка.

 

Ролевые игры:

1. Развитие навыков ведения переговоров.

2. Отборочное интервью при устройстве на работу.

 

Тексты для анализа композиции публичного выступления и

определения изобразительно-выразительных средств языка:

1. Мережковский Д.С. «Памяти Тургенева».

2. Солженицын А.И. «Нобелевская лекция».

3. Якокки Л. «Карьера менеджера».

4. Ильин И.А. «О путях России».

5. Цицерон «Оратор».

 

Картины художников:

1. Левицкий Д.Г. «Портрет неизвестного».

2. Боровиковский В.Л. «Портрет дипломата С.Л.Лошкарева».

3. Суриков В.И. «Старик в шубе».

4. Нилус П.А. «Лакей».  

14

5. Кузнецов Н.Д. «Портрет Ф.И.Шаляпина».

6. Серов В.А. «Портрет С.И.Мамонтова».

7. Мурашко А.А. «В кафе».

8. Волонидин П.Г. «Портрет профессора Н.К.Лысенкова» и др.

 

Видеокассеты для анализа видов делового общения (записи

телепередач): переговоры, интервью, особенности обращения и т.д.

 

Художественные фильмы:

1. «Семнадцать мгновений весны».

2. «Собачье сердце» и др.

 

Схемы:

1. Психогеометрическая типология личности.

2. Классификация бесед.

3. Типология переговоров.

4. Классификация конфликтов.

5. Композиция построения речи.



   


                                                                              Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

В том числе на:

теория

Практич.

экскурсии

1

Введение.

1час.

2

Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности .

12 час.

2

3

Законодательный подстиль и его жанры.

6 час.

2

Дипломатический подстиль и его жанры

5 час.

2

Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль.

8 час.

2

Основные виды документов. 

20 час.

Язык рекламы.

5 час.

2

Деловое общение.

10 час.

2

Подведение итогов. Рефлексия.

1 час

ИТОГО

68 час.

12

                                                         Календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела, темы занятия

Кол-во час в теме

№ урока в теме

Кол-во

час.

В том числе

Элементы содержания

Дата проведения

Рег.комп.

ПР, ЛР

Экскур-сии

план

факт

        

Введение.

1.

Задачи и цели работы кружка.

1

1

Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности .

12ч

2.

Принципиальное отличие официально-делового стиля речи от других функциональных стилей.

1

1

Ограниченность сферы употребления и неукоснительное следование этим ограничениям. Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков

3.

Сфера использования: правовые, международные и деловые отношения.

2

1

4.

Основные черты официально-делового стиля речи.

3

1

Официальный характер отношений участников речи, преобладание письменной формы речи, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность, безличность, неэмоциональность изложения, предписующе-констатирующий, долженствующий способ изложения, соблюдение единообразия в оформлении, высокая степень стандартизации текстов, регламентированность речи

5.

Разновидности официально-делового стиля:

4

1

законодательный, дипломатический и деловой подстили.

6.

Жанры официально-делового стиля:

5

1

закон, устав, приказ, заявление, характеристика, справка, нота, присяга,

7.

Языковые особенности официально-делового стиля. 

Фонетические:

6

1

книжный стиль произношения, полное произнесение звуков, повествовательно-утверждающая интонация.

8.

Лексико-фразеологические:  

7

1

книжная, официально-деловая лексика и фразеология, юридическая и дипломатическая терминология, наименования лиц по их должности, званию и т.п., названия предприятий, учреждений, органов власти, названия документов, стандартизированные устойчивые обороты, штампы.

9.

Словообразовательные:

8

1

широкое использование отглагольных существительных, сложносокращенных слов

10

Морфологические:

9

1

преобладание именных частей речи, широкое использование кратких прилагательных со значением долженствования, инфинитива, наречных слов, производных предлогов, сочинительных союзов; употребление форм мужского рода при наименовании профессии, должности.

11

Синтаксические:

10

1

преобладание простых предложений с однородными членами, обособленными причастными и деепричастными оборотами, приложениями; вставных конструкций; безличных предложений с неопределенной формой глагола; страдательных синтаксических конструкций, сложных союзных предложений.

12

Работа с текстом.

11

1

1

13

Работа с текстом.

12

1

1

Законодательный подстиль и его жанры.

6 ч

14

Жанры

1

1

(закон, устав, указ, гражданские и деловые акты и др.)

15

Регулирование отношений между гражданами и государством. Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной (повеление).

2

1

Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной (повеление).

16

Графическое оформление текста (членение на сегменты, цифровое обозначение частей и т.п.).. 

3

1

Особая манера, стиль изложения, языковые особенности. 

17

Нравственные нормы общества в статьях законов

4

1

18

Практическая работа.Работа с  законодательными документами..

5

1

1

Изучение законодательных документов

19

Практическая работа.Работа с  законодательными документами..

6

1

1

Дипломатический подстиль и его жанры



 

20

Жанры дипломатического стиля.

1

1

(нота, меморандум, коммюнике, конвенция и др.).

21

Обслуживание сферы международных отношений.

2

1

Специфика лексики и фразеологии.

22

Слияние с публицистическим стилем речи: эмоциональность и экспрессивность, связанные с содержанием текстов

3

1

23

Практическая работа. Работа с документами дипломатического подстиля.

4

1

1

24

Практическая работа. Работа с документами дипломатического подстиля.

5

1

1

Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль.

25

Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.

1

1

26

Регулирование деловых отношений между людьми, учреждениями, гражданами и учреждениями.

2

1

27

Юридическая обоснованность деловых бумаг, единая внешняя форма, общепринятое стандартное расположение частей.

3

1

28


 Три типа документов: документы,  которые должны точно соответствовать принятому в обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.); документы, которые  для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках (справка, квитанция и т.п.); документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.).

4

1

точно соответствовать принятому в обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.)

29

Три типа документов.

5

1

документы, которые  для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках (справка, квитанция и т.п.);

30

Три типа документов.

6

1

документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.).

31

Работа с документами административно-канцелярского подстиля.

7

1

1

32

Работа с документами административно-канцелярского подстиля.

8

1

1

Основные виды документов. 


20ч

33-34

Приказ. Распоряжение. Инструкция. 

1-2

2

Стилевая окраска долженствования, императивность. Характер изложения (отсутствие рассуждения, повествования и т.п.). Языковые особенности (лексика, синтаксис и др.), определяющие специфику документов. Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.

35-36

Заявление. Заявка. Счет.

3-4

2

Заявление как официальное сообщение. Заявка и счет как документы, регулирующие материально-денежные отношения.

Стандартизация документов (воспроизведение по особым шаблонам). Построение, структурные части, графическое оформление текстов. Реквизиты. Варианты написания заявления

37-38

 Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет.

.

5-6

2

Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Схема составления, речевые клише.

Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно-литературных средств языка.

39-40

Доверенность. Расписка. Справка. Извещение.

7-8

2

Структурные части документов. Схема составления доверенности и расписки. Заверение подписи частного лица. Отличие расписки от квитанции.

Изготовление бланков для справок и извещений. 

41-42

 Объявление.

9-10

2

Сущность объявления (извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь). Разновидности объявлений: сугубо официальные, частные, объявления-рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях и др. 

Различия в написании объявления, зависящие от его назначения и сферы употребления (особенности синтаксиса, лексики; строгость или красочность оформления).

43-44

Протокол простого и сложного типа.

11-12

2


Документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения.

Составление протокола по определенной форме. Своеобразие речевого стиля протоколов: сочетание языковых средств официально-делового стиля с публицистическими, иногда – с разговорными средствами (при фиксации выступлений участников собрания). Понятие “протокольный язык”. Оформление выступлений в виде прямой и косвенной речи (описательно).

Протоколы простого типа, фиксирующие утверждение решений (“протоколы постановлений”).

Протоколы сложного типа, фиксирующие весь ход собрания: выступления, принятые решения и т.д. Образцы записей протокола простого и сложного типа.

45-46

 Характеристика.

13-14

2

Документ, характеризующий учебную или профессиональную деятельность. Использование в производственной и научной сфере.

Примерный план составления характеристики. Особенности оформления: подпись руководителя организации (предприятия), дата, печать. Относительно свободный выбор языковых средств при сохранении оборотов делового стиля.

47-48

 Автобиография (служебная и литературная).

15-16

2

Жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Схема составления (указание необходимых данных в определенной последовательности), оформление. Использование речевых средств разных стилей речи. 

49-50Автобиография как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. Строгость и лаконичность в изложении материала, отсутствие эмоциональности, неуместность образных средств языка, соответствие стандарту.

Автобиография как литературно-публицистическое произведение. Признаки художественного стиля речи в литературной автобиографии.

49-50

Анкета. Резюме.

17-18

2

Назначение анкеты. Разновидности анкет. Использование специальных бланков для анкетирования. Переосмысление слова “резюме” в современной деловой речи. Резюме как деловой документ (описание себя и своих профессиональных возможностей). Практические рекомендации по составлению резюме.

51-52

Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях, служебный диалог.

19-20

2

Сохранение основных признаков деловой речи (точность, ясность, лаконичность и т.д.). Отличия устных форм деловой речи от письменных (использование лексических и фразеологических средств других стилей; синтаксические особенности устных форм официально-делового стиля: использование простых предложений наряду со сложными; употребление вопросительных предложений; включение диалогических конструкций в монологическую речь). 

Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. 

Использование (умеренное) внеязыковых средств (жесты, мимика и т.п.).

Язык рекламы.

Особое место рекламы в современной жизни. Разновидности рекламы.

53

Содержание и назначение рекламы.

1

1

Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических норм. Практическое овладение языком рекламы.

 

54

Языковые средства рекламы.

2

1

Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических норм. Практическое овладение языком рекламы.

55

Языковые средства рекламы.

3

1

56

Практическое занятие.

4

1

1

57

Практическое занятие.

5

1

1

Деловое общение.

10ч

58

Основные характеристики делового общения.

1

1

Общая характеристика делового общения. Основные

особенности делового общения. Психологические основы делового общения.

Этапы делового общения. Типология темперамента. Сенсорная типология.

Психогеометрическая  типология. Психологические типы по Юнгу.

Психологические принципы оказания влияния на человека.

59

Виды делового общения..

.

2

1

Беседы (кадровые, дисциплинарные, проблемные,

организационные, творческие, прием посетителей). Переговоры (сфера

деятельности, цель, взаимоотношение между сторонами. Презентация.

Разговор по телефону. Встреча делегаций. Приемы, виды приемов.

60

Конфликт в деловом общении.

3

1

Типология конфликтов. Причины возникновения конфликтов.

Структура конфликта. Динамика конфликта. Стратегия поведения в

конфликтной ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс,

избегание, приспособление). Анализ конкретной ситуации.

61

Речевая культура делового человека.

 

4

Литературный язык как основа культуры речи. Понятие о

литературном языке. Устная и письменная речь. Стилевые системы устной

речи. Нормативность литературного языка. Нормы произношения и

ударения.

62

Основные качества деловой речи.

 

 

 

5

1

Содержание речи. Тональность речи. Тональность речи.

Понятность речи. Чистота речи. Богатство и разнообразие речи

63

Изобразительно-выразительные средства деловой речи.

6

1

Фразеология, пословицы и поговорки. Тропы. Стилистические

фигуры. Использование чужой речи.

64

Речевой этикет.

 

7

1

 Значение речевого этикета и факторы, его формирующие.

Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия, прощания.

Формулы речевого этикета для конкретных ситуаций. Особенности

обращения как формулы речевого этикета.

65

Ораторское искусство.Овладение ораторским искусством.

8

1

Ораторское искусство как социальное явление. Понятие

ораторского искусства. Причины появления ораторского искусства.

Особенности ораторского искусства. Риторика. Риторические навыки и умения.

Подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки ораторской

речи. Виды подготовки. Приемы привлечения внимания аудитории. Контакт

с аудиторией. Учет особенностей аудитории.

66

Композиция публичного выступления.

9

1

1

Композиция речи. План – основа композиции. Составные

элементы композиции. Недостатки композиции. Методы изложения

материала. Приемы привлечения внимания аудитории.

67

Искусство спора.Деловая игра.

10

1

1

Характеристика понятия «спор». Классификация споров.

Поведение участников спора. Доказательство и аргументация в споре.

Доказательство как логическая операция. Логические ошибки в

доказательстве. Доказывание и убеждение. Способы опровержения.

Полемические приемы.

68

Подведение итогов.Рефлексия.





1час.

1


Подведение итогов работы, определение степени полезности и качества полученных учащимися знаний, выяснение степени прочности выработанных у них умений и навыков по грамотному составлению различных деловых бумаг .Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. Опасность “канцелярита” (К.Чуковский).

Итог:

68 час.

12

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...

Календарно-тематическое планирование работы кружка «Краевед»

Формирование биологичесикх, географических и экологических знаний...

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Проба пера"

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Проба пера" для обучающихся 6-9 классов....

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Литературная мастерская".

Календарно-тематическое планирование работы кружка "Литературная мастерская". Рассчитано на 35 занятий....