Система профориентационной работы для ОУ
рабочая программа по теме

Незнамова  Наталья  Ивановна

Система  профориентационной  работы для  ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof_nashey_shkoly.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ  пос.Новый  Кутулук

Система  профориентационной  работы

в  школе

 

п. Новый  Кутулук

Структура  СПР

  1. Общее  представление  СПР.
  2. Проблемы  построения  СПР.

3. Структура  взаимодействия  с  социальной  сферой

4. Деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

5.Формы  профориентационной  работы

6.Профориентационная  деятельность  на  каждой  ступени  обучения

7.Основные  показатели  эффективности  профориентационной деятельности

1.  Общее  представление  СПР

               Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения– подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Поэтому необходимо привести в систему всю деятельность по профориентации ученика – с 1 по 11 класс.                          

                Необходимо создать систему профориентационной деятельности общеобразовательного учреждения, способствующей самоопределению ученика.

           Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства

         

           Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки (“первый  блок”), работу школы с семьей и социумом (“второй  блок”). В основе системы лежит периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1996г.) и взаимодействие различных социальных институтов, описанное Е.Ю.Пряжниковой, Н.С.Пряжниковым.

Система  профориентационной  работы  должна  быть  связанна :

-  с  основными  профориентационными  аспектами  системы  образования РФ;

- стратегией  модернизации  содержания  образования;

- положение  о  профориентации,  принятое  Министерством  труда  и  социального  развития  РФ;

- социально-экономической  ситуацией  в  стране.

2. Проблемы  построения  СПР

   Систему профориентационной работы   в  ОУ возможно построить лишь разрешив следующие проблемы, которые представляются нам основными:

      1.Проблема создания комплекса условий для реального самоопределения учащихся в выборе профессии и построения профессионального плана.

  • только 16 % учащихся самостоятельно выбирают профиль обучения в старших классах;
  • только 1, 2 % учеников видят помощь в профессиональном самоопределении со стороны МУК;
  • каждый 5 ученик выбравший профессию ничего о ней не знает;
  • у 17,5 % старшеклассников отсутствует интерес к профессиональной деятельности;
  • генеральное большинство учеников имеет установку поступить в ВУЗ, но не закончить его и, тем более, успешно работать по выбранной профессии и т. Д.

2.  Проблема адекватного предложения содержания профессиональной деятельности ( т.е. спрос  на рынке  труда  не  должен  превышать  предложения)

3. Проблема формирования ключевых компетенций в области профессионального самоопределения с учетом:
а) возрастных периодов развития учащихся;
б) типологии групп (полученных на основе объединения по различным основаниям - интересам, способностям, социальным характеристикам).

      4.Проблема управления системы профориентационной деятельности.

      5.Частные  проблемы

         ► Проблема массовой подготовки специалистов в области профориентации и переподготовки педагогов и руководителей с целью ведения профориентационной деятельности

         ►   Ресурсное обеспечение деятельности системы профессиональной ориентации (научно-методическое, материальное, финансовое, организационное, административное, нормативно-правовое, информационное)

         ►   Разработка учебно-многоуровневой диагностики;

         ►  Взаимодействие  ОУ с работодателями  поселения  из различных сфер деятельностей

Цель  системы  профориентационной  работы  ОУ:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи :

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

4. Деятельность  педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

 Координатор деятельности системы  профориентационной работы:

заместитель директора по воспитательной работе  или  ответственный  за  профориентационную  работу

Координатор  проводит  профориентационную  работу  с  учащимися  и  оказывает  методическую  помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

        Выполняющие рекомендации координатора:

  • Классный руководитель 
  • Учителя-предметники 
  • Библиотекарь 
  • Социальный педагог 
  • Школьный психолог 
  • Медицинский работник

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

-   сформировать положительное отношение к труду;

-    научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-    научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-   научить анализировать свои  возможности  и  способности,

- сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

-       Профессиональная информация.

-       Профессиональное воспитание.

 -    Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

     Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

     

5.Формы  профориентационной  работы

Что касается форм работы, то это могут быть:

-       профориентационные уроки;

-       экскурсии;

-       классный час по профориентации;

-       встречи со специалистами;

-       профессиографические исследования;

-       родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

-      компьютерная  диагностики   профессиональных  интересов  учащихся, используя  программы  «Ориентир», «Мир  карьеры»

Система  профориентационной  работы  принесёт  положительные  результаты  только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1)  Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2)  Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)  Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4)  Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5)   Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).

Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.

     

      Система  разделена  на  2  блока( для  преемственности в  МОУ  Неприкской  СОШ)  

  1. Блок

«Диагностический  и  развивающий».

“Профессии моей семьи”. 1-4 классы.

“Я и профессии вокруг меня”. 5-8 классы.

“Я в мире профессий”. 9-11 классы.

   Диагностическая линия профориентационной деятельности включает в себя различные диагностики, опросники, анкеты и т.п., которые повторяются на каждом этапе с добавлением новых. На  первой  ступени  обучения проводится диагностика интересов и мотивации к игровой и  учебной деятельности. В 5-8 классах  – диагностика индивидуальных особенностей, склонностей, мотивации к социальной сфере и саморазвития. В 9 -11 классах дополнительно диагностируется способности и мотивация учащихся к трудовой сфере, мотивы профессиональной направленности.

   Развивающая линия проходит через различные направления психолого-педагогической поддержки детей в ОУ, предпрофильную подготовку и  обучение учащихся , профильное обучение в  10-11 классах. Участие  в  профориентационных  ярмарках, конкурсах.

   Необходимо  помнить  о творческом преподавании традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывают учащимся о связи их предмета с близкими профессиями (профориентационные минутки и профориентационные уроки). Серия экскурсий на предприятия и организации, встречи с людьми различных профессий, получение информации о рынке труда идут в направлении знакомства детей с миром профессий поэтапно через семью, поселок, район, область.

   О системе дополнительного образования   в  общеобразовательном  учреждении: Кружки – «Умелые  руки» - 1-5 кл., «Театральный» - 1-4 кл., «Пользователь ПК» -5-8 кл.. «Краеведение» - 5-11 кл., «Аэробика» - 5-11 кл., «Основы  компьютерной  грамотности» - 9-11 кл. Секции – ОФП, Баскетбол,  лыжные  гонки.

    О  формировании  педагогами  школы мотивов  саморазвития через районные, областные, региональные, всероссийские конкурсы, марафоны, научно-практические  конференции, олимпиады

2 Блок

«Школа. Семья. Социум»

Профориентация рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов. Школа – координационный центр системы.

   Агентами первичной социализации являются родители, члены семьи, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных организаций.

 Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, сотрудники СМИ, партий и т.д. Профориентационная деятельность осуществляется во взаимодействии с различными партнерами. По мнению родителей учащихся, семья наряду со школой играет важнейшую роль в самоопределении ребенка.

Семья

Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Основными направлениями работы школы с семьей являются: Управляющий совет школы, Попечительский Совет, Общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительские собрания по  темам -“Профессии, которые выбирают наши дети”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников”, интересными формами работы с семьёй являются: родительские ринги, тренинги, чтения, вечера, индивидуальные консультации, внешкольные  мероприятия «Самая  классная  классная!», «Радуга  профессий» и т.д.

Социум

   Важная роль отводится и другим социальным партнерам. Каждый из них выполняет свои функции через определенные направления совместной деятельности  и  организации  летней  занятости  и  временного  трудоустройства  подростков.

Средства массовой информации. СМИ активно участвуют в просветительской работе школьников и их родителей, организуя профконсультации на страницах изданий.

Службы занятости, психолого-педагогические центры. Смысл деятельности этих служб состоит в том, чтобы оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся подросткам

Культурно-просветительские учреждения. Данные учреждения расширяют представления учащихся о мире профессий, формируют мотивы самоопределения .

Общественные организации. Общественные организации своей  значисмостью  и  авторитетностью могут оказать большое значение на профориентацию школьника.

Предприятия, организации, фирмы. Одними из главных партнеров в профориентационной работе являются предприятия, организации и фирмы, расположенные в поселке, на территории района, области. Экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, знакомство школьников с особенностями производства, с востребованными профессиями, встречи с профессионалами своего дела, привлечение учащихся школы к посильной работе в качестве стажеров, предоставление рабочих мест на время каникул, организация заказов, помощь в исследовательской деятельности школьников, участие в различных профориентационных мероприятиях, шефская помощь школе – возможные направления деятельности.

Органы власти. Органы власти оказывают школе поддержку и содействие в реализации проекта. Специалисты администрации района, отдела образования, ресурсного  центра  предоставляют необходимую для работы информацию, способствуют формированию системы профориентационной деятельности школы.

План  мероприятий  по  профориентации  для  учащихся

1-4  классов

Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса                      к  различным видам труда; формирование учебно-познавательных мотивов; возможность  испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;

         расширение представлений о мире профессий.

Мероприятия

1.

Экскурсии на предприятия поселка, района, области

2.

Цикл занятий:

«Чем пахнут ремесла?»

Мир моих интересов.

Все работы хороши - выбирай на вкус.

Профессии наших родителей.

О профессиях разных, нужных и важных.

Путь в профессию начинается в школе.

Моя мечта о будущей профессии.

Труд на радость себе и людям.

3.

Конкурс  рисунков  и  плакатов 

 «На  златом  крыльце  сидели»

4.

Игра

«Путешествие на остров мастеров»

5.

Праздник труда.

6.

Встречи с родителями разных профессий

План  мероприятий  по  профориентации  для  учащихся

5-8  классов

Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях;

          развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать

          трудности адаптации в современном обществе.

Мероприятия

1.

Экскурсии на предприятия и организации

2.

Встречи с представителями разных профессий

3.

Цикл занятий:

  1. Самопознание. Я – человек и личность.
  2. Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.
  3. Я в мире людей. Общение. Его стили.
  4. Конфликты. Причины и пути их разрешения.
  5. Мой характер и темперамент
  6. Мои жизненные интересы и пути их реализации.
  7. Творчество и способности. Тренинг способностей учащихся.
  8. Моё здоровье – основа моей жизни.
  9. В ситуации выбора.

4.

Тренинг «Управляй собой»

5.

Мир профессий. Человек-техника.

Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в
отделение связи.

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую.

Мир профессий. На страже закона. Встреча.

Мир профессий. Книга-выставка.

Мир профессий. Электронные помощники.

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
Экскурсия в аптеку.

План  мероприятий  по  профориентации  для  учащихся

  1. классов

Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и  успешного продвижения в реализации намеченного плана.

Мероприятия

1.

Предпрофильная  и  профильная  подготовка

2.

Экскурсии на предприятия и организации, поселка, района, области.

3.

Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций поселка, района, области, со специалистами районного и областного отдела труда и занятости населения.

4.

Цикл занятий:

  1. Мир профессий
  2. Способности, интересы и профессиональный выбор.
  3. Путь к успеху.
  4. Деловая игра «Кадровый вопрос»
  5. Профессиональный путь.

5.

Игра «Взгляд в будущее» ,      «Познай самого себя»

6.

Анкетирование. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор  профессии.

7.

Профориентация и медицинская профконсультация.

8.

    Мотивы выбора профессии.

9.

   Психологические характеристики профессий.

10.

Вечер  встречи  выпускников    «Они учились в нашей школе»

11.

Интернет - работа  «   Профессии с большой перспективой»

12.

       Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

13.

Изучение  рынка  труда «Что век грядущий нам готовит?»

14.

Тренинг     «  Сотвори свое будущее»

15.

Изучение  периодической  печати  и  литературы  по  профориентации

«Что? Где? Когда? Информация о профессиях»

16.

Презентация. Профессиональная зрелость и самопрезентация.

17.

Работа  по  программе «Ориентир».  «Мир  карьеры»

                 

                                                                   

7. Основные показатели эффективности профориентационной работы (для дальнейшего  мониторинга  и  коррекции) :

Критерии эффективности могут быть количественными и качественными.

Количественные: количество проконсультированных за определенное время; (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько школьников “охвачено” играми и т.п.); количество учащихся, последовавших рекомендациям координатора, учителя.

Качественные: полнота учета основных факторов выбора профессии – учет желаний (хочу) возможностей (могу) и потребностей рынка (надо); осознанность планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП); относительная устойчивость профессиональных перспектив; самостоятельность при планировании и реализации ЛПП; реалистичность и гибкость профессиональных перспектив; оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему.

Проводится диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

     Система профориентационной деятельности нашей школы  действует  по принципам системности, целостности, открытости позволяет решать проблему правильного выбора профессии выпускнику школы, помогает ему не только сориентироваться в окружающем мире, но и найти себя в этом мире.