Это должны знать все.
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Бобылева  Наталья Владимировна

В этом пособии даны рекомендации учителям к проведению занятий по ПДД. Эти уроки помогут учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_pdd_-_kopiya.docx66.29 КБ

Предварительный просмотр:

Это должны знать все

(методическое пособие)

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..….3

План-конспекта занятия «Это должны знать все»…………………………...…4

План-конспекта занятия «Улица полна неожиданностей»………………….…5

План-конспекта занятия «Как правильно переходить дорогу и наиболее безопасный путь в школу»…………………………………………………….…6

План-конспекта занятия «Наши верные друзья»…………………………….....7

План-конспекта занятия «Мы знакомимся с дорожными знаками»………......9

План-конспекта занятия «Мы пассажиры»………………………………….…11

План-конспекта занятия «Мы учимся соблюдать правила дорожного движения»………………………………………………………………………..12

План-конспекта занятия «Экскурсия по городу (поселку)»………………..…13

План-конспекта занятия «Контрольная работа по ПДД»……………………..14

План-конспекта занятия «Правила поведения на улицах и дорогах»………..15

План-конспекта занятия «Где на улице опасно»……………………………....16

План-конспекта занятия «Дорожные знаки»…………………………………..17

План-конспекта занятия «Разметка проезжей части улиц и дорог»………….18

План-конспекта занятия «Сигналы регулирования дорожного движения»…20

План-конспекта занятия «Будьте внимательными и осторожными»……..….21

План-конспекта занятия «Игры и соревнования по ПДД»……………….…..24

План-конспекта занятия «Контрольная работа по ПДД»……………………..25

План-конспекта занятия «Соблюдай правила дорожного движения»…...…..26

План-конспекта занятия «Движение по тротуарам и обочине»…………..….28

План-конспекта занятия «Перекрестки и их виды»…………………………...29

План-конспекта занятия «Движение пешеходов по загородным дорогам»....30

План-конспекта занятия «Дорожная разметка и дорожные знаки»……….....31

План-конспекта занятия «Сигналы регулирования дорожного движения»…32

План-конспекта занятия «Сигналы транспортных средств»………………....33

План-конспекта занятия «Переход улиц и дорог, правила поведения на улице»…………………………………………………………………………….34

План-конспекта занятия «Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта»…………………………………………………….36

План-конспекта занятия «Контрольная работа по ПДД»………………….….37

Список литературы…………………………………………………………..…..38

Пояснительная записка

В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних детей.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:

- внезапный выход на проезжую часть;

- переход перед близко идущим транспортом;

- игра на проезжей части или рядом с ней;

- переход в неустановленном месте;

- переход на запрещающий сигнал светофора.

В связи с этим большое значение приобретает изучение элементарной дорожной грамоты.

В этом пособии даны рекомендации учителям к проведению занятий по ПДД. Эти уроки помогут учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.

         Для подготовки к занятиям и проведения отдельных бесед, экскурсий, мероприятий педагог  может привлекать работников милиции, общественных инспекторов безопасности дорожного движения, внештатных сотрудников милиции, водителей транспорта.

План – конспект занятия «Это должны знать все»

Цель урока: Ознакомить учащихся для чего служат Правила дорожного движения, почему их нужно соблюдать, научить движению по тротуару.

Учебно-наглядные пособия: Рабочая тетрадь по ПДД – стр. 3-5, комплект плакатов «Это правила для всех», брошюра по ПДД, видеокассета по ПДД.

Рекомендации к проведению урока.

Урок начинается с рассказа о том, что называется ПДД и для чего они нужны детям. Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Выполнять правила дорожного движения обязаны все- водители, пассажиры, пешеходы.

Для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, в узких местах – уступать дорогу взрослым. Транспорт движется по проезжей части улиц (мостовой). Место пересечения улиц называется перекрестком.

Необходимо объяснить учащимся, что нужно соблюдать осторожность, проходя по тротуару мимо ворот, арок, выездов из дворов, потому что может внезапно выехать транспорт. Нужно соблюдать осторожность при движении по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара транспорта: пассажиры транспорта могут внезапно открыть дверь кузова легкового автомобиля или кабины грузового автомобиля и ударить пешехода.

Необходимо привести цифры статистики детского дорожного травматизма, примеры ДТП, связанных с детьми по вашему району, школе (по материалам ГИБДД). Объяснить детям, что такое тротуар, транспортное средство, регулировщик, пешеход, велосипедист. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделанный от нее газоном. Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.  Регулировщик – сотрудник милиции, имеющий соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак). Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не проводящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипеда, везущие санки, тележку, детскую коляску. Велосипедист –  человек, управляющий транспортным средством, имеющим два или более колеса, приводимых в движение мускульной силой.

План – конспект занятия «Улица полна неожиданностей».

Цель урока: Научить школьников правильному поведению на улице, где и как организованно переходить проезжую часть, где можно играть кататься на санках и т.д.

Учебно-методические пособия: Рабочая тетрадь – стр. 6-7, видеофильм по ДДТТ, набор плакатов «Это правила для всех», макет перекрестка, модели транспортных средств.

Рекомендации к проведению занятий.

Преподаватель рассказывает о роли автомобильного транспорта в жизни населения, промышленности, сельского хозяйства. Обращает внимание на рост количества транспорта,  и повышения интенсивности его движения. ( По итогам 1998 года в Республике Башкортостан насчитывается 468 тысяч легковых автомобилей, 113 тысяч грузовых автомашин, 16 тысяч автобусов.) Разъясняет, что одним из важных условий обеспечения безопасности движения пешеходов на улице является строгое соблюдение ими ПДД. Приводит примеры о последствиях нарушений ПДД и о том, какой вред приносят нарушители этих правил. Объясняет, где и как надо ходить, играть, кататься на санках и как правильно ходить группами. Группы детей на улице разрешается водить только по тротуарам и не более чем по два человека в ряд, только в присутствии взрослых и в разрешенных местах перехода улиц. Коляски и санки с детьми можно водить только по тротуарам. Нельзя устраивать игр на проезжей части улиц или на прилегающей к ней территории. Категорически нельзя кататься на санках с горок, которые расположены рядом с проезжей частью улиц и дорог.

Следует показать сюжеты видеофильма, плакаты, относящиеся к данной теме. Поработать с макетом перекрестка и рабочей тетрадью по ПДД.

В конце занятия провести опрос учеников по данному уроку.

План – конспект занятия «Как правильно переходить дорогу и наиболее безопасный путь в школу».

Цель урока: Научить детей правильно переходить улицу и дорогу, помочь каждому школьнику выбрать наиболее безопасный путь в школу.

Учебно-методические пособия: макет микрорайона школы, модели транспортных средств, фигуры пешеходов, схемы перекрестка, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 8-11, видеофильм по ДДТТ.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель объясняет, как надо переходить проезжую часть улицы.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии, на перекрестках, по линии тротуаров или обочине.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходит дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулирования или  пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора. Выйдя на проезжую часть, пешеходы  не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигналом светофора (регулировщика).

При переходе улицы или дороги идти надо только шагом. Прежде чем переходить улицу, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы – направо. Убедившись, что транспорта нет, можно закончить переход улицы.

Используя макет местности микрорайона или его схему, необходимо помочь каждому ученику выбрать кратчайший и наиболее безопасный путь в школу и обратно.

В обязательном порядке нужно проделать с учащимися правильные повороты головы и повторить в это время хором: «Я смотрю налево, я не вижу автомобиль, я иду к середине улицы, я смотрю направо, не вижу автомобиль, заканчиваю переход улицы».

В ходе второго урока необходимо посмотреть видеофильм по ДДТТ и провести занятие по рабочей тетради.

Занятие закончить опросом учащихся по данной теме.

План – конспект занятия  «Наши верные друзья».

Цель урока: Объяснить учащимся назначение светофоров, рассказать о значении сигналов светофора и регулировщика.

Научить детей переходить улицу на зеленый сигнал светофора.

Учебно-методические пособия: Светофор (детский), жезл регулировщика, видеофильм по ДДТТ, набор плакатов по ПДД, рабочая тетрадь по ПДД- стр. 12-13.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель объясняет значение каждого сигнала светофора для водителя и пешехода, демонстрируя трехсекционный светофор с включенными сигналами.

К светофорному регулированию прибегают на перекрестке, к которому за один час с разных направлений подходит более 600 транспортных средств.

По назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные. Дорожные светофоры служат для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  • зеленый сигнал – разрешает движение;
  • зеленый мигающий сигнал – разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал;
  • желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • красный сигнал, в том числе мигающий запрещает движение;
  • сочетание красного и желтого сигналов светофора запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

На некоторых перекрестках с интенсивным движением пешеходов дополнительно к тротуарным светофорам устанавливают пешеходные светофоры со световыми сигналами. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. Точно так же, как сигналы светофора отменяют знаки приоритета на перекрестке, сигналы регулировщика могут отменить и сигналы светофоров. Регулировщик главнее всех на перекрестке. У него имеется бело-черный жезл, и он является сотрудником Госинспекции безопасности дорожного движения.

Долее, преподаватель переходит на объяснения сигналов регулировщика.

Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

  • руки вытянуты в стороны или опущены: пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
  • правая рука вытянута вперед: пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Регулировщик может подавать сигналами рук и другие сигналы, понятные пешеходам и водителям.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. Регулировщик поднимает руку, и автомобили, находящиеся перед ним, останавливается -(этот жест соответствует желтому сигналу светофора). Во время этого жеста, пешеходам нельзя переходить улицу. Регулировщик поворачивается к ним и автомобилям боком, вытягивает руку и опускает ее (этот жест соответствует зеленому сигналу светофора). Автомобили движутся через перекресток. Переходят улицу и пешеходы. Но вот регулировщик поворачивается к ним спиной или грудью (соответствует красному сигналу светофора) пешеходы и транспортные средства останавливаются. Автомобили, стоящие на поперечной  улице, трогаются и проезжают перед ним и сзади него. Через поперечную улицу проходят и пешеходы. Учащиеся после объяснения выполняют упражнения на стр. 12 рабочей тетради и отвечают на вопросы стр. 13.

В заключении занятия просматривается видеофильм по ДДТТ.

План – конспект занятия «Мы знакомимся с дорожными знаками».

Цель урока: Познакомить учащихся с дорожными знаками и указателями, часто встречающиеся в микрорайоне школы и по месту жительства, а также с другими знаками необходимыми пешеходу.

Учебно-методические пособия: Рабочая тетрадь по ПДД – стр. 14-16, комплект дорожных знаков, Правила дорожного движения.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель рассказывает и показывает дорожные знаки, которые помогают организовать безопасное движение транспорта и пешеходов. Обратить особое внимание на знаки:

1.21. «Дети» – данный знак предупреждает водителей о возможности внезапного появления на проезжей части детей. Устанавливается вблизи учебных заведений, оздоровительных лагерей, детских площадок. 1.20. «Пешеходный переход». Устанавливается вне населенных пунктов перед всеми пешеходными переходами, обозначенными знаками: 5.16.1, 5.16.2 «Пешеходный переход» или дорожной разметкой «зебра». 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума» – предупреждает водителя о приближении к неохраняемому железнодорожному переезду. 1.22. «Пересечение с велосипедной дорожкой» – устанавливается, когда велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги вне перекрестков. 3.10. «Движение пешеходов запрещено» – запрещает движение пешеходов вдоль проезжей части, обочины дорог и в других местах, где опасно передвижение людей (мосты, эстакады) 4.6. «Пешеходная дорожка» – применяется для обозначения дорожек, предназначенных только для пешеходов. 5.12, 5.13, 5.14 «Место остановки автобуса и троллейбуса»., «Место остановки трамвая», «Место остановки легковых такси» – применяются для обозначения места остановки соответствующих видов транспортных средств. 5.17.1 и 5.17.2 «Подземный пешеходный переход», 5.17.3, 5.17.4 «Надземный пешеходный переход» – применяются для обозначения подземных и надземных пешеходных переходов. 5.38 «Жилая зона» – территория, на которой действуют требования правил, устанавливающие порядок движения в жилой зоне. 6.1 «Пункт первой медицинской помощи», 6.2 «Больница», 6.3 «Автозаправочная станция» – обозначают, что рядом находятся те или иные учреждения или сервис. 5.16.1 – 5.16.2 «Пешеходный переход» – применяется для обозначения мест, выделенных для организованного перехода пешеходов через дорогу.

Все знаки делятся на 7 групп:

  1. Запрещающие – имеют круглую форму, красную кайму, (за исключением отдельных) и фон белого цвета, а на знаках 3.27 – 3.30 – голубого цвета.
  2. Знаки приоритета – устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, а также узких участков дорог.
  3. Предупреждающие знаки – информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятие мер, соответствующих обстановке.
  4. Предписывающие знаки – устанавливаются перед участками дорог, на которых вводится соответствующий режим движения, они как правило круглой формы с голубым фоном и белыми символами.
  5. Информационно-указательные знаки – вводят или отменяют определенные режимы движения, а также информируют о расположении населенных пунктов и других объектов.
  6. Знаки сервиса – имеют прямоугольную форму, широкую голубую кайму. Символ изображается на белом фоне.
  7. Знаки дополнительной информации (таблички) – они уточняют или ограничивают действия знаков других групп, с которыми они применены.
  8. Самостоятельно они не применяются и имеют прямоугольную форму и белый фон. Располагают их под знаками.

В заключении учащиеся работают со своими рабочими тетрадями и отвечают по ним на поставленные вопросы.

План – конспект занятия  «Мы пассажиры».

Цель урока: познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом, показать, как нужно обходить общественный транспорт.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД – стр. 17-19,

видеофильм по ПДД.

Рекомендации к проведению занятия:

Преподаватель начинает урок с рассказа об обязанностях пассажиров, и что им запрещается.

Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованным ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом шлеме;
  • проводить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;

пассажирам запрещается:

  • отвлекать водителя от управление транспортным средством во время его движения;
  • открывать двери транспортного средства во время его движения;
  • при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть  на бортах или грузе выше бортов.

Далее, надо заострить внимание детей на том, что общественный транспорт надо ожидать на тротуаре или посадочных посадках. Посадка в общественный транспорт производится только при полной его остановке и вперед надо пропускать лиц пожилого возраста и людей с маленькими детьми. Входить в салон автобусов, троллейбусов, трамваев надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю. Войдя в салон надо пройти вперед. Запрещается проезжать в общественном транспорте в грязной одежде и с не положенным по габаритам грузом. При выходе из трамвая надо посмотреть направо, и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару. Стоящий трамвай обходят спереди, а автобус и троллейбус сзади. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать двери, чтобы не задеть пешеходов.

Преподаватель должен объяснить, как надо вести себя в общественном транспорте, кому уступать место и кто должен сидеть в транспорте на передних местах.

Посмотрев видеофильм по ДДТТ, преподаватель ставит задачу учащимся ответить на вопросы рабочей тетради по ПДД – стр. 17-19, и проверяет правильность выполнения упражнения.

План – конспект занятия «Мы учимся соблюдать правила дорожного движения».

Цель урока: Проведение комплексного занятия по всем пройденным темам ПДД.

Учебно-методические пособия: видеофильм по ДДТТ, рабочая тетрадь по ПДД.

Рекомендации по проведению занятия.

В начале занятия следует посмотреть видеофильм по ДДТТ, после чего по стр. 22-23 рабочей тетради по ПДД поставить задачи учащимся и постараться, чтобы каждый из них нашел отличие на картинках.

Далее, провести конкурс, кто быстрее и правильно решит два кроссворда на стр. 24 рабочей тетради.

Закончить занятие следует напоминанием основных причин, по которым дети попадают в ДТП:

  • внезапный выход на проезжую часть;
  • игра на проезжей части или рядом с ней;
  • переход перед близко идущим транспортом;
  • переход проезжей части в неположенном месте;
  • переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора.

План – конспект занятия «Экскурсия по городу (району)».

Цель урока: Закрепить полученные учащимися знания по ПДД.

Ход экскурсии: По плану экскурсии осмотреть пешеходные переходы, «островки безопасности», посадочные площадки, улицы с двусторонним и односторонним движением. Обратить внимание на то, соблюдается порядок и регулируется движение в этих районах. Провести наблюдение за перекрестком, за работой светофора и маневрированием транспорта перед перекрестком и поворотами на перекрестке. В сопровождении преподавателя и родителей небольшими группами пройти на регулируемом перекрестке по пешеходным дорожкам. Напомнить учащимся об осторожности при переходе улиц, о правилах перехода через регулируемые перекрестки. Показать детям и напомнить дорожные знаки.

План – конспект занятия «Контрольная по ПДД».

Цель урока: Повторить знания по ПДД, полученные в течении учебного года и напомнить детям во время приближающихся летних каникул о строгом соблюдении ПДД.

Контрольные вопросы:

  1. Кого называют пешеходом?
  2. Что такое транспорт?
  3. Для чего предназначен тротуар?
  4. Что такое перекресток?
  5. Для чего служат ПДД?
  6. Для чего служит проезжая часть?
  7. Где надо переходить улицу?
  8. Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
  9. Где можно играть?
  10. Как нужно вести себя на улице?
  11. Кому дает команды  пешеходный светофор?
  12. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
  13. Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
  14. Зачем нужны дорожные знаки?
  15. В каких местах устанавливается знак «Дети»?
  16. Где можно кататься на велосипеде?
  17. Почему опасно цепляться за автомобили?
  18. Почему на санках нельзя кататься на улице?
  19. Где нужно ожидать общественный транспорт?
  20. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
  21. Как нужно себя вести в общественном транспорте?
  22. Опрос можно провести как в устной , так и в письменной форме.

План – конспект занятия «Правила поведения на улице и дороге».

Цель урока: Повторение Правил дорожного движения, изученных в 1-ом классе.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД- стр. 3, видеофильм по ДДТТ, макет микрорайона школы, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель на конкретных примерах (по сводкам и информации ГИБДД) рассказывает, какие ДТП произошли за летние каникулы вашей школы, района, города. Конкретно останавливается на причинах, которые способствовали данным ДТП. Пусть также учащиеся сами расскажут о различных ДТП, свидетелями которых они были.

В ходе урока необходимо вспомнить основные правила дорожного движения, которые вы изучили в 1-ом классе, после чего можно задать несколько вопросов, таких как:

  • где и как надо переходить проезжую часть?
  • какие основные дорожные знаки помогают пешеходу?
  • как следует обходить общественный транспорт?
  • как нужно себя вести в транспорте?

Посмотреть видеосюжеты по ДДТТ.

И закончить занятие надо вопросами рабочей тетради – стр. 31, проверив каждого ученика, как правильно он выполнил задание. Обязательно подчеркнуть, что с теми учащимися, которые знают и строго придерживаются ПДД, как правило, несчастных случаев на дороге не бывает.

План – конспект занятия  «Где на улице опасно».

Цель урока: повторение правил дорожного движения, изученных в 1-ом классе.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД стр. 3-5, видеокассета с сюжетами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Рекомендации к проведению занятий.

Преподаватель объясняет учащимся, где на улице опасно, где можно играть и т.д. Организует просмотр видеосюжета по профилактике ДДТТ и ставит задачу по выполнению упражнений на стр. 3-5 рабочей тетради по ПДД. В конце занятия проверяет у каждого учащегося правильность выполнения задания.

План – конспект занятия «Дорожные знаки».

Цель урока: закрепить знания дорожных знаков, необходимых для детей.

Учебно-методические пособия: набор дорожных знаков, Правила дорожного движения, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 6-10.

Рекомендации к проведению занятий.

После небольшой вступительной части о том, для чего служат дорожные знаки, и показа наиболее необходимых из них для детей, необходимо поставить учащимся задачу по выполнению упражнений в рабочей тетради на стр. 6-10.

В конце занятия преподаватель проверяет правильность выполнения упражнений и задает контрольные вопросы по знанию дорожных знаков. Показывая дорожные знаки, спрашивает учащихся, где они выставляются, и что обозначает тот или иной знак. Необходимо спросить о таких знаках, как:

  • 6.2 – «Больница»      
  • 6.6 – «Телефон»
  • 6.12 – «Пост ДПС»
  • 6.9 – «Гостиница»
  • 6.3 – «Автозаправочная станция»
  • 4.6 «Пешеходная дорожка»
  • 4.5 «Велосипедная дорожка»
  • 3.10 «Движение пешеходов запрещено»
  • 3.9 «Движение на велосипедах запрещено»
  • 3.2 «Движение запрещено»
  • 1.20 «Пешеходный переход»
  • 1.21 «Дети»
  • 5.17.1 «Подземный пешеходный переход»
  • 5.17.3 «Надземный пешеходный переход»
  • 5.16.1 «Пешеходный переход»

План – конспект занятия «Разметка проезжей части улиц и дорог».

Цель урока: Познакомить учащихся с разметкой проезжей части улиц и дорог.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД – стр. 11-13, набор плакатов по ПДД, видеофильм по ДДТТ.

Рекомендации к проведению занятия:

Преподаватель начинает урок с рассказа для чего служит разметка проезжей части и на какие виды она делится.

Разметка является одним из важнейших и эффективных средств регулирования дорожного движения. К разметке относятся линии, надписи и иные обозначения, которые наносятся на различные элементы дорог и дорожных сооружений. С помощью разметки участникам дорожного движения передается информация, которая содержит сведения об особенностях дорожной обстановки: предписывает обязательное направление движения, определяет очередность движения на перекрестках, ограничивает маневрирование.

Разметка может применяться самостоятельно, а также в сочетании с другими средствами регулирования движения – дорожными знаками и светофорами. Выполняется она специальными стойкими красками, термопластичными материалами, обеспечивающими хорошую видимость и долговечность. Выделяется два вида разметки:

А) горизонтальная – наносится непосредственно на проезжую часть, либо на бордюры и имеет белый цвет, отдельные линии выполняются желтым цветом;

Б) вертикальная – наносится на вертикальные поверхности опор мостов, путепроводов и других сооружений. Выполняется в виде черных и белых чередующихся полос, которые могут располагаться вертикально, горизонтально или с наклоном.

Далее, преподаватель рисует на доске мелом линии разметки и рассказывает о них. Узкая сплошная линия – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях:

  • обозначает границы участков проезжей части, на которые въезд запрещен («островки безопасности», посадочные площадки);
  • обозначение края проезжей части на дорогах, не относящихся к магистралям. Пересекать эту линию запрещается.

Прерывистая линия со штрихами - равными по длине промежутками, применяется для обозначения полос движения в пределах перекрестка. Прерывистая линия, у которой штрихи втрое короче промежутков, применяется для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях. Полосы шириной 0,4 м с промежутком между ними 0,6 м применяются для обозначения пешеходных переходов. Разметка, обозначенная квадратами размером:  0,4м х 0,4м применяется для обозначения пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью. Широкая сплошная линия применяется для обозначения края проезжей части на автомагистралях. Ее пересекать запрещается. После рассказа необходимо, чтобы каждый ученик выполнил задание по рабочей тетради на стр. 11-12, ответил на контрольные вопросы и решил кроссворд на стр. 13.

План – конспект занятия «Сигналы регулирования дорожного движения».

Цель урока: Повторить знания, полученные по данной теме в 1-ом классе и дополнительно изучить сигналы регулирования дорожного движения.

Учебно-методические пособия: трехсекционный детский светофор, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 14, жезл регулировщика, видеофильм по ДДТТ.

Рекомендации к проведению занятия.

В начале занятия следует посмотреть несколько сюжетов видеофильма, после чего рассказать о светофорах и сигналах регулировщика, провести выборочный опрос учащихся по данной теме.

Преподаватель напоминает о том, что на перекрестках и улицах регулирование движения транспорта и пешеходов может производится  регулировщиком. Он подает сигнал водителям и пешеходам жестами и поворотом своего корпуса. В своей работе он пользуется жезлом.

Необходимо на классной доске нарисовать пересечение двух улиц (перекресток). Затем повернуться лицом к классу и жестами и поворотами своего корпуса объяснить учащимся сигналы регулировщика. Регулировщик поднял правую руку с жезлом – это такой же сигнал, как желтый свет светофора. Транспорт, который подъехал к перекрестку, останавливается. Движение пешеходов через перекресток запрещается. Регулировщик повернулся к вам боком, держа руку перед грудью, затем опускает руку – теперь можно начать движение также, как при зеленом сигнале светофора. Регулировщик повернулся к вам грудью или спиной – это соответствует красному сигналу светофора – движение транспорта и пешеходов запрещается.

В конце занятия необходимо, чтобы все ученики самостоятельно выполнили задания на стр. 14 рабочей тетради по ПДД.

План – конспект занятия  «Будьте внимательными и осторожными».

Цель урока: Закрепить знания и навыки движения учащихся по улицам и дорогам, правила их перехода. Научить ребят правильно переходить регулируемый перекресток, правильно обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус.

Учебно-методические пособия: видеофильм по ДДТТ, рабочая тетрадь стр. 15-24, Правила дорожного движения, набор плакатов по ПДД.  

Рекомендации к проведению занятия:

Преподаватель говорит о том, что все пешеходы должны ходить только по тротуару. Каждый тротуар, как и проезжая часть, разделяется как бы на две полосы: пешеходы идут в двух направлениях, придерживаясь правой стороны. В этом случае один поток пешеходов не будет мешать движению другого. Даже на улицах с интенсивным пешеходным движением не будет создаваться помех. Если же часть пешеходов будет ходить против пешеходных потоков или нарушать порядок движения (бежать, толкаться, носить громоздкие предметы, ходить в пачкающей одежде), то другие пешеходы будут вынуждены сходить на проезжую часть и, таким образом, создавать опасную обстановку. На улицах, не имеющих тротуаров, пешеходам разрешается ходить по краю проезжей части, а на дорогах – по левой обочине. Если обочины нет, то по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

С наступлением зимы, несмотря на то, что снег убирается, улицы становятся скользкими. Поэтому во время движения пешеходы должны быть предусмотрительны и осторожны, можно поскользнуться и неожиданно упасть на проезжую часть улицы. А водителю транспорта на скользкой дороге труднее остановить автомобиль, так как тормозной путь увеличивается в несколько раз. Надо также учитывать то, что долгота дня зимой резко сокращается, рано темнеет. В условиях плохой видимости, как водители, так и пешеходы должны быть особенно осторожны.

В весеннее время года происходит таяние снега, ночью наступают заморозки, улицы становятся скользкими, кроме того, увеличивается количество транспорта на улицах и дорогах. Это также необходимо учитывать пешеходам и принимать меры предосторожности.

Рассказав, о несчастном случае, произошедшим в результате неправильного перехода улицы учащимся (материал взять из районного отделения ГИБДД), обращает внимание на соблюдение правил перехода улиц и дорог и излагает эти правила.

Переходить улицу нужно только в отведенных для этого местах, по пешеходным переходам. На улицах, где пешеходные переходы не обозначены, надо выбирать такое место для перехода, где хорошо просматривается улица. Обычно улицу переходят на углу по линиям продолжения тротуара. Это является границей перекрестка, и скорость транспорта здесь меньше. Не следует переходить перекресток по диагонали. Его надо переходить только по линиям границы перекрестка, проходя по очередности улицы. Таким же образом переходят несколько улиц при движении по площади. Прежде чем сойти на проезжую часть улицы, проверьте, не приближается ли транспорт. До перехода проезжей части убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта, а затем начинайте переходить улицу. Дойдя до середины, посмотрите направо и, пропустив транспорт, закончите переход.

При переходе узких улиц очень опасно останавливаться на середине улицы, поэтому лучше подождать, пока ни стой, ни с другой стороны не будет приближающегося транспорта. Прежде чем перейти перекресток, посмотрите, регулируется ли движение и какими средствами оно регулируется. Установив это, руководствуйтесь сигналами регулирования. В местах перехода, где движение не регулируется или установлены светофоры с мигающим желтым сигналом, пешеходы во всех случаях должны пропустить приближающийся транспорт. Если движение очень интенсивное и переход через улицу может быть опасным, попросите кого-нибудь из взрослых помочь перейти улицу. Не забудьте поблагодарить их за это.

На загородной дороге (шоссе) вне населенного пункта переходить дорогу надо только на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны. Переход через дорогу в населенном пункте разрешается только по обозначенным пешеходным переходам или на перекрестке дорог после того, когда будет полная уверенность в безопасном переходе.

В тех местах улиц и дорог, где построены подземные переходы, надо пользоваться только ими. Если через дорогу установлен пешеходный мостик, то при переходе дороги необходимо пользоваться только им.

Преподаватель объясняет, что перекресток, на котором движение регулируется светофором или регулировщиком, называется регулируемым перекрестком. Преподаватель приводит примеры таких перекрестков.

При переходе улицы надо строго следить за сигналами светофора или регулировщика. Пешеходы должны сочетать свои действия с сигналами светофора или жестами регулировщика. Зеленый сигнал светофора разрешает движение через перекресток (показать какое положение соответствует зеленому сигналу светофора). Желтый сигнал светофора предупреждает водителей машин и пешеходов о предстоящей смене сигналов. Если регулировщик поднял руку с жезлом вверх, независимо от положения корпуса – это соответствует желтому сигналу светофора. Если желтый сигнал светофора или соответствующий ему жест регулировщика застанет пешехода при переходе улицы, то необходимо дойти до середины улицы или «островка безопасности» и ждать разрешающего сигнала. Красный сигнал светофора запрещает переход. Этому сигналу соответствует такое положение регулировщика, при котором он обращен к пешеходам лицом или спиной.

При объяснении преподаватель включает сигналы светофора, а один из учащихся показывает положения и жесты регулировщика, соответствующие этому сигналу. Необходимо объяснить учащимся, что если они подходят к перекрестку, где движение регулируется светофором и регулировщиком, то они обязаны выполнять указания регулировщика.

В конце занятия можно посмотреть видеосюжеты по профилактике ДДТТ.

На втором уроке необходимо поставить задачу учащимся по выполнению заданий в рабочей тетради по ПДД – стр. 15-24 и в конце занятия проверить качество выполнения заданий.

План – конспект занятия  «Игры и соревнования по ПДД».

Цель урока: закрепление полученных знаний и умений по ПДД.

Игру или соревнование можно выбрать из учебного пособия профилактических мероприятий по ПДД.

Можно организовать посещение детского спектакля с направленностью на изучение Правил дорожного движения.

План – конспект занятия  «Контрольная работа по ПДД».

Цель урока: Закрепление полученных знаний и умений по ПДД.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель в устной или письменной форме должен провести опрос всех учащихся по пройденным темам во 2-ом классе. Задать следующие вопросы:

  1. Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
  2. Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
  3. Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
  4. Для чего служит дорога?
  5. Какие улицы называются улицы с односторонним движением?
  6. Для чего предназначен тротуар?
  7. Для чего служит проезжая часть?
  8. Для чего нужна обочина на дороге?
  9. Какие транспортные средства вы знаете?
  10. Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
  11. Каковы особенности движения пешеходов?
  12. Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
  13. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  14. Как нужно идти по пешеходному переходу?
  15. Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
  16. В каких местах можно переходить дорогу?
  17. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
  18. Кому дает команды пешеходный светофор?
  19. При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
  20. Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

 

План – конспект занятия  «Соблюдай правила дорожного движения».

Цель урока: повторить полученные знания по ПДД в 1-2 классе, ознакомить учащихся с одной из основных особенностей современного города – района – возрастанием движения транспорта.

Учебно-методические пособия: ПДД, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 3-4, видеокассета по ПДД.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель рассказывает, что большая часть населения нашей страны проживает в городах и поселках. В этих же городах и населенных пунктах находятся предприятия, где работает население, а также культурно- массовые и торговые учреждения по обслуживанию населения.

Для того чтобы обслуживать население и предприятия, требуется огромное количество транспорта – автомобилей, троллейбусов, трамваев. Большое количество транспорта занято в сельском хозяйстве, продукция которого доставляется автомобильным транспортом в города и поселки. Для удовлетворения потребностей народного хозяйства автомобильная промышленность нашей страны выпускает большое количество грузовых, легковых автомобилей, автобусов. Особенно растет выпуск легковых автомобилей для удовлетворения нужд народного хозяйства и населения. Автомобильный парк страны меняется не только количественно, но и качественно. Автомобильной промышленностью выпускаются автомобили с двигателями такой мощности, которые позволяют развивать скорость автомобиля до 200 км/ч.

По всей стране увеличивается разветвленная сеть благоустроенных автомобильных дорог. Однако увеличение количества машин на улицах и дорогах способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий. Поэтому особое внимание обращено на обеспечение безопасности движения на дорогах.

Для пешеходов строятся  подземные переходы и пешеходные мосты, для обеспечения безопасности около перекрестков устраивают ограждения. В местах перехода улиц устанавливают специальные световые указатели «Переход» и пешеходные светофоры. Но несмотря на принимаемые меры, количество дорожно-транспортных происшествий и связанный с ними транспортный травматизм остаются большими. Основные причины этого – незнание или невыполнение правил движения и нарушение правил пользования транспортом.

В результате транспортного травматизма пешеходы, в том числе и дети, погибают или получают увечья (травмы). Как показывает статистика, наибольшее количество несчастных случаев на улицах и дорогах происходит с учащимися начальных классов. Основная причина этих несчастных случаев – неправильный переход улицы и дороги.

Все водители и пешеходы должны делать все возможное, чтобы избежать дорожных происшествий. Для этого необходимо, чтобы каждый пешеход, каждый учащийся был внимательным на улице, присматривался к окружающей обстановке, то есть выполнял правила движения пешехода и правила пассажира общественного транспорта.

Безопасность движения транспорта и пешеходов обеспечивает милиция. Для этого в органах милиции имеется специальная служба государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). ГИБДД осуществляет надзор за движением и его регулированием; следит за исправностью автомобилей и других транспортных средств; выдает права на управление автомобилей водителям после тщательной проверки их знаний по правилам движения и навыков вождения автомобилей; ведет учет всех автомобилей и мотоциклов и выдает номерные знаки для них. За нарушение правил движения работники ГИБДД могут наказать водителя и пешехода. Но главное в работе ГИБДД  - это предупреждение нарушений правил движения и дорожных происшествий.

После рассказа преподавателя необходимо посмотреть видеосюжет по ДДТТ.

В конце занятия учащиеся должны самостоятельно выполнить упражнения на стр. 3-4 рабочей тетради по ПДД.

План – конспект занятия «Движение по тротуарам и обочине».

Цель урока: Повторить знания, полученные по данной теме в 1-2 классе.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД стр. 5-6, набор плакатов по ПДД «Эти правила для всех», «Мы по городу идем», видеокассета по ДДТТ.

Рекомендации к проведению занятий.

Преподаватель объясняет учащимся, какие необходимо соблюдать ПДД при движении пешеходов по тротуару и обочине.

Пешеходы должны  двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут двигаться  только по краю проезжей части, так как их движение по тротуарам или обочинам будет создавать помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности  двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части. Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движения транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по 4 человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости с включенными фонарями. Спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам  и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

После объяснения необходимо посмотреть видеофильм по безопасности дорожного движения и закончить занятие выполнением упражнений на стр. 5-6 рабочей тетради по ПДД.

План – конспект занятия  «Перекрестки и их виды».

Цель урока: изучить с учащимися какие бывают перекрестки и как их переходить.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД стр. 7-8, правила дорожного движения, макет перекрестка, модельки транспортных средств и пешеходов.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель напоминает учащимся, что место пересечения улиц или дорог называется перекрестком. Перекрестки бывают двух видов регулируемые и нерегулируемые.

Регулируемые – это те, на которых очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, а нерегулируемые это те, где нет ни светофора, ни регулировщика.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.

Под нерегулируемым пешеходным переходом подразумевается переход, необорудованный светофорной сигнализацией, но обозначенный дорожным знаком «Пешеходный переход» или разметкой «зебра».

Пешеходы обязаны убедиться в безопасности перехода, прежде чем ступить на линию перехода и не задерживаться на проезжей части, совершая переход.

Правила требуют от водителя пропустить пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах.

На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производится с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Окончить занятие следует выполнением упражнения на стр.7-8 рабочей тетради по ПДД, и опросом учащихся по данной теме.

План – конспект занятия  «Движение пешеходов по загородным дорогам».

Цель урока: научить детей передвигаться по загородным дорогам.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД стр. 9-11, правила дорожного движения.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель начинает занятие с напоминания и объяснения учащимся, где и как можно двигаться пешеходам на загородных дорогах.

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движения транспортных средств. Движение пешеходов навстречу потоку транспортных средств, то есть по левой стороне, считается более безопасным, так как пешеход видит приближающийся транспорт и может, например, своевременно сойти с проезжей части, если приближается крупногабаритное транспортное средство.

Пешеходы при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Требование переходить проезжую часть под прямым углом, призвано обеспечить наименьшую длительность прохождения пешехода по проезжей части. Что касается того, чтобы дорога хорошо просматривалась, то это требование также призвано обеспечить безопасность пешеходов.

Переходя дорогу в необозначенном месте, пешеход, прежде всего, сам должен обеспечить свою безопасность.. Поэтому нельзя пересекать проезжую часть на закруглениях дороги с малым радиусом.

После объяснения необходимо поставить учащимся задачу выполнения упражнения  на стр. 9-11 рабочей тетради по ПДД и проконтролировать правильность выполнения упражнений в конце занятия у каждого ученика.

План – конспект занятия «Дорожная разметка и дорожные знаки».

Цель урока: вспомнить знания, полученные по данной теме в 1-2 классе, углубить знания учащихся.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель рассказывает учащимся о том, что дорожная разметка является одним из важнейших и эффективных средств регулирования дорожного движения. С ее помощью передается информация участникам дорожного движения, которая содержит сведения об особенностях дорожной обстановки. Дорожная разметка применяется самостоятельно, а также в сочетании с другими средствами регулирования. Далее, напоминает, что прерывистая линия со штрихами, равными по длине промежуткам, применяется для обозначения полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортного потока или подчеркнуть границу полосы движения.

Для обозначения остановок маршрутных транспортных средств, движущихся  по установленным маршрутам и стоянок легковых такси применяется разметка наносимая желтой ломанной линией шириной 0,1 м, ширина полосы, на которой наносится такая разметка, составляет 2 м.

Широкая сплошная линия, наносимая поперек проезжей части применяется для обозначения мест остановки (стоп-линия) перед перекрестком  при наличии дорожного знака «Движение без остановки запрещено».

Узкая сплошная линия обозначает край  проезжей части на дорогах, не относящихся к автомагистралям.

Все линии разметки, о которых говорилось выше, преподаватель должен нарисовать на классной доске, для более убедительной доходчивости учащихся.

В ходе занятия преподаватель напоминает учащимся о дорожных знаках, которые применяются во всех странах мира, и водители транспорта, проезжая в другую сторону, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам.

Все знаки делятся на 7 групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички).

Преподаватель показывает по 2-3 знака с каждой группы (согласно ПДД), и проводит опрос учащихся.

В конце занятия все учащиеся выполняют задания на стр. 12-15 рабочей тетради по ПДД.

План – конспект занятия «Сигналы регулирования дорожных знаков».

Цель урока: повторить и закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель рассказывает о том, что в настоящее время движение на улице немыслимо без регулирования светофорами и регулировщиками.

Движение регулируется для того, чтобы сделать его безопасным, установить очередность в движении пешеходов и машин на перекрестках. Светофоры применяются для регулирования движения на перекрестках, на улицах и пешеходных переходах, для сигнализации на железнодорожных переездах.

Далее, преподаватель проводит опрос учащихся используя светофор и жезл регулировщика. Учащиеся вспоминают знания, полученные по данной теме в предыдущих классах.

Затем каждый учащийся выполняет задание на стр. 18 –19 рабочей тетради по ПДД, а преподаватель проверяет правильность его выполнения.

План – конспект занятия «Сигналы транспортных средств».

Цель урока: научить детей сигналам транспортных средств.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель начинает занятие с объяснения специальных сигналов транспортных средств необходимых для пешеходов и велосипедистов.

При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом, пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить  дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой и правой рукой.

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения, (подача сигнала рукой может быть закончена, непосредственно, перед выполнением маневра).

После всех объяснений учащиеся самостоятельно выполняют задание на стр. 20-21 рабочей тетради по ПДД.

В конце занятия преподаватель проверяет правильность выполнения заданий учащимися.

План – конспект занятия «Переход улиц и дорог».

Цель урока: углубление знаний учащимися правил перехода улиц и дорог и правил поведения на улице.

Учебно-методические пособия: видеокассета по профилактике ДДТТ, рабочая тетрадь по ПДД стр.22-25.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель объясняет и рассказывает учащимся как нужно вести себя на улице (дороге).

Выполнение правил движения пешеходов – это элемент культуры поведения человека. Учитель рассказывает, что некоторые учащиеся  думают, будто на улице никто не обращает на них внимания, никто не замечает их, и поэтому можно вести себя как хочется – прыгать, бегать, шуметь, останавливаться группами на тротуарах. Это далеко не так, на улице следует вести себя так же, как и в других общественных местах.

Правила поведения на улице складывались в результате большого опыта в жизни общества. Эти правила должны выполнять все учащиеся:

  • по улице надо ходить подтянуто, умеренным шагом и только по тротуару или пешеходному переходу, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать другим;
  • нельзя ходить в ряд по нескольку, более двух человек, или большой группой – это мешает другим;
  • при встрече с товарищем нельзя останавливаться для разговора на середине тротуара, надо отойти в сторону;
  • бросать бумажки, кожуру от фруктов и т.п. запрещается. Для этого есть урны и мусорные ящики, кроме того, прохожие могут наступить на кожуру от фруктов, поскользнуться и упасть;
  • с наступлением первых заморозков нельзя кататься на тротуарах, превращать их в каток: пешеходы могут поскользнуться и упасть;
  • в узких местах на тротуаре надо уступить дорогу взрослым;
  • надо всегда быть внимательным к старшим , помогать им;
  • нельзя толкаться, из-за этого другие могут сойти на проезжую часть улицы и подвергнуть свою жизнь опасности;
  • если вы случайно толкнете кого-нибудь или наступите кому-нибудь на ногу необходимо вежливо извиниться;
  • к людям, которые мешают пройти, обращайтесь со словами: «пропустите, пожалуйста»;
  • если видите, что ваш товарищ или кто-либо из младших собирается нарушить правила движения, остановите их;
  • без разрешения дорожных органов и органов милиции нельзя проводить на дороге никаких массовых мероприятий;
  • прогон скота через дорогу разрешается только в специально установленных местах;
  • на территории дороги (в полосе отвода) запрещается пасти скот;
  • нельзя разводить огонь на территории дороги (в полосе отвода) и ближе 100 м от деревянных мостов;
  • если вы увидите на дороге или искусственных сооружениях (мостах, туннелях и т.п.) неисправности, угрожающие безопасности движения, немедленно сообщите об этом дорожным органам и органам милиции.
  • Надо беречь зеленые насаждения вдоль дороги, снегозащитные устройства, дорожные знаки и указатели.

После рассказа-объяснения учащиеся вспоминают пройденные темы и выполняют задания на стр. 22-25 рабочей тетради по ПДД. Преподаватель проверяет правильность выполнения упражнения задания  у всех учащихся и в конце занятия обязательно организует просмотреть видеосюжет по профилактике ДДТТ.

План – конспект занятия «Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта».

Цель урока: научить детей правилам перехода улицы после выхода из общественного транспорта.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель начинает урок с напоминания обязанностей пассажиров общественного транспорта.

Ожидать маршрутное транспортное средство разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии -  на тротуаре или обочине.

Пассажиры обязаны:

  • производить посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;
  • если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создает помех другим участникам движения.

Пассажирам запрещается открывать двери транспортного средства во время его движения, отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.

Далее, преподаватель рассказывает о том, как надо обходить стоящий общественный транспорт после выхода из него.

Стоящий автобус или троллейбус надо обходить сзади, но при условии, что нет близко идущего транспорта и только в строго отведенных местах, а трамвай спереди при тех же условиях.

После выхода из автобуса или троллейбуса и обойдя его сзади, нужно посмотреть налево и убедившись, что приближающегося транспорта нет, дойти до середины проезжей части, посмотреть направо и если приближающегося транспорта нет или он движется далеко, перейти проезжую часть дороги.

После объяснения и рассказа о том, что может ожидать пешехода при нарушении данных правил, лучше всего посмотреть видеосюжеты из кассеты по профилактике ДДТТ.

В конце занятия каждый ученик должен выполнить задание на стр. 28-31 рабочей тетради по ПДД.

План – конспект занятия «Контрольная по ПДД».

Цель урока: повторить знания полученные в течении учебного года по правилам дорожного движения.

Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД стр.16, 26, 27, 32; видеокассета по ДДТТ.

Рекомендации к проведению занятия.

Преподаватель объясняет, как надо выполнить контрольное задание на стр. 16, 26, 27, 32 рабочей тетради по ПДД и рассказывает о том, что, кто первый правильно выполнит  и быстро данное контрольное занятие, тот получит приз и будет считаться лучшим знатоком ПДД класса.

Учащиеся выполняют контрольные задания.

В конце занятия можно посмотреть видеофильм по профилактике ДДТТ, после чего еще раз напомнить детям о приближении летних каникул и строгом соблюдении ПДД во время отдыха.

Список литературы

  1. Амелина, В.Е.Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения [Текст]: в помощь классному руководителю / В.Е.Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с.  
  2. Вдовиченко, Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД]  // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119
  3. Дмитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников [Текст]: методическое пособие / В. П. Дмитрук. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-160 с.
  4. Купецкова, В.Ф. Школа безопасности: Практикум для учителей начальных классов по обучению младших школьников  в процессе внеурочной работы // Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 75 – 80
  5. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы [Текст]: пособие для учителя / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 192 с.  
  6. Камакин, О.Н. Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения  // Классный руководитель. – 2007 .- № 5. – С. 108 – 139.
  7. Левинская, Т.В. План совместной работы школы, инспекции по делам несовершеннолетних и ГИБДД // Практика административной работы в школе. – 2006. - № 2. –С. 61 – 62.
  8. Рябовская, А.В. Обучение детей безопасному поведению на дорогах  // Справочник классного руководителя. – 2007 . - № 8. –С. 15 – 18
  9. Тошева,  Л. Программа по обучению правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дорогах для учащихся начальной школы образовательного учреждения: [программа и занятия] // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - № 11; 2005. - № 3.
  10. Чукреева, А.Н. Решение проблемы безопасности детей на дорогах в проектной деятельности  // Школа и производство. – 2007. - № 6. – С. 32 – 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростковый возраст: что должны знать родители

Подростковый возраст - время закрепления ценностей. Как помочь детям ориентироваться в окружающем пространстве должны знать не только учителя, но и родители. Вам предлагается вариант проведения родите...

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Что должны знать родители подростка

Что делать? Или, что должны обязательно знать родители подростка? Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменени...

Что должны знать родители подростка

Типы конфликтов и способы их преодоления 1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия Статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в это...

Что должны знать родители подростка

Шпаргалка для родителей 1. Для того чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким. 2. Установите довери...

Что должны знать родители, если их ребенок пошел в 5 класс

Первое родительское собрание в 5 классе, проводится в адаптационный период...

Что вы должны знать о туберкулёзе

Классный час для для учащихся 6-9 класса...