Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности "Слава Вам, братья славян просветители"
методическая разработка (5 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

Устный журнал, инсценирование ко Дню славянской письменности и культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slava_vam_bratya_slavyan_prosvetiteli.zip50.57 КБ

Предварительный просмотр:

Слава вам, братья славян просветители!

 «Сперва аз да буки, а потом другие науки».

(колокольный звон)

1. По широкой Руси -  нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.  

3.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

 Ведущий: Начинаем наш праздник,(слайд) посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.(2 слайда)

Ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.

1.Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
2. А преданья старины
Забывать мы не должны.

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы.

Ведущий: А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Ведущий: Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.

Сценка.(слайд)

(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)

СКИФ.

-  Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

ЦАРЬ.

-  Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?

СКИФ.  

-  Мне велено  передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)

ЦАРЬ. 

-  Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!

ГОРИЙ. 

- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам,  в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».

(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)

Ведущий: Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Гобрий, военачальник персов, прочитавший это письмо.

 Ведущий:  Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Ведущий: Такое письмо называется пиктографией.

Презентация 5 слайдов. Пиктография.  Наскальные рисунки)

Ведущий: Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

 слайд. Наскальные символы-буквы)

Ведущий: Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

Ведущий. У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу (слайд) – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.

Ведущий. Сохранились и глиняные таблички с клинописью (слайд) – письмом при помощи клиновидных чёрточек.

Ведущий. Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы. (3 слайда)

                                   Викторина для зрителей  «Материалы и орудия письма».

1. Самый дальний предок бумаги.

     А) камень;

     Б) глина;

     В) дерево.

2. Настоящий дедушка бумаги.

     А) пальмовые листья;

     Б) восковые таблички;

     В) папирус.

3. Папирус – это…

    А) растение;

    Б) телячья шкура;

    В) берёзовая кора;

4. Прообразы первых книг.

    А)Церы;
   Б) папирусные свитки;

    В) малабарские книги.

5. На чём писали русские люди?

    А) на пергаменте;

    Б) на папирусе;

    В) на бересте.

6. Чем писали русские люди?

    А) стилем;

    Б) каламом;

    В) писалом.

7. Родина бумаги.

    А) Китай;

    Б) Египет;

    В) Италия.

Комментарии к вопросам:

  1. Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины тысячелетий дошли до нас первые произведения искусства: примитивные скульптуры и наскальные рисунки, или, как их называют специалисты, петроглифы. Название «петроглиф» происходит от двух греческих слов: «petros» - камень и «glyphe» – резьба. Стало быть, петроглифы – это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на его поверхности. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.
  2. Настоящий дедушка бумаги – папирус. Египтяне сделали великое изобретение: они придумали, как изготовлять удобный, гладкий и эластичный материал, на котором можно легко писать, - папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу: papier – по-немецки и по-французски, paper – по-английски, papel и papeles – по-испански. Да и по-русски мы говорим «папиросная бумага».
  3. Папирус – это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец, установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги.
  4. Прообразы первых книг – церы. Церы – древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносится слой воска. Таблички связывались шнурком, продетым в дырочки, сделанные в каждой из них. Соответственно количеству табличек-страниц церы назывались диптихом, триптихом, полиптохом.
  5. Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в XVIII веке.
  6. Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Стили бывали металлические или костяные. Один кончик был заострённым, им и писали, другой – тупой, округлой формы. Им заглаживали воск, если нужно было написать на цере новый текст или исправить написанное. Русское писало – это тот же стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.
  7. Родина бумаги – Китай. Трудно  точно ответить на вопросы, где, когда и кем изобретена бумага. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.

Ведущий. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. (слайд)

Ведущий: О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. (слайд) Там говорится о том, как однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения”.

Ведущий: Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, (слайд) и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку (слайд) и перевели Апостол (слайд) и Евангелие”(слайд).

Ведущий: Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “ Затем братья перевели Псалтирь (слайд) и другие церковные книги.

Ведущий: И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте.

В монастырской келье узкой (слайд)
В четырех глухих стенах 
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)

Монах:

Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному…
 (читает рукопись)

В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские, Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.

- Чу, слышу шорох. Кто здесь?

( входят три мальчика)

Захарка: Это мы, батюшка.

Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?

Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.

Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?

Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.

Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.

Монах: Подходите ближе.  Я когда-то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.

Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?

Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?

Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.

Монах: Давным-давно люди писать не умели. На скалах рисунки делали – пиктография называется.

Захарка: Интересное слово – пиктография.(слайд)

Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись (слайд) делали палочками. В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне - вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.( слайд) Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

 И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.  (слайд «В начале было слово»)

- Ну, так слушайте. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний.(слайд) В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий.(слайд) Население там было наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Сценка «Детство Кирилла и Мефодия»

 Звучит  фонограмма « шум  моря». (слайд) Два подростка. Один из них старше.  Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».

Младший: (вставая, обращается в старшему):  А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

Старший. Так это в лавке. А в школе можно только  на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.

Младший. А почему у славян нет своих книг?

Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.

Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).

Старший. А «Я ЖИВУ  В  ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

Младший: Но можно их придумать. Ведь если слова можно произносить, значит, их можно и  записывать. Необходимы  только какие-нибудь знаки.

Старший.  Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система.  В нем не может быть ничего случайного.

Младший.  Но если все-таки попробовать. Вот так,  например.  (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

На сцене появляется учитель.  Он слышит разговор мальчиков.

Младший.  Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!

Учитель. Разве вы не знаете, что  только культурные языки достойны пергамена  – латинский и греческий. Все другие  языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий, кто хочет  научиться писать, должен  учиться греческому языку.

Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.

Учитель.  Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие.  Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.

Младший.  Но на изучение языков уходит много времени.  И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.

Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…

Учитель.  Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли   найдутся ученые мужи, способные на такой труд.  Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко)  Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)

                   Звучит греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. 

Ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, (слайд) где император поручил им отправиться в Моравию, (слайд) современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.(слайд)

1 ведущий: Кирилл и Мефодий  разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица (слайд) и состояла из 38 букв. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы напоминали какие-то замысловатые завитки, петли и другие сложные фигуры.  После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. (слайд) Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году началось славянское летописание! (слайд)

Ведущий: После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)(слайд)

Ведущий:  В ней 43 буквы. Посмотрите повнимательней на них. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».

Ведущий: Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог и т.д., потом назывались буквы второго слова и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово, например, КНИГА:

како, наш, иже – кни, глаголь, аз – га. (слайд)

Ведущий: А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.(слайд)

Сценка:

Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

Внук: Добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите.

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак.

Ведущий: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу «Азбуку учат, во всю избу кричат».(слайд)

Ведущий: Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. (слайд) В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.

Ведущий: Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.(слайд. Кирилл и Мефодий)

Ведущий: Память их празднуется 24 мая. В Болгарии издавна этот день отмечался праздничными шествиями со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве. (слайд. Памятник Кириллу и Мефодию)

Ведущий: Литературный язык славян понятен всем славянским народам. Но старославянский  язык  отличался, и в первую очередь неполногласием. Например, говорили: град (город), млеко (молоко).Отличался и начальным «е» - един (один), есень (осень). (слайд)

Поиграем в игру «Назови слово». (слайд) Я говорю старославянское слово, вы - исконно-русское.

Глад – голод, здравие – здоровье, страж – сторож, страна – сторона, драгоценный – дорогой, брег – берег, древо – дерево, хлад – холод, врата – ворота, злато – золото, Владимир – Володя, власы – волосы.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах:

Знать на ять – знать на отлично.

Стоять фертом – стоять руки в боки.

Прописать ижицу – проучить как следует, наказать.

 Викторина.

- А теперь – небольшая викторина. (34-42 слайды)

  1. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)
  2. Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)
  3. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и      Мефодий? (Моравия)
  4. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита?(кириллица)
  5. Когда возникла письменность у славян? (863 г.)
  6. Сколько букв в кириллице? (43)
  7. Сколько букв в современном алфавите? (33)
  8. Где используется алфавитный порядок?
  9. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка", 5 класс.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка" для учащихся 5 классов. Помогает воспитывать любовь к родному языку. Знакомит учащихся с предпосылками возник...

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры, на тему "От глиняной таблички к печатной страничке"

Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма. Задачи:познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;показ...

Внеклассное мероприятие по литературе «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе ко Дню славянской письменности и культуры...

Конспект внеклассного мероприятия , посвященного Дню славянской письменности и культуры

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню  славянской   письменности   и   культуры«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ» 8-9 классы...

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности

Игра-квест, посвящённая празднованию Дня славянской письменности и культуры 24 мая....

Внеклассное мероприятие ко дню Славянской письменности "Своя игра" на тему "Аз и Буки".

Внеклассное мероприятие по русскому зыку предзначено для уч-ся 5-6 классов.Создание условий для вовлечения учащихся в активную познавательную исследовательскую деятельность по обогащению собственного ...