9 мая
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Никулина Ирина Геннадиевна

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

для 5-6 классов,

"Этот День Победы…".

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Никулина Ирина Геннадиевна.

Цель проведения мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с новыми произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;
  2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения поэтического текста под музыку, выразительного чтения прозаических отрывков произведений; память и внимание.
  3. Воспитывать коммуникативные навыки общения, патрио-тические чувства, чувство сопричастности к истории своего народа, своей страны, уважения и почитания ветеранов войны и труда.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, видео и звуковые материалы, декорации, имитирующие партизанскую землянку.

Звучит метроном.

Ведущий:  Сороковые, роковые

                    Военные и фронтовые…

                    Сороковые, роковые,

                    Свинцовые, пороховые.

Празднику Великой Победы посвящается…

Видеофрагмент1 (минута молчания)

Ведущий: 65 лет назад отгрохотала Великая Отечественная война.И всё это время многие историки недоумевали: как такая могучая держава как Германия было разбита вдребезги?

Ведущий: Ответ прост. Советские люди защищали Родину, своё право жить и трудиться на родной земле! Призыв «Всё для фронта! Всё для победы!» немедленно поднял миллионы советских людей и превратил страну в единый грозный и могучий боевой лагерь.

Фрагмент 2 ("Сегодня, 22 июня…" - голос Левитана)

Фрагмент 3 Песня "Священная война".

Ведущий: Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом -  солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите …

И всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлука и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги -  ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

                                 (Булат Окуджава. «До свидания, мальчики».)

Песню «На безымянной высоте» исполняет 5 класс.

Ведущий: Стратегия Гитлера сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть Кавказом, выйти к Волге, захватить Сталинград и Астрахань.

Как же Гитлеру хотелось захватить Ленинград! Он бросил на город свои отборные части, вооружённые лучшей техникой. Гитлер рассчитывал взять его с ходу.

Ведущий: 

Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот.

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Ведущий: 

Он шёл с бессмертным возгласом в груди:

- Умрём, но Красный Питер не сдадим!

Красногвардейцы, вспомнив о былом,

Формировали новые отряды,

И собирал бутылки каждый дом,

И собственную строил баррикаду.

Ведущий:

И вот за это долгими ночами

Пытал нас враг железом и огнём.

- Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали,-

Забьёшься в землю, упадёшь ничком…

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди – камни Ленинграда.

Ведущий:

Но мы стояли на высоких крышах

С закинутою к небу головой,

Не покидали хрупких наших вышек,

Лопату сжав немеющей рукой.

Ведущий:

Наступит день, и, радуясь, спеша,

Ещё печальных не убрав руин,

Мы будем так наш город украшать,

Как люди никогда не украшали.

Фрагмент 4 "Прорыв блокады Ленинграда".

Ведущий: За 900 дней и ночей блокады около 850 тысяч мирных жителей города погибли от холода, голода, бомбёжек и артобстрелов. А в короткие передышки между боями бойцы собирались вместе, шутили, вспоминали мирную жизнь, мечтали о Победе, пели…

Фрагмент 5 "Тёмная ночь".

Ведущий: Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых лет.

Ведущий: В течение 4-х месяцев немецкое командование, несмотря на огромные потери, предпринимало попытки овладеть городом. «Мы штурмуем Сталинград и возьмём его», -  хвастливо твердил Гитлер.

Стихотворение "Рассказ танкиста" читает учащийся 5 класса.

Ведущий: «Выстоять  и победить!» - эта заповедь прочно вошла в сознание защитников волжской твердыни. Каждый понимал, что именно здесь решается исход войны.

Ведущий" «Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость – в ваших руках. Исполните свой долг перед Родиной, перед народом, и тогда об обожжённые камни нашего города враг разобьёт свою голову и ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем вас, дорогие воины, и ждём победы над ненавистным врагом».

11 сентября 1942 года.

Фрагмент 6 сообщение Левитана о победе под Сталинградом.

Ведущий: Курская дуга, Брянщина, Беларусь, партизаны. Героизм в тылу врага не уступал героизму на фронте. Работали круглосуточно. 94% всей продукции в те годы – военная продукция. За этой цифрой стоят невиданное упорство и мужество юношей и девушек, женщин и стариков.

Ведущий: Сопротивление оккупантам началось с первых дней войны. Создавались и действовали подпольные партийные органы, которые вступали в неравную битву с врагом. Рождались различные формы борьбы: диверсия, разгром штабов, разрушение линий связи, дорог, мостов. Побег военнопленных.

Подпольные группы выпускали газеты, листовки.

Песню "Смуглянка" исполняют учащиеся 6А класса.

        (Все вместе чтение клятвы партизан.)

«Я, красный партизан, даю свою партизанскую клятву перед своими боевыми товарищами, красными партизанами, что буду смел, дисциплинирован, решителен и беспощаден к своим врагам.

Я клянусь. Что никогда не выдам своего отряда, своих командиров, комиссаров и товарищей партизан, всегда буду хранить партизанскую тайну, если бы даже мне это стоило жизни. Я буду верен своей Родине.

Если я нарушу эту священную клятву, то пусть меня постигнет суровая кара. В чём даю собственноручную подпись.

Клянёмся, клянёмся, клянёмся!!!»

Ведущий: За акции партизан немцы вырезали сёла, сжигали деревни, угоняли в Германию жителей.

Фрагмент 7 звучит минусовка  "Враги сожгли родную хату"

Ведущий: (под музыку)

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошёл солдат в великом горе

На перекрёсток двух дорог,

Нашёл солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат – и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя – мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, -

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришёл…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только тёплый летний вечер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой:

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришёл к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил – солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шёл к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

                             (М.Исаковский. «Враги сожгли родную хату…»)

Ведущий: И вот радио принесло долгожданную весть: началось мощное наступление советских войск. Дивизии Красной Армии перешли в наступление. Толпы людей стояли у радио и рупоров и ловили каждое слово. А над ними раздавался спокойный голос диктора из Москвы:

Фрагмент 8 голос Левитана "Овладение Берлином"

Песню «Последний бой» исполняют учащиеся 6 Б

Ведущий: 9 мая 1945 года невиданным салютом – 30-ю залпами из 1000 орудий – Москва салютовала победителям. День Победы – он пришёл, ликующий и жизнеутверждающий, в слезах радости и скорби, в майском цветении.

Видеофрагмент 9 "Парад Победы 9 Мая"

Ведущий: Память – это солдаты. Простые советские солдаты. Они достойны восхищения за их стойкость, мужество, за их героизм.

Ведущий: Память – это победа. Победа, которая вышла из огня и у которой солёный вкус.

Ведущий: Память – это первый день мира. В это день бойцы палили в воздух не от радости, что остались живы, это был первый салют павшим, первый салют Победы, первый салют памяти.

Ведущий:

        Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придёт

Никогда, -

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

        Вечно достойны!

        Люди!

Покуда сердца стучатся, -

        Помните!

Какою ценою завоёвано счастье,-

Пожалуйста,

        Помните!

Песню свою

                        отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

Кто уже никогда не споёт, -

Помните!

Детям своим

                     Расскажите о них,

Чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена

                          бессмертной

                                                 Земли

Помните!

К мерцающим звёздам

                               Ведя корабли, -

О погибших

 Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли.

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!...

Но о тех,

кто уже не придёт никогда, -

Заклинаю, -

Помните!

                                  (Р.Рождественский. «Реквием»).

Видеофрагмент 10  Песня из фильма"Офицеры".