Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс
рабочая программа на тему

Ботина Анастасия Андреевна

Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmavneurochnoydeyatelnosti.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

вo 2,4 классе (2014-2015 учебный год)

по математике

«Веселая математика»

Возраст детей—8-11 лет

Срок  реализации – 1 год

Тип программы - адаптированная

п. Лесной 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 8-11 лет)

           Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

           Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Веселая математика» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого  и традиционного мышления.

    Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены  задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.

     Данная программа,  способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе  и  способствуют  развитию памяти,  внимания, мышления, логики;

2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием.

В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

  • работать с разными источниками информации;
  • пользоваться изученной терминологией;
  • ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  • сравнивать, анализировать полученную информацию;
  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  • раскрывать общие закономерности;
  • составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
  • работать в группе, в паре;
  • решать открытые и закрытые задачи;
  • определять последовательность осуществления логических операций.

Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.

ЗАДАЧИ

  • развивать умение последовательно описывать события и  выполнять последовательность действий;
  • обучить решению логических задач;
  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;
  • научить решению и  составлению задач-шуток, магических квадратов;
  • научить обобщать математический материал;
  • воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;

   

Требования к  результатам   обучения  по  программе:

                

 Предметные 

научиться последовательно,  описывать события и  выполнять последовательность действий;

обучиться  решению логических задач;

научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

научиться решению и  составлению задач-шуток, магических квадратов;

Метапредметные

научиться обобщать математический материал;

Личностные

научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;

     

                                              ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

      Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями  обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи».  Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

           Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

    Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;
  •      поиск основных алгоритмических конструкций

         на хорошо знакомых сказках

  • сочинение своих сказок.

                   

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Дата проведения

План

Факт

Арифметические забавы.

9

1

Из  истории математики. Как люди научились считать.

1

2

Игры с числами.

1

3

Задачи на сообразительность.

1

4

 Задачи на внимание.

1

5

Конкурс «Загадки Весеорго карандаша»

1

6

Шарады. Ребусы.

1

7

Задачи в стихах.

1

8

Магические квадраты.

1

9

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

Логика в математике.

15

10

Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.      

1

11

Множество и его элементы.

1

12

Способы задания множеств.

1

13

Сравнение и отображение множеств.

1

14

Математическая эстафета.

1

15

Кодирование и декодирование.

1

16

Отрицание.

1

17

Истинные и ложные высказывания.

1

18

Математические фокусы, игры на внимание.

1

19

Символы в реальности и сказке.

1

20

Самостоятельное создание символов.

1

21

Обозначение действий, знаки – пиктограммы.

1

22

Понятие «дерево».

1

23

Задачи, решаемые подбором.

1

24

Решение задач комбинаторного типа.

1

Задачи с геометрическим содержанием.

10

25

Кодирование

1

26

Симметрия фигур.

1

27

Задачи на разрезание.

1

28

Задачи на склеивание.

1

29

Игра «Конструктор».

1

30

Задачи со спичками.

1

31

Геометрическая викторина.

1

32

Задачи комбинированного типа

1

33

Игры на развитие конструкторских способностей

1

34

Обобщение и закрепление изученного.

1

Итого:

34 ч

 

Список литературы

для педагога:

1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.

2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.

3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.

4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.

5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.

6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.

7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.

8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.

10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.

11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.

12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.

13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.

14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.

 15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10

Список литературы для детей:

для дополнительной информации,закрепления изученного материала:

1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.

3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана  на 1 год об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» для учащихся 7 класса

Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная  математика»для учащихся 7 класса...

Программа внеурочной деятельности по математике 7 класс ФГОС "Магия математики"

Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности «Магия математики» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результата...

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...