Животные Севера
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Животные Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx59.32 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

« Животные  Севера».

Цель: Создание условий для формирования  представлений детей о  животных Севера в тундровой зоне и среде их обитания.

Задачи развития:

  1.  Расширить познавательный  интерес к окружающей среде, воспитание   отношения к природе родного края,
  2.  Актуализировать  знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.
  3.  Развивать познавательный интерес к изучаемой теме, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;    
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и природе родного края;  
  5. Создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в группе.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор для показа презентация;
  2. Музыкальное сопровождение;
  3. Выставка книг о животных  Севера;
  4. Рисунки о животных Севера.
  5. Карточки

 Ход мероприятия:  

Организационный момент. (Слайд№ 1)

        Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю, о ком будем говорить, догадайтесь?

1. Лемминга ищет – всегда на охоте  

Тундры открытой вечный жилец

В рубашке пуховой густой и добротной

Рыщет не слышно белый……(песец)   (слайд№ 2)

2. Он всю зиму в шубе спал,  
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной …
(медведь).  (слайд № 3)

3. Кто зимой холодной,  

Ходит злой, голодный … (Волк) (слайд № 4)

Актуализация знаний  (слайд №5)

        - Мы продолжаем говорить о животных Севера. Сначала выясним, что мы уже знаем  о животных нашего края. Проведем игру «Я знаю...».  Я вам читаю вопросы, а вы отвечаете.

1. На какие полушария можно разделить Землю?

(Северное и Южное, Западное и Восточное)

2Самый большой материк? (Евразия)

3.Россия находится на материке …. (Евразия)

4..Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

 5.Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика)
6.Название острова, на котором расположен арктический заповедник.
 (Врангеля)

 7.Арктика – царство снега и … (льда)

 8. На каком полуострове мы живем?

 9. В какой климатической зоне находится полуостров Ямал?

Мы живем в тундровой зоне. (Слайд № 6)

        Молодцы, вы ответили как настоящие жители тундры. А в какой климатической зоне вы живёте?

         Правильно,  вы все живёте в тундровой климатической зоне. Сегодня на занятиях     вы покажете свои знания о тундре и её обитателях.

        Как вы думаете, от какого слова произошло слова «тундра»?

( вы, наверное, знаете из урока окружающего мира, что означает слово – тундра)???

Ответы детей Слайд № 7

Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая равнина».

        Кто покажет тундровую зону на карте? Каким цветом обозначена?   Слайд № 8

Ученик показывает

        -Правильно, уточняю, что зона тундры  протянулась вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры (показывает учитель)

  Немного мы расскажем о климате тундровой зоны.

Климат

        -Убедитесь, правильно ли вы отметили природную зону тундры.   По каким признакам можно узнать что это тундра. Кто из вас может немного рассказать.

Ответы детей.

        Уже в октябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.

        К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная,  полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля. 
          Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день.

Воспитатель: Но оживляют природу тундры его обитатели. А кто же в северном краю живёт? (слайд № 9)

        Для этого на карточке подчеркни названия животных, которые обитают в тундре: хомяк, заяц, волк, дрофа, еж, белая сова, иволга, лемминг, рысь, лось,  , песец, лиса, Горностай, бурый медведь, белый медведь.

 А какого животного нет в списках? (оленя). (Слайд № 10)

А теперь  сделаем короткое сообщение о животных нашего края.

Сообщение детей

Об олене (Едэйко)

Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год питается в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. К зиме олени начинают перекочевывать в более южные районы, туда, где пастбища богаче травой и ягелем. За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы.

Лемминг (Иван)  (Слайд № 11)

Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются травами и ягодами.


Песец (Сергей Яр) ( слайд № 12)


– Я одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У меня очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает мне находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает меня незаметным на снегу. Питается мышами, рыбами птицами.
 

         Физминутка

Летают, не летают: Лебедь, гусь, гагара, полярная сова, куропатка, кулик, утка, стерх, заяц, волк,    белая сова,   лемминг,  лось,  песец, лиса, горностай, бурый медведь, белый медведь, пингвин.

        В тундровой зоне также обитают птицы. Какие птицы бывают? (зимующие и перелетные).  Слайд №13

Задание: заполните таблицу зимующих и перелетных птиц.

Зимующие птицы

Перелетные птицы

 Лебедь, гусь, гагара, полярная сова, кулик, куропатка, утка, орел, стерх.

Назовите, какие птицы прилетают?

        -Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).

         Среди этих есть одна священная птица в тундре, которая по ненецкой легенде участвовала в создании Земли. Она всегда протяжно кричит вечером, а иногда, кажется, ругает птенчиков. Что за птица? (гагара) Слайд №14

Однако есть и такие, которые живут в тундре круглый год, а какие узнаете, отгадав загадки:  слайд №15

  1.   Перья белые, как снег,

        Когти острые, как спицы,

       На ночь спать в сугроб ложится-

       Не нужна ей и кроватка.

       Это птица – куропатка

      2. Она, как снег, от солнца прячется. Слайд №16

          А мышки от нее…(Сова).

Маленькое сообщение о полярной сове. (Светлана)

–За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе меня прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питаюсь я грызунами. В тундре таким является лемминг. Я отличаюсь от своей лесной сестры окраской перьев: они у меня белого цвета.
Размах моих крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Охочусь я с земли: сижу на каком-нибудь холмике и выглядываю добычу. Увижу – взлетаю и глотаю. Я нападаю на куропаток и даже ловлю рыбу.


КРАСНАЯ КНИГА (слайд №17)


        -В тундре обитает и много других животных, таких как заяц-беляк, горностай. Многие из них занесены в «Красную книгу». 

Под особую охрану взяты и редкие, исчезающие птицы:

  • белый журавль или стерх,
  • малый или тундровый лебедь,
  • краснозобая казарка, кречет.

ВЫВОД - РЕФЛЕКСИЯ

 Ребята, занятие подходит к концу, давайте сделаем выводы.  

Вспомните, о каких животных мы говорили? (о животных тундровой зоны). Что нового узнали из жизни   животных? (чем питаются, почему не замерзают, где и чём живут)

1.  Какие приспособления позволяют животным Севера жить в условиях тундры? Ответы детей:

  • белая окраска зверей и оперенье птиц зимой, лишь на короткое время – летом, сменяется на пеструю;
  • накопление слоя подкожного жира;
  • густой мех у зверей, теплый пух – у птиц;
  • утепление конечностей на зиму: у песцов – теплые стельки,  у птиц опущение ног;  зимняя спячка; сезонные миграции и кочевники (осенью покидают  тундру и улетают в теплые края птицы).

2. Почему исчезают животные тундры?  

 

 Природа тундры необыкновенно ранима: нарушается поверхность почвы и растения погибают от вездеходов и тракторов.. Для её восстановления требуются годы. Второе, на многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. В-третьих,  местность загрязняется нефтью во время ее добычи, буровики за собой не убирают и выливают отходы.

Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Поэтому, нужно взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и места стоянок чумов в порядке.

Оценка воспитанников о проведенном занятии.

        А теперь дорогие дети оцените, как на ваш взгляд прошло наше небольшое, но познавательное путешествие в мир животных нашего любимого края. Теперь каждый возьмет и покажет тот кружочек, который соответствует надписи на экране.

1. это для меня было важно и познавательно…. - Красный кружок

 2. для меня было недостаточно интересно… - Синий кружок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Наглядно-графический план (схема) для составления описательных загадок о диких, домашних животных, животных Севера и жарких стран для детей с ОНР.

Образец: это большое дикое животное коричневого цвета. У него большое туловище, толстые лапы, короткий хвост; питается рыбой, малиной, медом. Встречается в сказках "Три медведя", "Теремок", "Машенька ...

Лексическая тема "Животные Севера"

Учебно-методический  материал  для  развития,  коррекции  устной и  письменной  речи  учащихся....

Проект "Животные Севера"

Проект "Животные Севера" для детей с задержкой психо-речевого развития, подготовительная группа...

Животные севера

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Животные севера"...

Игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР 5 - 6 лет по теме: "Животные Севера и Юга"

Перечисленные игры и упражнения помогут специалистам, воспитателям, родителям успешно вести работу по формированию грамматического строя речи, обогащения словаря, развитию связной речи....

Конспект открытого занятия «Животные Севера»

Конспект открытого занятия «Животные Севера»...