Главные вкладки

    Сценарий внеклассного мероприятия для 7-11 классов "Солдаты необъявленных войн"
    классный час (5 класс) на тему

    Рыбакова Елена Фёдоровна

    Данная разработка посвящена 15 февраля -Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_meropriyatiya.doc89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий мероприятия, посвящённого Дням воинской славы России

    «Солдаты  необъявленных  войн».

    Авторы: учитель начальных классов Рыбакова Елена Фёдоровна

    учитель истории и обществознания Туркина Галина Геннадьевна.

     Цель: Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

    Задачи:

    - знакомство учащихся с  военными  событиями, к  которым  применимо понятие «необъявленная война»;

    - развитие интереса учащихся к культурному и историческому наследию;

    - активизация познавательной деятельности и творческих способностей.

    Форма: устный журнал.

    Участники: учащиеся 7-11 классов.

    Методы: поисковый, театрализация, наглядный.

    План подготовки мероприятия.

    1. Поисковая работа по сбору материала.

    2. Подбор реквизита для оформления места проведения.

    3. Создание компьютерной презентации на основе собранного материала.

    4. Репетиции по составленному графику.

    Краткое содержание.

    1страница. Коре́йская война́ — конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей.

     С 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года.

    2 страница. Афганская война – 1979-1989 г.г.

    3 страница. Чеченские  войны – 1994-1996, 1999-2002

    4страница. Цхинвал – 08.08.2008 г.

    Литература.

    1. Школьная энциклопедия «Руссика».История России в 3-х томах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

    2. Энциклопедия для детей.Т.5. История России и её ближайших соседей./Глав.ред.М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+,2000.

    3. Интернетресурсы – ВИКИПЕДИЯ.

     

    Вступление

    «15 февраля-День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества».

    слайд-заставка

    1. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Во времена Российской империи Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою причастность к славным деяниям наших предков.

    Слайд №2.

      2. В целях возрождения одной их лучших российских военных традиций в 1995г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории нашей страны.  Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон об установлении в России новой памятной даты 15 февраля - "Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества". Соответствующие изменения внесены 29 ноября в ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России".

    Документ позволил придать официальный статус памятным мероприятиям, посвященным исполнению россиянами служебного долга за пределами Отечества, традиционно проводимым ветеранами войны в Афганистане 15 февраля (день вывода советских войск из этой страны).

    Федеральный закон был принят Госдумой 17 ноября 2010 года и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года. Он вступил в силу с 1 января 2011 года.

    3. С незапамятных времён люди с уважением относились к своим воинам. О славе и русской воинской доблести не следует забывать: подвиги ратников Александра Невского, солдат Александра Васильевича Суворова и Михаила Илларионовича Кутузова, моряков адмиралов Ушакова и Нахимова; бойцов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, молодых ребят, выполнявших свой воинский долг в Афганистане и «горячих точках».

    4. Тема армии отражалась и отражается в искусстве: художники писали батальные картины, поэты слагали стихи, композиторы сочиняли музыку. Благодаря их творчеству нам предоставлена возможность увидеть и почувствовать дух  разных исторических событий. Перелистаем страницы истории.

    Слайд №3

    1. Коре́йская война́ — конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей.

     С 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года.

    2. Афганская война – 1979-1989 г.г.

    3. Чеченские  войны – 1994-1996, 1999-2002

    4. Цхинвал – 08.08.2008 г.

    Слайд №4

                    1 стр. Корейская война

              На востоке наша страна граничит с небольшим государством Корея. Эта страна давно разделена на два враждующих лагеря Северную и Южную Корею. В 50-е годы 20 века между ними разгорелся вооружённый конфликт.

         Слайд №5.   СССР официально не участвовал в войне, но оказывал помощь Северной Корее.
       Советский Союз во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов. Со стороны Юга в войне принимали участие США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил.

          Экономически война стала бременем для народного хозяйства СССР: резко возросли военные расходы. Но при всех издержках около 30 тысяч советских военнослужащих, так или иначе участвовавших в конфликте, получили ценный опыт ведения локальных войн, были опробованы новейшие виды вооружений, в частности, боевой самолёт МиГ-15. Были захвачены образцы американской военной техники, что позволяло советским инженерам и учёным применить американский опыт при разработке новых видов вооружений и более успешно готовиться к новой войне.

    Слайд №6.

    Корейскую войну назвают Забытой войной или Неизвестной войной.

    Слайд №7.

    Но и сейчас живы те, кто принимал участие в той забытой войне.

    Наш земляк Атландеров Андрей Михайлович

    (Рассказ  Атландерова  А.М.)

    Солдат войну не выбирает

     Превозмогая безразличье

    Людей, не ведавших войны,

    Я славлю грозное величье

    Моей воюющей страны.

    Долготерпенье убывает,

    Лютуют наглые враги,

    Повсюду русских убивают –

    А ты и вякнуть не моги!

    Ликуя, негодуя, плача.

    Забыв про возраст, сан и чин,

    Гордимся мы своей удачей –

    Быть там, где место для мужчин.

    Награда ждёт в чертогах рая,

    А на земле нам суждена

    Война без продыха и края,

    Затишье – и опять война…

    Следующая страница нашего журнала называется

    Слайд №8.

    Стр.2. «Афганский излом».

    История Афганской войны.

    2-й ведущий:

    Слайд №9. После Второй мировой войны Афганистан был независимым государством, но находился под влиянием Советского Союза. Советский Союз оказывал Афганистану помощь в развитии хозяйства.(слайд) В середине 50-х годов в Афганистан пришли первые группы специалистов из СССР. Они строили предприятия, прокладывали дороги, линии электропередач, перекидывали через реки и ущелья мосты. Многие молодые афганцы обучались в советских вузах. Когда в Афганистане произошла революция и смена власти, Советский Союз поддержал новую власть. С этой целью в Афганистан были введены советские войска. Это произошло в  1979 году. 25 декабря в 15.00 в зимний солнечный день начался ввод войск.(слайд) Первые погибшие появились уже через два часа: БМП не удержалась на дороге и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника) Так началась кровопролитная война, продолжавшаяся около10 лет!

    3-й ведущий:

    Слайд№10. Афганский народ воспринял  появление советских солдат как иностранную интервенцию (наверное, справедливо) и стал оказывать им вооруженное сопротивление. Противниками наших ребят становились не только "банды моджахедов", но и сам народ от мала до велика.

    А наши солдаты - это в основном молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. (слайд) Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной, враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

    (Стихи о контингенте)

    1-й чтец:

    ПОСВЯЩАЕТСЯ КОНТИНГЕНТУ.

    Слайд №11. Нас самолёты не бомбили

    И не утюжил танк окопы;

    Мы в штыковую не ходили,

    Не брали с боем пол-Европы.

    Слайд №12.Мы тропы мерили шагами,

    Боезапас тащили к цели;

    Себя под пули подставляли,

    Оставив технику в ущелье.

    Слайд №13.Нас контингентом называли,

    И это тоже не беда,

    Но мы друзей своих теряли

    Не понарошку, навсегда!

    Слайд №14.Упрёков нам бросать не надо.

    Здесь шла война. Суров итог.

    И жизнь была на всех наградой,

    А каждый сделал всё, что мог.  

                               ( В.В. Гусев)

    Слайд №15. Афганская война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ. По официальным данным общие потери нашей страны в этой войне составили 13 833 человек. Пропали вести и были захвачены в плен 330 человек.

          Слайд №16. А домой приходили сухие извещения военкоматов. Туда же шли цинковые гробы с телами погибших на этой  войне. Их называли "груз 200" и перевозили на грузовых самолётах, которые наши ребята называли "Черными тюльпанами".

              1-й ведущий:

                 Слайд№17. Однажды "груз 200" пришел и в наш поселок. На Афганской войне погиб наш земляк, выпускник нашей школы - Алексей Карпычев.

    Алексей Карпычев был обычным учеником, мечтавшем о будущем, веселым и доброжелательным, хорошим другом.  Как большинство юношей того времени, в восемнадцать лет пошел служить в ряды Советской Армии. У него и в мыслях не было, чтобы, как говорят сейчас, "откосить" от армии. Алексею предложили службу в ВДВ и он с радостью согласился. Подготовку проходил в Литве, учился в сержантской школе, получил звание младшего сержанта. Однажды ночью ребят подняли по тревоге, погрузили в самолет и отправили в неизвестность. В первом письме родителям Алеша писал "Сейчас нахожусь на новом месте, где очень жарко, температура доходит до 50 градусов, но это считается не так уж и жарко, в общем нахожусь я в пустыне." Так Алексей оказался в Афганистане. В этом письме он обещал родителям чаще писать, но прислал домой всего еще одно письмо. За простыми строчками письма чувствуется тоска по дому, родителям и друзьям, любимой девушке и  тревога за себя и за них. "Осталось до дома всего  12 месяцев, так уж время течет, вроде бы недавно был прощальный и тут скоро встречать надо будет... Приеду домой, можно будет и дом кирпичный поставить, я тут всем профессиям обучился, могу кирпичи делать, могу и дома ставить, так что незаменимый человек буду...  Заделывайте побольше компоту к моему приезду, "чтоб весь подвал был в компоте"...а то здесь с водой плохо... Не долго осталось, скоро приеду, ждите." И вот еще строчки: "Времени для печали нет, да и чему печалиться, жизнь она хорошая штука, интересная, правильно говорится "жизнь прожить не поле перейти"...

    Слайд №18. 3-й чтец:

    ***-А мать всё о внуках мечтала,

    Ночами порой не спала,

    Листок календарный срывала,

    Сыночка домой все звала.

    -Из дома подружка писала,

    Из армии Лешу ждала,

    О свадьбе с Алешей мечтала,

    Приданое все собрала.

    -И надо ж такому случиться,

    И надо ж такому быть:

    В окно к Тане почта стучится

    С известьем:  Алеша убит.

    -Идут наши парни хорошие

    Нелегкой дорогой побед.

    В Болгарии тоже Алеша

    Погиб девятнадцати лет. (Охапкина З.)

    Слайд №19. Алеша очень хотел домой, но вернуться ему пришлось в цинковом гробу. Он погиб в одном из боёв с душманами. За проявленные героизм и мужество младший сержант Алексей Карпычев был награжден орденом "Красной звезды" посмертно. В наградном листе говорится: "31 августа 1984 года во время проведения боевой операции по разгрому бандформирований мятежников в провинции Кандагар взвод был остановлен мощным огнем противника. Появились раненые. Личным примером увлекая за собой товарищей, он кинулся на помощь раненым. Взвод был вынужден отойти. Оставшись прикрывать отход взвода, принял самостоятельное решение выдвинуться во фланг противника и уничтожить огневую точку мятежников. Пробежав поле под прицельным огнем мятежников приблизился к дзоту и забросав гранатами уничтожил огневую точку противника, что способствовало успешному отходу взвода. Затем под прикрытием взвода стал отходить сам и при отходе был ранен в ногу. Потеряв способность передвигаться дальше, он занял оборону и стал вести прицельный огонь по наседавшим мятежникам, тем самым принял весь удар на себя. В ходе боя он геройски погиб."

    Проходят годы, но мы, земляки Алексея Карпычева не забываем его имя. В нашем селе живут его родители, друзья, одноклассники. Улица, на которой он жил названа его именем. Его памяти и всем мамам, потерявшим своих детей на войне, посвящается эта песня.

    (Песня Баллада о матери) Слайды №20-22.

    Афганскую войну прошли и другие наши земляки: Частухин Валентин и Бобков Алексей, к сожалению, ушли  очень рано из жизни. Незлобин Евгений   Аркадьевич  ; к счастью, жив, вырастил двоих сыновей, которые в настоящее время служат в армии.

                 

    Слайд №23 Стр.3 «Чеченский  конфликт».

                                         3-й ведущий:

    Другой трагической страницей недавнего прошлого стали две военные кампании в Чечне. Да и промежуток-то между ними мирным можно назвать с большой натяжкой.

    Чеченский конфликт возник по нескольким причинам: одна из них - ущемление национальных интересов чеченского народа в годы Советской власти, то есть обида на Россию за то, что чеченцев не воспринимали как равных. Этой обидой воспользовались люди, стремившиеся к власти. Вот имена некоторых из них: Джохар Дудаев, Шамиль Басаев, Зелимхан Яндарбиев и другие Они настроили мирных чеченцев против Советского Союза и объявили о независимости Чечни от СССР, а потом и от России. Россия не могла допустить потери своей территории и пыталась договориться с чеченскими лидерами мирно, но ряд обстоятельств заставил Россию принять решение о вводе в Чечню своих войск.

    (Слайды №24 -29)Среди этих обстоятельств многочисленные террористические акты в разных регионах страны.)

        Слайд №30  Когда армия вошла в Чеченскую республику, все думали, что мятежные войска чеченцев будут легко побеждены, но их силы были недооценены. Отсюда такое пренебрежение к специальной подготовке российских солдат и, как следствие, огромные потери среди них. В общей сложности на операцию было мобилизовано примерно 40 тыс. чел.

    Несмотря на подавляющее превосходство в живой силе, вооружении и воздушной поддержке, федеральные войска не смогли установить эффективный контроль над многими районами Чечни. Чеченские мятежники получали постоянную «подпитку» из-за рубежа финансовыми средствами, вооружением, боеприпасами, добровольцами, инструкторами. Средства поступали и от чеченцев, проживающих в других районах России, от чеченских организованных преступных группировок. В горных районах были созданы многочисленные базы, учебные лагеря, тайники с оружием, медикаментами и боеприпасами. Раненых боевиков вывозили на лечение за рубеж.

               Слайд №31.  На службу в Чечню отправлялись отряды Российской милиции из всех регионов нашей страны. Заволжские милиционеры также участвовали в этих событиях. Одним из участников такой командировки был   Бокарев Евгений Викторович. Еще раньше там служили наши земляки Ефимов Владимир  и Соловьев Александр  - папа нашего ученика Димы Соловьева.

             2-й ведущий:

           

             Слайд №32. Большинство жертв конфликта — русские, также пострадали дагестанцы, ингуши и прочие народы, проживавшие в Чечне. Потери России оцениваются как 12-15 тысяч солдат Российской армии и 7-10 тысяч гражданских лиц.

               Как бы то ни было, потери человеческих жизней, искалеченных судеб не вместишь в рамки сухих цифр.

               Кто они, прошедшие через горнило Афганистана и Чечни?  

               3-й ведущий:

            Слайд №33.   Им было, в среднем, по двадцать... Как это ничтожно мало, если столько отведено тебе судьбой. Они уходили от нас в этом возрасте. Ни один не гадал, что погибнет, совершив поступок, о котором скажут потом: подвиг. В лексиконе ребят отсутствовало это слово, заменялось на куда более прозаические: спасение, выручка, помощь, защита. И, тем не менее, неосознанно каждый вложил в свой поступок не только всю свою энергию, силу и волю в последний момент, но и страсть будущей жизни - недожитой, недопетой, недолюбленной. Совершая подвиг в таком возрасте, да и в любом другом, человек вкладывает в него свое будущее. И смерть становится последней, ярчайшей вспышкой, освещающей и собственную жизнь, и жизнь поколения, ровесником которого он был.

    Слайд №34. (Песня «Звезда» из кинофильма «Честь имею»)

         

    Слайд №35 Мы про любовь говорить не умели,

    Будто она далеко, далеко...

    Каждую ночь мы на небо смотрели,

    Звезды на нем зажигая легко.

    Слайд №36. Помню ты мне сказала, в сердце печаль затая,

    Если звезда упала – значит, она твоя.

    Ты же тогда не знала синяя птица моя,

    Если звезда упала ,значит, она твоя...

    Слайд №37. Тысячи дней и ночей пролетели.

    Где и когда потерял я себя?

    Кажется мне я остался в апреле

    Я до сих пор провожаю тебя

    Слайд №38 Помню ты мне сказала в сердце печаль

    Затая если звезда упала значит она твоя...

    Ты же тогда не знала синяя птица моя...

    Если звезда упала значит она...

    Слайды №39-40 на проигрыше

    Ты же тогда не знала синяя птица моя

    Если звезда упала значит она твоя

    Если звезда упала значит она твоя...     

    Слайд №40. Стр.4. «Солдат войны не выбирает».

     Слайд №41 8 августа 2008 года Грузия начала обстрел столицы Южной Осетии г.Цхинвал с целью не допустить отделения  Южной Осетии от Грузии.

    Слайд №42

    Валерий Хатюшин (Читает ученик)

    Слайд №43 НА РУИНАХ ЦХИНВАЛА

    Им долго жить в разрухе и печали,

    золой и пеплом их не Бог занёс…

    Играл оркестр в разгромленном Цхинвале,

    Слайд №44. и невозможно было спрятать слёз.

    Слайд №45. Больной стране еще одним уроком

    предстала эта общая беда.

    В зияющих, пустых глазницах окон

    застыл предсмертный ужас навсегда.

    Слайд №46.Торжественно-молитвенные звуки

    лились над черной копотью домов.

    Росла надежда — этот свет Христов, —

    в глазах, остывших от сердечной муки.

    Слайд №47. Услышав и запомнив каждый взрыв,

    все обойдя руины и воронки

    и скорбный лик ладонями закрыв,

    стояла Богородица в сторонке.

    Слайд №48.Играл оркестр, во тьме горели свечи,

    вокруг умолкли птичьи голоса,

    и слушали недвижно небеса

    его звучанье в этот горький вечер.

    Слайд №49. Поджали когти ястребы войны,

    но жаждут жертв кавказские капканы.

    Уж сколько лет разорванной страны

    кровоточат бесчисленные раны!

     Пострадало мирное население. Россия не могла остаться безучастной, так как первые залпы грузинских орудий были направлены на базы российских миротворцев. Было принято решение о защите Цхинвала со стороны  российских вооружённых сил. В Южную Осетию  были введены российские войска. Они помогли отстоять Южной Осетии свою независимость и  защитить мирное население  от грузинской агрессии.

    Слайд №50. В составе  российских вооружённых сил, введённых на территорию Южной Осетии, оказался наш выпускник, проходивший срочную службу, Баусов Алексей.    (рассказ Алексея)

           В результате, благодаря помощи России, Южная Осетия отстояла свою национальную независимость.

    видеоролик.

    Слайд №51.     Заключение.

    Война поломала жизни многих молодых парней. Но, несмотря ни на что, они честно исполняли гражданский долг, данный отечеству, оставались верными присяге до конца. «Горячие точки» с гордостью показали, что наши ребята достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны.

    Мы разделяем всю боль утраты с теми, кто потерял на этой войне своих родных и близких, своих мужей и детей, а так же отдаем дань уважения всем участникам тех событий.

    СЛАЙД №52 МИНУТА МОЛЧАНИЯ

    Слайд №53.Солдат войну не выбирает –

    Куда пошлют, на ту идёт,

    На ней живёт и умирает

    И, умирая, в ней живёт

            Слайд №54.  Русский  парень.

    Текст (слова) песни «Русский парень»(распечатать)

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла

    Здравствуй, милое солнце моё!

    Я тебе с поля боя пишу.

    Надо мной здесь кружит вороньё,

    Только я умирать не спешу.

    Мы ещё погуляем с тобой,

    Потанцуем под небом ночным.

    Отслужив, я приеду домой

    И ты скажешь подружкам своим:

    Русский парень от пуль не бежит,

    Русский парень от боли не стонет,

    Русский парень в огне не горит,

    Русский парень в воде не тонет.

    Русский парень от пуль не бежит,

    Русский парень от боли не стонет,

    Русский парень в огне не горит,

    Русский парень в воде не тонет.

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла

    Пусть не скоро, но вновь за столом

    Соберётся вся наша семья.

    Про любовь под гитару споём

    И обнимемся, слёз не тая.

    Снова в небо ракета пошла,

    Далеко я от дома теперь.

    Я хочу, чтоб меня ты ждала,

    Я к тебе возвращусь, только верь.

    Русский парень от пуль не бежит,

    Русский парень от боли не стонет,

    Русский парень в огне не горит,

    Русский парень в воде не тонет.

    Русский парень от пуль не бежит,

    Русский парень от боли не стонет,

    Русский парень в огне не горит,

    Русский парень в воде не тонет.

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла-ла-ла-ла-ла

    Ла-ла-ла

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

       Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.

    Форма проведения:  брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.Цели и задачи:Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее полученные знания в новой с...

    сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны"

    познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период;развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, выз...

    Сценарий внеклассного мероприятия "Животные в годы войны"

    Этот материал поможет провести классный час в месячнике патриатического воспитания....

    СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

    Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...