Час занимательного русского языка 4-5 кл
методическая разработка на тему

Гуровских Ольга Михайловна

Час занимательного русского языка 4-5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_zanimatelnogo_russkogo_yazyka_4-5_kl.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. САВИНОВО.

Час занимательного русского языка.

(для учащихся 4 – 5 классов)

САВИНОВО

2011 ГОД.

1.Прочитайте стихотворение А.Яшина. За что поэт любит свой родной край?                                                Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава могуч.

                            …

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

  1. А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

   Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая необыкновенная и самая непонятная вещь в мире:  мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…  

  Какая наука изучает язык? Из каких разделов она состоит?

  1. Чтобы правильно произнести эти стихи, надо верно вставить пропущенные слова. Попробуйте сделать это.

На бахче у нас растет.                                        Чтоб скорей в библиотеке                          Как разрежешь – сок течет,                                Отыскать ты книгу смог,                                                                      Свеж и сладок он на вкус,                                                  В ней бывает картотека,

Называется …(арбуз).                                                        Специальный …(каталог)

  1. В каком слове сорок а? (Сорока).

  1. В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп).

  1. Как можно превратить мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число? (Сделать мягким конечный согласный).

  1. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Сделать к звонким).

  1. Почему любопытный слоненок из сказки Р. Киплинга (в русском переводе), когда крокодил схватил его за нос, закричал: - Пустите бедя, бде очень больдо!

  1. Как можно превратить слово семя в слово семья?

  1. Прочитайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять?

 - Не чересчур ли ты добряк? –                                            

 Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак. –                  

 Слова и буквы ты всегда смягчить  стремишься.                                                                        

Нет, в алфавите ты не годишься!                                      

 - Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –                          

 Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –                          

 Ты тверд и груб,                                                                    

 Как суковатый дуб.

 Давным-давно пора, как букву Ять,

             Тебя из азбуки изъять…          

             - Друзья! Ваш разговор –

            Никчемные слова, -

            Услыша этот спор, сказала буква А, -

            Вы оба хороши,

            Достойны оба чести,

            Когда стоите в нужном месте.

  1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота).

  1. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла).

  1. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

  1. Вопросы-шутки.
  1.  Чем кончается день и ночь? (ь)
  2. Что стоит посередине земли? (м)
  3. Чем кончается лето и начинается осень? (о)

  1. Загадки-складки.

Он на вокзале есть всегда,          Загадка эта нелегка:                               На большие расстояния

К нем приходят поезда,               Пишусь всегда через два к.                     Мчится он без опоздания

Двойное р содержит он,             И мяч, и шайбу клюшкой бей,                 Пишется в конце два с,

А называется …(перрон)             А называюсь я …(хоккей).                      Называется …(экспресс).

  1. В каком глаголе нет слышится сто раз? (Стонет).

  1. Загадки-складки.

1)Простое слово промежуток:                2)Я антоним к слову зной,               3)Я антоним шума, стука,

   В театре несколько минуток,                  Я в реке, в тени густой,                   Без меня вам ночью мука,

   Пока начнется новый акт,                        И в бутылке лимонада                     Я для отдыха, для сна,

   Мы называем все…(антракт);                 А зовут меня … (прохлада).             Да и в школе я нужна

   На время что-то прекрати,                                                                                 Называюсь …(тишина).

   Мы объявляем …(перерыв)                                

   В борьбе, в труде устали слишком –                         4)  Не бываю без начала,

   Дают уставшим … (передышку)                                     Близкий родственник причала,

   После урока непременно                                                   Делу всякому венец,

   Нужна ребятам … (перемена).                                       Называюсь я …(конец).

  1. Загадки.

     1)Я от солнца, от огня,                     2)Я – все то, что есть на свете,          3)В тетради я бываю

        Яркий луч несет меня,                      Все народы на планете,                          Косая и прямая;

        Но бывает смысл иной:                   Мой омоним -  враг войны,                     В другом своем значении

  Весь огромный шар земной.            Друг труда и тишины.                            Я – планка для черчения,

                                   (Свет)                                              (Мир)                                Я, наконец, порою

                                                                                                                                      В шеренгу вас построю.

                                                                                                                   (Линейка)

                                                                 

  1. Загадки-шутки.
  1. Какой город летает? (Орел).
  2. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля).
  3. Какое государство можно носить на голове? (Панама).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса

данное мероприятие поможет  проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"

Цель:  закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией

Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".

Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия.  Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....